О золушке.. часть 2-я, гл. 9, 10, 11, 12
9 -я глава
КАК ВЫКЛЮЧАТЬ БОЛЬ…
Пятилетняя Рита надоедала матери:
- Мам! А давно, когда я была ВЗРОСЛОЙ… - помнишь? - мы пекли печенье не так…
- Ты у меня договоришься…- сердилась мать, -когда это «давно»?
Рита обиженно смолкала. «Память» о «прошлой жизни» не давала покоя.. Мучаясь невысказанностью, крупными кривыми буквами она уже записывала сны или мысли…на обрывках бумаги, с крупными запятыми и толстыми восклицательными знаками. Письма «в Никуда и Никому» назойливо лезли в голову... Сама же прочитывала, и выбрасывала. Что это?..Наваждение..от невысказанности,должно быть. Однажды закашляла, заболело горло. Велено было лежать, пить таблетки!.И надо же случиться: что мать именно в этот день принесла три мороженых…Поставила на полку:
- Это не тебе… Чай можно, а мороженое – нет!..
И, на глазах изумленной Риты начала есть мороженое!.. Сплошное расстройство…Тем более, что покупали мороженое редко. Рита села в кровати:
- А у меня ничего не болит!
- Ты кашляешь! – возразила мать, - всю ночь нам спать не давала..
- А уже не кашляю! – засмеялась Рита: ей удалось подавить кашлевой позыв. Мать продолжала жевать мороженое.Но Рита…три раза сдержав кашель,- почувствовала, что позывы прекратились!-«Значит, можно приказать себе!?»-сделала она открытие,- и пристально поглядела на мать:
- Мам, а если я выздоровела, - мне можно мороженое?
- Можно, - сказала мать.
Рита с аппетитом сьела мороженое, почувствовав, что действительно выздоровела: «Значит,можно себе приказать?»
Ей не было шести, когда жили в Ангарске. Видела: мать плачет в кухне, с тоскою глядя в окно, а дочь - гонит. Ночью отец пришел пьяный. Мать не открыла ему:
- Уходи к ней!..- сказала отцу сердито.
Рита слышала,но ничего не поняла. Отец страшно ругался, потом выломал раму, ворвался, и с широким армейским ремнем накинулся на жену, спавшую вместе с дочерью…Берта кричала, как резаная…А Рита…Она не плакала: ползая по матери, она прикрывала ее своим телом. С нею случился шок…который в дальнейшем пригодился! -« нет худа без добра»…С тех пор Рита уже не плакала от боли, мысленно научившись «отключать» ее, входя в «ТО» состояние… На крик матери сбежались соседи…Отец, завидев чужих людей, отшвырнул ремень, выскочил и убежал…На другой день мать собрав вещи, подхватила Риту, и..к великой радости девчонки они уехали…в Иркутск, где мать училась. Стали жить в общежитии. «Больше не будут бить ремнем!»- ликовала Рита. И началось действительно замечательное время: ее не запирали!.. В отсутствие матери она распевала песни, носясь с детьми по коридору, где как-то раз ее зазвали в комнату студентки - медики.
- А ну, спой, - попросили они, - песню, которую пела только что!...
«В низенькой светелке
Огонек горит. –
Молодая пряха
У окна сидит….
- Хорошо поешь,– похвалили девушки, - как настоящая артистка!- и насовали ей в карманы конфет и печенья…Когда мать вернулась с занятий, состоялся весьма неприятный разговор:
- Зачем попрошайничаешь?- накинулась на нее мать, вывернув карманы платья. – ты нищая, что ли?!
- Я просто пела, - оправдывалась Рита, - девочки меня попросили. И конфеты сами дали! Я не просила, честное слово!
- Встань в угол! И чтоб больше никогда…Артистка нашлась!..
Втайне Рита решила: « буду артисткой!»…- и с этого дня все так же охотно пела,но подарков больше не брала…А если давали,то раздаривала детям. С матерью с тех пор не ссорились…Казалось, наступили золотые дни, и уже казалось, «так будет всегда»…
Но в один прекрасный день вновь явился отец…
- Он искал, и нашел нас!- радовалась мать…Но Рита испугалась, забилась в угол. Сияющий отец, видно, все забыл: он попросил у матери прощения, и та - простила…Но Рита!- она ничего забыть не могла,- слишком обидно было воспоминание.. Отец привез большой коричневый чемодан, открыл, и пальцем поманил дочь:
- Бери! Это вам - груши!
