Ванька

   Недавно возле моего киоска появился шустрый цыганенок Ванька, который доставил мне немало переживаний и эмоций и который требует, чтобы я о нем непременно написала рассказ. Это ребенок лет семи, маленький, худенький, черненький и ужасно симпатичный. Он "работает", как все цыгане, курсируя по автобусам и попрошайничая. Но он такой симпатичный и артистичный, что вызвал мою симпатию к себе. Сначала я видела этого мальчика несколько раз в день,  просящего что-нибудь у прохожих или ожидающих транспорта людей на остановке под предлогом больной бабушки или мамы. Он, как челнок, мотался туда-сюда, садясь на остановке и возвращаясь несколько раз на дню.
   Но, вот однажды я его увидела хромающим, и ножка у него была красная до колена и опухшая, так, что не вмещалась в сланец и он очень убедительно хромал, ковыляя к очередному  автобусу на посадку. Я подумала, что , может быть, этот ребенок в рабстве и ему ножку могут оттяпать из-за заражения и позвонила по телефону доверия "Ребенок в опасности". Мне сказали позвонить им как только я этого мальчика увижу снова, но он в этот день больше не появился. На следующий день он опять был на своем рабочем месте на остановке, только в огромном мужском носке до колена и хромал немного меньше. Когда я спросила у него, есть ли у него мама и лечит ли она его? - он ответил, что лечит какой-то очень хорошей мазью, а ножку он сам наколол, наступив на гвоздь. Через два дня от хромоты и воспаления не осталось и следа, но мне позвонили из милиции и спросили, появляется ли еще на остановке этот мальчик?
  Я ответила, что давно его не видела, но девушка, говорившая со мной, попросила расспросить его о том, кто он, так как сигнал от меня был и им надо как-то реагировать и отчитаться. Когда он снова появился на остановке, то я его стала спрашивать, кто он и кто его родители? Оказалось - цыгане, и мама его с сестрой попрошайничают около магазина через несколько остановок отсюда. Он оказался очень общительным и охотно рассказывал о себе, но тут подъехал автобус и он побежал садиться на него. Тут я заметила девушку с папкой под мышкой, которая стояла и слушала наш с ним диалог, и я подумала, что это, наверное, не случайная девушка.
  Оказалось, что я не ошиблась в своих подозрениях. Через несколько дней он появился и рассказал, что его поймала в автобусе какая-то тетя и отвела в милицию. "И что?" - спросила я. "Мама пришла и меня забрала", - ответил он. Его мама появилась через несколько дней - совсем еще молодая женщина, симпатичная, привлекательная и его сестра, про которую он говорил, оказалась невероятно красивой девчоночкой лет трех, большеглазой и вертлявой, такая хорошенькая, что на редкость, потом она приходила еще с одной взрослой женщиной и ее детьми и еще и еще. А однажды - это просто был апофеоз ее женского достоинства, она прошла во всей красе со всеми своими детьми - девушкой-невестой лет 14, двумя мальчишками лет 7-8, один из которых был мой знакомец Ванька и маленькой очаровашкой с черными глазами. Мать семейства шла как корабль, легко и уверенно, свободно и прямо, как будто плыла по воздуху в своей длинной юбке. Справа от нее щла ее старшая красавица-дочь с длинной черной косой почти до колен, а левой рукой она держала младшую девочку. Два ее отпрыска мужского пола тащили пакеты со всякой всячиной - "добычей", надыбанной за день, без малейшего признака усталости, хотя Ванька, как челнок, мотался целый день туда-сюда по автобусам, а на мой вопрос, спит ли он днем, как положено ребенку его возраста? - он отвечал, что спит до часу ночи, а потом просыпается, приврал, наверное, немного.
  Вообще, наблюдать за ним - одно удовольствие, настолько этот паренек артистичный! Просто прирожденный артист! Вот он с жалостливой гримаской просит разных граждан помочь чем-нибудь, подъезжает автобус - он тут же вступает в диалог с шофером, без малейшего стеснения прося бесплатно проехать несколько остановок, причем его мордашка настолько обаятельная и симпатичная, что ему никто не отказывает. Вот он, насобирав средств, покупает себе чего-нибудь съестное и с удовольствием и аппетитом съедает "добычу", да еще и поиграть успевает тем, что ему подарили сердобольные тети-киоскеры, продающие детские игрушки. Да еще и в перерывах от его основной деятельности я с удовольствием наблюдала, как он "поет и танцует", аккомпанируя себе на воображаемой гитаре. Это было настолько выразительное и приятное глазу уморительное зрелище, что надолго заражало смехом и отличным настроением!
