Карты

                КАРТЫ
                (или "Мечта в упор")

Сколько себя помню, всегда любил карты. Я мог сидеть над ними часами. Хороших карт было мало – их просто в продаже не было. Были случаи, когда мне приходилось их рисовать самому. Если мне где-то встречались карты, я их срисовывал или просто забирал. А встречались они в самых неожиданных местах. Например, однажды я обнаружил фрагмент подробной карты в лавровом листе – просто пачка для этого листа, упаковка, была склеена из карты. Только по горизонталям и вертикалям я смог установить, что это фрагмент топографической (!) карты одного из южных районов Ирана, причём на русском языке. Как она туда попала, совершенно не понятно.
  Впрочем, интрига мне не удалась. Скажу прямо: я не игрок.  Речь идёт о географических картах.

В путешествия по родной Башкирии нам приходилось брать административные карты республики. Это были большие «портянки» шестикилометровки, похожие на лоскутные одеяла, т.к. каждый район закрашивался своим цветом. На них было обозначено минимум населённых пунктов, но были реки и некоторые озёра, кое-какие дороги, и худо-бедно, если учесть, что первопроходцы вообще обходились без каких-либо карт, по ним всё-таки можно было прокладывать маршруты, и мы-таки всегда попадали из точки А в пункт Б. Эти карты мы брали с собой из похода в поход и затаскивали их до дыр. Некоторые из них, протёртые на сгибах, промокшие когда-то под дождями и в водах многих рек республики, с обозначениями маршрутов и стоянок в пути, с полустёртыми датами, до сих пор хранятся в качестве реликвий, многие пропали в вихре времени.

Как-то раз, после восхождения на Ямантау, мы весь день шли к деревне, которая была обозначена на карте и называлась Капкалка. Под вечер, смертельно уставшие, потные и грязные мы вышли в пойму реки Малый Инзер. В сумерках идём мимо зарослей крапивы, и вдруг меня осенило: мы пришли! А заросли крапивы – это места, где когда-то стояли дома! Деревни давно не было, и наши надежды на парное молоко и свежий хлеб развеялись, как дым.

Однажды, в поезде, по дороге на Сакмару, у ребят из другой туристской группы оказалась более подробная карта реки Сакмары, и помню, как я её срисовывал, положив листы на окно поезда и используя Солнце, как подсветку…
Вообще, карты часто срисовывали от руки, через кальку, потом делали ксерокопии и передавали из рук в руки.

Интерес к картам привёл меня и в геодезическую экспедицию, где я чертил настоящие карты своими руками. Да, крупномасштабные карты, оказывается, чертятся от руки. Инструменты и материалы самые простые: перья, рейсфедер, линейка, циркуль, «балеринка», тушь, планшет.
Работа была кропотливая и нудная. Платили даже не за планшет, который начертить в месяц было не реально, а за дециметры этого планшета. Целый день в согбенной позе… нет, долго я там работать не смог и жаль, ушёл как раз тогда, когда чертили планы для организации Урал-золото с обозначениями шурфов…Но с тех пор я легко читаю топографические карты, а навыки, полученные на работе очень пригодились в лесном техникуме, где я как семечки щёлкал задачки по геодезии.

Позднее знакомый геолог принёс мне ксерокопии топографических карт, в углах которых было написано «секретно». Это были карты некоторых районов Башкирии, которые, кстати, так и не пригодились.
И уже потом, ближе к 2000году, появились подробные атласы всей Башкирии, двухкилометровки (!) - мечта любого туриста 70-80 годов, но к этому времени все реки были уже пройдены. И они стали не интересны.

А как началась любовь к картам, я хорошо помню. На уроке «Природоведение»,
в классе, примерно, пятом-шестом, я открыл страницу и увидел карту бассейна Волги. Город Уфа, в котором я жил, стоял у слияния рек Уфа и Белая, которые тоже текли в сторону Камы, а значит и Волги. И к концу урока у меня уже был готов план плавания к берегам Африки.

Отдавая дань детским мечтам, небольшую часть этого пути, я прошёл в более зрелом возрасте на байдарке-одиночке, которую собственноручно и построил.
Это было незабываемое путешествие по огромным рекам и бескрайним водохранилищам, с такими же незабываемыми встречами с браконьерами и капитанами самоходных барж, со страшными грозами и проливными дождями и ураганными ветрами, а значит и штормами…

Было так, что я встал на ночёвку, а чуть позднее на берег прибыли трое браконьеров и всю ночь лазили рядом по воде с бреднем или сетями и мешали спать. Не выспавшись, днём, разомлев на солнце, я с веслом в руках «клевал носом», когда услышал прямо над собой: «Впереди паровоза так будешь бежать, а сейчас уступи дорогу!» Обернувшись,  увидел надвигающуюся на меня огромную баржу, а в рубке капитана с рупором в руках. Пришлось свернуть.
Я, так сказать, имел возможность увидеть мечту в упор.

Остановился я  (надеюсь пока), в Чистополе. Возникали мысли написать об этом что-то вроде повести, потому что я собирался в путь не один, а с другом. Мы откладывали деньги, выданные нам на школьные завтраки, и даже ходили на берег Белой выбирать плоскодонку для своего вояжа…

 Прогресс, однако, на месте не стоит, и банальные карта с компасом теперь уже вчерашний день. На вооружение геологов и праздно шатающихся охотников, рыбаков и туристов поступили уже современные GPS навигаторы, по которым можно не только определить свои координаты в любой точке мира и высоту этой точки над уровнем моря, но и узнать с какой скоростью ты идёшь. Множество спутников ( не наших, кстати, а американских) вращается вокруг Земли, и совершенно бесплатно определяют твоё местонахождение с точностью до 3 -5 метров. По карте, которую просто надо закачать в прибор, можно точно определить расстояние от пункта А до пункта Б, правда, напрямик. Но это если ты находишься на открытой местности, (и спутники тебя видят) а не в глухой тайге, и у тебя не сели батарейки.
26.08.16. 


Рецензии
Да как продвинулась наука,а мы тоже продвинулись или как?!

Игорь Степанов-Зорин 2   20.10.2016 18:31     Заявить о нарушении
думаю, мы скатились дальше некуда:) дай нам сейчас каменный топор в руки, и покажи мамонта, мы сможем руки только на себя наложить,т.к. всё равно помрём с голода:)

Игорь Прицко   21.10.2016 08:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.