Глава 6. В этой главе рассказывается о том, как мо

Необычайные приключения двух сестёр Наташ и их друзей.

Глава 6. В этой главе рассказывается о том, как можно узнать всё о самом себе, забыв даже собственное имя, и о том, что ваши выводы всегда будут правильными, если перед этим хорошенько подумать.

Звонок в дверь с условным паролем - три плюс один - не вызывал подозрений, и я, накинув халатик, пошла открывать. На пороге стоял, как и предполагала, Анастас Георгиевич:
- Здравствуй, Наталья. Можно к вам?
- Проходи. Извини, проснулась только что, поэтому выгляжу непрезентабельно. А вот ты, смотрю,  припарадился, галстучек надел. Случайно не свататься ли пришёл?
- Ну, ты и ляпнешь иногда. Наташа как?
- Нормально. Мы, как все женщины, люди крепкие, но иногда любим поспать; хорошо, ты пришёл, иначе провалялись бы ещё часа два. Пройди пока на кухню, посиди.
- Ты уже встала? - шедшая навстречу Наташа сонно протирала ещё не раскрывшиеся глаза.
- И даже умылась. Если бы не твой крепкий сон, успела бы ещё заправить кровать. Приведи себя в порядок: старшина на кухне. Надёжный мужик: обещал в восемь прийти - пришёл. И разбудил как раз вовремя.
- Угу, если он каждый раз станет в такую рань меня будить, я назову его будильником. Сейчас, душ приму, ждите.
Пока Наташа плескалась, я прошла на кухню и поймала на себе ироничный взгляд Анастаса:
- Что это ты, Наталья, всё мой галстук разглядываешь? Плох, что ли?
- Да нет, к галстуку претензий нет. А вот хозяин ему плохо соответствует. Ты вообще этой ночью спал? Три часа - разве это много?
- Да ладно, отдохнём, когда на пенсию выйдем.
- Ведь вчера мы в один голос тебя умоляли: иди к нам, не ночуй в машине, а ты заладил: «неудобно, неудобно». Смотри, начальству доложим, что охрану несёшь не по уставу.
- Учту на будущее.
- Что учтёшь?
- Что ты любишь начальству жаловаться.
- Фу ты!
- Не кипятись, Наталья. Слушай, где тут у вас пепельница?
- Какая ещё пепельница! В этом доме матриархат, и он постановил, что курение, водка и футбол - вредные привычки, которым здесь не место.
- Футбол хоть оставь.
Из ванны вышла Наташа, раскрасневшаяся, с мокрыми волосами:
- Здравствуй, Анастас.  Лимонада хочешь? Какие планы на сегодня?
- Сегодня у нас имеется один день до отъезда, и мы посетим знакомую вам обеим «Клинику углублённого изучения мозга».
- Так ведь нас там уже «изучали», даже внутрь заглядывали.
- Хм, может, забыли там внутри что-то.
- Собирайся, зубоскал.

=

- Заедем на минутку в Управление, - распорядился Анастас, усаживая обеих пассажирок на заднее сиденье.
- С нами кто-то четвёртым поедет?
- Скоро увидите.
В машине легко дышалось, несмотря на жару за окном: кондиционер работал исправно. Минут через десять мы подъехали к уже до боли знакомому красному зданию. Но сегодня оно смотрелось несколько уныло.
Машина не остановилась рядом с Управлением, а проехала ещё метров сто по дороге. Не прошло и минуты, как к нам подошёл темноволосый коренастый мужчина в облегающей майке, через которую выпирали бицепсы завидных размеров; глаза скрывали тёмные очки. Он раскрыл дверь и быстро сел на переднее сиденье спиной к нам:
- Здравствуйте.
- Борис Николаевич? Сразу и не узнаешь вас. Это конспирация?
- Поехали, старшина... Больше, чем конспирация, Наталья Ивановна - это профессия, стиль жизни. Да, вам Ковалёв, наверное, передал, куда мы едем, но не пояснил, зачем. Докладываю: сегодня мы попытаемся вас «размагнитить».
- Как это «размагнитить»?
- Шутим мы так, уж извините, с некоторых пор. Восстановлению вашей памяти мешает нечто, вот мы и попытаемся  это «нечто» убрать. Только дайте мне слово: при отрицательном результате не расстроитесь. Ведь амнезия как явление изучено не конца, в лоб его не одолеть.
- Лучше восстановить хоть часть, чем ничего, - вздохнула Наташа.
- Спасибо.
Некоторое время ехали молча. Видимо, я задремала.
Почему-то вновь вспомнился Андрей Владимирович. А может быть, он был прав, когда говорил об этой проклятой болезни как о шансе на новую жизнь? Если память удастся восстановить, трудно представить, какие вещи тебя ожидают. Помнится, когда в клинике я узнала о собственном замужестве да ещё и бездетности, то сразу подумала: а дружной ли была моя семья? Прошлое ведь может оказаться неприятным, даже жестоким, и не дар ли божий послан мне свыше, чтобы избавиться от пережитого… Допустим, память восстановится частично, я смогу вспомнить кого-то из друзей, родственников или коллег по работе. Но тогда не узнанный мной человек обидится. Вопросы, вопросы… Без ответов они мучительны. Ещё не поздно разрубить этот «гордиев узел», выйти из машины и отказаться от всего…
- Спишь, сестрёнка? - шёпотом спросила Наташа.
- Сплю…
- Знаешь, в последние дни на меня находит какое-то волнение. Только сейчас в машине поняла отчего: я переживаю за будущую судьбу своего прошлого. Хорошее ли оно? Стоит ли  оно того, чтобы потом о нём вспоминать? Но если правда «о прошлом» окажется ужасной, у меня есть друзья, работа, ты. Скажи, ведь так?
Как же ты права, милая, моя Наташка!

