Вождение на Бали

June 7, 2011

Попробую поделиться опытом месячного пребывания на Бали. Нас было трое: Таня, Аня и я. По приезде мы познакомились с другой троицей из Новосибирска: Василием, Леной и Дианой (всем большой привет от автора этой статьи). Итак перебравшись на второй день в уютное и недорогое местечко мы взяли напрокат на неделю небольшую Тойоту внешне похожую на джип. Обошлась она в 180тыс. местных тугриков в день.

Начали освоение Бали с окрестностей Куты, района возле аэропорта и отурищенного до невероятности.

Надо было привыкнуть к местным особенностям вождения, кои имели место быть.

Кута находится в самом оживленном для движения месте рядом с Деванпасаром — столицей Бали. Движение на Бали левостороннее. Движение транспорта здесь — это поток машин с обтекаемыми его со всех сторон потоками моторбайков (по нашему мотороллерами и мотоциклами). Сразу становится понятным — здесь действуют другие правила, даже скорей максимально возможное отсутствие правил. Движение по дорогам Бали более естественное, с пониманием и уважением к другим. Неспроста я сравнил его с потоками. Первое, что я отметил для себя, восприятие скорости. Она казалась больше, чем на самом деле, даже подумал поначалу, что спидометр в милях. Возможно от того, что все движутся довольно плотно и средняя скорость невелика.

На машине едешь плавно без резких движений в стороны. Это дает возможность моторбайкерам свободно просачиваться сквозь автомобильный поток. Однако перестраиваться здесь возможно и в очень плотной и быстрой манере, но не резко, не неожиданно, так как слева и справа могут быть моторбайкеры.

Сначала вызвало недоумение достаточно продолжительное движение потока прямо и налево на только что загоревшийся красный свет. Как я понял красный свет служил остановкой для тех, кто поворачивал направо, т.е. пересекал встречный поток (это не сработало только в одном месте, на скоростном шоссе, недалеко от Куты, у блокпоста полиции. Об этом расскажу позже).

Так что поначалу стоит пожалуй спокойно приглядываться к особенностям местного движения, не навешивая на него наших привычных ярлыков несогласия, а наоборот принять таковым каков он есть и спокойно слиться с ним. И тогда понимаешь насколько все просто и логично.

Скажем половина острова занята вулканами, к ним тянется с южной стороны много нешироких двухполосных асфальтированных тягунов. И здесь есть своя особенность движения — это обгон. Скажем перед нами ползет медленно машина, навстречу едут только байкеры. Мы пускаемся на обгон заведомо зная что байкеры прижмутся ближе к обочине, давая нам место для обгона, но при этом они не снизят скорости, т.к. у них достаточно места для проезда одного байка. И наоборот, когда я вижу, что навстречу мне идут на обгон мотобайки или машины обгоняют мотобайки, я соответственно прижмусь к обочине, не выезжая на нее, но давая достаточно места для обгона, движущимся навстречу. Дорога используется очень рационально. Но это требует внимания, во всяком случае не заснешь.

В селениях на дорогах много собак, много и покалеченных собак, но чувствуют они себя здесь хозяевами, порой лениво отходя в сторону, а то и вовсе не двигаясь с належенного на дороге места.

С хозяевами местных дорог мы определились, так что не стоит себя за рулем приписывать к оным и вести себя по царски, как это скажем принято на австралийских дорогах, считая, что если вы заняли одну полосу движения, то она целиком и безраздельно принадлежит вам и только вам.

На северной стороне съезды с вулканов представляют из себя серпантины. Здесь часто водители предупреждают повороты гудками клаксона. И, естественно, снижая скорость держатся своей полосы, прижимаясь левее. Пару раз навстречу весьма рискованно проносились местные моторбайкеры.

Вокруг прекрасные виды, правда водителю некогда крутить головой. Поэтому лучше чаще останавливаться, чтобы сделать красивый снимок, передохнуть, перекусить. В горах под это сделаны небольшие стоянки, на которых тебя ждут продавцы сувениров и фруктов. За стоянку могут запросить несколько тысяч индонезийских рупий (20 — 50 центов). В местах оживленных смотритель стоянки укажет место парковки, а при выезде остановит идущие машины и даст возможность легко и безопасно вернуться на дорогу.

Поначалу было трудно ориентироваться на дорогах, особенно в районе Денпасара. Мы часто спрашивали дорогу у местных и полицейских. А порой ориентировались даже по солнцу, если облачность позволяла. Несколько дней провели в блаженном безделии на севере острова. Поначалу лили дожди и с гор в море стекали мутные потоки. Но чуть позже подсохло, муть разогнало и вода приобрела некоторую прозрачность.