Рита отвернулась и пошла спать. Поняла: вернулась прежняя жизнь: под замком, с угрозами и наказаниями. Физическую-то боль выключить можно усилием воли, а душевную – нет, не выключишь…
В шесть лет приснился трагический сон, запомнившийся навсегда.. Под лазурным небом лежало зеленое море…Она с детьми бежит к воде, - нырнули в волны, поплыли…и вдруг дети исчезли! Рита плыла следом, искала…Вышла, упала на песок и заплакала…
- Проснись!.- Мать трясет за рубашку.
- У меня утонули дети! - рыдала Рита, - Мальчик и девочка!...
- Какие дети?- Удивляется мать, .– Это же просто сон!
- Мои дети! - плакала Рита,- Мои в море утонули!…
-Какое еще море? –удивлялся отец, - Ты ж его ни разу не видела!..
10-я глава
ОРАНЖЕВАЯ ВОРОНА
В шесть лет Рита читала бегло. И родители отвели ее в школу…И тут же она стала «белой вороной»!..или не совсем..в Китае на основании науки психологических наблюдений ученые выяснили, что каждому свойствен определенный цвет. Голубой, - например, цвет доброты. Алый - любви. Зеленый - житейской мудрости..и тд…
Оранжевый означает особую восторженность,и, как это ни странно,- контакт с людьми…Есть люди яркие, как птичка колибри, в них смешаны многие краски…Какой цвет любишь, такой у тебя и характер.Рита любила оранжевый: каким-то чудом в ней жило солнце доброжелательности, что делало из ее если не колибри, то уж оранжевой-то «вороной» она была точно...
…Известно, что «Белых ворон» не любят!А это не значит, что для «оранжевых» - есть исключение.Завидев новенькую, притихшую за партой, - ее разом окружили, закидали вопросами:
- Ты кто? Еврейка? Цыганка?..Покажи, что в сумке! Ребята, посмотрим?..Зазвучал спасительный звонок…
..«Что такое еврейка?»…Рита сочла это одним из прозвищ, которыми часто вознаграждали ее. Заходившиек ним японские солдаты трехлетнюю Риту звали «Маленький японский мадам», отец звал «Лазутчицей», а мать «бестией» и «оторвой»… «Прозвище Еврейка» в шесть лет казалось самым обидным, потому что за него ее ненавидели, и во дворе бросали камнями...
- Еврейка! Бейте еврейку!..-кричали мальчишки.
Откуда ей было знать, что такое нация, и что по матери она - немка. Хотя вряд ли такое знание принесло бы ей пользу,- рожденной сразу после войны с Германией В школе было, как в стане врагов: когда рядом не было взрослых, Рита испуганно озиралась. На уроках было относительно спокойно, но мальчишки лазили в её портфель,таскали из него записки и рисунки...Ей, привычной к тишине одиночества нелегко было осваиваться с этой буйной гвардией.
Она же любила сказки, которые читала ей мать,и которые она теперь читала сама. Сказки учат разным добрым истинам…Видимо, большинству ребят они были неведомы, а она знала: «нельзя врать, нельзя обижать младших, воровать, и драться…Учителя лицемерно повторяли: «В школе надо вести себя КУЛЬТУРНО, как пложено ученикам...» Но за порядком никто не следил, и даже взрослые никого не защищали. На уроке учительницу терпели, но в перерывах – буйствовали…Рита пряталась под лестницей, а на звонок выходила.
- Читай! - приказывала ей учительница, и Рита тарабанила, как из пулемета. Ученики лишь разевали рты, тараща глаза.
- Не так быстро. Читай, КАК ВСЕ! - Ма-а –а-ма-а..Ма-а-аша...
- «Почему это надо петь?..» - недоумевала Рита.
- Хватит! - обижалась учительница, - Дай сюда дневник.
… «Что правильно», и что здесь «неправильно?»- понятия путались. Дети казались «обезьянами»...Убежав очередной раз от града камней, Рита спросила мать:
- Мам, что такое – «еврейка»?..
- Я потом тебе обьясню....- мать побледнела и опустила глаза.
.
Но она ничего не обьяснила.. Бабушки Ульяны нет, и некому пожаловаться. Как-то среди урока Рита собралась, и пошла…
- Ты куда? - спросила учительница. - У нас урок…
- Надоело мне здесь… - сказала Рита, - пойду домой! - и, под изумленными взглядами учеников с портфелем вышла из класса.. В коридоре была уборщица, похожая на бабу- Ягу, но все же оказалась доброй. Она сказала, что не знает ее адреса, и…отвела девчонку к директору…
- Девочка у вас странная! -жаловалась родителям учительница, - читает быстрее всех, и всем постоянно мешает. Примите меры! (Какие есть меры, кроме ремня!?)...
