Где-то в верховьях Усы. Глава 1

               

-Тридцатитонная   самоходная баржа, с гордым названием - «Геолог»,
до места дошла только  на утро третьего дня. Заночевали в двух местах:
в устье р. Колвы, где на крутом берегу Усы стояли бараки и балки посёлка Пионерного, а потом  у деревни Макариха, что находилась в примерно в 80 км вверх по течению Усы от будущего города Усинска. В первом случае: смотались
в магазин и затарились там продуктами, спиртным, и куревом.
Ночевали там же,под берегом. Пассажир был один,и лежанок хватало. Тем  пассажиром был я:Зырянов Владимир Лукич, помошник бурильщика.А, было мне тогда - двадцать девять лет.
 В деревушке Макарихе, нашёлся покупатель на двадцать пять  штук  еловой доски,  которая  хорошо  шла   на изготовление  лодок.За четыре поллитровки, доска была снята на берег.

И, так, я сопровождал  стройматериалы для будущей буровой, где потом должен был, остаться  дежурным сторожем, и помогать при выгрузке.- «Вовка,тебе надо срочно  сменить  дежурного в районе выгрузки  на Усе » - сказал, встретив  меня в конторе,  Иван Савельевич Хадакин,наш буровой мастер.
В Печорской геолого - поисковой экспедиции,(ПГПЭ) к этому времени, я успел проработать,почти,  пять лет. - "Зайди получи аванс и завтра с утречка с Юркой Хабилайненом   на «Геологе»  и тронетесь. Сегодня его должны загрузить доской и оборудованием.

 -Дежурить будешь месяц, потом тебя сменят. Насчёт продуктов, не беспокойся. У него всё есть. Только хлеб и  папиросы, возьмёшь с собой.Сейчас там дежурит Лёшка Лукинский.Он тебе поможет выгрузить баржу. 
   Стоял июль, и я блаженствовал на палубе "Геолога", разглядывая  проплывающие берега Печоры, а дальше, потом, и берега реки Усы.  Она тоже имела несколько своих самостоятельных притоков, и поэтому почти не уступала, по своей полноводности, матушке - Печоре. 

Так  вот, рано утром третьего дня «Геолог»  почти  беззвучно   причалил к берегу моего, будущего, временного пребывания, и стал малым ходом отрабатывать против течения.
На высоком берегу среди тайги, на топографическом  профиле,  стоял закреплённый на тракторных санях  балок и смотрел  своим  единственным  окошком на реку.

Громко залаяли собаки и   дружно  рванули  вниз по спуску  к нам.  Я насчитал пять псов.  Интересно, откуда,здесь столько собаки, подумал я. Рулевой – моторист, а заодно, и  палубный матрос -  Витька Чеушев шустро спустил  на берег трапик. Потом,  отбежав метров десять от  воды, прочно забил в берег специальный лом, и накинул на него чалку. Двигатель смолк и наш "Геолог", как хорошо поработавший и уставший человек привалился  боком  к  пологому галечному берегу реки. Наверху хлопнула дверь балка, и я увидел  Лёшку Лукинского, своего товарища по бригаде,  которого и должен был  подменять.

Он радостно спешил к нам на  встречу. Загоревший и обросший реденькой тёмной бородкой он,прикрикнув  на собак, подошёл к барже.
Мы все поздоровались.Ты ,Володча, что ли будешь меня менять,- спросил он и получив утвердительный ответ, по трапу взобрался на баржу.
Мимо нас проносилась,сильная и полноводная Уса.Чистая прохладная вода. С большим удовольствием, я тогда,впервые попил  её двумя руками, как ковшиком.
    «Ну что, парни, давайте,будем  выгружать, - спросил нас Юрка.- Вот сейчас заведём трактор ,зацепим сани и под под доску их, -сказал Лёшка и мы пошли к балку, где стоял наш вечный труженник С-80, которого почему-то прозвали "Захаркой"!
   Витька,  взобравшись на « гусянку», быстро запустил   пускач и вскоре трактор,  довольно заворчав, подпятился  к пустым тракторным саням, где  мы с Лёшкой  подняв тяги, зацепили их серьгой за фаркоп. Потом,когда сани встали вплотную к борту, мы  втроём, без малого час, перекладывали доску из трюма в сани.После того вытащили сани наверх, где уже лежали пиломатериалы.Потом уложишь, как мы отчалим -,сказал капитан.
Собаки крутились  рядом,  помахивая хвостами. Обнюхав нас, они быстро успокоились            

