Что спасает Россию?

 
Глава из повести "Русская жизнь в Париже"


Иностранцы, наслушавшись рассказов о жестоких большевиках и сталинском режиме, об Иоанне Террибле (Иване Грозном) и Николае Кровавом с изумлением осведомляются: «Как же это случилось, что Россия по сей день ещё существует и продолжает расти, крепнуть?».

На это имеется только один вразумительный ответ, считает В. Яновский: «Спасает добросовестный труд мастера, батрака, учёного, пехотинца – в поле, на заводе, в лаборатории, на поле боя и, увы, на каторге».

Всё как будто бы убедительно, но вот «добросовестный труд…на каторге», это вряд ли. Не звучит. Подневольный рабский труд в шахтах и на лесоповале, за пайку хлеба – ну где же там «добросовестный труд»?

Не могу согласиться с утверждением русского парижанина Яновского, хотя в какой-то мере оно многое объясняет, но далеко не всё.

Много воды утекло с тех пор, как Россия, приложив титанические усилия и завалив поля сражений неисчислимыми жертвами, спаслась сама и спасла Европу от фашистского нашествия. Гарантий от новых катаклизмов (их сейчас называют – «вызовы 21-го века») нет ни у кого, в том числе и у России.

Спасёт ли «добросовестный труд» страну сейчас, если случится, не дай бог, очередная Большая Бойня? Сомневаюсь и очень сильно.

Созидательный труд у нас сегодня не в почёте, и что особенно страшно – честность не в чести. Мы погрязли во лжи и лицемерии. Мы не можем сплотиться даже для честного добросовестного труда, а как же мы сплотимся для отпора внешнему врагу, если внутри себя мы разделены на враждебные группы?

Это моя точка зрения. Поскольку автор персона незначительная, то послушаем, что говорят учёные люди:

«Сейчас наблюдается самая большая степень идейного, нравственного оскудения страны за всю её историю со времён Петра Первого».

Эти слова сказал политолог Олег Юрьев – член «Зиновьевского клуба» МИА «Россия сегодня» (см. в Интернете).

Вернёмся к мемуарам В. Яновского – есть у него и хорошие слова о России и людях, её населяющих: «…в классических трудах описывается в первую очередь легендарная лень, расхлябанность, безграмотность, водка,…бесчестность в сочетании с бунтом и жажда немедленной «соборной справедливости»…

А что делать? Классикам у нас верят, классиков уважают. Хотя, и здесь я согласен с Яновским, у них тоже бывают ошибки при обобщениях.

Послушаем Яновского, он ещё не всё сказал:
«Но есть другая особенность, универсальная – стоять до конца при любых обстоятельствах,…выпускать из своих рук только совершенно исправный продукт, завершённый, отделанный независимо от рентабельности. Это черта мастера, артизана, художника, Левши, врача, преподавателя, публициста…Такая тяга к совершенству «товара», одинаковая у интеллигентов и мужиков, мне кажется, до сих пор ещё не была должным образом отмечена…».

Ну что же, в мемуарах русского парижанина мастерство и артистизм русского труженика отмечены должным образом, можно бы и гордиться, только вот прочитавших об этом ой как мало!

И не факт, что прочитавшие о русских достоинствах тут же изменят своё мнение и побегут всем рассказывать, какие мы, русские, всё-таки хорошие, а классики пишут о нас плохо. Окружающая нас действительность, увы, склоняет нас к правоте классиков.

Прообразы стойких, честных и мастеровитых людей Яновский выбирал из той среды, в которой он сам вращался – из русской литературной эмиграции, и он их называет: это Осоргин, Фельзен, Фондаминский, Ладинский и другие. Но всё-таки этот список совсем небольшой. Гораздо больше тех, к кому у Яновского нашлись критические, а порой и насмешливые претензии к их моральному облику.

Очевидно, что такая расстановка тёмных и светлых сил применима и нынче ко всему прогрессивному человечеству: достойные люди на всём земшаре составляют явное меньшинство.

Мы живём в век развитых коммуникаций, и уже через час знаем, что творится в мире хорошего и плохого. И преобладают, как мы замечаем, нерадостные новости, о мерзостях человеческих. Как сказал один мало известный поэт: «Нас часто бьют по голове дубиной новостей…».

Похожую мысль (о надежде на спасение) в конце 19-го века высказал и Чехов: «…Я верю в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям – интеллигенты они или мужики, – в них сила, хотя их и мало…» (из писем Чехова).

Никаких отчаянных усилий добродетельных людей, даже если их вдруг станет много, не хватит, чтобы преобразовать мир к лучшему – слишком обширно и глубоко болото нечестия, в котором увяз этот злой развращённый мир.

В совместных дневниках «Устами Буниных» есть запись В.Н. Буниной, когда они жили в Одессе и буквально сидели на чемоданах:
«9 января 1920 года…Говорят, что Драгомиров из Киева вывез несколько вагонов сахара, вместо раненых. Неужели и это правда? Говорят, что спекулируют и берут взятки почти все. Что же это такое? Неужели всё разложилось сверху до низу?...».

Шла гражданская война, и все дикие сообщения о воровстве и всеобщем разложении оказались горькой правдой…

А вот честность сверху донизу – это по-прежнему, как и сто лет назад, остаётся нашей национальной мечтой. Несбыточной…

И ещё запись из дневников Буниных:
«16 января 1920 года…от Фастова почти ничего не осталось: из 40 тысяч жителей теперь едва насчитывают 2000. Сначала убивали евреев, а затем стали и русских громить…».