  А вот уже несколько дней этот артист ходит, напялив на себя черные очки. Этот паренек сколь талантлив, столь и занимателен. И я думаю, что несмотря на то, что он с малолетства зарабатывает себе на жизнь, он намного более приспособлен к ней, чем его сверстники - русские дети, которым покупают разные развивающие игры, прописи и пособия. А взгляд! Просто гипнотический! В общем, послал Бог радость!
  Смотрю на него и думаю, что проклятье цыган несет в себе так же их благословение. Семейные ценности, клановость, поддержка и взаимопомощь - это такие весомые нематериальные ценности, которые не купишь ни за какие деньги!
  Недавно я была на кладбище, убирала могилки родителей, был очень сильный ветер, что с моей невралгией лицевого тройничного нерва чревато очень страшными последствиями, поэтому я надела на голову пакет от "Пятерочки", сверху повязала платок и таким "чучелом"  продолжила работать, а на соседней, через несколько могил, могиле цыган приехавшая многочисленное цыганское семейство в том числе обсуждала мою персону и я поразилась верности их выводов и замечаний относительно меня! Хотя им не было возможности меня хорошенько разглядеть из-за моего прикида.
  В общем, рассказ я пока не оканчиваю, может быть, еще что-нибудь интересное и забавное присоединю к своему рассказу в дальнейшем.
  Забавного прибавить не получается, а вот драматического - хоть отбавляй! Ваня пошел в первый класс, , несмотря на это, продолжает "работать", попрошайничая по остановкам. Ему надо в день приносить две тысячи рублей. Но сердобольные люди часто покупают ему такие огромные пакеты с продуктами, что почти с него ростом и он не знает, где их пристроить до конца "рабочего дня", то есть до 17 часов. Часто там бывает мороженное мясо, сардельки, молоко, другие скоропортящиеся продукты. Отдают ему старые вещи, игрушки. Надо видеть, как обстоятельно он рассматривает их на то, годны они или нет. Как маленький старичок. И его красивое детское личико обветрилось, загорело, стало пятнистым и он часто приходит с царапинами на лице. А недавно сломал зуб. Передний, постоянный. Жаль-то как!Недавно вырос, совершенно новенький! Мать ругает его за то, что ему дарят игрушки, она требует с него денег и думает, что он на них игрушки покупает, хотя ему их покупают разные хорошо одетые тетеньки, да и еду тоже. Из всей семьи попрошайничает, практически, он один, и это ужасно, что его, таким образом, лишают детства и даже запрещают играть. А его красоту портят эти царапины, которые оставляют шрамы и пятна, да еще и зуб сломал. Он очень похож на Джонни Деппа и в дальнейшем мог бы стать артистом, тем более с таким природным обаянием! А теперь еще и морщины появились на лице - это в его-то возрасте! И, как челнок! Весь день - туда-сюда, туда-сюда!Золотая жила, а не ребенок. Конечно, при такой привлекательной внешности больше подают. Я помню, как на Новый Год он надыбал замечательную пушистую сосну, в полтора метра, всего за сто рублей, и несколько пакетов с подарками и  со всем этим добром один поехал домой.  А если еще и царапины на лице - еще жальче его становится. И что с ним будет после такой жизненной закалки? Самое главное, что он не унывает. Смиренно и просто смотрит на все эти жизненные обстоятельства и, как мудрый старичок, делает то, что может, что выдает в нем высокоразвитую высокообразованную душу. Надо  видеть, с каким выражением лица Ваня смотрел на мать, когда она, перебирая и выбрасывая лишние, по ее мнению, игрушки, отчитывала его за то, что он мало насобирал денег. Наверное, в этом и заключается весь смысл этого попрошайничества - набрать побольше денег. Хочется верить, что обстоятельства его жизни изменятся, со временем, и то зло, которое он сейчас преодолевает, обернется добром. 