Насосы и глиномешалку мы по двум шестиметровым бурильным трубам, стащили вниз буксирным тросом с палубы прямо на берег. А уже потом,  утащили  их  наверх. Когда, присели перекурить, я спросил Лёшку откуда у него столько собак. А, он махнув как-то  безнадёжно рукой, сказал,- что они все, пришли к нему по берегу.Видимо от сейсмиков, что базировались  отрядом выше по течению Усы,и которые ушли в уже в другой район. А собаки, вдоль по берегу, и  пришли к его балку.Две недели, как он их подкармливает.Поначалу, садились,все, у крыльца полукругом и ждали его появления.Глаза горят - ну чисто как волки
Он засмеялся и добавил.- "Я им в пару банок тушонки, насыплю красного перца  побольше и выкину за дверь.Они махом её похватают  и вниз к речке - пожар в глотках тушить.Целый день у воды и гуляют.Ленивые, спасу нет,и трусливые, к тому же.
 -Только белая сучка, мышкует и ходит постоянно со мной..А эти четверо кобелей, лежат под санями  да грызуться между собой.Да тут, ещё, ночами медведь шляется. 

Так,они от страха под сани забьются, лают и визжат.У тебя  вот, смотрю, хоть ружьё есть.Отпугнёшь если вдруг заявится!
   "Приём - передачу" дежурства, делали в кают компании "Геолога" за обедом.
Конечно, выпили на дорожку.Вот  тут Лёшка расплакался, как пацан.Дескать,медведь к нему, даже в двери скрёбся, а у него голые руки.Даже дров нарубить нечем. Доски крошил  и ломал ломиком.

Да и собаки, всю ночь,воют, спать не дают.Медведь, тот всё пытается их  достать лапой, да не может!  Походит вокруг, походит, да и уйдёт восвояси.Ночью в ведро отливал, боялся выглянуть. Ты ведь тоже один приехал.-Они видно ничего тебе не сказали о медведе.- Тут, одному , в тайге, понятно, нельзя!- Мало ли что случиться.
Сказали, - ответил я Лёшке.-Видишь ружьё с собой привёз.Есть патроны с жаканом.Аккурат на него.
-Ты тут Володя, далеко не шляйся.Он всё время гад,где-то рядом.А самое хреновое: - это у рации передатчик сдох!Слышу то, хорошо их а передать не могу.Уже не раз посылал с баржой записки..
-"Я, конечно, скажу им, ещё раз, когда приеду".От выпитого Лёшка  ожил и рассказал ещё несколько  историй из своего дежурства.Потом рассказал мне про перемёты, их было четыре,каждый на пять крючков.
Он обстоятельно рассказал мне как их найти. На одном перемёте который стоит под перекатом привязана блесна на сёмгу."Ты их очень легко отыщешь.Два привязаны к башмакам  от Дт-ешки,и три привязаны к забитым в берег патрубкам.Найдёшь,никуда не денешься".Через полчаса, он спал как убитый.

Мы втроём  допили водку, попрощались и я спустился на берег. Лёшка оставил мне весь свой утренний улов.Я шёл и думал:-Месяц быстро пролетит, а там домой.Я ещё пока не знал, что просижу, здесь, целых три месяца, и вылечу залетевшим ко мне Ми-4, который и брать, то, сразу  меня не хотел,так как меня, в конторе, просили ещё пару недель подежурить.Но это уже, другой разговор.Проводив ребят, я, долго, глядел, как уплывала вниз по течению самоходка.


                Продолжение следует.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.