Как древние евреи покоряли Египет реферат

ЕВРЕЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. (Продолжение).

               

                4.ГИКСОСЫ.

А теперь пора перейти к   выяснению вопроса,  действительно ли покоряли   евреи Египет, или   это досужие   выдумки то   ли самих   евреев для похвальбы, то  ли их врагов- антисемитов   с целью очернения.  И поскольку  из истории известно, что покоряли Египет некие гиксосы, то чтобы разобраться с   этим вопросом, необходимо выяснить,  кто такие гиксосы, и   какое  они имеют   отношение   к евреям.

Известный факт, что   в восемнадцатом веке  до н. э., в конце XIII династии, в Дельту хлынула из Азии новая волна, возможно, включающая племена выходцев   из Ханаана хабиру, которые наложили на язык народов свою печать еще в доисторические времена.

Их называют гиксосами.  По  всем данным,  это, в   основном,  семиты, говорившие на близком к древнееврейскому языке, скорее всего на его предке - на получившем в  тот период широкое распространение – аккадском.

Википедия определяет  греческое слово "гиксосы" как "правители [чужеземных] стран", Электронная еврейская энциклопедия - как "владыки чуждых стран", Александр Мень  как "властители пустынных нагорий" (греческая форма египетского термина "хека хасут").

В своей  исторической монографии «Гиксосы  и  их потомки» М.Зильберман пишет:  «Синхронность поры кардинальных изменений во многих аспектах материальной культуры Ханаана с эпохой захвата его городов и временем присутствия на его землях "новых, семитоязычных  групп"- племён хабири "первой волны", а также характер (и преемственность) строительства оборонительных сооружений и захоронений, может указывать на принадлежность шумеро-аккадских племён "черноголовых" к племенному союзу гиксосов».

А это означает ни  что  иное - и нам евреям надо то   ли гордиться, то   ли стыдиться за   этот   грех, - как соучастие  в  захвате чужой территории и  установлении   своей власти, - хотя,   даже в   наше время это - широко распространенное явление и   не считается особым   грехом. Но на то   они и   евреи, что с   них особый спрос, и   как тут при очередном подходящем   случае не    повесить   на   них всех   собак. Но все же стоит   разобраться в   ситуации, так   уж евреи виноваты?

Как отмечает Валерий Пайков («За обещанной землей»), «не все семитские племена прорывались на египетскую территорию силой; некоторые проникали мирным путём... Оседали семитские кочевники в основном в северном Египте, в дельте Нила, вполне пригодной для занятий скотоводством... В результате к концу XVIII века до н. э. на территории Дельты накопилась уже масса семитского населения, достаточная для создания собственного небольшого государства"

Примечательно, что в эпоху гиксосов в Танисе (Цоане) было принято не египетское, но гиксосское (по-видимому, шумеро-аккадское,  или ханаанское) летоисчисление, что может указывать на состав населения города той поры.

В районе Дельты даже отмечен город с семитическим  наименованием "Баал-Цафон". Город "Асирот" (перед пустыней Фаран) упоминается при описании Исхода в Книге Чисел (13.1; 33.17), (возможно эти два города построены гиксосами).
 
В  найденном  недалеко от Каира  могильнике обнаружены  погребения выходцев из Ханаана - почти в половине мужских погребений найдено оружие распространенных в Ханаане типов (бронзовые наконечники копий, боевые топоры, кинжалы).

Если сопоставить с  библейским преданием, предполагая  первой волной переселенцев Авраама и  его   родственных племен,  вторая волна гиксосов есть не  что иное как переселение из Ханаана в Египет в период семилетней засухи родственников Иосифа, то есть семьи отца его Яакова - Израиля, опять же, по приглашению фараона, причём, не пешим ходом, не на ослах, а на выделенных для этой цели фараоном колесницах.

Согласно научной версии Зильбермана:  «В 1800 г. до н. э.[2] (или в 1720 г. до н. э.), в период хаоса, ознаменовавшего конец Среднего царства (ок. 1720 г. до н. э.), гиксосы произвели неожиданное нападение с востока». С  течением времени  они, фактически, стали  контролировать  весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата»

Американский писатель, историк  Айзек Азимов задает резонный вопрос: "Но как могло произойти, чтобы чужеземцы могли... захватить Египет без борьбы?"   Хотелось   бы понять, как ухитрились племена «грубых кочевников» покорить могущественное Египетское царство? Историки объясняют,  что к концу Среднего Царства (вторая полови- на XVIII века до н. э.) произошло ослабление центральной власти.

