Г - дополнение к пословицам

Г         - дополнение к пословицам

         Содержание
Гармонь
Гений
Говорить
Гордость
Грех
Гроза
__________

                ***
(Гармонь)

Поёт гармонь за Вологдой.
Над скошенной травой
Проходит песня по лугу,
Тропинкой луговой.
Тропиночкою узкою –
Вдвоём не разойтись –
Под собственную музыку
Шагает гармонист.

Легко ему шагается:
Погожий день хорош.
Глаза его хозяйские
Осматривают рожь.
Шумит она, красавица,
Ей вторят в лад овсы,
И парень улыбается
В пшеничные усы…
         Алексей Фатьянов «Поёт гармонь за Волгой»

                ***
Для женщин воск, что для мужчины медь.
Нам только в битвах выпадает жребий,
А им дано гадая умереть.
                Осип Мандельштам

                ***
(Гений)

     Феликс Платер утверждает, что знал много людей, которые, отличаясь замечательным талантом в разных искусствах, в то же время были помешанными. Помешательство их выражалось нелепой страстью к похвалам, а так же странными и неприличными поступками. Между прочим, Платер встретил при дворе пользовавшихся большой славой архитектора, скульптора и музыканта, несомненно сумасшедших. Ещё более выдающиеся факты собраны Ф. Газони в Италии, в «Больнице для неизлечимых душевнобольных». Сочинение его переведено (на итальянский язык) Лонгоалем в 1620 году. Из более близких к нам писателей Паскаль постоянно говорил, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием, и впоследствии доказал это на собственном примере. То же самое подтвердил и Гекарт относительно своих товарищей, учёных и в то же время помешанных, подобно ему самому. Наблюдения свои он издал в 1823 году под названием «Стултициана или краткая библиография сумасшедших, находящихся в Валенсьне, составленная помешанным».
     За последнее время Лелю, Верга и Ломброзо доказали, что многие гениальные люди, например Свифт, Лютер, Кардан, Бругам и др. страдали умопомешательством, галлюцинациями или были маноманами в продолжение долгого времени. Моро, с особенной любовью останавливающийся на фактах наименее правдоподобных, в своём последнем сочинении и Шиллинг пытались доказать при помощи тщательных, хотя и не всегда строго научных исследований, что гений есть во всяком случае нечто вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в настоящее сумасшествие. Подобные же выводы приблизительно сделаны Гагеном в его статье «О родстве между гениальностью и безумием» и отчасти также Юрген Мейером в его прекрасной монографии «Гений и талант». Оба эти учёные, пытавшиеся более точно установить физиологию гения, пришли путём самого тщательного анализа фактов к тем же заключениям, какие высказал более ста лет тому назад, скорее на основании опыта, чем строгих наблюдений, один итальянский иезуит – Беттинелли в своей теперь уже совершенно забытой, книге.
             Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство»

     Марию Терезию заинтересовал маленький мальчик. Она понимала, что отец не даст откровенных ответов на её вопросы, но императрице понравилась Анна-Мария, в её представлении – образец немки, доброй матери семейства. Дружелюбно, насколько позволяло её положение, она спросила:
     - Когда же это появилось? Его одарённость, очарование…
     - Не знаю. – Анна-Мария встретила её одобряющую улыбку и вдруг высказала вопрос, годами не дававший ей покоя: - Ваше величество, откуда у него это?
     - Что «это»? – На сей раз была озадачена Мария Терезия.
     - Гениальность. Ведь правда, он гениален, ваше величество?
     - Потому что он так хорошо играет для своего возраста?
     - Нет, ваше величество, не только потому. Что касается музыки, для него нет трудностей. Мне иногда кажется, что его гениальность – дар Божий.
     Мария Терезия не ответила. Унаследованный ею трон действительно был даром свыше, но что мог получить в наследство от своих предков сын Моцартов? Кроме того, почти все музыканты – цыгане. Мальчик вызывал у неё интерес как у матери, а не как у покровительницы искусств.
     - В вашей семье есть дворянская кровь?
     - Говорят, мой отец был родом из мелкопоместных дворян, но никаких доказательств нет.
     - А по линии вашего мужа?
     - Никогда об этом не слышала, ваше величество.
     - Поразительно!
     - Мой муж и дочь прекрасные музыканты. Но они не могут равняться с Вольфгангом. Вот почему мне кажется, что талант его – дар Господен.
     - При его происхождении это невозможно…
                Детство знаменитых людей «Вольфганг Моцарт»

