Мысли о триединстве

Религия: и последние станут первыми.
Философия: дуальность всего сущего.
Естествознание: баланс вселенной, базирующийся на основании третьего закона Ньютона (сила воздействия равна силе противодействия).

Попробуем вышеприведенные постулаты из различных сфер изучения внешнего мира человеком применить ко всей означенной «троице». Т. е. религиозный аспект попробуем привязать к философии и естествознанию, а философский направим на естествознание и религию. Утверждение же из естествознания испытаем на религиозной и философской площадках. И посмотрим, насколько данная конструкция будет вести себя адекватно.

Фраза «И последние станут первыми» совершенно понятна для любого христианина. С философской же точки зрения наиболее близким по значению (по субъективному мнению, конечно же, автора) к данному выражению можно считать диалектическое утверждение о переходе количества в качество. В народном эпосе можно встретить, кстати, глубокую мысль про «последнюю каплю», которая красноречиво выражает идею о переполненном «сосуде терпения». Итак, последний элемент предыдущего качественного уровня вполне сойдет за первый на новом же уровне. Чем не тождественное сравнение с первоначальным утверждением религиозной тематики?! Вопрос риторический м. п.! На этом этапе сравнений и выводов о близости всех аспектов человеческого «научного» опыта (изучения окружающего мира) вроде бы все разрешилось на дружеской ноте.

Что же нам скажет наука в лице естествознания по означенной же теме? Казалось бы, что математический подход к данной проблеме (математика – царица наук, в конце-то концов!) должен со всей определенностью утверждать о том, что ноль равен бесконечности. Но этого нет, как и не бывало! А потому, возможно, многие выводы из математического анализа (различные алгоритмы, решающие задачи по вероятностному определению значений и величин, связанных с явлениями и событиями окружающего мира) на сегодня просто не имеют адекватных определений. Таким образом, естествознание на сегодняшний день еще не готово признать данную трактовку от религии в качестве своей аксиомы. Можно сказать, что наука еще не достигла в своем развитии должного уровня или все-таки религия опирается в своих выводах исключительно на выгодные ей определения, которые в свою очередь не очень-то и согласуются с действительностью? Вопрос, по мнению автора, имеет очевидный ответ в пользу религии. Но поживем – увидим!

Теперь очередь дошла и до религии, которая выступит в качестве оппонента философии, по вопросу о дуальности всего сущего. Конечно же, здесь нет никаких противоречий, так как сама цепочка религиозных утверждений строится во многом на двойственном характере отдельных деталей. Посмотрите сами…. Добро и зло, реальный и сверхъестественный миры (противоестественный просим не впутывать сюда по самому определению порядка вещей), рай и ад, свет и тьма, мужское и женское начало, тело и душа и проч. То есть, дуальность носит исключительно божественное начало, которое было заложено во все сущее от века.

Сейчас послушаем доводы естествознания, готового прокомментировать данный вопрос от философии. Здесь, кажется, также наблюдается полное взаимопонимание. Ведь при решении любой задачи от точной науки нужно определиться с точкой отсчета. А в таком случае она (точка отсчета) может смело приниматься за ноль или стабильное изначальное положение. И от этого состояния материи или ее качественных характеристик возможны лишь два направления изменения: положительное и отрицательное. В данном контексте очень показательны «плюс» и «минус» на аккумуляторной батарее, например. Итак, дуальность нашла полное взаимопонимание у всей рассматриваемой нами «троицы».

Теперь посмотрим на взгляд религии по вопросу о балансе вселенной, основанному на третьем законе Ньютона. Ветхий Завет, например, в своей законодательной базе полностью построен на нем. Вспомните про «око за око» и «зуб за зуб». То есть, насилие должно караться в той же форме, что и его источник. А потому у нас на лицо полная гармония взглядов на базовые вещи в данном случае. Новый Завет изменил свое отношение к справедливости и назвал в качестве основных заповедей две: любить Бога всем сердцем и душой, а также любить ближнего своего как самого себя. Но если подумать хорошенько, то получается, что любовь всегда будет взаимной. Ведь Бог нас и так любит, а потому и наша любовь к Нему будет лишь данью благодарности. Что же касается ближнего своего, то и здесь все очевидно. В большинстве случаев человек готов ответить взаимностью на добро и любовь. И даже фраза о щеке и подставлении другой для удара насильника носит, собственно, тот же характер. То есть, любовь должна не только наполнить внешний мир позитивом, но и разрушить источник негатива. Это же понятно как день! Считаю, что и в этом случае достигнута максимальная гармония во взглядах на этот вопрос религии и естествознания.

Философский подход к данному утверждению от точной науки имеет, как в прочем и всегда, свои нюансы. Вся диалектика построена на том принципе развития, когда баланс самым определенным образом может считаться только определенной и кратковременной стадией любого процесса развития. Так как развитие - это движение, а баланс, очевидным образом, - деградация и смерть. Вот и получается, что стремление человека полежать на диванчике тихим семейным вечерком, очень даже противоречит философскому подходу к правде жизни. Имеющий уши да услышит. То есть, научный взгляд на данную проблему не очень-то и поддерживается философией. Конечно же, можно найти компромисс. Достаточно представить баланс в качестве постоянно изменяющейся функции, которая непрерывно приспосабливается к варьирующему миру сущего. Не так уж и замудренно все получается, ведь даже вселенная бесконечна только в своей перспективе, а не в моменте.

Итак, по рассмотрению всех проблемных аспектов данного эссе можно сделать уверенный вывод о полном согласовании взглядов основополагающих сторон человеческого знания кроме… одного. А именно, не хватает признания естествознанием в лице математики утверждения о равенстве нуля и бесконечности. В данном случае была бы достигнута полнота согласованности и гармонии. Но не будем отчаиваться, ведь есть куда двигаться и стремиться, что само по себе прекрасно, так как человеческое развитие по своей основной идее базируется на несовершенствах. Именно они (наши несовершенства, и, в первую очередь, в знаниях) являются основным двигателем прогресса. Вспомните, что бывает с человеческими цивилизациями, которые достигают своего пика развития. Для них все кончено, о чем очень красноречиво говорит нам сама история.

Наверняка, читатель может присоединить к данному эссе и свои мысли на этот счет, ведь выбранная тема сама по себе не имеет границ, так как здесь затронуты основополагающие вопросы бытия всего сущего во вселенной. Но ясно одно – мы находимся только в начале пути, и все рассуждения о том, что человек достиг какого-то нереального уровня развития, уж точно нужно относить в пользу бедных, как всегда выражались наши предки.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.