И вообще  выясняется,   вопреки безосновательным, высосанным  из пальца версиям, в первую  очередь, версии египетского  историка Манефона,  что никакого грабительского и кровопролитного покорения Египта не было.

Древнеегипетский историк 3-го в. до н.э. Манефон, сочиняя свою историю спустя многие столетия после описываемых событий,  допустил,   по  данным ряда историков, множество неточностей, и в частности, версия о грабительском, кровопролитном покорении Египта была  опровергнута в  серьезных исторических   исследованиях.

 Можно с  серьезными   основаниями   говорить  не о покорении страны, а только о подчинении себе гиксосами тех, кто правил в этой стране. Аналогичное  объяснения этого феномена мы получаем на текст библейского "Бытия" ("Барейшит"): первоначальное "покорение" Египта семитами произошло по желанию фараона, и связано с восхождением на вершину власти  мудрого Иосифа, спасшего  страну от   голода.

О периоде правления фараонов – азиатов, по словам французского историка Жана Веркуттера, «Древний Египет»": «Египтяне хранили пугающие воспоминания (это,   в частности, и   по поводу Манефона - Г.Р.),  которые, вероятно, были ещё и преувеличены царскими писцами – пропагандистами. …Они (фараоны – аму) правили довольно справедливо".

Как предполагает историк В.Пайков, «среди вождей племён, обитавших в Дельте, нашлись наиболее продвинутые в политическом отношении, которые, воспользовавшись деморализацией местной  власти, заручившись поддержкой предводителей боевых семито-хурритских отрядов, сумели объединить их  идеей создания своего государства, распространить свою власть  в пределах Дельты».

Манефон в своей "Истории Египта", сильно сгустивший краски по  поводу  жестокого гиксосского владычества, согласно  Иосифу Флавию  так описывает эпоху владения семитами-аму Египтом: "В итоге, царём они сделали одного из своих -  Салитиса. Он обосновался в Мемфисе.

В течение двухсотлетнего периода (с XVIII по XVI в. до н.э.) Египтом правила династия гиксосов, причем имена некоторых из них звучат по-семитски, например, Хиан, Якубхер, Салитис и т. д. Из них имена пяти выявлены, они сохранились   на египетских памятниках».

Ю. Перепёлкин (История Древнего Востока): "Основу довольно пёстрого гиксосского объединения составляли семитские племена, близкие арабам и ханаанеям.   Предполагается, что  ХV династия (в Египте была) пастухов (гиксосов). Они (фараоны этой династии) были финикийцы (ханаанеи), иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город (крепость Аварис) в Сефроитском номе, опираясь на который владели египтянами».

Манефон царей-азиатов  объединил в XV и XVI династии именно фараонов, рассматривая их как неотъемлемое звено в единой цепи фараонов-египтян. Цари-пастухи, несмотря на своё семитское происхождение, и называли себя фараонами, усвоили египетскую культуру, включая иероглифическое письмо, поклонялись египетским богам

Вопреки бредовым версиям некоторых историков, которые на пустом  месте  пытаются придумывать  антисемитские байки, согласно данным археологии, владычество гиксосов в Ханаане, Египте сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, были введены в употребление боевые колесницы, новый тип мечей и боевых топориков.

Важно сопоставить,  как   соотносятся известные исторические факты нашествия гиксосов и их последующего   изгнания,  с библейской версией пребывания   еврейских   предков  в  Египте и их Исходом? 

Есть  ли   в   этой версии историческая основа? Многие учёные не отрицают, что в период господства гиксосов в Египте хабири (хаабиру, апиру), "возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, сыграли в стране (Египте) очень заметную роль" связывая это мнение с возвышением библейского Иосифа до ранга первого вельможи страны.

М.Зильберман: «Существует христианское предание,  согласно  которому Иосиф (или кто-либо из рода "Иосиф-эл") управлял страной при владычестве фараона-гиксоса Апопи, будучи облечён званием наместника Египта.

Некто Бар-Хебреу (еврей, учёный из Сирии (1226-1286гг.) свидетельствует: "Правил в Египте четвёртый царь из династии Пастухов, имя которому было Апапус (Апопи). И правил он 14 лет. И это был царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем, согласно написанному халдеями. Кажется, что царей этих звали Пастухами от (их кровного) братства с Иосифом".