     Кстати, я уверен, что гении творят в состоянии какого-то сверхнапряжения. Всякие бывают гении (вспомним, хотя бы, Моцарта, Пушкина, Ломоносова, Менделеева, Гете…) Лев Гумилёв исходил из того, что гений – как полушутя пояснил Сократ – это некий демон; врождённая (или внедрённая Космосом?) одарённость. Говоря иными словами – удачная генная инженерия Природы или дар Божий.
     Однако, судя по всему, почти каждый нормальный ребёнок рождается гениальным. У него гигантский мозг – в сравнении с телом – и потрясающая способность за два-три года научиться самостоятельно передвигаться и освоить неведомый для него язык (ведь для младенца наш разговор – это набор бессмысленных звуков). Учёные подсчитали, что обычно человек за всю свою жизнь использует 5-7% возможностей мозга!
     …творчество заразительно. Гений создаёт особое поле духовного напряжения. Он «заряжает» гениальностью. Но вовсе не потому, что воздействует материальной биохимической или биоэлектрической энергией. Он возбуждает психосферу, способствует пробуждению подсознания и надсознания. И если у кого-то появилось стремление к творчеству, то одно уж это может повысить активность сознания и привести к великолепным результатам.
                Р.К. Баландин «Что там, в глубинах сознания»

                ***

(Говорить)

           ЧТО  МЫ  ГОВОРИМ

     Часто люди употребляют такие слова и выражения, как: чёрт знает что, меня бесит, кошмар и другие. Знаем ли мы, откуда эти слова и что они означают?
     Вот небольшой перечень:

КОШМАР – злой дух (домовой), который душит спящего человека.

МЕНЯ  БЕСИТ – разрешение бесам овладеть тобой.

С  УМА  СОЙТИ – пожелание себе сумасшествия.

НИЧЕГО  СЕБЕ  - отказ от всего.

ТИПУН  ТЕБЕ НА  ЯЗЫК – пожелание язвы, нарыва, опухоли в ротовой части.

ФИГА,  ФИГ – как ругательство возникло на основе непристойной немецкой фразы, означающей сексуальную связь.

ЧЁРТ – обращение к дьяволу.

ЧУВАК – кастрированный баран.

Я  В  ШОКЕ – буквально означает процесс нарушения жизненно важных функций нервной системы, кровообращения, дыхания и обмена веществ.

Я  ПОРАЖЁН – признание собственного поражения.

     Давайте будем следить за своими словами! Они влияют на нашу жизнь больше, чем принято думать. Сам Иисус строго предупреждает нас: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда…»
            (Евангелие от Матфея  12-36)

                ***

(Гордость)

     …Однако, с удивлением заметил Раниеро, что мысли о будущих славных победах доставляют ему мало радости, и обращаются совсем к иному.
     Раниеро впервые заметил, что он стал совсем другим за долгий путь, в нём трудно узнать неустрашимого, беспощадного, гордого рыцаря, каким он оставил Иерусалим. Странствование со священным пламенем научило его другим радостям, мирным и тихим, научило любить и уважать человеколюбивых кротких людей, готовых оказать помощь ближнему; наоборот, во время странствия, Раниеро ясно увидел, сколько вреда и огорчений приносят люди злые и гордые, способные любить лишь себя самих.
      С удовольствием любовался теперь Раниеро мирным трудом людей, тихой семейной жизнью, и ему приходила в голову мысль, что хорошо бы навсегда остаться ыо Флоренции, снова заняться прежним ремеслом.
     - Это пламя совершенно преобразило меня, - думал Раниеро, - я стал другим человеком.
                Сельма Лагерлеф «Светильник»

     На другой день отец Сергий просил прощения игумна и братии за свою гордость, но вместе с тем после ночи, проведённой в молитве, решил, что ему надо оставить этот монастырь, и написал об этом письмо старцу, умоляя его разрешить ему перейти назад в монастырь старца. Он писал, что чувствует свою слабость и неспособность бороться один против соблазнов без помощи старца. И каялся в своём грехе гордости. С следующей почтой пришло письмо от старца, в котором тот писал ему, что причиной всему его гордость. Старец разъяснял ему, что его вспышка гнева произошла от того, что он смирился, отказавшись от духовных почестей, не ради Бога, а ради своей гордости, что вот, я какой, ни в чём не нуждаюсь. От этого он и не мог перенести поступка игумена. Я совсем пренебрёг для Бога, а меня наказывают, как зверя. «Если бы ты пренебрег славой для Бога, ты бы снес. Ещё не потухла в тебе гордость светская.  Думал я о тебе, чадо Сергий, и молился, и вот что о тебе бог внушил мне: живи по-прежнему и покорись. В это время стало известно, что в скиту помер святой жизни затворник Илларион. Он жил там восемнадцать лет. Игумен Тамбинский спрашивал, нет ли брата, который хотел бы жить там? А тут твоё письмо. Ступай к отцу Паисию в Тамбинский монастырь, я напишу ему, а ты просись занять Илларионову келью.   Не то, чтобы мог заменить Иллариона, но тебе нужно уединиться, чтобы смирить гордыню. Да благословит тебя Бог!»
                Л.Н. Толстой «Отец Сергий»    