…В клинику мы прошли не через центральный вход, а через боковую железную дверь с видеокамерой. Я уже представляла себе, как увижусь с недавними знакомыми (особенно хотелось видеть тётю Шуру), но Борис Николаевич вдруг начал спускаться вниз по ступенькам.
Вскоре нашему взору предстал длинный-предлинный коридор, освещаемый  неоновыми лампами, по бокам виднелись многочисленные боковые проходы. Это же сеть подземных коммуникаций, настоящий бункер!
- Что, не ожидали? - прочёл наши мысли майор.
- Впечатляет. И прохладно. Не как наверху. А зачем нужно такое подземное сооружение?
- Это ещё «цветочки». Подземные городки начали строить в начале войны как сооружение двойного назначения: во-первых, в качестве бомбоубежища, а во-вторых… Будем считать, что «во-вторых» - то же, что и «во-первых». Слишком засекреченная эта тема.
- И как вы тут ориентируетесь?
- Человек, не имеющий плана здания или специальных навыков, рискует здесь заблудиться. Вот мы и пришли. Прошу.
Борис Николаевич открыл одну из дверей, любезно пропустил нас в кабинет и, подойдя к столику в центре, нажал на чёрную кнопку.
- Алла Альбертовна, все в сборе, ждём вас и ваших специалистов.
- Хорошо, Борис Николаевич, - раздалось в ответ. - Через пять минут.
Нет, описать этот кабинет нельзя: всё надо видеть своими глазами. Чистота  стерильная, куда ни глянь - ни пылинки. К аппаратуре, занимающей всё пространство от пола до потолка, страшно прикоснуться.
- Пока специалисты не прибыли, попробую немного вас просветить, - сказал Борис Николаевич вполголоса. - Цель эксперимента, как я уже докладывал - разблокировка участков мозга, ответственных за память. Воздействие на нейроны ведётся с нескольких направлений: через органы зрения, слуха и обоняния; а также разными методами: электрическими, химическими, световыми и психологическими. В результате процесс восстановления должен резко усилиться. Во время сеанса вам будут задавать разные вопросы - серьёзные и не очень, даже откровенно дурацкие. Отвечайте, не задумываясь, можете совсем не отвечать.
Вошла Алла Альбертовна; за ней в кабинет проследовали ещё две незнакомые женщины.
- Здравствуйте, Наташи. Как настроение?
- Бодрое.
- Тоже бодрое.
- Очень хорошо. Мы с моими ассистентками, Любой и Татьяной, сейчас проверим, нельзя ли подзарядиться от вас этой самой бодростью. Присаживайтесь вот сюда, видеть вам друг на друга не получится - ассистентки установят между вами перегородку. Возьмите в каждую руку по одному продолговатому прибору, которые лежат на столе. Хорошо. Положите руки на стол. Начинаем предварительное тестирование, это займёт одну минуту.
Приборы около меня «проснулись», стали издавать мягкий равномерный звук, похожий на жужжание работающего вентилятора; изредка иная из лампочек подмигивала то красным, то зеленоватым светом.
- Стоп, - скомандовала Алла Альбертовна, - огласим полученные результаты. Состояние наших подопечных действительно бодрое, я бы даже сказала, спортивное. Чувствуется вчерашняя активность. Отдыхали на море?
- Ничего от вас не скроешь, - призналась я.
- Спасибо, но я не ясновидящая. Наша аппаратура позволяет отслеживать все изменения образа жизни и состояния здоровья человека в течение одиннадцати предыдущих дней. Кстати, у вас очень много схожего на физическом уровне; такие близкие характеристики показывают, как правило, родственники, например, сёстры. А чему вы радуетесь?
- Здесь вы почти угадали, - объяснила Наташа, - мы с Натальей Ивановной называем друг друга сёстрами; но мы, так сказать, духовные сёстры…
- Нечто вроде очень крепкой дружбы, но ещё крепче? Хм, вам дружить - вам видней… Поскольку ваше состояние здоровья хорошее, каких-либо противопоказаний для главного обследования не вижу.
То, что сейчас вам предложат, не причиняет ущерба для здоровья. Вы можете спросить, зачем перед данными сеансами проверять здоровье, если ему и так не будет причинён ущерб? Просто некоторые пациенты излишне волнуются - с такими «товарищами» мы не рискуем. Однако ваши молодые сердца к стрессам устойчивы... Возможно, Борис Николаевич успел довести до вас что-либо, но повторюсь. После подключения к системе я задам несколько вопросов. Постарайтесь не удивляться - некоторые могут показаться просто шуткой. Не утруждайте себя долгими размышлениями - говорите, что приходит в голову. Можно не отвечать, но желательно излагать правду, не врать. Полная продолжительность сеанса с учётом подготовки сорок пять минут… Что касается общей моральной стороны, помните: ваше дело правое. Сеансы нужны и будут продолжены не только ради вас, но и ради других пострадавших… Люба, Татьяна, приступайте. А вам, Борис Николаевич, придётся выйти.
- Наталья Ивановна, - обратилась ко мне Люба, - нужно раздеться до трусиков. Садитесь вот сюда. Спинку кресла опустить? Так удобно?
Ассистентка быстро опутала меня проводами с прикреплёнными к ним датчиками; особенно много установила на голове, хотя рукам, ногам и груди тоже «досталось».
- Выпейте, - Люба подала стакан, наполненный прозрачной жидкостью.
Ничего особенного - кисловатый напиток с едва уловимым приятным запахом.
- Внимание, - громко произнесла Алла Альбертовна, стоя с раскрытой тетрадью в одной руке и ручкой в другой. - Вначале на мой вопрос будет отвечать Наталья Ивановна, затем на этот же вопрос -  Наташа. Итак. ВАШЕ ЛЮБИМОЕ БЛЮДО.
- Блины со сметаной, с луком или грибами.
- Да я много чего люблю, например: пиццу, шашлык.
- ВЫ ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ РЕКИ НА ПЛЯЖЕ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.
- В воду, не раздумывая. А разве можно иначе?
- А я постараюсь растянуть удовольствие: покажу окружающим, какая у меня стройная фигура, какой красивый купальник, затем я подставлю солнцу свою спину, потом… А потом купаться пойду.
- ПЕРЕД ВАМИ ВЕДРО ВОДЫ. КАКОЕ ОНО?
- Тяжёлое.
- Ведро… Водички, знаете ли, сразу захотелось: жарко тут. А в остальном никаких мыслей.
- С ЧЕМ АССОЦИИРУЕТСЯ У ВАС ОГОНЬ?
- С теплом. Хотя в такую жару, как сегодня, предпочла бы лёд.
- Боюсь показаться неромантичной, но лишь с домашней плитой.
- ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КЕМ-ЛИБО ПРЯМО НА УЛИЦЕ?
- Хочется. Но вряд ли буду это делать. Наверное, в детстве родители заговорили: не знакомься - и точка.
- Знакомиться в толпе? Пожалуй, нет. Но не в страхе дело - смысла не вижу: у прохожих одно лицо на всех.
- МЫШЕЙ БОИТЕСЬ?
- Нет. Если в доме завелась всего лишь одна маленькая мышка, можно за ней побегать, поиграть с ней. В кошки - мышки. Вот две-три - уже хуже.
- Очень боюсь мышей. Особенно, как ни странно, маленьких: заползут куда-нибудь… Фу.
- КАК, ПО-ВАШЕМУ, ПОЁТ ПЕТУХ?
- В петушином пении я не нахожу ничего занятного.
- А мне нравится, когда поёт петух. Думаю, эта птица вполне может заменить будильник.
- ДОСТОЙНЫЙ МУЖЧИНА В ВАШИХ ГЛАЗАХ ЭТО КТО: ВАШ ДУХОВНЫЙ ДРУГ, ПОМОЩНИК ПО ХОЗЯЙСТВУ, ПРИМЕРНЫЙ ОТЕЦ ДЛЯ РЕБЁНКА?
- А вы уберите хотя бы одно из выше перечисленного. Что получим? Ни-че-го.
- Скажу так: сестра, конечно, права; но мужчине надо дать время на выработку этих замечательных качеств. Для начала согласилась бы на духовного друга.
- ОПРАВДАНО ЛИ РАДИ СОГЛАСИЯ В СЕМЬЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА?
- Лидер в семье скорее вреден, чем полезен. Но, к сожалению, неизбежен.
- В семье предпочла бы двоевластие. Даже сами слова «лидер» и «семья» - чужаки. Не хочу никого обидеть, но, по-моему, вопрос лидерства берутся решать не в самых благополучных семьях.
- ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ… ПРОДОЛЖИТЕ.
- Счастливой. Она это заслужила.
- До последних дней женщина всегда должна оставаться загадочной и безумно красивой.
- КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ СЧАСТЬЕ?
- Настоящее счастье - удачный лотерейный билет, который должен появиться внезапно, захватить тебя врасплох и переполнить чувствами. Но разве нам часто выпадает счастливый билет?
- Представить себе счастье я не могу, но быть счастливой ужасно хочется. Вообще, у меня впечатление, что я почти держала счастье в моих руках. Глупо, конечно.
- ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЕСЛИ ОНО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ВАМ: Я УДАЧЛИВЕЕ ВСЕХ, ПОТОМУ ЧТО…
- Не вижу смысла жить «без смысла».
- Я удачливее всех, потому что люблю и умею. Люблю наслаждаться жизнью и умею не мешать этому процессу.
- КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЗАЯДЛЯМ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ?
- С завистью и жалостью. С завистью, потому, что путешественники - народ сильный; их не мучает ностальгия ни по родным местам, ни просто по родным. А почему с жалостью? Да по этой же причине.
- Возможно, когда-нибудь я буду рассуждать так же, как и сестра, но сейчас мне хочется просто помучить себя походами и путешествиями.
- ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ «ДЕТИ - ЭТО…»
- Благо. Величайшее благо.
- Дети - больше, чем благо. Это чудо.
- ДРУЗЬЯ. СКОЛЬКО ИХ ДОЛЖНО БЫТЬ У ЧЕЛОВЕКА?
- У женщины, кроме подружек, должен быть, по крайней мере, один особо близкий человек. Если этот человек ещё и муж - просто замечательно. А вот насчёт того, сколько всего друзей может быть, затрудняюсь сказать. Это молодым виднее.
- Количество друзей у человека не превышает числа людей, которые хотят дружить с ним. Шутка. Если серьёзно, слово «друг» родилось, наверное, от «дорогого». Тогда получается: чем друзей больше, тем ты богаче.
- ЧТО БЫ ВЫ ПОСТАВИЛИ ДЛЯ СЕБЯ НА ПЕРВОЕ МЕСТО И ЧТО НА ПОСЛЕДНЕЕ: ДОМ, СЕМЬЯ, ДОСТАТОК, ДРУГ, РАБОТА? ПОЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР.
- Пусть первое место поделят между собой близкий друг и любимая работа, ведь это то, в чём я ещё способна себя выразить. Семья - вещь хорошая, но при условии наличия детей. А что касается собственного дома и абсолютного достатка, то зачем мечтать о невозможном?
- Первое место отдаю семье, хотя и с оговорками. По-моему, именно семья вынуждает любого недалёкого акселерата приступить к тренировке «мышц в собственных мозгах». А в отношении остального… «Любимую работу» можете поставить на последнее место. Ведь в жизни как бывает: чем дольше человек отдаёт себя «любимой работе», тем менее любимой, в конце концов, она становится для него. А уж перед пенсией, говорят, он её просто ненавидит.
- ЧТО ВАЖНЕЕ - ТАЛАНТ ИЛИ ОПЫТ?
- Талант и опыт - братья, но не близнецы. Согласитесь, не в силах человеческих даже из очень опытного специалиста сделать гения. Значит, талант даётся Богом, а потому он основа, он старший из братьев.
- Да, талант даётся от Бога, но в это так не хочется верить.
- ВЫ СРАВНИВАЕТЕ СЕБЯ С КАКИМ-ТО  ЖИВОТНЫМ? А МОЖЕТ БЫТЬ, ХОТИТЕ ИМ БЫТЬ?
- Я иногда ассоциирую себя со спящей домашней кошкой. Но иногда мне кажется, что я собака.
- А я себя с птицами сравниваю.
- ЧТО ФОРМИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТЬ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ: СОЗНЕАНИЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
- На девяносто девять процентов - обстоятельства. Но если десять заповедей входят в оставшийся процент, то не всё так плохо.
- В данном случае я с сестрой не совсем согласна. Действительно, на девяносто девять процентов люди заполнены привычками и рефлексами, то есть каким-то животным суррогатом. Но с этим надо что-то делать. Ведь получается, мы от животных отличаемся только на один процент, а хотелось бы несколько больше.
- СКАЖИТЕ, ЕСЛИ БЫ ВАМ СДЕЛАЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ БЕЗ ОДЕЖДЫ В ИЗВЕСТНОМ ЖУРНАЛЕ, ЧТО БЫ ВЫ ОТВЕТИЛИ?
- Вот так вопросик! Даже не знаю… Скажу так: я позволила бы обратившемуся с таким предложением попытаться убедить меня, что это возможно.
- Вас интересуют моральные принципы? Почему бы нет? Народ имеет право видеть красоту.
- Спасибо, - подытожила Алла Альбертовна, - вы вполне оправдываете представления о ваших повышенных интеллектуальных способностях. А теперь наденьте прибор - имитатор виртуальной реальности. Ничего из того, что вы сейчас увидите, в действительности не произойдёт - это только иллюзия. Электроника поможет управлять процессом выбора информации, выделять и усиливать нужную, отсекать второстепенную. В процессе сеанса  вы будете находиться в гипнотическом состоянии. Люба, Татьяна, помогите пациенткам.
Люба отсоединила несколько электродов на моей голове, но взамен надела блестящую шапочку с наушниками, а на глаза нацепила нечто напоминающее одновременно и очки, и бинокли. Наверное, со стороны этот сеанс выглядел презабавно: сидят две этакие мухи с огромными глазищами, опутанные паутиной проводов.
- Расположитесь удобнее и расслабьтесь, - через наушники послышался мягкий, неспешный голос Аллы Альбертовны, - опустите руки. Дышите уверенно, ровно. Представьте, что вы находитесь на берегу необъятного моря. Прохладный безветренный день, солнце в зените и  небольшой корабль посреди морской глади. Сосредоточьте свой взгляд на корабле с блестящими парусами. Он - олицетворение покоя и надёжности, почти невесом и будто парит над морем. От этой уверенности вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах…
Спокойный голос Аллы Альбертовны я слышу уже с трудом: сначала обычные чёткие фразы, потом несвязанные слова, а затем отдельные звуки, иные уже едва различимы. Звуки становятся видимыми, витают в воздухе, как пух, мельтеша перед глазами. Голос советует мне спать. Я не возражаю, и сколько продлится этот сон - всё равно. Ступням становится сыро, открываю глаза, смотрю вниз - оказывается, я иду по воде навстречу кораблю. Но мои способности совершенно не удивляют. Голос, похожий на Аллин, объясняет, где я и как надо поступать. Даже не представляю, как можно обойтись без него. Вот он опять настоятельно «подсказывает», что картинка с кораблём меняется на городские кварталы и почему-то просит рассказывать ему о том, что я вижу. По-моему, мои рассказы ему будут неинтересны, но раз просит, огорчать человека не хочется.

