О - дополнение

О       дополнение
       
           Содержание
Облака
Общество
Обычай
Огонь
Одежда
Одиночество
Опасность
Открытие
Охота
_______




(Облака)

     А облака, которые потом поплывут над ними, заволакивая лазурь, будут исполнены жизни своеобычной и таинственной. Если белые-белые, то на них отплывают души умерших людей, отплывают по небесным дорогам, прямо в Рай, представляемый нами в образе тихих, расцветших вишнёвых садов, когда ранней весной от их цветения даже посветлее в нашей Терновщине; а облака чёрные, косматые, грозные – эти несут на себе тяжких грешников, порою очень похожих на некоторых хуторских упырей в чумарках, которые, набрав себе из нашей слободы на лето малых батраков, не отпускают их потом домой даже в престольный праздник и не видят своих детей терновщанские матери до самых холодов, до покрова! Если же тучи принесут нам дождь и он хлынет как из ведра, да ещё и градины пойдут подпрыгивать по шляху белыми шариками, тогда матери терновщанские с приговоркой «свят! свят!» будут испуганно выбрасывать во двор деревянные лопаты, какими сажают в печь хлеб, - это для того, чтобы град перестал, и небо, увидев лопаты на подворьях, тут же прекращает градовую бомбёжку, а нам, мальчишкам, после такого ливня с градом становится на душе ещё веселее, радостнее, в телячьем восторге мы будем носиться по вспененной, с пузырьками воде, которая целыми озёрами позаливает зелёные мягкие спорыши и в которой бродить нам так щекотно, так приятно!..

     Солнце зашло, тихо нырнуло в красную дымку, за небосклон, в степи, однако, всё ещё было светло, и белые неподвижные облака по горизонту, «степные Арараты», проступили сейчас ещё отчётливее.
     - Как это он хорошо сказал: добрые облака, - вполголоса произнесла Тамара. – И так метко их назвали – «деды». Словно седые патриархи, сидят под юртой неба, углублённые в свои думы-раздумья… Седоволосые, величаво спокойные, наблюдают оттуда за своей планетой. А ну, какие вы там? Чем заняты, чем озабочены? Не слишком ли измельчали, погрязнув в житейской суете?
     - Верно, все они видят, - в тон ей добавил Заболотный. – И правды наши, и наши кривды, и трассу эту, по которой столько нас летит, издёрганных стрессами, ошалевших от дел, порой до смешного, до грустного суетных… Всё, всё им видно оттуда!..
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***

(Общество)

     Большевикам мешала не только Православная Церковь – им мешала любая вера, любая религия. Они закрывали храмы католические и протестантские, синагоги и молельные дома.
     Большевики объявили миру, что будут создавать новый тип человека. Возможно, этот тип человека был бы не так плох, если бы его не творили злодейскими способами: путём убийств и заключения в тюрьмы миллионов неповинных ни в чём людей. Большевики хотели построить райское общество на земле без участия Бога. Человечество в который раз само себя обмануло. Упоённые успехами технических изобретений люди решили, что они – самые сильные на земле, сильнее природы и могущественнее Бога. Они впали в очередной соблазн, сами о том не догадываясь. Люди решили, что сами могут стать творцами нового мира. То, что воспитывалось в людях с помощью Церкви сотни лет, большевики старались перечеркнуть, забыть. Они хотели единолично управлять народом. Они обещали людям мир, свободу, землю. Вместо мира страна, уставшая от Мировой войны, получила войну Гражданскую. Вместо свободы народ получил полурабское состояние. Землю, данную крестьянам, очень скоро отобрали, а сами крестьян вернули в крепостное состояние…
                В. Воскобойников «Великое служение»