    То, что произошло с Ваней дальше - очень неприятная история, которая еще не окончена и не знаю, когда и чем она завершиться.Ваню забрали в полицию и больше он не появляется на остановке. Где он, что с ним - я не знаю. Может быть, даже в детдом попал. Просто однажды он не выдержал и уехал из семьи к тете и бабушке в город Орел. Первая попытка его провалилась, потому что он так и не научился читать и украл для покупки билета на автобус метрику своей сестры. Когда я ему сказала, что это не его метрика и чтобы он вернул ее на место, пока мать не увидела, он мне не поверил и спросил еще и у своей соседки, на кого она выписана. А соседка сказала об этом его матери. Та наехала на Ваню и он во всем признался, да еще и мне от нее досталось, потому что Ваня просил меня взять себе те деньги, что он копил на билет или на такси до Орла, он собирал их, потихоньку откладывая под камушек в парке и когда он мне их принес, они были грязные и мокрые. Да еще теплые сапожки и курточку, что ему отдала одна добрая женщина. Мать Вани стала обвинять меня в пособничестве его побега из дому, что она заявит на меня в полицию за кражу детей. Я хотела сделать вид, что ничего не знаю, но Ваня сказал мне, чтобы я все отдала, что он мне дал на сохранение. Вид у него был убитый. Тогда я не знала, как мне правильно поступить, поэтому все отдала Ваниной матери. И позвонила опять в Полицию, рассказала обо всем. Дело в том, что, наблюдая за Ваниными усилиями и отношением к нему его родственников, я спросила у него, почему к нему так плохо относятся? Он столько делает для семьи, а этого совершенно не ценят? Его царапины, лишай на голове, постоянная грязная одежда, болячки и ссадины на лице - такое было только у него, его братья и сестры были чисто и опрятно одеты и личики у всех были чистые, без следов и шрамов. Он сказал, что его дома не любят, что когда он родился, мать выбросила его в коляске в коридор и не кормила и его забрала его бабушка и тетя  - родная сестра матери, по имени Марина, которую он называл "Малина", когда иногда звонил ей по телефону в Орел. "Там меня любят,"- говорил он и очень хотел вернуться обратно. Но почему он опять у матери? Попрошайничает? На это он ответил, что первый сын его матери, которому сейчас 16 лет, тоже уехал от нее к бабушке в Орел и Ваня очень хотел уехать туда же, где его любят. Вообще-то он очень воспитанный и добрый ребенок, сразу видно, что он не похож на других членов его семьи. Ему было трудно среди них, хотя, о своей матери он не говорил плохо, просто считал, что в семье главная - она. Она несколько раз приезжала за ним в Орел и пыталась забрать его из семьи своей матери и сестры, так как не была лишена прав материнства. Последний раз она пришла с полицией и забрала Ваню и здесь, в Липецке, он прожил целый год, попрошайничая, почти не учась и так и не научившись даже читать, хотя деньги он считал замечательно. И вот недавно мне позвонила его тетя из Орла и рассказала, что Ваня все-таки уехал  из семьи один, ночью на рейсовом автобусе и спрашивала, не знаю ли я что-нибудь об этом? Но я Ваню не видела, так как его мать пригрозила ему, что заявит на меня в полицию, если он еще раз подойдет ко мне. Потом я позвонила ей спросить, чем же закончилась эта история? Малина сказала, что мать Вани Светлана приехала за ним, но он отказался с ней ехать и его отправили в распределительный Центр в Орле, так как у его родителей отключили газ в доме за неуплату и Ваню им отдать по этой причине нельзя. Им, то есть его родственникам в Орле, тоже Ваню не отдают, они каждый день ходят в Центр его навещать. Они хотят забрать его домой, но им не отдают, не верят им, потому что они - цыгане. Она просила меня подтвердить и рассказать как я знаю, обо всем. Но я никаких звонков из Орла не получала и сама дозвониться им не могу. Вот пока таким образом обстоит дело.
    


Рецензии
Сейчас много цыган живут нормальной жизнью, имеют дом, нормальную работу, продают что-то чаще и, в основном, вполне честные люди. При их артистизме они хорошо зарабатывают и гадалок и воровок становится всё меньше и меньше. Но ещё есть пока, к сожалению. Ну и у других наций нищих полно в мире.. Так что они уравновешиваются потихонечку.. ))). А вообще, это довольно симпатичные, сами по себе,люди. Есть у них этакий шарм, даже в голосе.
Хорошо написали, спасибо!
С уважением - Нина

Нина Гайворонская   02.04.2017 17:46     Заявить о нарушении
Знаете, Нина, я к цыганам отношусь с большой опаской. В жизни разные случаи были, которые заставляли думать о них и с симпатией, и не очень хорошо. Но их артистизм и красота, действительно, перевешивают разный негатив, хотя я предпочитаю держаться от них подальше. Но Ванька - это - что-то! И он не только у меня вызывает симпатию. Ему многие помогают. Да у них в семье все детки красивые и симптичные, и очень вежливые, а, значит, хорошо воспитанные. Еще одна девочка была - несколько лет с ребенком ходила, сначала с младенцем, а потом он подрос немного, - такая милая девочка была! И очень набожная! У меня никогда денег не просила, посмотрит пристально - и в сторону отойдет, понимала, что я тоже небогата. А как сына своего любила! Просто любо-дорого было смотреть, как она с ним играет и какая счастливая она была при этом! И он - тоже. Просто подумалось тогда, что как кратковременны минуты такого счастья! И сын вырастет, уйдет из семьи, а вот сейчас им вместе - так хорошо! Спасибо вам за добрый отзыв. Мне, правда, интересно за ним наблюдать.

Наталия Лазуренко   05.04.2017 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.