…Весна, уже теплее, чем в марте, но ветер ещё холодный; на деревьях маленькие зелёные листочки. По незнакомой улице мимо проходят какие-то люди. Несмотря на то, что местность незнакомая, я понимаю, куда иду - на работу; причём нужно успеть ровно к 8-00. Если не поспешить, получишь выговор от шефа. На крыше рядом стоящего высотного здания висит огромное табло-часы; сейчас 7-45. От осознания предстоящего начальственного гнева, нервничаю: шефы они и есть шефы, класс вредный и занудный, к которому грех испытывать какие-либо симпатии. Попробуем добраться до работы на общественном транспорте, тем более как раз подъезжает троллейбус. Пытаюсь понять, где еду, но картинка подслеповатая: солнце палит прямо в глаза. Жаль, я не взяла с собой тёмные очки. Хотя нет - они в моей правой руке. Ну и рассеянная же вы стали, девушка!.. Едем дальше. Стараюсь прочитать названия улиц и номера домов, но все они, словно заговорённые: вместо цифр и букв просматриваются одни чёрточки и крестики. Лишь однажды улица кажется чуточку знакомой - вдоль недавно заасфальтированной дороги, огороженной высокими бетонными бордюрами, растёт берёзовая аллея. Мы проезжаем метров двести, аллея заканчивается огромным вековым тополем, нависшим над дорогой. Неожиданно знакомый участок улицы резко обрывается - и вновь перед моим взором незнакомые пейзажи. Обидно! С досады хлопаю себя по коленке. Сидящие рядом люди пересаживаются на другие места - подальше от неуравновешенной дамы; кондуктор не спускает с меня глаз и вдруг произносит: «Не волнуйтесь: я помню, ваша остановка следующая».
В троллейбусе уже не еду. Но где я сейчас? Большой современный круглый зал с дверями на периферии. Очень тихо: и пол, и потолок выложены каким-то звукопоглощающим материалом. Сразу видно: учреждение серьёзное. Лица проходящих мимо людей немного удручают: среди них не вижу ни одного знакомого. Хотя нет, одно из них мелькнуло и, как нарочно, исчезло в тёмном коридоре. Это мужчина. Нет, от меня так просто не уйти! Я бросаюсь вслед, срывая на ходу бесполезные очки. Мы уже на расстоянии вытянутой руки, когда тот неожиданно останавливается и оборачивается. Волнуюсь. Сердце в груди клокочет так, что окружающие просто не могут, по моему мнению, его не слышать. Со страхом присматриваюсь к «беглецу». Его фигура плохо освещена, но вот взгляд… Пронзительный и до боли знакомый.
- Кто ты? Назови себя.
Я с надеждой всматриваюсь в его глаза. Молчание.
- Скажи же хоть что-нибудь. Пожалуйста.
Тот, что обернулся, продолжает молчать, но уже не уходит, а внимательно рассматривает меня. От собственного бессилия хочется плакать.
- Время - враг наш, - наконец, слышу я от незнакомца, хотя его губы неподвижны. - Успею дать только один совет: узнай как можно больше о Лунном камне. Наша новая встреча возможна, но состоится она или нет, зависит не только от меня. Не обижайся: сегодня ты пришла не за мной, а вот за этим…
Боковая дверь неожиданно распахивается, яркий свет с непривычки ослепляет. Боюсь открыть глаза; а когда набираюсь смелости и почти отрываю ладонь от лица, понимаю, что стою на пороге какого-то помещения. Переступить через порог надо, обязательно надо, но страшно. Испуганно оглядываюсь - никого, хотя несколько секунд назад разговаривала с мужчиной; но вдруг ощущаю, что некто невидимый берёт меня за руку и ведёт внутрь. Где же я нахожусь?
Какой-то кабинет. Чистота. Мебель европейской отделки: все стулья на колёсиках, столы круглой формы в виде «баранки»; на столах компьютеры. Кондиционеры нагоняют в комнату свежий воздух, но всё равно довольно жарко. Где здесь можно попить? Подобному учреждению, должно быть, не в диковинку иметь специальные питьевые автоматы. Ага, вот он! Высокий, бочкообразный питьевой аппарат вижу не впервые и знаю: это как раз то, что нужно. Я с удовольствием выпиваю стакан сладкой газировки, наливаю второй. Не допив воду, ставлю стакан на стол, сажусь за ближайший компьютер - попрактикуемся. Пальцы сами нажимают на клавиши - они словно соскучились по работе. На мгновение задумываюсь, и тут же вздрагиваю от телефонного звонка.
- Алё, - мужской голос в трубке довольно приятный, - вы уже приступили к компоновке узлов серии 700?
- С кем я говорю?
- Это Озеров.
- Озеров? Очень приятно. А имя и отчество?
- Вы здоровы? Зайдите-ка ко мне в конце работы.
- Подождите, скажите, как меня зовут?
- Ну, знаете…
Короткие гудки в трубке дают понять, что разговор окончен. Только сейчас я вдруг ощущаю огромную усталость: глаза закрываются сами собой, руки «свинцовые» и бессильно падают на клавиатуру…