     - Зачем вам такие исторические подробности?
     - То есть как это зачем? – вскинулась Екатерина Ивановна.
     - Надо думать и над тем, чтобы не отвлечь детей излишней, избыточной информацией, - это Фаранджева добавила.
     - Не об этом надо думать, - вставил физрук Чаркин. – Есть здесь нездоровый интерес к власти. Нельзя детям давать такие факты, где бы просматривались некоторые наши недостатки.
     - А какие это недостатки? – спросила Екатерина Ивановна. – Вы что-то не туда гнёте, Александр Матвеевич!
     - Нет-нет, сам по себе замысел интересен, - снова вмешалась Фаранджева, - но надо, чтобы не было искажений. А что касается отдельных фактов, то они, конечно же, ничего общего не имеют с нашим временем.
     - Имеют, - сказал я. – Гитлер ничем не отличается по способу правления от обоих Борджиа.
     Моя реплика сняла какую-то тяжесть у присутствующих. И лица как-то сразу просветлели, а то у всех, должно быть, были на уме другие ассоциации: недавно разоблачили Берию. В Печоре сам факт казни Берии был воспринят с некоторым ожиданием: пострадавшие ликовали, а представители лагерных властей были в некоторой растерянности – что же ещё последует за этой неожиданной казнью?
     Рубинский пояснил ситуацию:
     - Последует длительный процесс. Общество должно выздороветь…
                Юрий Азаров «Печора»

                ***

(Обычай)

     Богатыри здесь вырастали, могучих духом людей лелеял этот край, живительный дух этой природы.
     И сейчас есть на кого поглядеть военкому, когда проходят перед ним на медосмотре юноши рабочих предместий – с развитыми лёгкими, сильные, с железными мускулами металлурги. Редко кого забракует комиссия, один к одному, как на подбор. Вспоенные Днепром сыновья края казацкого! Мощь! Надежда! И есть, видимо, частица заслуги Скарбного, плавней и Днепра в том, что, несмотря на задымлённость этой зоны, такие высокорослые вымахивают, здоровьем крепкие. Есть с кем Отчизну защищать!.. А с каким обычаем народным провожают тут хлопцев в военкомат! Всю ночь накануне гуляет какая-нибудь Зачеплянка, справляя проводы, старики вспоминают, что в старину казак, уходя в поход, обещал девушке привезти столько шелковых лент, что хватило бы их от шпиля собора до самой земли… Таковы были казацкие ленты. И теперь ещё сохранился обычай провожать парней в армию в лентах ярких, с музыкой, песнями; с восходом солнца высыплет на Широкую вся родня, все друзья будущего воина, соцветие девчат, а он среди них идёт рядом с гармонистом, одна из девчат под руку ведёт его, как к венцу, с повязанным на рукаве платком, и он шагает какой-то необычный, только изредка с прощальной любовью поглядит на эту свою избранницу, что ведёт его под руку уже как родного, на ту, что будет ждать его возвращения не один год. И поют, и голоса их такие за душу берущие, как в прошлом у их молодых матерей!
     Придут во двор военкомата с тем металлургом-новобранцем, да ещё и тут стёкла оконные задрожат от их «Засвистали, козаченьки», выйдешь на крыльцо, заслушаешься – душа жаждет бессмертия! Надёжных воинов дают эти трудовые Зачеплянки, Чернозёмы, Баррикадные… И нигде потом не забыть молодому воину этих проводов, девичьих лент и походной песни. Вот вам и обычай, сами растут из устоев народа, из традиций его, из души, а то выдумывают, высасывают из пальца разные бездушные псевдообряды…
                Олесь Гончар «Собор»

                ***

(Огонь)

     Вспомнил Диоклетиан, как после победной войны на западных границах устроил он пир во дворе. Но многих из приглашённых недосчитался император на роскошном пиру. И донесли ему, что тысячи христиан собрались в своём храме. И празднуют не его, Диоклетиана, славную победу, а день рождения своего Бога.
     В сильный гнев пришёл император. Приказал он воинам обложить храм горючим хворостом и не выпускать никого. И объявил пленникам христианским: «Кто принесёт жертву нашим богам, тот будет свободен. Иных ждёт гибель огненная. Выбирайте!»
     Долго ждал ответа Диоклетиан. Минул час. Потом – второй. Ни один человек не вышел к нему из храма. И тогда вспыхнул горючий хворост…
     С тех пор окаменело сердце императора…
                С. Махотин «Юноша стройный на белом коне»

