Завещание

« Маленький синий будильник завещаю своему внуку Ванечке, ему нужно раньше вставать. Керамическую кастрюльку с цветами, Галине Николаевне с четвертого подъезда, ей следует уделять больше внимания выбору продуктов, пусть у Андрюшки на рынке больше не берет, от помидоров одно название, сплошные химикаты. Белый тюль на окнах заберет Лиля. Она давно себе на дачу такой хотела, все ждет не дождется, как я помру. А Сонечка пока за голову не возьмется ничего не получит, белые ленты я Анечке отдам. Книжки мои пусть Оленька заберет, она читать любит…»

Тут в комнату вошла Леночка. Она с недоверием посмотрела на старушку сидящую за столом.

- Опять пишешь? – спросила девочка.

- Пишу, доченька, пишу. Вот помру я, как наследство то делить будете?

- Уж разделим как-нибудь – девочка подошла к столу и взяла с него листок. – будильник, кастрюлька, тюль и белые ленты – прочитала она – хм… Анечке, Оленьке и Ванечке. А мне что достанется?

- А тебе я колечко отдам, вот это, дедовское. – и старушка показала на свой палец.

- Не про то бабулечка ты пишешь. А деньги как же? Квартира, дача… - девочка не договорила, как ее прервала бабушка.

- Много уж ты понимаешь! – сердито буркнула она – и без тебя разберусь.

- Жалко мне тебя, бабушка! Какой раз пишешь то? Четвертый? Пятый? На что только время тратишь?

- Кто знает, когда помереть придется? А вы так без завещания и останетесь, не правильно это. Потом еще роптать на меня будете.

- Ладно, ладно. Не буду тебе мешать. Только про колечко не забудь, должно же хоть что-то мне достаться. – Леночка весело засмеялась и вышла из комнаты.

« Золотое колечко завещаю своей внученьке любимой Леночке, пусть носит да бабку свою старую вспоминает.» - Тамара Петровна широко заулыбалась « ух, как я с колечком хорошо придумала.»

 

***

- Как там бабка? Не померла еще? – обратился Ваня к сестре, когда та вошла в комнату.

- Жива, жива. – спокойно ответила Лена.

- А что затихла то? Обычно по телефону весь вечер болтает, а тут тишина.

- Пишет опять.

- И что пишет?

- Будильник синенький тебе завещает. – и Леночка засмеялась.

- Ох уж этот будильник. Заняться ей что ли нечем?

- Может и так.

- Так прям и нечем! – закричал Ваня. – Сидела бы себе на лавочке и новости последние обсуждала. Делать ей видите ли нечего! Совсем на старости лет свихнулась!

- Вань да успокойся ты! Что кричишь то по пустякам?

Ваня хотел было ответить, но в разговор вмешалась Соня.

- Да померла б скорее – сказала она поднимаясь с дивана – меньше хлопот было бы.

- А ты бы вообще сидела и молчала! – крикнула на нее Лена. – она нас всех еще переживет!

- А вдруг, вдруг… - заплакала в углу Анечка.

- Анюта, перестань. Какой год уже помирать собирается, и видишь, все еще жива, здорова, на кухне сидит, завещание пишет, хочешь, сама иди посмотри.

- Не пойду.

- Ну как хочешь, только не плачь.

Тут с кухни раздался хриплый старческий голос:

- Ребятки, я котлеток пожарила, кушать будете?

Анечка вытерла слезы и крикнула в ответ.

- Будем, бабулечка, будем.

 

***

Ночью Тамара Петровна долго не могла уснуть. « Что-то ведь забыла,» - крутилось у нее в голове – « эх ты, голова дырявая! Так, будильник Ванечке, кастрюльку Галине Николаевне, тюль Лиле, ленты Анечке, книги Юле, колечко Леночке а чайный сервиз… точно сервиз! Но кому же? Витьке! Отдам ему, он давно хотел. Да нет же, нет. Он его как только в руки возьмет, так разобьет ведь сразу. А если Ирине Андреевне? Она женщина аккуратная, чистоту любит. Только вот зачем он ей? А что Марии Александровне? Она меня в гости приглашала и журналы мне старые отдавала, а сервиз она на работу отнесет, чай пить будет. Вот и прекрасно.»

