Темницы рухнут и свобода нас примет радостно...

Поэт пишет: ...у входа. У какого входа, входа куда?

В Оксфорде были проведены исследования, при которых фиксировалось, сколько времени проходит между принятием простого решения в мозгу и его непосредственной реализацией.

Результаты были получены интересные. Сканирование мозговой активности показало, что решение произвести физическое действие возникает за шесть секунд до претворения в жизнь и принимается не мозгом!

Эти результаты затрагивают суть человеческого самосознания: обладаем ли мы свободой воли? Или только генерируем предсказуемые неврологические реакции?

И чем дальше, тем больше вопросов: что заставляет нас чего-то предпочесть, например профессию, место жительства, партнера? Да и вообще, выбираем ли мы что-то или всё в нашей жизни предопределено? В чьих руках наша жизнь?

И, всё-таки, как отличить свободу от её иллюзии?

Когда уже имеешь достаточный жизненный опыт, то начинаешь подозревать, что жизнь в нашем мире мало вяжется со свободой. Ты не выбирал, когда и в какой семье родиться, с какими свойствами, способностями и наклонностями. Ты не выбирал свой ближний круг и учителей, формировавших твои ценностные представления.

Мало того, тебе насаждали в обществе свои идеалы, а само общество установило и неукоснительно требует чёткие коды поведения, общения. И допускает только общепринятые формы самовыражения личности.

Фактически человек не выбирает и то, как прожить свою жизнь. Мы прокладываем её курс не произвольно, а по навигационной системе установленных для нас законов, стараясь угодить окружающему обществу. Не угодишь такому коллективному – будешь наказан.

С годами механизм принятия решений усложняется. Скорее всего, такая сложность и создаёт в нашем сознании иллюзию свободного выбора.

Если же проникнуть в более глубокий пласт, будет тоже сплошной диктат, а не свобода. Мы живём в системе, базовый принцип действия которой понуждает стремиться к максимальному наслаждению при минимальных усилиях. Это движущее нами желание базируется на простом расчёте: искать удовольствий и избегать страданий. Бывает, что человек готов испытывать боль, но за этим должна стоять уверенность, что это сулит ему наслаждение.

Вот как-то и закрадываются некоторые сомнения в нашей способности к свободному выбору...

«Прежде чем требовать свободу для человека, надо предположить, что он может быть свободным, то есть способен действовать по собственному выбору и свободному желанию» - чётко сформулировал Бааль Сулам.

А где эта способность? Она что, предусмотрена эволюцией? Иначе в чём смысл всего этого безобразия под названием «жизнь»? Не хочется признавать, что мы обречены на роль марионеток. Мы дёргаемся. Хватаемся за разные имитаторы под вывеской «здесь твоя свобода».

Но ведь должна быть какая-то лазейка, недаром ведь так нас всех заводит это сладкое слово: свобода...

Ну ладно, человек не выбирает когда и где родиться, но он может определить для себя верную шкалу ценностей. Как? Если выберет соответствующее окружение. И неспроста говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

От ценностей окружения зависит многое. Ценности человек не выбирает, а перенимает от окружения, желая того или нет.

В книге «Связанные одной сетью» два профессора – Николас Кристакис и Джеймс Фаулер – раскрывают сеть, которая незримо пронизывает человеческое общество. Основываясь на огромном массиве научных данных, они дают заключение о том, что всё человечество представляет собой своего рода развивающийся суперорганизм в виде социальной сети. По его «жилам» передаётся контент самого разного вида, доставляющий всевозможные послания каждой клеточке целого, и неумолимо воздействующий на неё.

Все механизмы взаимовоздействия науке неизвестны, но не вызывает сомнений то, что окружение оказывает ключевое, решающее влияние на то, как мы развиваемся, и на решения, которые мы принимаем.

Между тем духовные традиции проясняют неизвестное науке: всё мироздание пронизано единым замыслом, который и положил всему начало. Всё проистекает из первоначального замысла. Высшая сила, стоящая за этим замыслом, в отличие от нас, не ограничена категорией времени. Поэтому возникновение замысла творения означает его претворение в жизнь.

Мы привыкли думать, что появились на свет благодаря встрече наших родителей. Если рассматривать цепочку состояний в целом, то это было задано изначальным замыслом, вследствие которого и познакомились наши родители, чтобы дать нам жизнь.

В чём сходятся духовные практики и традиционные науки: общество, социальная модель «программирует» человека, и не в его силах противостоять сочетанию наследственности и окружения.

Но тогда в чем смысл нашей жизни? Выходит, нет смысла ни в наградах, ни в наказаниях, ни в наших иллюзиях?

Только без паники. У человека всё-таки есть свобода воли, и кроется она в одном-единственном аспекте, о котором осилившие сей опус до конца наверняка уже догадались.


Рецензии