=

- А вы молодцы, - Алла Альбертовна излучала улыбку, - Люба, отключите, пожалуйста, аппаратуру. Как вы?
- Да ничего. И какой он, этот результат?
- Неплохой. Одевайтесь. Отдохните полчасика - за это время мы обработаем результаты. Кстати, у вашей сестры они тоже обнадёживающие.
- Я очень рада.
Подошла Наташа и тут же устало присела на кресло:
- Да, Алла Альбертовна, увлекательно, конечно, но я как сухой выжатый лимон.
- В таком случае освежитесь в душе. Сейчас выйдите из лаборатории и найдите комнату №57.

=

- Если бы я здесь работала, то каждый день принимала бы душ, - пыталась перекричать шум падающей воды сестра. - В такую жару вода - наш лучший друг. Если её не отключают, конечно.
- А если отключают?
- Тем более… Наташ, подай мыло, пожалуйста. Тебе спинку потереть?
- Три. Интересно, у них тут бритва имеется?
- Мне тоже не мешало ей попользоваться, а то скоро неудобно будет на пляж ходить. Сейчас поищу - жди.
Наташа вернулась быстро:
- Смотри, что я нашла.
- Что там?
- Записка чья - то. Читаю: «Люба, приходи в наше место после работы. Не могу оставаться без тебя даже на один день. Целую тебя 1000 раз. Твой любимый медвежонок».
- Чужие записки читать нехорошо. Это я тебе как старшая сестра говорю.
- Но это так романтично! Представь себе «целую тебя 1000 раз»!
- Ах так. А ты знаешь, что длинные носы мылом укорачиваются?
- А-а-а! Ты что! Мыло же в глаза попало!
- Бегом к воде, бесстыдница!

=

Борис Николаевич уже ждал нас, сосредоточенно просматривая бумаги:
- А, наши красавицы уже успели освежиться. Алла Альбертовна, все в сборе.
- Прекрасно. Попробуем подвести итоги. Сначала вам были заданы вопросы, на которые вы отвечали в бодрствующем состоянии. Компьютер выложил ваши ответы в более упрощённом виде. Возьмите в руки лежащие перед вами листы и ознакомьтесь с ними.

Вопрос 1. Ваше любимое блюдо.
Ответ Натальи Ивановны: блины со сметаной, луком или грибами.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Наташи: пицца, шашлык.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 2. Вы остановились на пляже, рядом протекает речка. Ваши действия.
Ответ Натальи Ивановны: сразу в воду.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Наташи: сразу в воду не полезу.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 3. Перед вами стоит ведро воды. Какое оно?
Ответ Натальи Ивановны: тяжёлое.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Наташи: никаких ассоциаций.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 4. С чем ассоциируется у вас огонь?
Ответ Натальи Ивановны: с теплом.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Наташи: с домашней плитой.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 5. Вы хотели бы познакомиться с кем-либо прямо на улице?
Ответ Натальи Ивановны: хочется. Но что-то не даёт. Возможно, причина в воспитании.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Натальи: нет, так как не вижу разницы в лицах незнакомых прохожих.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 6. Мышей боитесь?
Ответ Натальи Ивановны: нет.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Наташи: очень боюсь.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 7. Как, по-вашему, поёт петух?
Ответ Натальи Ивановны: не нахожу ничего занятного в петушином пении.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ.
Ответ Наташи: красиво.
Вывод: ДЕТСТВО ПРОШЛО В ГОРОДЕ.

Вопрос 8. Хороший мужчина это: ваш духовный друг, помощник по хозяйству,  примерный отец для ребёнка?
Ответ Натальи Ивановны: мужчина должен отвечать всем выше перечисленным требованиям.
Вывод: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЛИЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, НО БЫЛИ ТРУДНОСТИ.
Ответ Наташи: в начале знакомства важна духовность.
Вывод: ЗАМУЖЕМ НЕ БЫЛА.