Старушка встала с кровати и прихватив с собой листок с завещанием и ручку пошла на кухню. Сев за стол она принялась писать : « Чайный сервиз пусть заберет Мария Александровна.»

- Бабулечка, ты чего не спишь? – раздался голос за спиной старушки.

- Леночка, ты представляешь, я про сервиз написать забыла!

- Как же это ты так? – усмехнулась Лена.

- Да вот сама не знаю.

- И кто же этот счастливчик?

- Мария Александровна, скажи хорошо я придумала? Она женщина хорошая…

- Бабушка, да что ты?! – перебила ее Леночка. – Как же Марии Александровне?

- Да вот так вот! А ты не завидуй, ты и колечком обойдешься. Ишь чего еще захотела. – буркнула Тамара Петровна.

- Да не в этом дело.

- А в чем же?

- Бабушка, - сказала Леночка присаживаясь рядом и обнимая ее за плечо – Мария Александровна умерла месяц назад. Как же ты…

- Как умерла?

- Мы и на похоронах были, как же ты забыла?

- Как же я так?! Умерла!

- Бабушка, ну она же старенькая была.

- Да и я к ней скоро отправлюсь…

- Не говори так! Я тебе дам, отправится она! Скажешь еще!- Леночка тяжело вздохнула. – Поздно уже. Пойдем спать.

- Пойдем… - тихо ответила бабушка и зачеркнула последнюю запись.

 

***

Утро выдалось необычным, хотя бы потому, что началась оно в четыре часа. Еще роса не успела опуститься на земля, когда Тамара Петровна уже во всю пропалывала грядки. Эта процедура повторялась каждый раз, когда старушка попадала в затруднительное положение и ей требовалось хорошенько подумать. Вот и сейчас она пребывала в раздумьях. Тамара Петровна никак не могла свыкнуться с кончиной подруги. « Сейчас поднимутся жалюзи и в окне появится Мария Александровна, живая-преживая!» - думала старушка – « Еще немного, совсем чуточку подождать. Сейчас, сейчас!» - но ничего не происходило. Окна так и оставались закрыты. « Видимо, правда умерла… но как же? Нет, не могла она. Она не улыбаться не умеет, а в гробу как же ей улыбаться? Да жива она, жива, только разленилась чуток. Конечно! Ух и лентяйка вы Марья Александровна, даже морковь не полили! Такими темпами, не видать вам урожая в этом году. Погляди ка, и огурцы все пожухли. Не дело это, так то огород запускать! Но друзья то вам на что? Не будете ведь вы против, если я вам помогу, совсем немножко? Конечно не будете!» - с этими словами Тамара Петровна взяла лейку и отправилась на соседний участок.

- Давно я так не лазила. – сказала Тамара Петровна перекидывая ногу через забор. – Если я тут помру, Мария Александровна, сама виновата будешь.

Старушка перелезла через ограду и окинула взглядом огород. « Что ж ты так? Не узнаю тебя, подруга. Но это не беда, сейчас все исправим.» - и Тамара Петровна принялась за дело.

Спустя час работы все было готово: все грядки политы, сорняки выдернуты, а огурцы подвязаны. « Глаз радуется смотреть на такой порядок!» - подумала Тамара Петровна – « А Мария Александровна все спит. Уж не заболела ли она? Как же я сразу не поняла?! Она заболела! Надо ее проведать!» - с этими мыслями старушка поднялась на крыльцо. « Марья Александровна всегда держала ключи под потолком. Вот и сейчас они висели на гвоздике.» - бабушка сняла ключи и открыла дверь. Внутри было пусто и на удивление тихо. Не работал телевизор и не играло радио, в доме царила мертвая тишина. Мебель была в чехлах, будто обитатели дома давно ей не пользовались. Тамара Петровна прошла в спальню, но и там было пусто, а в комнате царил мрак. Старушка подошла к окну и отдернула занавески. В комнату пробилась полоска света, а из окна повеяло свежестью. Тамара Петровна вдохнула свежий воздух, но ее блаженству помешал крик доносившийся с улицы.

- Аааа!!! Воры!!!

 

***

- Ты мне скажи, что тебе на месте не сидится? Сидела бы дома, вязала, читала, ну на крайний случай телевизор смотрела, так ведь нет! Надо залезть на чужой участок, зайти в дом, да еще и огород в порядок привести! Ну что с тобой, бабуль?