                ***               

(Грех)

…Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в чёрный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерёт!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого…
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличут знахаря, -
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошёл – а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мцчат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Эфиопы – видом чёрные
И как углие глаза,

Крокодилы, змеи, скорпии
Припекают, режут, жгут…
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Сёрный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол…
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочёл…

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет…
Внял Господь – и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас своё имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма Божьего пошёл…

        Н.А. Некрасов «Влас»

                ***

(Гроза)

     …Гроза шла на город, на раскалённые железные крыши, на истомлённые зноем деревья с обвисшими до земли листьями, на скрипящие под ногами песком и пылью тротуары. У Анны было такое чувство, что гроза послала ей, но в очищение  или возмездие – вот чего она не знала, только ощущала смутное, почти слепое, всё отметающее торжество.
     С отчётливо слышным шорохом стремительно наплывала небесная застень, исчерна-синяя, с косыми палевыми и зеленоватыми прорубами туда, гдев кипящих парах было затеряно сгоревшее солнце, подкатывающая высь пока только грозно и бесформенно клубилась, ветер метался, с диким скрежетом поднимал на крышах подржавевшие жестяные листы, заслоняясь ими от неба. Завивались столбики пыли, вставали на улицах, как заклинаемые змеи, в палисадниках бились грозди сирени, отряхивая обесцвеченную жаром сушь лепестков, будто высвисты флейт, уходили во дворы извивы осатаневшего ветра.
     Анна, торопящаяся с Андрюшенькой в «панки», ликовала от счастливого, беспокойного предчувствия, и, как бы вызванное ею, над самыми крышами на неё шло оторванное от неба облако, с невероятной точностью сложившееся в ясно различимое наклонение и так наклонно находящее лицо с тусклой – от бессилия высказать – печалью в глубоких провалах глазниц; жёлтая, будто обкуренная борода была распущена, пряди её заносило вверх. Лицо резко выделялось на палевой с багровинкой, в клочья растерзанной стене, оно беззвучно, с мученическими гримасами находило и находило, и Анна всё с той же дерзкой радостью пыталась, как когда-то они делали с Сашей, найти отражённый им реальный земной образ – и не находила: она бы сейчас проиграла Саше.
     Была устрашающая тишина, только всё небо, вся его туманность, плоско, прострелено, как будто замкнуло скопившееся в небе электричество, и некому было разрубить огромное, непрерывно искрящее сцепление противоборствующих сил, и наконец-то в землю, будто пробуя её на раскол, вошёл гигантский стержень, рассыпавший с себя бессчётные, оглушительно лопавшиеся шары, крупные секущие капли взволдирили сухую твердь, резко запахло прибитой пылью, мокрым деревом, свежестью листьев…
                М.Горбунов «Жаворонок, жаворонок, прилети»

     - А ты думаешь, что скоро начнётся гроза?
     - Боюсь, что да.
     В тот же момент, словно подчиняясь заклинанью демона бури, небо пронзила яркая молния, а за нею последовал сильный, оглушительный удар грома, грозно повторённый горным эхом.
     - Голос Шивы! – прошептал молодой индус, склонив голову и торопливо прижимая руки к груди. Остальные индусы упали на землю, а худая, с длинной гривой лошадь рванулась в сторону, едва не выбросила седока из седла. Путешественник, находившийся в паланкине, вскрикнул.
     - Вы слышали господин, - прошептал Казиль, - гроза приближается…
     - Нам нужно торопиться, - вымолвил англичанин, - если носильщикам продолжать путь, больше нигде не останавливаясь.
     Казиль сказал несколько слов на местном наречии, и носильщики поднялись с земли, намереваясь двигаться дальше. Однако яркая вспышка молнии, а затем глухой удар грома превратили весь небосвод в одну громадную наковальню. Раздался второй удар грома, и всплеск молнии был настолько близким, что путешественники снова попадали на землю. Поднялся сильный порывистый ветер, сопровождаемый таким проливным дождём, что казалось, небо разверзлось для нового потопа.
     Человек в чёрном спрыгнул с седла и, держа лошадь под уздцы, приблизился к паланкину. Распростёртые на земле бахисы испуганно поднимали головы, били себя в грудь и торопливо выкрикивали какие-то молитвы, желая смягчить гнев рассвирепевших богов.
                Ксавье де Монтепен «Месть Шивы»

                ***


Рецензии