- Почему ты встала и пошла, когда ВСЕ СИДЯТ?!. – кричал отец, БУДЬ КАК ВСЕ!...- повторял он,- и все будет хорошо...
«Кому «хорошо», а мне -«плохо»!- серьезно мыслила Рита на 7-м году жизни... ОНИ: любят ДРАТЬСЯ, ВРАТЬ, ОРАТЬ,и ВОРОВАТЬ…а я нет..Как же по-ихнему вести себя «ПРАВИЛЬНО»?..Кого спросить?»…
А за приставание с «дурацкими» вопросами она получала… Мир давненько разделился для неё надвое: на ТЕХ, кому «всё МОЖНО»..и кому ничего « НЕЛЬЗЯ»…» «Ты им как « кость в горле», - говорил отец. Трудно БЫТЬ СОБОЙ в обществе, просидев под замком целое детство…Но - тем более нельзя быть ИМИ. А если честно, то они ей сильно не нравились: «Какие они злые, завистливые, и нахальные, как крысы,- думала Рита в 6 лет,- даже там, в Иркутске таких не было...Неужели моим родителям они НРАВЯТСЯ!?..Не верю..А если я «СТРАННАЯ», значит, я,- хуже ВСЕХ»?!»...
- Тебя сегодня вызывали? – спрашивает мать.
- Нет..
- А почему в дневнике четверка?
- Читала с места…
«Странно.. разве «четыре» хорошая оценка? А почему учительница меня ругала?..И старается не вызывать..».. На вечный вопрос, хорошо ли она учится, Рита грустно пожимала плечами..Еще за год до школы ей подарили коробку цветных карандашей, и вдруг выяснилось, что другие почему-то не вырезают!.. «Врут,наверно?- думала она,- …или притворяются?»…Теперь она рисовала всему классу,все, что ни попросят…В третьем в классе по рисованию у ней были одни «пятерки», - так же, как и у всего класса!
- Кем ты будешь? – спрашивала учительница, - Художницей?
- Нет, артисткой!. ..
- Почему!?..
- Я люблю петь.
- А ну-ка, спой!-при всех велела учительница.
Тоненьким голоском Рита запела:
«В низенькой светелке… » - и спела всю.
- Кто учил тебя петь?
- Бабушка Ульяна, плакальщица она, работала на кладбище…
Все разинули рты. .
- Она была очень добрая, - вздохнула Рита, - и знала много песен. Еще мы с ней играли в похороны, а потом я пела студенткам!...
Учительница всё рассказала родителям. Посмеявшись, отец прибавил:
- Ну, да, она Артистка… «из погорелого театра!»..
Глава 11 -я
КТО ПОДСКАЗЫВАЕТ ИЗНУТРИ?…
…Среди ночи Рита прислушивается: «за стеной кто-то заболел»!..Ей показалось, кому-то плохо: в жизни участвуешь поневоле: мало ли кто войдет в ТВОЁ Одиночество!...А сказать кому -не поверят!.. глупости говорить простительней»..В дневной тишине то-ооненькой «иголочкой» незримо входит в сердце МЫСЛЬ: « кто-то идет!» ...Мать вернулась с работы?..- чувствуешь…Нежданный гость спешит? А ты слышишь за десять - двадцать минут до того, как приблизятся, - иногда даже зная, КТО это….
Мать пьет таблетки от кашля, а КТО-ТО незримо Рите подсказывает: «НЕ ТО, не то,- нужно «камфару»!...Почему же она, врач, сама себе компресса не делает?!.Или ей не подсказывают?... Неужели только МНЕ?!..Например, собаки ведь людей чуют, а человек нет..А я…интересно, тоже могла чуять?..Наверно, есть такие?…интересно!. «Человек «царь природы»?!..Кто сказал? Смешно собакам! - когда они знают, а люди НЕ ЗНАЮТ...».. Дело в прикосновениях: будущее в воображении: льется,как «пленка» кино…Прикосновения мыслей отличаются от прикоснований взглядов. Прикроешь глаза, и «смотришь» вглубь: «во тот, с кем скоро увидишься»...и слова, которые он скажет!. Кого расспросить, чтоб обьяснили?..Школа зачем? А заранее знать о болезнях можно?… »..
- Мам, что такое инфаркт? - приставала еще в пять лет.
- Омертвение мышцы сердца.
- А как его лечить?
- Он не лечится.
- А зачем тогда в больницу берут? ..
- На всякий случай..- вздыхала мать. А Рита не унималась:
- А лекарства не дают? Они просто так лежат?