- Ей Богу не знаю! Я же просто в гости зашла… - начала оправдываться Тамара Петровна.

- Хорошо, что Екатерина Михайловна еще полицию не вызвала! – не унималась Лена. – Она так кричала! Ну конечно, я бы тоже кричала, если бы увидела, что в доме моей покойной соседки окно открылось. Представляешь как ты ее напугала? Она и подумала, что воры, а это ты. Вот умора! – и Леночка громко рассмеялась, но вмиг сделала серьезное лицо и продолжила – Я тебя не понимаю. Ну почему я за тобой следить должна?

На вопрос не последовало ответа. Леночка вышла из комнаты. За дверью ее ждали сестры.

- Ну что? Поговорила? – спросила Аня.

- Поговорила, поговорила.

- И что? – вмешалась в разговор Соня.

- Молчит.

- Ну пусть молчит, может помрет так, молча.

- Соня! – крикнула на сестру Лена. – Что ж тебе так неймется? Пусть поживет, чем она тебе мешает то?

- Она мне ленты белые не отдает – обижено ответила Софья.

- Ленты?! Какая мелочь! Не стоят они того.

- Ты их видела?

- Нет, и не хочу.

- Не видела, тогда и не говори!

- Злая ты, Сонь!

- Ой, ой, ой! На себя бы посмотрела! – и Соня убежала.

- Что с ней сегодня? – спросила Лена у Ани.

- Ничего. Она всегда такая.

- Странно…

- Это она еще не знает, что ленты ей не достанутся…

- А ты откуда знаешь?

- Завещание видела. Но мне ленты не нужны. Я их ей отдам.

- Но ведь…

- Она их так хочет, не лишать же ее…

- Лент?

- Да, именно.

- Анют…

- Да?

- Как же я тебя люблю! – и Лена обняла сестру.

- А я тебя. – тихо ответила Аня.

Через несколько минут объятий Лена сказала:

- Я пойду бабушку проведаю.

- Удачи.

Лена вошла в кухню. Бабушка все еще сидела за столом и о чем то думала.

- Знаешь, - сказала Лена что бы начать разговор – все считают, что у меня бабушка – псих.

- Может и верно думают. Совсем на старости лет свихнулась.

- Ну уж нет! Ты у меня оказывается спортсменка. – засмеялась Леночка.

- Ну если только чуть-чуть. – улыбнулась старушка.

- Ты мне вот что скажи, как ты через забор перелезла?

- Да что там перелезать то? Ногу перекинул и уже на участке.

- Не ожидала от тебя такого.

- Всякое бывает.

- Бабушка, можно тебя попросить о чем-то?

- О чем?

- Отдай ты Соне эти ленты.

- Отдам, а Анечке?

- Не знаю.

- Я ей кактусы свои отдам! Хорошо я придумала?

- Хорошо.

Тамара Петровна положила перед собой лист  и взяла ручку. « Сонечке пусть достанутся ленты, ей они очень пойдут. А Анечка заберет мои кактусы. Пусть поливает их раз в неделю, не чаще, а то зальет…»

 

***

На следующий день к Тамаре Петровне пришел Геннадий Илларионович. Он часто заходил на чай и уделял большое внимание старушке. Девочки давно заметили, что Геннадий Илларионович неровно дышит к их бабушке, поэтому и прозвали его «женишком». Каждый его приход к Тамаре Петровне вызывал буйные обсуждения среди внучек.

- Что-то зачастил к нам Геннадий Илларионович. – заметила Аня.

- Ты про женишка нашего? Опять свататься пришел. – засмеялась в ответ Лена.

- Да уж. Чая на него не напасешься.

- Чая? Ой, ну ты смешная.

- Ну не тебе ведь в магазин идти. – обиженно сказала Аня.

- Да перестань ты. Хочешь я схожу?

- Да.

Но в этот день приход Геннадия Илларионовича был необычным, впервые за все это время он пригласил Тамару Петровну к себе в гости и аргументировал все это тем, что он выпил весь чай в доме и ему не хочется навязываться. Старушка с радостью согласилась.

Вскоре старики уже сидели за столом и пили чай.

