Прочитала и почувствовала. Письмо 2

    http://www.proza.ru/2016/08/24/766

Мое письмо-отзыв на книгу «Живу и чувствую…» Николая Николаевича Морозова – редактора альманаха «Живое облако», члена союза Российских писателей, ветерана труда, награжденного знаком «За развитие культуры России», почетного жителя города Арсеньева, автора более двадцати книг стихов и прозы.


Здравствуйте, уважаемый Николай Николаевич!
Прочитала Вашу книгу «Живу и чувствую…». Вы пишете, что некоторые стихи можно было и не печатать в ней. Я не заметила, какие именно! Они – это  жизнь! Это Ваша жизнь! Когда читаешь что-то надуманное – неинтересно, читаешь, как штамп, взятый не из своей жизни… В таких стихах  нет искренности, чувств, они действительно не трогают, не волнуют. Это даже не сценарий из заимствованной  жизни – это что-то обыденное, «заезженное» другими авторами. Может быть, я сумбурно выражаю свои мысли, но, думаю, Вы понимаете, о чем я хотела сказать. Я благодарна Вам за все Ваши сборники! Я часто их читаю и удивляюсь, насколько богат Ваш внутренний мир! Но и не каждому поэту дано так интересно, по-своему передавать бумаге свои мысли и чувства, так излагать наболевшее за день, месяц, годы… Когда я первый раз открыла Ваш сборник, то оставляла закладки на тех страницах, где стихи показались очень хорошими. Потом я поняла, что закладок надо готовить слишком много! Вот сейчас открываю сборник и тут же читаю первые строки из стихотворения «Похолодало»:

Похолодало.
Вновь похолодало.
И потемнела за окошком синева,
И долго ночь цыганкой колдовала,
Подыскивая нужные слова.
Но все они
          Сплелись в один клубочек,
          И что без вас
          Не мил мне белый свет.
          Ох, не люблю,
          Ох, не люблю я ночи.
          Скорее приходи ко мне рассвет!

Господи, читаю и удивляюсь: те же мысли, те же чувства, переживания, но как смог поэт об этом написать, как передать свое состояние! Или вот:

          Никто не знает,
          Как сейчас страдаю:
          Трясутся руки,
          Ноги
          И душа.
          Я таю, словно льдинка,
          И растаю,
          Но не спеша,
          Конечно, не спеша…
            
Сижу. Сижу и сам себе перечу.
Сижу. Сижу, о чем-то бормочу,
И ночь ложится тягостно на плечи,
Как будто я ее веду к врачу…

                Кастрюли ждут.
                Не чищена картошка.
                …Здесь мой уют,
                Запущенный немножко.
                О, что же ты,
                Облизанная ложка,
                Глядишь сегодня,
                Как цветет окошко?..

Так может написать только человек с очень тонкой, ранимой душой. Он знает, он переживает, но что-то изменить уже не в силах. Ведь жизнь идет вперед, ее не остановишь, и она нам частенько любит преподносить сюрпризы. А тема войны, тема прошлых пережитых бед страны?
 
Смотрю кино
И потихоньку плачу.
Ты эти чувства оценить позволь.
Но как отреагировать иначе,
Воспринимать страдания и боль?

В огне Великой Отечественной войны тысячи лучших сынов России отдавали свои жизни. Завоевывали мир, землю, свободный труд для своих детей – это отражено в Ваших стихах.

Мой дед убит.
Отец в бою контужен.
Шальные пули, будьте вы слепы!
Любой живущий
Для планеты нужен,
А те, кто ждут войну –
В душе слепы.

А послевоенные трудные годы! Они и сейчас заставляют оглядываться в прошлое. В эти годы мы, дети, многого не понимали. Мы любили свою страну, гордились ею, нашим бесплатным образованием и бесплатной медициной. Но все перевернулось: гласность, перестройка…

Ненавистные войны в Афганистане, Чечне. Коррупция, развал устоявшегося строя, безработица, пьянство, пустые прилавки магазинов, огромные очереди за хлебом – все это не может не отразиться в Вашей душе, душе поэта! Все это можно найти на страницах Вашего сборника стихов.

Бросая вызов всей судьбе,
Когда был молод и горяч,
Теперь бросаю сам себе
Под стариковский тихий плач.
               
               Я с рождения скромный
               И сам по себе
               Не желаю огромных
               Возлияний в судьбе.

Труд людей исправляет
И терпенье ведет.
Здесь сирень расцветает
И малина растет.
А гордиться не надо.
Жди, куда повело.
Скромность – это награда,
Но с ней жить тяжело.

Поэт смел, поэт не боится писать о своих недостатках, трезво оценивает себя, свои поступки, но и так же честно пишет, что думает о положении в стране, о «развалах» в верхах...

Постой, поэзия, постой,
Сегодня я иду в запой.
Перед тобою повинюсь,
Когда немного похмелюсь.
Не обижайся, вот такой,
Поэт, не знающий покой.
Он против ветра всюду прет,
Не смотрит власть имущим в рот.

Много, много можно говорить о несправедливости, унижении нашего народа, о нищете пенсионеров и прочее… Это больная тема.

Жалость, сострадание и помощь –
Это триптих жизненного дня,
Я жалею в человеке немощь,
Кто-то пожалеет и меня –
Старика седого с бородою.
Предъявила жизнь последний счет.
Жалостливый сходит за водою
Или булку хлеба принесет.

Каков я был,
Таков и есть, -
Хожу в отцовской старой куртке,
И от нее святое(честь)
Не улетает с ветром юрким!

