Сашенька

Через дом от нас жила семья железнодорожного мастера. Семья была небольшая – отец, мать и два сына. Разница в возрасте между сыновьями была лет в пятнадцать. Старший, спокойный и степенный Владимир был высокого роста и крупного телосложения. Младший - Сашенька, как все звали его в семье, невысокого роста и хлипкий, страдал плохим зрением и носил очки. Любимцем семьи,  конечно, был Сашенька, мать и отец жалели его, и с детства он рос особняком – все лучшее ему. Мать умерла через шесть лет после рождения сына, и все тяготы воспитания взяли на себя отец и старший брат. Брат любил Сашеньку и в детстве практически заменял ему няньку. За год до революции умер отец, умирал он тяжело и долго и за день до кончины, позвал старшего брата Владимира и взял с него слово быть опорой брату, беречь и помогать Сашеньке в  жизни.
После смерти отца Владимир практически стал отцом брату. В это время у него уже появилась своя семья, пошли дети, и ему трудно было воспитывать Сашеньку.
Сашенька вырос смышленым, вежливым  и вместе с тем чрезвычайно хитрым мальчиком. Ему было неинтересно просто играть в воображаемых казаков разбойников, он хотел реальных и опасных дел и часто наши игры под его руководством заканчивались набегами на дальние сады и бахчи или серьезными драками с ребятами с соседних улиц. И хотя заводилой всегда был он, при всех дальнейших разбирательствах и наказаниях за провинности, Сашенька всегда оставался в тени. Ну, кто мог сказать на щуплого мальчишку в очках, что это он верховодит здоровенными мальчишками с нашей улицы. Особую роль играла его вежливость со старшими, мы могли промчаться не здороваясь -,Сашенька же всегда был приветлив и вежлив с взрослыми.
Несмотря на хилый вид и слабое зрение, он обладал удивительной ловкостью рук и какой-то кошачьей грацией. Очень рано он стал тренировать руки и в двенадцать лет мог в шутку обчистить любого из нас. Однажды на спор, он посадил нас с братом на скамейку с карманами, полными орехов, а сам сел между нами и начал бесшумно вынимать орехи. За 15 минут Сашенька бесшумно вытащил все орехи и как я не напрягался, не смог ни услышать,  ни почувствовать пропажу орехов. Брат тоже был поражен талантам Сашеньки.
Скоро его стало тянуть к взрослым ребятам с блатной биографией. Что удивляло нас, как хлипкий Сашенька, в течение полугода не только стал своим в их компании, но, по-моему, даже верховодил ими. С 13 лет он уже не расставался с финкой, и ребята района стали побаиваться его. Дружил он только со мной и моим братом, правда, не посвящая нас в свои тайны.
Скоро на Сашеньку стали жаловаться соседи с дальних улиц. То его видели около серьезной драки с ножами и кастетами, то обчистили склад с промтоварами и тоже вроде Сашеньку видели рядом. Приходили к Владимиру, и он подзывал брата и подробно расспрашивал о происшествиях, но всегда на Сашеньку не было прямых улик. Когда же к ним в дом стал регулярно приходить местный милиционер, Владимир попытался ограничивать свободу брата, но было уже поздно.
Когда Сашеньке дали срок за дело банды чекистов, его брат приходил к нам домой просить прощения за брата, и сказал, что теперь он серьезно возьмется за воспитание брата, когда тот вернется на волю.
В тюрьме Сашенька сразу зарекомендовал себя послушным и исполнительным юношей. Через некоторое время в его перевоспитание поверил даже начальник  тюрьмы, пожилой и опытный человек.  Сашенька часто выполнял его личные поручения и скоро начальник даже подписал ему пропуск на временный выход из тюрьмы. Для семьи начальника  тюрьмы он ходил на соседний хутор за молоком. Молоко продавали дед с бабкой.
Сашенька приходил вовремя за молоком, шутил с дедом, помогал по хозяйству бабке, был аккуратен с деньгами и всегда вовремя возвращался минута в минуту.
Сашеньку уже готовили к досрочному освобождению, как случилась одна неприятность. Когда в очередной раз он пришел за молоком, бабуля со слезами сказала ему: «Не приходи больше, Сашенька, за молочком, продали мы кормилицу». Выведав у деда, где они спрятали деньги за корову, Сашенька хладнокровно зарезал деда с бабкой их же столовым ножом, забрал деньги и был таков.
Начальник тюрьмы долго не верил в случившиеся и выдвигал совершенно дикие идеи: «Мол, Сашеньку бандиты увели с собой и там  зарезали».
Взяли Сашеньку через неделю в привокзальном ресторане маленького города вдрызг пьяного.
Несколько лет мы не видели Сашеньку, его брат приносил иногда его письма, полные раскаяния, из далекой уральской тюрьмы.
А как-то летом он неожиданно заявился сам, сильно похудевший и почему-то в золотых очках. Брат встретил его радушно, и Сашенька стал жить теперь у него. Недели через две, Владимир приходил к моему отцу жаловаться,  что Сашенька не хочет работать, валяется целыми днями на кровати, а по вечерам куда-то пропадает.
Так продолжалось месяца два и, однажды, Сашенька уговорил нас с братом купить четверть местного вина. Мы сидели у него в саду, пили вино, вспоминали детские шалости. Когда вино было выпито, Сашенька предложил пойти погулять в городской сад и там добавить. В то время в городском саду работала летнее казино и столы, окруженные игроками, находились тут же. Мелькали пачки денег, нэпманы играли по-крупному. Не успели мы с братом опомниться, как Сашенька мягкой походкой подошел к группе игроков, окруживших стол, и буквально прилип к ним. Постояв так около минуты, он быстро отошел, и тут же прилип к игрокам следующего стола.
В это время я заметил старика крупье-распорядителя, делающего знаки охране в направлении Сашеньки. Я сказал брату: «Уходим!», и мы опрометью кинулись бежать из городского сада. Прибежав, домой, мы сразу пошли к Владимиру и рассказали о случившемся. Он выслушал нас спокойно, но было видно, как дорого это ему стоило.
Сашеньки не было целую неделю, все были уверены, что его забрали.
Как вдруг под вечер, на шикарной двуколке подъезжает к дому брата в дым пьяный Сашенька и начинает куражиться – зовет всех в ресторан гулять, потрясая при этом толстенной пачкой червонцев. На шум вышел Владимир и тихо приказал: «Иди домой – хватит дурака валять!». В ответ Сашенька подошел к нему какой-то вихляющей походкой и, тряся перед лицом брата толстой пачкой денег, громко произнес: «Сколько я тебе должен за постой, на, можешь взять еще!» - и вытащил из кармана брюк еще одну пачку денег.
Владимир почернел лицом и, что есть силы, ударил брата – Сашенька отлетел метров на пять и стал с трудом приподниматься, но Владимир мгновенно очутился рядом и стал молча его избивать. Минуту толпа стояла как вкопанная, а затем мужчины кинулись отнимать Сашеньку у брата. Но Владимир, обезумев, отбросил их и продолжал бить уже бездыханное тело брата. Наконец его оттащили и увели домой, а Сашеньку сразу отвезли в больницу.
Больше Сашеньку я никогда не встречал. Ходили разные слухи, говорили, что он связался с мокрушниками и что его расстреляли, но я думаю,  что все  это домыслы.


Рецензии
Интересная история! Никаких замечаний. Понравилось!

Кондик   28.08.2016 19:41     Заявить о нарушении