В местных горячих источниках отмачивали искусанные комарами и подгорелые на солнце тела.

Осматривали местные храмы, отличающиеся своеобразной скульптурной графикой из древнеиндийских эпосов (скорей демонического характера) с привязкой к особенностям здешней природы (океан, острова, вулканы). Церемония подношения местным духам (духам стихий) небольших корзиночек с едой и дымящимися благовониями проводится здесь по нескольку раз на день. В каждом дворике есть свой небольшой храм.

Вернусь к дороге.

Когда мы брали машину напрокат в первый раз, я как-то оставил без внимания сопутствующую выдаче машины информацию владельца прокатного бизнеса о том, что делать и сколько дать на лапу, если остановит местная дорожная полиция. И нас ни разу не остановили. Мы же не раз останавливались возле постовых полицейских и узнавали дорогу. За что им большое спасибо.

Однажды наблюдал такую картину.

За поворотом односторонней улицы рядом с пляжем с десяток дорожных полицейских тормозили исключительно туристов на моторбайках и машинах. Проверяли документы. Лица у последних были весьма кислые. У стоявшего несколько поодаль полицейского я узнал, что чтобы ездить спокойно по острову надобно при себе иметь, либо интернациональные права, либо права, полученные в Джакарте.

Еще одна сценка. Как-то, проходя вдоль пляжа, обратил внимание на лениво стоявшего у своей машины полицейского. Тот с кем-то разговаривал. Махнул так же лениво жезлом остановиться проезжавшему мимо на моторбайке белому пареньку без шлема и без майки. Турист слегка притормозил, затем резко крутанул ручку газа и был таков.

В последние дни мы с Аней взяли на пару дней небольшую машину, чтобы съездить к храму Бесаки у подножия вулкана Агунг.

И, конечно же, на обратном пути, когда оставалось всего несколько километров езды по Бали, оказались в ситуации, которая привела к непосредственному общению с местной дорожной полицией на предмет освобождения туристов от лишних денежных знаков. Предложенной суммы в 20тыс. рупий оказалось явно незначительно. А предлог был «весомый» — водитель, то бишь я, не был пристегнут (забыл сказать, что большинство здесь не пользуется ремнями безопасности), и мои водительские права не были интернациональными (в Европе, в Австралии с ними можно ездить, а на Бали, абсолютно туристическом острове, нельзя). Вобщем достала меня к тому времени вся эта околотуристическая хрень, на вымогательскую игру я не согласился. Отдал техпаспорт, мне отдали права, и мы уехали. На следующее утро вернул владельцу прокатного бизнеса машину и впридачу 150тыс. индонезийских тугриков на выкуп последним техпаспорта из полицейского управления.

В последний день довелось разговориться с нашим пареньком, бывалым балийцем. Он ездит на моторбайке, и если останавливают полицейские, первым делом вытаскивает ключ из замка зажигания и прячет в карман, никоим образом не дает техпаспорт от моторбайка, ссылаясь что забыл дома, не показывает права, а сговаривается где-то на 20тыс. рупий. Иногда не останавливается. Приходилось и удирать, бывало догоняли, заканчивалось тем же, откупом примерно в ту же сумму.

Последний прикол у меня случился уже в аэропорту. Прилетели мы в Индонезию 28-го марта, а улетал я 27-го апреля. На проверке паспортов-виз выяснилось, что я пробыл в Индонезии более тридцати дней (напомню что по прибытии в Индонезию в аэропорту приобретается 30-ти дневная виза). В марте оказался 31 день. Так что дополнительный день обошелся в дополнительные 200тыс. индонезийских рупий. Времени у меня было достаточно, чтобы отыскать работающий банкомат и разобраться какими купюрами он отдает деньги.

На грустной ноте не хочется прощаться с Бали.

В последние дни в ресторанчике, где мы обычно ели, я взял напрокат доску (не удивляйтесь, на Бали сёрфбоардс — доски для серфинга сдаются на каждом шагу) и с упоением занялся серфингом. Серфинг — это одна из достопримечательностей, притягивающая сюда туристов со всего шарика.

Длиннющие пляжи. Серфингистам не приходится делить место. Хорошие возможности для начинающих. Полно досок напрокат. Много инструкторов серфинга. Для опытных серфингистов больше возможности находить места вокруг острова или на соседних островах с разной высотой волны.

Здесь часто встречаются моторбайки со специальным креплением сбоку для серфинга.

Прокат доски здесь обходится так же как и прокат моторбайка и даже дороже, в пределах четырех долларов в сутки. Если же брать сразу на месяц, то в два раза дешевле.

 

Ваше восприятие может оказаться другим…


Рецензии