     Раниеро ехал уже по Италии. Однажды он проезжал по пустынной гористой местности.
     Женщина увидела свечу (зажжённую) Раниеро и побежала за ним.
     - Дай мне огня! Дай мне огня! – кричала она ему вслед. – У меня погас огонь, - кричала женщина, не отставая от Раниеро. – Мои дети больны, дай мне огня!
     Женщина протягивала за огнём руки, но Раниеро молча ехал дальше; он считал, что этим огнём можно зажечь лишь светильник у ног Святой Девы, что грех употреблять святой огонь на что-либо другое.
     Тогда женщина снова заговорила:
     - Дай мне огня, странник, прошу тебя! Я вижу, как дорого тебе это пламя, как бережёшь ты его. Подумай же о том, что жизнь моих детей – огонь, котрый светит мне, как тебе пламя этой свечи, что я дорожу и оберегаю его, как ты своё пламя! Дети –свет моей жизни!
     При этих словах женщины, Раниеро остановил лошадь и поделился с женщиной огнём. Она горячо поблагодарила его и вернулась в дом.

     …Готовясь снова пуститься в путь, Раниеро спросил женщину:
     - Ты сказала, начал он, что твой свет – жизнь твоих детей. Не скажешь-ли ты, как имя свету, который я везу?
     - А где ты зажёг свечу? – спросила они.
     - У гроба Господня, в Иерусалиме.
     - Тогда не может быть у твоего света иного названия, - ответила женщина, - как «кротость и человеколюбие»
                Сельма Легерлеф «Светильник»

                ***

(Одежда)

     Работает Карпо «на путях», он бригадир ремонтной бригады. Под его началом девчат десятка полтора. В стёганках, в штанах ватных девчата выглядели толстозадыми коротышками. Это зимой. А летом – ничего: в блузках весёлых, в косынках цветастых, они будто стайка пёстрых птичек на железнодорожное полотно опустилась. Хлопочут: старые шпалы вытаскивают, новые ставят, костылями крепят.
     Карпо зимой и летом – одним цветом: в серой просторной спецовке. Зимой под неё он поддевает ватную фуфайку и ватные брюки, летом же обходится без них. Спецовка его сшита из грубой палаточной материи – брезента, и сидит она на нём «колом», как бельё на морозе. На ходу Карповы штаны не шуршат, а скрежещут, будто железные.
                Михаил Колосов «Карповы эпопеи»

     Но где же все те, кто в этот час обычно прохаживается по площади Топ-Хане, где персы в своих изящно надвинутых на лоб каракулевых шапочках, где греки в не без элегантности колышущихся фустанеллах со множеством складок, где черкесы, которые почти всегда ходят в ратных одеждах, где грузины, носящие русские костюмы даже вдали от  границ России, где арнауты, у которых под вырезом куртки виднеется прожаренная солнцем грудь, где, наконец, турки, да, где турки, эти османы, эти сыновья древней Византии и Старого Стамбула, где все они?
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

     …Шамиль ехал на арабском белом коне, весело попрашивавшем поводья при приближении к дому. Убранство коня было самое простое, без украшений золота и серебра: тонко выделанная, с дорожкой посередине, красная ременная уздечка, металлические, стаканчиками, стремена и красный чепрак, видневшийся из-под седла. На имане была покрытая коричневым сукном шуба с видневшимся около шеи и рукавов чёрным мехом, стянутая на тонком и длинном стане чёрным ремнём с кинжалом. На голове была надета высокая с плоским верхом папаха с чёрной кистью, обвитая белой чалмой, от которой конец спускался за шею. Ступни ног были в зелёных чувяках, и икры обтянуты чёрными ноговицами, обшитыми простым шнурком.
                Л.Н. Толстой «Хаджи – Мурат»