Вопрос 9. Кто должен быть хозяином в семье: муж или жена?
Ответ Натальи Ивановны: лидер семье скорее вреден, чем полезен. Но неизбежен.
Вывод: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ, НО, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, БРАК РАСПАЛСЯ.
Ответ Наташи: в семье должно установиться двоевластие.
Вывод: ЗАМУЖЕМ НЕ БЫЛА.

Вопрос 10. Женщина должна быть… Продолжите.
Ответ Натальи Ивановны: счастливой. Она это заслужила.
Вывод: В КАРЬЕРЕ БЫЛИ НЕУДАЧИ.
Ответ Наташи: загадочной и красивой.
Вывод: В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ НЕМАЛО ЖЕНЩИН.

Вопрос 11. Как вы себе представляете счастье?
Ответ Натальи Ивановны: счастье должно появиться внезапно и переполнить человека чувствами.
Вывод: ВОЗМОЖНО, РАБОТА НОСИТ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Ответ Наташи: затрудняюсь сказать. Но обрести счастье хочется очень. Такое впечатление, что оно уже почти было в моих руках.
Вывод: ПОХИЩЕНА НАКАНУНЕ ВАЖНОГО СОБЫТИЯ.

Вопрос 12. Я удачлива, потому что…
Ответ Натальи Ивановны: ищу и нахожу смысл.
Вывод: НА ОДНОМ МЕСТЕ РАБОТАЕТ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ.
Ответ Наташи: влюблена в жизнь.
Вывод: НЕ ОБДЕЛЕНА ВНИМАНИЕМ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ.

Вопрос 13. Как вы относитесь к путешественникам?
Ответ Натальи Ивановны: затворником не являюсь, но дома лучше.
Вывод: ПРИХОДИЛОСЬ ЖИТЬ В НЕСКОЛЬКИХ МЕСТАХ.
Ответ Наташи: хочется путешествий.
Вывод: МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА НИКОГДА НЕ МЕНЯЛА.

Вопрос 14. Дети - это благо или долг?
Ответ Натальи Ивановны: великое благо.
Вывод: ДЕТИ ОТСУТСТВУЮТ.
Ответ Наташи: дети - это чудо.
Вывод: ДЕТИ ОТСУТСТВУЮТ, НО ПЛАНЫ ИМЕТЬ РЕБЁНКА ИМЕЛИСЬ.

Вопрос 15. Друзья. Сколько их должно быть у человека?
Ответ Натальи Ивановны: хотя бы одного надо.
Вывод: ВОСПИТЫВАЛАСЬ В СТРОГОЙ СЕМЬЕ.
Ответ Наташи: чем больше, тем лучше.
Вывод: ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ПОДРУГАМИ ОТСУТСТВОВАЛИ.

Вопрос 16. Что бы вы поставили для себя на первое место и что на последнее: дом, семья, достаток, друг, работа? Поясните свой выбор.
Ответ Натальи Ивановны: ДРУГ И РАБОТА, СЕМЬЯ, ДОМ И ДОСТАТОК.
Вывод: НА РАБОТЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОРИТЕТОМ.
Ответ Наташи: семья, дом, достаток и друг, работа.
Вывод:  ВЫСОКУЮ ДОЛЖНОСТЬ НЕ ЗАНИМАЕТ, ИЗВЕСТНОСТЬ НЕБОЛЬШАЯ, НАГРАД НЕТ.

Вопрос 17. Что важнее: природный талант или опыт?
Ответ Натальи Ивановны: талант.
Вывод: РАБОТАЕТ В НАУЧНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕЙ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Ответ Наташи: к сожалению, талант.
Вывод: ЗАНИМАЕТ НЕ ОСОБО ОТВЕТСТВЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ.

Вопрос 18. Вы ассоциируете себя с каким-либо животным, а может быть, хотите им быть?
Ответ Натальи Ивановны: с кошкой, иногда с собакой.
Вывод: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫВОДА НА ВОПРОС 17.
Ответ Наташи: с птицей.
Вывод: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫВОДА НА ВОПРОС 17.

Вопрос 19. Что формирует человека как личность в большей степени: сознание самого человека или обстоятельства?
Ответ Натальи Ивановны: на 90 процентов обстоятельства.
Вывод: В ОСНОВУ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ПОЛОЖЕНЫ ЖЁСТКИЕ ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОСТИ.
Ответ Наташи: на 90 процентов обстоятельства, но с этим надо бороться.
Вывод: КОРПОРАТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В КОЛЛЕКТИВЕ НЕ ПРЕВАЛИРУЮТ.

Вопрос 20. Вам сделали предложение сфотографироваться без одежды в известном журнале. Что бы вы ответили?
Ответ Натальи Ивановны: дам возможность убедить себя, что это возможно.
Вывод: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫВОДА НА ВОПРОС 17.
Ответ Наташи:  скорее да, чем нет.
Вывод: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫВОДА НА ВОПРОС 17.