- Знаете, Тамара Петровна, это платье вам очень идет.

- Ну и шутник вы, Геннадий Илларионович – засмеялась старушка.

- Что ж, всегда таким был, навсегда таким и останусь.

- Давайте я вам еще чаю сделаю? Разрешите похозяйничать на вашей кухне?

- Конечно. – и старик одобрительно кивнул в ответ.

- Сколько кубиков сахара вам положить? – спросила Тамара Петровна, макая чайный пакетик в чашку с кипятком.

- Три.

- Ну вы и сладкоежка, хочу вам сказать. В нашем то возрасте поосторожней надо бы быть.

- Что осторожность то? Как раз в нашем возрасте становится все равно, от какой болячки помирать.

- Согласна. – сказала старушка, ставя на стол чашку.

- Ну что ж, Тамара Петровна, посмотрим, какая вы хозяйка.

Геннадий Илларионович взял со стола чашку и сделал глоток. В следующий момент чашка выпала из его рук, а старик упал замертво.

- Ээээ! Геннадий Илларионович!!! Что же это?! Вы живы? – старушка начала хлопать Геннадия Илларионовича по лицу. – Мертв?! Да как же так?! Эге! Я вам не разрешала! Слышите? Пульс! Пульс! Он мертв! – Тамара Петровна забегала по комнате. – Аааа! Я его убила. Убила живого человека! Ну точнее уже не живого но… но человека! Я убийца! Но… куда деть тело?! Спрятать… конечно спрятать, но куда? Били в собственном доме! Вот это смерть! Я ведь не хотела! Я ничего такого не делала! Я ведь только чайку заварила! Ух! Говорила ведь я вам, Геннадий Илларионович, погубит вас этот сахар! Ой! Да что ж это я? Тело… куда же?! Шкаф! Точно, в шкаф! Авось и не узнает никто! Что я говорю?! Ах, Боже ты мой! – и старушка принялась запихивать бездыханное тело в шкаф.

- Лена, Леночка! – закричала Тамара Петровна вбегая в дом.

- Да, бабушка. – отозвалась внучка.

- Леночка, я убийца! – старушка заплакала – Я его убила! Убила, Леночка!

- Кого?

- Геннадия Илларионовича! Я ему чай заварила, а он… он… умер! Что же я сделала?!

- Как же?! А тело?

- Я его в шкаф спрятала!

- Так, – Лена нервно заходила по комнате – во первых его убила не ты, а здоровье. Он был уже старый и скорее всего у него случился инфаркт. Но в шкаф! Это было непредусмотрительно с твоей стороны. Но успокойся же! Не плачь!

- Я не могу! Я человека убила! Жить больше не хочу! Ни минуты! Вот пойду и повешусь завтра!

- я тебе дам повешусь! Ишь что удумала! Ты никого не убивала, слышишь? Сейчас валерьяночки накапаем. Будешь?

- Нет…

- Будешь, будешь. – с этими словами Лена повела бабушку на кухню.

Через несколько дней Геннадия Илларионовича похоронили.

 

***

Прошла неделя. Все это время Тамара Петровна не выходила из дома.

- Я не знаю что с ней делать. – жалвалась Лена Ване.

- А я что могу?

- Ты мужчина или вообще кто?! Мы все понимаем, что с ней творится что-то не то. Почему переживаю за это только я?! А ты даже сделать ничего не можешь!

- Ну а что? Тебе то какая разница?

- Какая мне разница?! Ваня, она моя бабушка! Любимая и единственная! Есл ты не забыл, то и твоя тоже! Аня, ну скажи ты ему!

- Да, Вань. Нельзя так. – согласилась Аня.

- Если бы Юля с нами жила, она задала бы тебе такую трепку! – не унималась Лена.

- Да что вы ко мне прицепились?! – не выдержал Ваня. – я правда не знаю как ей помочь!

Лена быстро заходила по комнате.

- Леночка, но хоть ты не начинай!

- Я не начинаю. Я просто не знаю что делать.

- С ней поговорить надо.

- Я пыталась, но…

- Не нам. Нужен человек, который сможит ее выслушать и объяснить, что надо жить дальше, что жизнь на этом не заканчивается.

- На чем?

- На смерти, смерти друзей.

- Я поняла, но что делать?

