Прощай, Ворон. Солёная жизнь
Старший лейтенат Барсуков проводил занятие с трюмными. Изучалось устройство линемёта и его использование. Именно с помощью порохового линемёта нужно будет подать линь на «Пуму» с принайтованным к нему топливным шлангом, , по которому и будет перекачен мазут.
Чтобы трюмачи прониклись важностью задачи и поняли зачем нужно передавать топливо на ходу, Барсуков предварил свой урок рассказом о трагическом событии, которое произошло во время войны:
«Черноморскому флоту не везло. Его накрывало одно крупное несчастье за другим.
Все знают о гибели линкора «Императрица Мария», многим известно про опрокидывание линкора «Новороссийск», но самое трагическое событие, которое произошло на Черном море 6 октября 1943 года, широкой публике неизвестно. Тогда одновременно погибли три новейших корабля. Из 903 членов экипажей спаслись лишь 187 человек.
Отряд, в состав которого входили эсминцы «Беспощадный» и «Способный», а также -- лидер «Харьков», возвращался после набеговой операции у берегов Крыма на свою базу, в Туапсе. Командовал отрядом капитан 2 ранга Г.П.Негода. Он держал свой брейд-вымпел на «Беспощадном».
Отряд подзадержался и не успел в тёмное время суток далеко уйти от крымского побережья. В этой ситуации отряду нужно было, используя свой сорокаузловый ход, без оглядки чесать к берегам Кавказа, чтобы как можно быстрее выйти из зоны действия немецкой авиации. Но он не чесал, а, наоборот, лег в дрейф .
Наши летчики в 8.10 сбили немецкий самолет-разведчик. Пилоты приводнились на парашютах. Негода приказал «Способному» поднять немцев. 20 минут отряд стоял и глазел на эту спасательную операцию. А обездвиженный корабль – это чудная мишень и для подводной лодки, и для самолета. Этой чудной возможностью немцы не преминули воспользоваться.
Только отряд стал выстраиваться в походный ордер, как на него от солнца свалилось 10 бомбардировщиков. Очевидно немецкий самолёт-разведчик успел передать на берег координаты отряда. Три бомбы попали в «Харьков». Лидер потерял ход, получил крен в 9 градусов и дифферент на нос около двух метров.
В этой ситуации нужно было снять экипаж с «Харькова» и сорокаузловым ходом чесать но восток. Негода же приказал «Способному» взять «Харьков» на буксир. И почухала тройка кораблей со скоростью 6 узлов в точку рокового рандеву.
В 11.50 на медленно ползущий отряд накинулось 14 пикирующих бомбардировщиков. В «Беспощадного» попало несколько бомб и он потерял ход. Негода принял совершенно негодное решение, обрекшее корабли на гибель. Он приказал «Способному»» попеременно буксировать «Харьков» и «Баспощадный». Скорость снизалась до 3-х узлов. И это при отсутствии авиационного прикрытия.
В 14.10 около 25 пикирующих бомбардировщиков накинулись на израненные корабли. Получив четыре попадания «Беспощадный» затонул почти мгновенно. В «Харьков» попало две бомбы и он скрылся под водой.
На море суворовский принцып «сам погибай, а товарища выручай» не звучит. На море приходится принимать жёсткие решения, на море приходится жертвовать товарищами, чтобы спасти общее дело.
«Способный» не стал жертвовать. Он в течение двух часов спасал экипажи погибших кораблей. И доспасался до того, что в 16.10 был атакован 20-ю «юнкерсами». После попадания трех бомб «Способный» затонул. Погибли и спасённые и свой экипаж.
Товарищи матросы, этот пример показывает как важно кораблю в любой ситуации иметь приличный ход, а не стоять и не ждать бомбы или торпеды…»
Учения прошли хорошо. И «Ворон» и «Пума» получили по благодарности от командира бригады.
Трюмачи, заинтригованные рассказом Барсукова о судьбе трех несчастных кораблей, упорно интересовались у него как сложилась судьба спасшихся моряков. А Барсуков и сам этого не знал. Пришлось обратится за помощью к сотрудникам библиотеки.
Выяснилось, что Негода спасся. Его выловили из холодной воды. За гибель трех кораблей ждал его трибунал и расстрел. С него уже и погоны сорвали. Но этим делом заинтересовался Сталин. Он вызвал Негоду в Москву и имел с ним разговор. Что такое сказал моряк вождю не известно, но после этой встречи Негода был направлен на Балтийский флот старпомом на линкор «Октябрьская революция». Закончил Негода свою флотскую карьеру в чине контр-адмирала.
Повезло!
Спасся и контуженный при взрыве бомбы командир «Беспощадного» капитан 3 ранга В.А.Пархоменко. Везло ему на контузии. Ранее он был также контужен при гибели крейсера «Червона Украина», где исполнял обязанности старпома.
Дальнейшее продвижение по службе у него было очень успешным . В 1955 году в звание вице-адмирала он командовал Черноморским флотом.
Сразу же после взрыва на «Новороссийске» Пархоменко прибыл на линкор и был на его борту до конца. Когда корабль опрокинулся, командующий, как и все, кто находился на верхней палубе, оказался в воде. Его в почти бессознательном состоянии подняла шлюпка с эсминца. После гибели «Новороссийска» Пархоменко был снят с должности командующего флотом и понижен в звании до контр-адмирала.
Спасся и командир «Способного» капитан 3 ранга А.Н.Горшенин, , а командир «Харькова» капитан 3 ранга П.И.Шевченко погиб.
Спасённым матросам не повезло. Командование не знало, куда пристроить этих моряков. Флот и так был подавлен вестью о жуткой трагедии, а вливание во флотские коллективы очевидцев случившегося еще в большей степени усилило бы минор. Их, все еще не отошедших от шока, временно содержали в казармах на берегу.
Однажды, будучи в увольнении они начистили морды наглым торговцам-грузинам. Ах, как возбудились политики. Под их натиском герои-моряки были направлены в штрафные роты, то есть на верную смерть. Хорошо, что на месте командиры поняли, что за народ к ним прибыл и потихоньку переправили черноморцев в обычные пехотные подразделения.
Почерпнув все эти сведения, Барсуков поделился ими со своими подчиненными, один из которых подытожил: «Вот такая она жизнь флотская, что матроса, что адмирала – одинаково солёная».
Свидетельство о публикации №216082800525