     Если шагать низом берега, то видна сначала только лодка. Бокастая, высокая подставленным солнцу и свежее выкрашенным киноварью дном. А уж потом замечаешь за лодкой двух девушек. Они лежат на спинах, зажмурив под солнцем глаза, и похоже издали, будто лежат они в купальниках. И только совсем вблизи можно рассмотреть, что на девушках не купальники, а такие короткие платьица. И тогда прохожий с улыбкой, но смущённо уходит на самую кромку берега, где вода чуть пенится прибоистым синим течением. На шаги одна из девушек открывает глаза, скажет – «мати родная» и чуть одёрнет юбку.
                Юрий Куранов «Сердце ключей»

     В этот день на галерее, выходящей в окружающий виллу сад, Амазия была одета в длинную рубашку брусского шёлка, которая прикрывала широкие шальвары, короткую вышитую безрукавку и длинное, со шлейфом, шёлковое энтари с разрезными рукавами, отделанное оригинальными кружевами, которые плетут только в Турции. Шлейф был подтянут кашемировым поясом – чтобы не мешал при ходьбе. Серьги в ушах и перстень были её единственными украшениями. Изящные маленькие ступни её ног прятались в обшитых золотой тесьмой туфельках.
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

                ***

(Одиночество)

     Закаляться в одиночестве – поняла я вдруг – это значит решать свои проблемы самому, предварительно попробовав разобраться в проблемах других…
                А. Поляков Азбука нравственности»

     Человек – уникальное создание, ему дан удивительный шанс прожить жизнь по-своему, испытав все её надежды и разочарования, печали и страхи, счастье любить и ужас перед смертью и одиночеством. Главная закономерность человеческой жизни состоит в потребности единения, в потребности преодолеть границы своего одиночества.
                А. Спиваковская, доктор психологических наук.

Возле цветка нет одиночества.
Возле колоса нет одиночества…
Увидишь любую букашку в траве –
И нет одиночества.
               Георге Водэ (перевод с молдавского)

     «Известно, что ещё до трёх лет, - писал Е.А. Аркин, - ребёнок не любит одиночество, плохо переносит его и плачет, мимикой и жестами протестует против него; знакомое лицо он встречает улыбкой и особенно радостно приветствует близость около себя детей».

                ***

(Опасность)

     Из всех опасностей, грозящих судоводителю в плавании, самая серьёзная – посадить судно на мель, камни, подводные рифы. И далеко не только океанские просторы требуют неусыпного внимания и больших знаний. Ещё большую осмотрительность, почти ювелирную точность, особое «морское чутьё» должет проявить судоводитель вблизи берегов.
                Марк Смородин «Повесть о лоцмане Сколышеве»

     - Охота пантерой! – воскликнул Джордж, и его глаза заблестели. – Ах, батюшка, ничто в мире сейчас не могла бы быть приятнее для меня, чем эта новость!
     - Боже мой, что я слышу! – прошептала Мария, и лицоеё побледнело. – Боже мой, охотиться на пантеру! Это же очень опасно и может обернуться бедой!
     - Не бойся, дитя моё, - отвечал Джон Малькольм, - опасность, пугающая тебя, не существует, я глубоко убеждён, что твоё беспокойство напрасно. Конечно, пантера – страшный хищник, но во время охоты принимаются все предосторожности, так что несчастья случаются очень редко.
     - Вот видите, батюшка, - возразила Мария. – Пусть даже редко, как вы говорите, но всё же они случаются.
     - В жизни, дитя моё, опасность идёт рядом с человеком, но ничто не делается без воли Божьей… Всемогущий денно и нощно хранит своё творение, не позволяя ему умереть раньше назначенного часа.
                Ксавье де Монтепен «Мнсть Шивы»

                ***

(Открытие)