- Дают, - поясняла мать, чтоб отвязаться, - аспирин.
- Он же от температуры!.- разве помогает?
- Аспирин боль снимает, - при инфаркте сердце болит, - еще он разжижает кровь.
- Она что, густая?
- При сердечных заболеваниях да, густая кровь, - поясняла мать, называется тромбофлебит, -и происходит закупорка вен, - вот и разжижают... – Зачем тебе-то, все равно не поймешь! Сердцу надо работать, а кровь не движется..
- Мам! - я поняла! Значит, больному лучше. А ты сказала «не лечится».
- Инфаркт «пройдет» САМ, - раздумчиво отвечала мать, а врачи помогают...
- Как же он пройдет?Интересно! – радовалась Рита, - значит, помогает КТО-ТО?...
- Опять…- Если вовремя, -то инфаркт вылечится.
- Анальгин снимает боль?..Значит, и при инфаркте дают?
- В уколах. С кордиамином, который сосуды расширяет.
- Мам, а я угадала! Значит, я могу лечить?..
- Вырастешь, - научишься..Ты такая любопытная, что я устала..
- Мам, а почему компрессы камфарным маслом ставят?
- Недорогое. Оно обладает противовоспалительным эффектом.. пневмония проходит. Да зачем тебе-то это?!..
Рита не сказала главного: ей снятся незнакомые названия: лекарств, или болезней..и что-то связанное с лечением, - Неожиданно ей захотелось научиться «лечить то, что « «не лечится»….
В школе, чем дальше, - больше злоключений…Пронырливые мальчишки на уроках приставляли ей сзади палец к затылку:
- Обернется? - Не обернется?
Рита оборачивалась, и глядела сердито..
- Опять?...!
И тут же получала замечание и запись в дневник: «за то, что вертится!» Мальчишки гадали:
- Как она чувствует?.. А ты рукой задел…?
- Не трогал я!..Сама узнала как-то…
- Как?..У ней что, сзади глаза есть?!..
В пионерском лагере, когда ночью шутя разрисовывают спящих зубной пастой, попытка над ней пошутить кончилась ничем..От приближения - Рита сразу вскочила! –так, что шутник отлетел в испуге… «Кто же это подсказывает?!»
12 –я глава
ДВА РАЗНЫХ МИРА…
ОНИ или Я..?..У человека три рождения. Рождение в мир, рождение- на Землю,- на улицу..и рождение во Вселенную…зачем мы живем?.Поступим в Институт…или в бандитскую шайку?! – что сулит третье рождение?...Кем станешь для родных и близких? Четвертое рождение - оно дано не всякому..кем ты станешщь для человечества, для Планеты? И,куда бы вы ни спешили, - у каждого СВОЙ МИР, и своё окружение: ГДЕ ЛЮБЯТ И ЦЕНЯТ. Надо его искать и обязательно найти, - СВОЙ МИР, - где тебе хорошо!
Иногда МИР создается только в родном доме, с родителями…и это счастье…Но если ты СВОЙ МИР создаешь сам, своими усилиями: чего бы ни стоило,- это уже ДРУГОЙ МИР, отличный ото всех если это осознаешь…и это тоже счастье!..Но для Вечности требуется заслужить ИМЯ. Возможно, ты сделаешь открытие, и твоё ИМЯ запомнят…Или…напротив,- как Гитлела возненавидят, проклянут... Тогда уж лучше не родиться…Кто-то рождается один раз, а кто все четыре! Судьба ли тебе, - остаться на уровне двора?- как «гадкому утенку», или - взлететь белым лебедем…Это значит,строить СУДЬБУ…Ей казалось: «СУДЬБУ НУЖНО СТРОИТЬ»..и она –
«должна»….Все-таки зачем мы живем на земле?!»…А ЕЕ МИР – он где?. Может, -он у собак и кошек, у птиц? - она их любит!. Шестилетней девчонке приносили и отдавали «на воспитание» птенцов-воробышков.К счастью строгие родители разрешали.!..Птички –вырастали и улетали! – а она плакала...Кусочки жизней.Её жизней!.Воробышки жили рядом до ее тринадцатилетия.. и они с нетерпением ждали возвращения ее из школы! – и садились на руки, и слушались..Птиц понимать легче, чем людей.
Пережив трагедию с животными, Рита сделала свои выводы: МИР,который РЯДОМ – «он скорей всего не мой»…Дом и школа,- аодно, - это ИХ мир…загадочный и чужой..хотя порой хочется сунуть туда нос..