Комментировать нет желания. Скажу только, что очень похоже на события лета 2014 года на Украине.

Вспомним подходящую к случаю фразу Бунина из «Окаянных дней», которую он записал 100 лет назад: «Лжи столько, что задохнуться можно…». Старая русская болезнь…Сегодня этой болезнью охвачен весь мир. И дышать действительно тяжело – кислорода не хватает.

Factum est factum.

В русской истории, считает Яновский, исключительную роль сыграла баба. Это она отгребалась от внешних и внутренних врагов, строила казармы и метро, кормила поросят в бане, копалась в огороде между двумя сверхурочными сменами, учила ребят мудрости Ленина-Сталина и пытала «беляков» в годы гражданской войны…

«Русская баба – самодовлеющая величина!...Если бы кобели её оставили в покое, она давно бы построила крепкое и практичное хозяйство-государство, отгребаясь от орд захватчиков не хуже прежнего. Без теологии, но с церковным пением, наливками, закусками, плясом и хоровыми играми…».

Пожалуй, здесь Яновский преувеличивает. Он ещё не знал тогда всех прелестей феминизма. Он, хоть и не классик, но тоже может ошибаться в некоторых выводах. Да и как могут «кобели» оставить бабу в покое, если Создатель заложил в женщину «влечение к мужу», чтобы люди могли «плодиться и размножаться»? Физиология, понимаешь…

Есть ещё у Яновского интересные рассуждения о чести и достоинстве вообще, и о личности русского человека в частности. Примеры он берёт из русской классической литературы и находит там «разные образцы высоких подвижников: старец Зосима, Платон Каратаев, Алёша Карамазов…Это святой жизни личности, но, понятия о чести они не имеют! Ибо над западной, католической честью (honneur) наши художники старого стиля считали обязательным глумиться, как и над французиками и полячишками».

Яновский приглашает читателя на страницы «Войны и мира», а также обращает наше внимание на прозу Достоевского. У Толстого много примерных бар, офицеров и крестьян, а стоящих французов – ни одного. Наполеон с маршалами и все другие иностранцы говорят сплошную чушь, с ложным пафосом…А у Достоевского – уже неприличный пасквиль или патриотическая клюква…Устами своих героев он превозносит всё русское, в том числе и православие, перед католицизмом и всем западным обществом.

Задолго до большевиков начали на Руси издеваться над такими буржуазными условностями, как честь и достоинство личности. Собственно говоря, само понятие «честь и достоинство личности» стало проявляться среди дворянского сословия тогда, когда императрица Елизавета отменила публичную порку дворян, оставив это наказание для холопов.

К месту и ко времени подойдёт библейский эпизод из книги «Деяния»: по наущению иудейских религиозных вождей апостола Павла схватили и посадили за решётку римские солдаты. Его собирались высечь – по просьбе «трудящихся», под гневные крики толпы иудеев. Когда уже собирались приступить к экзекуции, апостол заявил во всеуслышание, что он римский гражданин и не подлежит наказанию без суда. Центурион (сотник) испугался и тут же отменил мероприятие.

На допросе выяснилось, что апостол Павел родился в городе Тарсе (Малая Азия), в семье римского гражданина, а центурион признался, что он за деньги приобрёл себе римское гражданство – деньги (золотые динарии тогда звенели посильнее нынешних долларов) и в древние времена обладали большой пробивной силой.

Апостола под конвоем отправили в Кесарию, где находился правитель Иудейской провинции, и там же действовал суд по римским законам.

Интересно, что проповедующего по всей Римской империи апостола неоднократно унижали и оскорбляли преимущественно иудеи, а римляне наоборот – защищали его от разгневанной толпы. Таким образом, честь и достоинство личности Павла находились под защитой римского закона.

Но только до той поры, когда к власти пришёл жестокий Нерон, ненавидящий христиан.

Русский мужик, как и боярин, испокон веков верил, что от поклона голова не отвалится, а покорную голову и меч не сечёт, и тому подобную мудрость…Произвол самодержавно-чиновничьей власти и холопская покорность низших классов продержались на Руси до реформ 1861 года. Появились суды и адвокаты, законы, права и обязанности должностных лиц.

В среде дворянского сословия чётко обозначилось понятие о чести и достоинстве личности, а после войны с французами 1812 года русские полки, вернувшиеся в Россию, завезли европейскую моду – отстаивать свою (дворянскую) честь и достоинство на дуэлях.

Таким образом, франко-польский гонор (honneur), хоть и не очень прочно, но прижился среди русского дворянства. Русские парижане в какой-то мере поддерживали в своей среде более-менее приличные отношения, однако конкурентная борьба за место под солнцем довольно часто приводила к нарушениям неписанного кодекса чести, сильно потрёпанного революциями и войнами. Но, обходилось без дуэлей – не подать руки или не ответить на приветствие – этого было достаточно.

Всё же следует заметить: в России во все времена и при всех властителях жили и творили личности гордые и достойные. Мы о них мало знаем. Но след свой в истории они оставили. И сейчас они есть в стране, их мало, мы о них почти ничего не знаем. Их не рекламируют, о них не пишут и не показывают их по зомби-ящику, чтобы они, не дай бог, как-то проявились со своим никому ненужным благородством.

 


Рецензии