- Поразительно, - бегло пробежавшись по тексту, я с удивлением взглянула на Аллу. - Догадывалась, что вопросы психолога всегда имеют, так сказать, скрытый смысл, но всё равно выводы такие странные…
- Удивлены? Прежде чем вы услышите моё объяснение, должна напомнить, что являлось целью данных вопросов: установление того, где вы родились, где проживали и работали, с кем общались. Ибо, не забывайте, ваша память отказывается отвечать на данные вопросы. А что попутно с этим выясняются какие-то скрытые наклонности, ничего страшного: они пополнят копилку знаний вас о самих себе.
Многое в характере человека закладывается с детства. Возьмём, к примеру, вопрос №6 про мышей. Судя по ответу, вы, Наталья Ивановна, мышей действительно не боитесь, так как в детстве часто их видели и успели к ним привыкнуть, чего не скажешь о Наташе. А где ещё можно к ним привыкнуть, если не в сельской местности?
- Но выводы всё равно слишком смелые, - заметила я. - Их можно делать лишь с большой долей осторожности.
- Совершенно верно, Наталья Ивановна. Поэтому для подтверждения истины задаются другие, контрольные, вопросы.
- Простите, но я не могу связать большинство вопросов с полученными ответами. Разве что ответ на вопрос №1, о любимом блюде, объясняется просто. Помогите нам с сестрой разобраться в себе.
- Хорошо. Разберём вопрос №2 о поведении на реке. Вспомните, как ведут себя дети перед купанием. Деревенских детей не очень волнует загар: летом они получают его в избытке, целыми днями находясь под открытым небом. И купальные принадлежности их не особо волнуют. А городские дети радуются солнцу. И купальники для девочек - вернее, для  родителей этих девочек - имеют большое значение: ведь нужно выглядеть не хуже других.
Далее у нас на очереди  вопрос №3: ассоциации с ведром воды. Почему для Натальи Ивановны наполненное водой ведро тяжело? Всё просто: в сельской местности подростку приходится иногда носить воду вёдрами для поливки огорода. А у горожанина такой необходимости нет.
- Алла Альбертовна, - Наташа, как в школе, протянула руку, - постойте, пожалуйста, не отвечайте на вопрос №4, об огне. Разрешите мне. Для деревенского подростка огонь - это прежде всего печь, а печь - это тепло. В случае же с городским жителем последний видит огонь большей частью лишь в домашней газовой плите.
- Верно, Наташенька. Продолжайте. Как бы вы объяснили свои ответы на вопрос №5, о знакомстве прямо на улице?
- Наталья Ивановна раньше жила в деревне. И вот почему. Всех местных, деревенских, селяне знают в лицо. Поэтому когда появляется новенький, с ним очень хочется познакомиться. В городе же, где людей много, ценность нового лица почти нулевая. Мне, признаюсь, все прохожие действительно кажутся на одно лицо.
- Прекрасно, Наташа. А вопрос №7 про пение петуха как бы вы прокомментировали?
- Сестре это пение надоело ещё в детстве, когда она жила в деревенском доме бок о бок с этой крикливой птицей. А для меня это пение в диковинку.
- Поздравляю, вы быстро схватываете суть. Продолжим? Разберём вопрос №8 о ваших приоритетах по отношению к мужчине. Кто он для нас, женщин: друг, помощник, пример для детей? Здесь было важно, предъявите ли вы сразу несколько высоких  требований к сильному полу или вначале выделите что-то конкретное. Допустим, вы ответили бы, что хороший мужчина - это прежде всего помощник по хозяйству - и тем самым признали бы наличие в семье больших проблем в ведении домашнего хозяйства. У Натальи Ивановны к мужчине много требований общего характера и ничего конкретного. Это означает следующее: её семейная жизнь значительное время отличалась стабильностью, хотя и не без проблем… А ваш ответ, Наташа, не обижайтесь, наивен. Духовность, на которую надеются женщины, у мужчин имеет место только в период ухаживаний. Не были вы ещё замужем, не были.
Перейдём к вопросу №9. Для Наташи, ввиду отсутствия мужа, ответ на вопрос «кто должен быть хозяином в доме?» не имел большого смысла. Замечу лишь, что с убеждением о двоевластии в семье вы - завидная невеста среди потенциальных женихов… А вот по поводу ответа Натальи Ивановны «лидер в семье не нужен, но неизбежен» скажу так. У большинства современных психологов такие научные понятия как «эгоизм» и «семейное лидерство» - это одно и то же. Эгоизм - очень распространенное явление. Если его можно назвать болезнью, то в мире бушует самая настоящая эпидемия. Куда деваться от эгоиста, если кругом одни эгоисты? Но если вы не только осознали эгоизм как явление, но и его неизбежность, остаётся одно: смириться с ним. Семьи, в которых супруги смиряются с эгоизмом, составляют подавляющее большинство. К сожалению, статистика большую часть подобных, особенно бездетных, семей, предоставив последним несколько лет стабильности, всё одно разводит. И я склоняюсь, что вас, Наталья Ивановна, статистика не обошла.
- Как интересно. Кстати, разве не существуют семьи без лидера?
- Существуют. Такие семьи чрезвычайно устойчивы. Но редки.
- А с лидером хуже?
- Увы, в современных семьях назначение лидера - это лишь повод уйти от решения проблем, а ответственность навесить на партнёра. Снова эгоизм, снова нестабильность в семье, развод… Вы не согласны, Наталья Ивановна?
- Нет-нет, согласна. Но, рассматривая ответы на вопросы, я, кажется, нащупала одну закономерность: чем меньше некая потребность была реализована у человека в течение жизни, тем более весомое желание иметь это появляется у него позднее. Вот и вопрос №10 о том, какой должна быть женщина, это подтверждает. Я ответила: женщина должна быть прежде всего счастливой. Если бы я предпочла что-нибудь явно несбыточное: ну, например, хотелось бы походить на Мэрилин Монро - или неопределённое, обыденное: к примеру, сказала бы, что нужно быть просто самим собой - то это подтверждало бы отсутствие в жизни больших проблем. А так видно: счастья мне не хватает и беды, поражения не обходили стороной. Только вот почему в карьере? Почему не в семейных отношениях? Ведь вы сами сказали, что несмотря на значительный брачный стаж, моя семья скорее всего распалась.
- Тут дело в другом. Допустим, статистика не ошиблась, и вы с мужем действительно разошлись. Думаете, всю жизнь станете переживать данное печальное событие? Нет! Это только в романах царствует неразделённая любовь. В реальности же разводу, как правило, предшествует обоюдная ссора между супругами, поэтому сам по себе развод воспринимается ими скорее как облегчение. Почти счастье! Через какое-то время обида от разлуки проходит. Живя сама по себе, одинокая женщина делает поразительное открытие: оказывается, можно обойтись и без мужчины! Но, если оставив далеко позади развод и связанные с ним проблемы, женщина всё же признаётся в отсутствии счастья, то что же она имеет в виду? Остаётся одно: неудачи в самореализации, в карьере.
А вам, Наташенька, я чувствую, не терпится, узнать, почему в вашем коллективе много женщин. С вашей точки зрения, вам не хватает красоты и загадочности. Конечно, здесь вы не совсем правы; вернее, совсем не правы: по-моему, вы очень даже привлекательны, а потому - загадочны. И наоборот. Но задайте себе вопрос: кому вы хотите доказать свою красоту и загадочность?
- Мужчинам, кому же ещё?
- Лучшее подтверждение неотразимости женщины - не подчёркнутое внимание представителей сильного пола: мужчин ловить не труднее, чем рыбу на наживку - а завистливый взгляд сотрудниц по работе.
Продолжим? Попробуем сделать правильные выводы из ответов Натальи Ивановны на вопрос №11 о счастье. Внезапность и сильные эмоции, которые должны якобы сопутствовать настоящему счастью - не что иное, как открытие, редкое, но незабываемое. Из всех видов деятельности такой ответ более всего подходит для научно-исследовательской работы.
Теперь ответ Наташи. Он наводит на одну мысль: до вашего первого похищения вы напряжённо думали о каком-то важном, не скажу приятном, но событии, которое могло бы круто изменить вашу жизнь.
- О каком событии идёт речь?
- Пока трудно сказать. Не отчаивайтесь. Найдёте родственников или знакомых - всё выяснится.
- Алла Альбертовна, - мне пришлось прервать метра медицины. - В вопросе №12 о причинах возможной удачливости я ответила: главное - это не терять смысл. И при этом вы утверждаете, будто у меня большой стаж работы в коллективе. Но какая связь между смыслом жизни и большим стажем работы?
- Когда человек упоминает о смысле жизни, он не рвётся любой ценой по карьерной лестнице, но в меру честолюбив, имеет, хоть и скрытое, желание прославиться. Начальство обожает подобных, лояльных ему, людей, не претендующих на его драгоценное кресло, и за это великодушно позволяет сотруднику, извините за резкость, горбатиться целыми днями, месяцами и годами. Вот откуда такой вывод.
Наташин ответ иной. По её мнению, причина удачи кроется в умении любить жизнь. А жизнелюбов любят окружающие. Кстати, это плюс для нас: чем большее число людей вас, Наташа, знают, тем лучше.
- Разрешите прокомментировать ответы на остальные вопросы, - напросилась я.
- Попробуйте.
- Вопрос №13. «Как вы относитесь к путешественникам?». Очевидно, моя семья часто меняла место проживания, вот данный факт и врезался в моё подсознание, как событие негативное. Ведь дома всегда лучше. А у Наташи наоборот: налицо  «охота к перемене мест», квартира, обстановка ей явно наскучили. Правильно, Алла Альбертовна?
- Абсолютно. Правда, данный вопрос был достаточно простым, можно сказать детским. Продолжайте, пожалуйста.
- 14-й вопрос. «Дети - это благо или долг?». А вот это не детский вопрос, хотя он и о детях. Когда детей нет, их безумно любят; когда они есть, их не любят - их воспитывают. Боюсь, всю оставшуюся жизнь мне придётся их только любить.
- Ну, Наталья Ивановна, вы уж и скажите, прямо приговор себе вынесли. В этом «деле» у вас имеется смягчающее обстоятельство: вы невиновны. Будут у вас дети - поверьте врачу. Хотя в отношении родителей к детям вы в основном правы. По этой же причине ответ Наташи ещё более красноречив и в комментариях не нуждается… Давайте, Наталья Ивановна, перейдём к более весёлой теме.
- 15-й вопрос. «Сколько надо иметь друзей?» Пожалуй, вывод о воспитании меня в строгой семье логичен. Кто же ещё, кроме папы с мамой, мог мне внушить мысль о недопустимости их большого числа? К сожалению, для нашего расследования это «минус», так как меньше людей могут меня узнать… А для Наташи друзья - это просто богатство какое-то. Из ответа вытекает почти прямая подсказка о наличии подруг.
- Но почему только подруг? Что, не нашлось ни одного достойного кавалера? - улыбнулась сестра.
- Одного - двух кавалеров не исключаю, Наташенька, но вы молоды и судите об отношениях между подростками по телесериалам, которые превозносят дружбу между мальчиком и девочкой. А ведь часто в настоящих школах такая дружба - едва ли не предмет насмешек. В старшем возрасте друзья тоже одного пола, хотя и по другой причине.
Попробуем прокомментировать ответы на вопрос №16 о приоритетах в следующих понятиях: дом, семья, достаток, друг, работа. Наталья Ивановна поставила на первое место любимую работу. Причём ей, судя по ответам на предыдущие вопросы, нужна не столько работа сама по себе, сколько её результаты для самовыражения. С одной стороны, это плохо: не удовлетворённый успехами в работе, человек пытается работать больше и даже может попасть в клуб трудоголиков. Но с другой стороны, это имеет свои плюсы: данная категория людей всё время занята делом, на сплетни и интриги времени не хватает. Деловой, не сплетник, не интриган - разве удивительно, что такой человек авторитетен в коллективе?.. А как вы, Наташа, прокомментировали бы свой ответ?