О годах голода, о которых рассказывает Библия, сообщают многие египетские памятники. Так, фараон Джосер (ок. 2700 г. до н.э.) пишет своему наместнику по поводу семилетнего голода: "Я весьма обеспокоен за тех, кто в моем дворце. Сердце мое в великом беспокойстве по поводу бедствия, так как в мое время Нил в продолжение семи лет не разливался. Оскудели полевые злаки, не хватает травы, не хватает пищи. Каждый грабит своего ближнего. Люди еле ходят. Дети плачут"

В ходе исследования гробниц открыто захоронение губернатора города Эль-Кабе, некоего "Баба" (имя аккадское), члена царской гиксосской династии (99.с 400). На стенах этой гробницы была обнаружена следующая надпись от лица губернатора: "Я собрал пшеницу, будучи другом бога урожая. И когда наступил голод, продолжавшийся многие годы, я раздавал пшеницу жителям города во все годы голода" (Г.Бругш. Египет под фараонами. Спб,1880).

Немецкий историк 19 века Генрих Бругш, открывший надпись, в результате проведенных изысканий пришёл к выводу о прямой связи известий, содержащихся в тексте надписи сановника Бабы и событий, описанных в истории  Иосифа.

Иосиф Флавий, ссылаясь на Манефона, отождествляет гиксосов  с семействами библейских патриархов: "...так называемые пастухи, они же наши предки", или "великое множество наших предков пришло в Египет и покорило местное население... некоторое время спустя они покинули страну". 

Пол Джонсон исходит из   библейской версии: «Из памяти народной не изгладилось, что "И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гешем), и владели они ею" (Быт.47.27); Сыны же Израиля... укрепились (там) весьма и весьма... И наполнилась ими страна... И стал он там народом великим" (Исх.1.7).

Струве, выдающийся советский востоковед и историк, академик АН СССР, публиковавший работу «Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики» (1919 г.). В ней он задался таким вопросом: «Может быть, действительно право египетское и иудейское предание эллинистической эпохи, отождествляя завоевание гиксосов, среди которых были цари с именами подобно Якобхир и Симкен (семитские имена- Г.Р.), с приходом Израиля в Египет?..».

Рассуждая о нашествии «царей-пастухов», ученый писал: «Завоевание долины Нила было делом нелегким, но как раз в ту эпоху, эпоху конца XII династии, делом далеко не безнадежным и для народа не слишком многочисленного. Египет раздирали тогда сильные внутренние смуты.
 
Возможно, поэтому период оккупации Египта гиксосами (с 1730 г. до 1580 г. до н. э.) выпал из хроник, что, впрочем, весьма характерно». Но в   таком   случае, если исходить   из четырехсотлетнего периода пребывания евреев в  Египте,  а  также другим данными, время восстания и Исхода никак не совпадает со временем изгнания  гиксосов, произошедшего более, чем  на 200  лет раньше Исхода.

Все же некие хроники сообщают,   что вышеназванные цари из так называемых пастухов, а также их преемники,  властвовали над Египтом двести с   лишним лет. Затем царь Фиваиды, куда гиксосы не  добрались,  и цари других египетских земель восстали против власти чужеземцев и повели с ними жестокую многолетнюю войну.
 
Согласно Манефону,  при царе Мисфрагмутосисе   гиксосы стали терпеть поражения и, изгнанные из всех земель Египта, оказались заперты в одном месте... Оно называется Аварис. Сын Мисфрагмутосиса Туммосис во главе войска осадил город.
Но затем, отказавшись от осады, он заключил с ними договор, согласно которому  они все покинули его целыми и невредимыми.  Таким образом, изгнание гиксосов  было похоже на  мирный исход, хотя  и не добровольный, как это произошло впоследствии с  евреями,  а  вынужденный.

И   тогда напрашивается вывод,   что,  хотя и  покорившие Египет, а  затем изгнанные гиксосы,  по-видимому,  и имели  некую еврейскую,   семитскую  составляющую, все   же нет должных оснований  индетифицировать их  с порабощенными и   впоследствии восставшими   и  совершившими Исход евреями.

Но,   с   другой стороны, если предположить,    что  «малый народ», смог  покорить и властвовать в   нем, могучий и  великий Египет -   это  ли не  исторический феномен, к   которым нам   евреям не   привыкать? Но здесь есть и   другая сторона  медали, о     которой пишет историк Струве:

«Пытаться объяснить сложную гамму чувств египтян к гиксосам и евреям, или наоборот, непросто. Как распутать клубок противоречий, предрассудков, обид?». А это означает не что  иное, как появление еще в глубокой древности первых  ростков антисемитизма, который махровым цветением заполонил  мир в  позднейшие эпохи. Но об этой зловещей преемственности разговор впереди.

 


Рецензии