- Значит так, сейчас идешь в церковь и приводишь батюшку. Если спросит, что случилось, объяснишь ситуацию с бабушкой и просто попросишь с ней поговорить.

- Аня! Ты гений! – и Лена убежала.

Через двадцать минутленочка вернулась вместе с батюшкой.

- Где больная? – спросил он.

- В комнате.

Когда священик вошел в комнату, Аня тихо спросила:

- Лен, а почему он бабушку назвал больной?

- Душевно больной. Батюшка сказал, что здоровый человек не может так себя вести, что бабушка совсем забылась от горя и…

- Понятно…

тем временем в соседней комнате завязался разговор.

- Здравствуйте. – поздоровался батюшка входя в комнату.

- Ой! Здравствуйте, батюшка! – подскочила с дивана Тамара Петровна.

- Что ж вы, Тамара Петровна, так внуков своих пугаете?

- Я? Да что вы, я не пугаю.

- А мне говорят обратное.

- Да не знаю. Мне временами кажется, что я буду жить вечно. Умрут все мои друзья, внуки… а я буду жить. И останусь одна, совсем совсем одна. А вокруг будет смерть.

- Смерти не существует, пока вы живы. Она лишь причуда, которую придумал человек. Ведь смерть – только начало. Начало вечного пути вместе с Отцом.

- Он меня не слышит. Я прошу о смерти, но все еще жива. У меня порою сил не хватает. Хочется на себя руки наложить.

- Не предавайтесь гриху. Бог слышит всех. Не настало еще ваше время. Оно придет, остается только ждать и молиться, чтобы быть оправданным на Страшном Суде. А сейчас идите идите, Тамара Петровна, прогуляйтесь. Свежий воздух пойдет вам на пользу.

- Да, сейчас пойду. Спасибо вам батюшка!

- Бог вам в помощь. До свидания!

- До свидания! И священик вышел из комнаты.

- Я с ней поговорил – обратился он к девочкам стоявшим под дверью.

- Ах! Спасибо вам большое!

- Не за что. До свидания.

- До свидания!

Святой отец вышел из дома.

- Все будет хорошо, да Анют?

- Да, только вот надолго ли?

- Надолго, надолго.

В комнату вошла бабушка.

- Девочки, я схожу, прогуляюсь.

- Бабуль, сама?

- Да, да. Я справлюсь.

- Хорошо.

И старушка вышла так же быстро и незаметно, как вошла.

Тамара Петровна шла по дорожке усыпоной гравием и шаркала ногами. Сейчас это доставляло ей невиданное удовольствие. Камни вылетали из-под башмаков и ударялись о голые ноги, но сейчас это не доставляло боли, старушке хотелось шаркать и шаркать.

В глаза светило яркое солнце, но вместо того, чтобы щуриться и опускать голову, старушка поднимала глаза, открывала их как можно шире и смотрела на огромный огненый шар, так что из глаз невольно текли слезы, но хотелось смотреть еще и еще.

Навстречу шла мама с коляской в которой громко кричал малыш. Тут Тамара Петровна остановилась. Она слушала, как плачет младенец. В груди у старушки закололо. Это было чувство, которое она никогда не испытывала. В один миг бабушка поняла, что жива. Что она не старый ходячий, давно уже мертвый ящик, а живой, самый настоящий человек. Ей хотелось жить. Старушка впервые была счастлива!

Забыв про больную ногу и слабое сердце, Тамара Петровна побежала домой. Она бежала быстро быстро, как не бегала никогда раньше. Сарушка добежала до дома и одним движением открыла дверь.

- Лена! Леночка! – из глаз текли слезы.

- Да, бабушка. Что случилось?

- Леночка, я жива! Я все еще жива!

- Да, милая!

- Я жить хочу! Всегда, всегда! Посмотреть, как ты замуж выйдешь, Аня детей родит, Юля на работу устроится, Соня школу закончит, а Ваня институт! Я жить хочу! Понимаешь?

- Понимаю! – и Лена обняла бабушку.

Девочка тоже плакала.

- Жить всегда, всегда! Долго, долго и никогда не умирать!

- Никогда… - прошептала вся в слезах Лена.

Они обе сидели на полу и плакали.

Следующей ночью старушка умерла.

 


Рецензии