Любовь к Родине. Читая Ваши стихи, видишь чистое небо, прозрачные озера, гигантские тополя родного края. Свежее дыхание полей, тишина… ночные шорохи, луна, звезды – краски и звуки коротких летних ночей кажутся таинственными. Музыка дождя, шепот падающих листьев, завывание вьюги – все, все завораживает, заставляет взволнованно биться сердце читателя!

Работа в саду  и огороде, труд и забота крестьян – весь быт сельской жизни отражен в Ваших стихах! Говорят, что все берет начало в детстве, в родном доме… Читая Ваши стихи, я невольно вспоминаю свои ранние годы, я вижу внутренним взором тихие летние вечера в деревне, сказочные сугробы, вырастающие зимой, заснеженные улицы, сады и огороды… Чувство Родины, непередаваемое чувство любви к своему богатому краю – вот что можно сразу найти в Ваших строках! Любовь к родителям, к родному дому, родной земле не оставляет равнодушным поэта. Легкость языка, такое чувство, что строки Ваших стихотворений рождаются как бы сами собой, текут свободно и плавно, безо всяких усилий со стороны читателя. В Ваших стихах видишь не только зарифмованные строки, но и Ваше живое сердце, Вашу беспокойную душу!
А любовь?.. Неисчерпаемая тема в поэзии – любовь!

Все люди стремятся быть счастливыми, хотят, чтобы рядом были те, кого они любят, о ком заботятся.

Дикие яблочки,
Меньше наперстка
Скоро созреют
В Приморском лесу.
Я приготовлю их
Полную горстку
И, как подарок,
Тебе отнесу.

                Только любовью
                Весь мир наш повязан,
                Только любовь
                Приведет к вере нас!

Ну и что, пусть звонок прозвучал,
Я тебя, хоть на слух, повстречал.
Ты вдали от меня в суете
И все мысли мои в маете.
   
                Как живешь, моя подружка,
                В разлученной стороне,
                Где и ложка, где и кружка
                Помнят только обо мне?

Достоинство в любви. Достоинство при расставании. Годы идут… Пусть было, отцвело и погасло, но главное при этом, вспоминая, не проклинать прошлое, не сожалеть о нем, а оставить в сердце память о нем, теплое, пусть и грустное чувство.

Ощущение пустоты, усталости и разочарования часто присутствуют в Ваших строках, где Вы пишете о любви. Пока (пишу пока) Ваша лирическая ситуация – разлука, прощание, одиночество.

Черное в черном.
А белое в белом,
И, как обычно,
Часы «тук да тук».
Снова смотрю  я в окно
Оробело,
Где-то живет там
Единственный друг.

Письма не пишет,
Не шлет телеграммы.
Тяжкой походкой
День мимо прошел.
Знаю, что друг мой
По жизни упрямый,
Значит, ему без меня
 Хорошо.

                Мне ночами счастье снится,
                Сумасшедшим не считай.
                Для меня ты, словно птица,
                Только вдаль не улетай.
                Без тебя закаты слепнут,
                А восходы не встают.
                Руки дрябнут, а не крепнут
                И не радуют уют.

А мне так хочется,
Чтоб вновь душа запела
Там, где топорщится
За светлым словом дело.

А мне так хочется,
Поверьте мне, поверьте,
Не в пасмурном конверте.
А рядышком со мной
Светила ярко.
И я не понимаю жизнь двояко.

Я знаю, -
Свет надежды впереди.
И я иду.
Ты терпеливо жди.

Ваши стихи удивляют своей искренностью, накалом чувств, профессионализмом, любовью к людям, Родине, природе! Любой читатель, листая страницы Вашего сборника, может убедиться в его многогранности, найдет то, что заставит взгляд задержаться, а сознание – задуматься.

Жизнь идет своим чередом. Каждый день приносит с собой новые размышления, новые стихи… Пока горит душа, пока бьется сердце, все для Вас достижимо! Я знаю, что впереди у Вас – большие творческие планы! Спасибо Вам еще раз за прекрасные стихи!

 С уважением,  Надежда Суркова               
      



 Портрет Николая Морозова
 холст, масло(моя работа)
http://www.proza.ru/2016/08/29/879
 


Рецензии
"Любовь к Родине. Читая Ваши стихи, видишь чистое небо, прозрачные озера, гигантские тополя родного края. Свежее дыхание полей, тишина… ночные шорохи, луна, звезды – краски и звуки коротких летних ночей кажутся таинственными. Музыка дождя, шепот падающих листьев, завывание вьюги – все, все завораживает, заставляет взволнованно биться сердце читателя!"

Надежда!
Это Вы попали в цель:я познакомился с ЕГО творчеством утром, а в душе покоя нет до сих пор. Вот уже скоро вечер, а его имя живет во мне - и уже знают его многие мои близкие люди. Он народный поэт!

Хусами   21.08.2018 17:34     Заявить о нарушении
СПАСИБО Вам огромное, уважаемый Акрам, за такую душевную рецензию!!! Я напечатала об этом удивительном человеке на своей странице только с его разрешения. Жаль, что он сам лично не читал и не видел свой портрет - написала по фотографии (по его просьбе)несколько лет назад и отправила по почте. Эти три моих письма опубликованы в литературно-историческом альманахе "Притяжение" Хабаровского регионального отделения Российского союза писателей в летнем выпуске. Уже подготовила, чтобы отправить ему по почте. Сейчас, как никогда, поэту нужна моральная поддержка. Бывает находят минуты, когда очень хочется почитать его стихи. Они надолго остаются в сердце! Вы написали мне, что Николай Морозов народный поэт - я полностью с Вами согласна!
С искренним уважением и благодарностью, Надежда

Надежда Суркова   21.08.2018 18:31   Заявить о нарушении
Согласен! Николай Николаевич - истинный народный поэт! Р.Р.

Роман Рассветов   21.12.2019 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.