- Попробую. Семья, дом, достаток… Эти обычные земные желания могут навести только на одну мысль: я простая женщина; как и тысячи других, строю наивные планы на светлое будущее, связанное с семьёй и мужем. И похитили меня по ошибке. Высокого поста не занимаю, наград не имею. А известности у меня ровно столько же, сколько и наград. Всё это затруднит поиски родственников и близких.
- Всё верно, Наташа, но вы излишне печально заканчиваете своё повествование. Побольше бодрости, огонька, иначе вы заразите всех нас пессимизмом, а от этой болезни у меня лекарства нет… Обратимся к 17-му вопросу. Что важнее: талант или опыт? Все люди делятся на две категории: генераторы и исполнители. Если первая предпочитает новые идеи, то вторая придаёт большое значение практике, аккуратности в исполнении. Талант всегда ассоциируется с первой категорией, а опыт со второй, хотя данное деление довольно условно. Признавая приоритет таланта над опытом, вы, Наталья Ивановна, сами того не подозревая, уверенно указываете, в какого рода учреждении вы имели честь работать.
- И что же это за учреждение, Алла Альбертовна? С преобладанием умственного труда над физическим?
- Несомненно. Но это ещё не всё: вы работали над решением актуальных, недостаточно изученных проблем, где требуется неординарное мышление.
Я удивлённо округлила глаза:
- Это так необычно. Но вы хотите меня приободрить, признайтесь. Из вашего суждения можно сделать и другой, менее приятный вывод.
- Какой?
- Я слишком много знаю, а это опасно.
- Не будите в себе навязчивые идеи: они не дадут вам спать. Думайте о другом. По крайней мере, первое время... Кстати, у Наташи более типичный, приземлённый ответ. Только не подумайте, Наташенька, что я делаю из вас и ваших коллег серых, ограниченных личностей - ваш ответ достоин уважения. Хорошее отношение к человеку достигается вовсе не за счёт каких бы то ни было способностей, пусть и выдающихся. Гении ведь тоже злыми бывают.
- Алла Альбертовна, - скромно потупилась Наташа, - мне не терпится узнать ваше мнение по 18-му вопросу. Всё-таки, почему мы иногда представляем себя каким-то животным. Я понимаю это так: если человек ассоциирует себя животным, то он мечтает завести это животное у себя дома.
- Продолжайте…
- Если человек заводит у себя животное, то он очень нуждается в друге. Каким должен быть этот друг, зависит от характера хозяина. Сентиментальный человек заведёт птицу, заботливый купит черепаху или аквариум, волевой - собаку, хозяйственный - кошку. Я права?
- Не совсем... Кстати, в этом вопросе наука ушла далеко вперёд: домашнее животное не только выдаёт характер своего хозяина, но и оказывает на него сильнейшее влияние… Что касается сути вопроса. Заметьте, мой вопрос касался лишь ассоциации себя с животным, а не приобретения животного. Большинству людей приятно представлять себя летящими птицами, и при этом им в голову не приходит заводить у себя в доме какую-нибудь канарейку.
- Но тогда что хочет человек, представляющий себя кошкой, собакой или птицей.
- Всё дело в банальной зависти человека к животному. Человек завидует кошачьей хитрости, терпению, смекалке; в отношении собаки - прекрасным физическим способностям, высокой  работоспособности, готовности к подвигу и жертвенности. Птица привлекательна за природные лётные качества, то есть за способность к перемене мест, независимость ни от кого, к тому же она может посмотреть на всех «свысока». А в целом человек завидует братьям своим меньшим за возможность не работать и ни за что не отвечать.
Таким образом, кошки и собаки в голове Натальи Ивановны означают следующее: она работает над чем-то очень сложным, серьёзным, Например, может вести научные разработки.
А Наташа завидует птицам, ей хочется независимости, романтики, разнообразия. Иными словами, она работает в типичной организации, часто навевающей скуку.
Так. У нас на очереди вопрос №19 о том, что формирует личность: сознание самого человека или обстоятельства? Вы обе признаёте влияние именно обстоятельств на человека, причём довольно точно угадываете процент степени влияния внешних факторов на человеческое сознание: в науке он равен почти 85 - 90 процентам. Но вы вкладываете в них разный смысл. Для Натальи Ивановны обстоятельства - это сплочённый коллектив с отлаженной работой и чётко поставленными целями, вещь нужная и естественная. Если большая часть обстоятельств работает, как здоровый организм, зачем им мешать? Для таких коллективов характерно преобладание корпоративных интересов над личными.
Наташа иного мнения: с её точки зрения, обстоятельства - скорее зло, чем добро; а зло заслуживает борьбы с ним. В том типичном учреждении, где работает Наташа, не принято ставить конкретных целей; имеет место неразбериха и дискомфорт. В подобных коллективах, конечно, могут появиться яркие личности, но в своём стремлении что-то улучшить они станут попросту мешать друг другу.
А вообще, не удивляйтесь, влияние родственников, коллег по работе и других, даже едва знакомых, людей настолько довлеет над  человеком, что последний практически не способен принимать серьёзное решение самостоятельно, даже если осознаёт его необходимость. Всё плывёт по течению, обрастая привычками - подобно ракушкам, присасывающимся к днищу корабля.
Внимание, а теперь нам предстоит прокомментировать ответ на последний вопрос, №20: «Смогли бы вы сфотографироваться без одежды в известном журнале»?
- Провокационный вопрос, - заметила я. - Выставлять напоказ своё тело - это, знаете ли, большая смелость нужна.
- Вы правильно отметили, Наталья Ивановна, в вопросе о голом теле его «провокационность»: если бы вопрос я задала принародно, ответ был бы другим. Необходимость отвечать за свои слова резко уменьшает вероятность «правдивости». Поэтому не ждите в газетах, на телевидении и в других публичных СМИ истины на неприятные вопросы.
- Алла Альбертовна, - Наташа смущённого опустила глаза, - мы, наверное, отвлечёмся от основной темы, но всё-таки, почему люди выставляют себя напоказ? Как это истолковывает наука?
- Извольте. Во всём мире усиливается осознание человека как личности.  Поэтому осуждать людей, снимающихся в «плейбоях», я не берусь: ведь таким образом они самовыражаются.
- Но им, наверное, хорошо платят?
- Одно другому не мешает.
- Тогда что нас ждёт в будущем при таком подходе? Неужели всё станет дозволенным?
- Процесс сексуального становления людей идёт порой мучительно. В начале XX века в Англии отменили закон, гласящий, что некрасивая поза жены во время сна - достаточное основание для развода. Сознание меняется  постепенно и потому не очень заметно; но через два поколения люди напрочь забудут о сегодняшних проблемах и заботах. Ваши внуки станут писать историю как бы «с нуля»… Однако должна вас обнадёжить. Если некая человеческая идея окажется в конечном итоге вредной, она умрёт. Естественный отбор Дарвина между людьми никто не отменял.
Ну, ладно, девушки, проблема это большая, а времени у нас, наоборот, мало - вернёмся к вашему последнему ответу. По-моему, вы и не подозревали, что данный вопрос касался вовсе не секса?
- Как не секса?
- Я озвучила некую завуалированную версию. А вот как должен звучать вопрос: «Каким образом вы решаете очень сложные проблемы?» Наталья Ивановна дала оптимальный ответ, который можно было изложить так: для решения сложного вопроса, нужно послушать совет постороннего, всё сопоставить и принять, наконец, решение. Подобный ответ подтверждает гипотезу о работе её в каком-нибудь научном учреждении или в организации, связанной с высокими технологиями.
И ваш ответ, Наташа, безусловно, имеет право называться справедливым, но, не обижайтесь, его быстрота и категоричность указывает на одну большую проблему: вы и коллектив, в котором работаете, не приучены к практике выруливания из сложных обстоятельств; решение принимается на эмоциональном уровне. Ну как, вы ещё не устали?
- Вы нас просто ошарашили, - Наташа даже не пыталась скрыть своего восхищения. - Подумать только, ведь мы даже не помним своё настоящее имя, а теперь знаем о себе почти всё. Фантастика!
- Не преувеличивайте мои способности… Наталья Ивановна, вопрос к вам: скажите, кто такой Озеров?
- Не припоминаю.
- А между тем вы уверенно вспомнили эту фамилию. Мне представляется, что Озеров - ваш шеф. Обычно общение с начальством добром не кончается. Но если вы всё же вспомнили начальника, то значит, при общении с ним испытали сильный эмоциональный всплеск. Например, выговор от него получили.
- Ничего не понимаю. Как я могла вам сказать какую-то фамилию, если находилась под гипнозом? Я спала!
Алла Альбертовна улыбнулась:
- Вы, очевидно, никогда не видели людей под гипнозом. В данном состоянии человек не спит, а находится между сном и бодрствованием. Всё происходящее с вами вы сами добросовестно рассказывали мне и моим ассистенткам. Не верите? Хорошо, слушайте. Сначала вы ходили по водной глади, видя перед собой парусник. Затем перенеслись в город. Сели в троллейбус. А далее очутились в каком-то учреждении, где успели перекинуться парой фраз с неким мужчиной. Потом появился просторный кабинет. А в кабинете, вы разговаривали с человеком по фамилии Озеров.
- Да-да, всё правильно... Эх, посильнее бы вы меня в тот момент раскрутили!
На этот раз улыбнулась не только Алла Альбертовна, но и ассистентки.
- Дорогая вы наша Наташенька Ивановна, - Татьяна и Люба не дадут соврать, мы только и делали, что помогали вам. Вспомните, вы стоите на улице и думаете о троллейбусе - как он тут же подъезжает. Вы тщетно пытаетесь рассмотреть названия улиц: солнце светит прямо в глаза - «даём» вам тёмные очки. Вы не решались переступить порог кабинета, и моей ассистентке, Любе, пришлось взять вас за руку. Мы старались. Но время, время… Такую работу всегда сопровождает цейтнот… Да, а кто тот мужчина, который стоял в коридоре? Что он сказал?
- Сказал, что я пришла не за ним, но наша встреча возможна. А ещё попросил узнать как можно больше о каком-то Лунном камне.
Главврач задумалась:
- Лунный камень… Вот, значит, как дело оборачивается… О камне я вам сказать ничего определённого не могу… Вернёмся к мужчине, который упомянул о Лунном камне. Крайне интересный образ! Понять, кто этот человек, архиважно.
- Архиважно?
- Именно! При «общении» с незнакомцем, датчик зафиксировал у вас лавинообразный всплеск активности центральной нервной системы. «Встреча» с этим мужчиной произвела на вас такое впечатление, что с большой долей вероятности можно сказать: ещё одна такая встреча с ним - и вы вспомните всё.
- Это возможно?
- Да. Во сне либо под гипнозом.
- А наяву никак?
- Наяву, Наталья Ивановна, вы этого человека встретить можете - и при этом равнодушно пройдёте мимо. Хотя…
- Имеется ещё одна возможность?
- Имеется. Вы узнаете его, если во время встречи будете находиться в состоянии аффекта… Сожалею: сегодня не удалось завершить наш сеанс. Не хватило одной вещи - мелочи, в сущности.
- Какой?
- Вашей веры в этого человека.
Как же так: почти держать удачу в руках и бездарно выпустить всё без остатка! Слёзы, предатели слабого пола, навернулись сами собой.
- Алла Альбертовна, - Борис Николаевич торопливо подошёл ко мне, - с вашего разрешения мы с пациенткой прогуляемся во дворе минут десять…