- Не лезь! - Много будешь знать, скоро состаришься!..Рита размышляла:
«Зато мне сказки снятся!.»...- Сказка спасительница, когда действительность безжалостна.- «улетаешь» в МИР СКАЗКИ,- теряя с ЭТИМ МИРОМ связь…подслушиваешь ИХ Мир: РАСЧЕТЛИВЫЙ И СУРОВЫЙ…Мир на дикарей, вцепившихся в кусок мяса, - который никак не могут поделить: не так ли начинаются войны?..И что такое школа? – цивилизованная тюрьма, где учат, как жить по чужим законам..»...
….Дольше всего они жили в ПМС, -больше двух лет их не трогали. . Рита училась во втором классе. В восемь лет с утра делала уроки, и готовила обед: суп, жареную картошку и кисель…Отец никуда не уезжал: работал замполитом. В час родители приходили на обед. Почистив картошку, Рита ставила вариться суп, и шла писать домашнее задание в тетради...
Вдруг дверь открылась, - вошел отец! Она побледнела: «неужели час дня?!»…Но отец добродушно махнул рукой:
- Не пугайся! Я пораньше пришел, - буду помогать тебе варить обед. Говори, что нужно? Сиди, сиди, делай уроки!
Рите ужасно польстило: отец будет готовить под ее руководством! –Редкая возможность проявить свои познания. С важным видом она смотрит в книгу, давая ценные указания:
- Картошку я почистила…в миске. Мясо сварилось, клади перловку.. а когда сварится, режь картошку...Рита изо всех сил проявляет компетентность. Суп почти готов, но отец идет с вопросом.
- Сколько класть лаврового листа?
- Гм..- Рита в тупике…- нельзя проявить незнание! - с серьезным видом, заявляет:
- Клади как можно больше!
- Тут пол-литровая банка с лавровым листом, - говорит отец, - сколько из нее взять?..
Рита, - не подавая виду, «уверенно» машет рукою:
- Горсть или две, - как можно больше!...
Через некоторое время отец подходит, с разочарованным видом:
- Слышь, Ритка! А суп-то у нас получился горький!..
- Что?! - отрывает она голову от учебников, - Не может быть!
- Как «не может»? Сама попробуй! – отец подает ложку с горячим супом…Рита морщится:
- Значит, неправильно положили лавровый лист…- Пап, я забыла!- признается она.
- Что делать? – Мать будет ругать!
- Не знаю..- уныло говорит Рита..- а КТО-ТО подсказывает изнутри:
- Пропусти суп через сито, бульон отдели, остальное кипятком надо разбавить. У нас еще кастрюля есть.. Сможешь?
- Могу.
- Аккуратно процеди, и обратно в кастрюлю. Добавь кипятка из чайника, посоли..
- Ты права, -согласился отец…- Как догадалась? А бульон выливать?
- Не…будем добавлять, - улыбается Рита.- забыл пожарить лук?…
- А ты молодец! –хвалит отец, -Как думаешь, матери будем рассказывать? – хитро щурится.
- Не выдавай, - вздыхает Рита, - Мы же сварили.
Отец не всегда злой. Есть моменты, когда Рита его очень любит.
В третьем классе по русскому ей НЕ НРАВИЛСЯ УЧЕБНИК: «Что пишут?! - «корень – общая часть родственных слов».. «чушь!» - Корень– это ГЛАВНАЯ часть слова! – решила Рита,- без головы не живут!- и слово тоже с головой. Правил по русскому она учит. Устно ей ставили «тройки», письменно «пятерки»..А остальным устно «пятерки», а письменно - двойки…Рита не делала ошибок.За сочинение учитель сказал: « Если б можно было, поставил бы «шесть», - но ставлю 5 с плюсом!»..
- А у них - ошибки!- смеялась Рита,- зато «знают правила»!
В 12 лет и нашелся её мир во дворе тети Эли! - куда выпускали после уроков, - со всех ног неслась она туда! - пускали «только до десяти»… «за пять минут опоздания - пять ударов ремня, за десять – десять»... В теть- Элином дворе - двоюродные сестры, - Ира и Света…Никто там не ругался, и не дрался…Бегали по двору, допоздна сидели в беседке», рассказывая сказки, а увлечешься, - уже темно...Тетя Эля приходила на выручку, оставляя Риту ночевать в своей квартире. Теть-Элин двор – ДРУГАЯ жизнь, -совсем рядом, через дорогу…Рита приходит, - ребята сбегаются, окружают,крича :
-Урра! Рита пришла!!!- и обнимают, вешаясь на нее..
Свидетельство о публикации №216082700078