     Занимаясь театром, литературой, живописью, этикой одновремённо, мы подошли к Сурикову, так, впрочем, и по плану было, и ребят вместе со мной понесло по всем тем местам, где был русский художник. Понесло от Красноярска до Милана, от Милана до Флоренции, от Флоренции до Санкт - Петербурга и так далее.
     Связь времени, пространства, душ человеческих.
     Связь всего живого на этой земле, расцвета и упадка, низкого и высокого, прекрасного и уродливого, женского и мужского, человеческого и нечеловеческого, - все эти связи вдруг стали ареной моих открытий.
                Юрий Азаров «Печора»

                ***

(Охота)

     Неизменно держась кратчайшего пути, карета уже добрый час двигалась вдоль южного берега Таманского залива. Этого было вполне достаточно, чтобы увидеть, какой это необыкновенный край для охоты, - такого, пожалуй, не сыщешь больше нигде в мире.
     И действительно, пеликаны, бакланы, гагары, стаи дроф населяли эти болота и поистине неисчислимом множестве.
     - Никогда в жизни не видел столько водоплавающей дичи, - справедливо отметил Ван Миттен. – В этих болотах можно стрелять не целясь. И ни одна дробинка не пролетит мимо!
     Однако признание голландца не вызвало никакой реакции. Сеньёр Керабан не был охотником, а Ахмет, по правде сказать, думал совсем о другом.
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

     - …Ты почему книжек с собой не взял?
     - Некогда читать промысловику. – Аким перематывал нитки, руки его были заняты, и он кивнул головой, заставляя помогать ему трудиться. – Со стороны, пана, всякая работа, таёжная в особенности, удовольством кажется: бегат охотник по лесу, постреливает, собака полаиват… Ты видела кое-што, да не всё. Если бы я вплотную занялся промыслом, мне надо было наготовить кубометров двадцать дров – зимой с ними некогда возиться. Запасти накрохи. Хорошо, если завалил бы сохатого, дак десятка два выставил бы капканов, не повезло бы с сохатым, наладил бы пасти, кулёмы, ловил бы рыбу, квасил птицу. Ловушки – хочешь ты не хочешь, здоровый ты или больной – сдохни, но каждые сутки обойди, замело снегом – откопай, наживи. И пожрать надо хоть разок горячего, оснимать шкурки, высушить, снарядить патроны, избушку угоить, рукавички, то да сё починить, да и самому не заослеть, мыться, бельишко стирать, волосьё лишнее убрать – накопить добра, ну и собаку кормить следует, пролубку на речке поддалбивать, без воды чтоб не остаться – снегу не натаешья. Ко всему не угореть и не обгореть, не захворать… - Он приостановился. – Упаси Бог заболеть одному, один и подле каши загинет…
     - Да-да, - тряхнула головой Эля… - Это мне можно не рассказывать. Но отчего же… Отчего охотятся в одиночку? Вдвоём же удобней, лучше?..
     - У меня друг, Колька, на Пясине втроём были, дак загрызлись. Не уживаются нонешние люди, тундряная истерика, психопатия попросту, на  их накатыват.
     - А раньше?
     - Раньше, видать, нервы у людей были крепче. Может, в Бога верили – сдерживало. Да тоже послушаешь, всяко лихо делалось – резались и стрелялись, а то скрадом доводили сами себя. Тихий ужас!..
     - Как это?
     - А так. Осатанеют до того, что убить готовы один другого, а нельзя: убьёшь – пропадёшь или Бог покарат. Тогда оне преследовать друг друга возьмутся, охоту всякую забросят, не спят, шарахаются от каждого сучка, оно и с ума сойдёт который. А скрадёт кторый которого, поранит, на себе в избушку ташшыт, лечить начинает, Богу молится о спасении, иначе тюрьма.
     - Да что же это такое?
     - Жись в тайге о-чень хитрая, пана, много сил, терпения и, не смейся, не смейся, ума требует.
     - Да какой уж тут смех?..
                Виктор Астафьев «Сон о белых горах»

                ***


Рецензии