=

Темнело. Я бессильно легла на кровать. Наташа, переодеваясь ко сну, покосилась на меня:
- Собираешься спать в одежде?.. Не пойму: почему в конце нашей встречи Алла сказала, что мои результаты лучше твоих?
- Ты смогла вспомнить маму в молодые годы.
- Это точно. Но вспомню ли я остальных родственников? Не расстраивайся: у тебя тоже неплохая перспектива. Причём всё и сразу. Особенно если встретишь загадочного «человека Икс».
- Ты назвала его Иксом?
- А как его ещё назвать? Слушай, а может, этот неизвестный мелькает перед нами каждый день, просто мы этого не замечаем?
- Может. Ты же слышала, Алла сказала: нужно особое состояние и какая-то вера в этого мужика. При чём тут вера? Пойду, приму душ. Свет выключить?
- Как хочешь, я подожду тебя.
В такие жаркие дни душ можно принимать каждый день раз по десять. Июнь, июль - разгар лета, и на душ, спаситель наш, разве что не молишься.
«Интересно, кто из нас первым вновь обретёт своих родных: я или Наташа?.. Надо бы зубы почистить перед сном».
Запотевшее зеркало... Сегодня ты видишь лишь уставший взгляд, растрёпанные волосы…
Мы - я и мой двойник - показали друг другу языки и гордо обмотали свои головы полотенцами.
А вытираться и необязательно: кожа тоже должна дышать.
У красивой женщины кожа всегда гладкая, без морщинок - как у меня. Обожаю свою кожу: она живая - вон как покраснела от горячего пара… Жаль только, где-то ухитрилась поцарапаться…
Я присмотрелась в зеркало - действительно, на груди проступили две маленькие, чуть заметные, красноватые полоски… Ничего, пройдёт.
В комнату вошла на цыпочках. Сестра видела уже десятый сон, и легкий щелчок выключателя погрузил нас в полный мрак.
Какие ещё испытания ждут нас? Боже, сделай так, чтоб нам чуточку повезло…


Рецензии