Глава 13. Об играх детских и взрослых

Необычайные приключения двух сестёр Наташ и их друзей.

Глава 13. Об играх детских и взрослых.

Звонок в дверь прервал историю Петра Алексеевича, хозяин сам пошёл открывать. В прихожей показались двое: Андрей и Павел. Гости вежливо поздоровались, попросили меня на два слова. Андрей заметно волновался:
- Сегодня утром поступила информация: в подмосковном городке Быковске пропала некая Наталья Ивановна Уварова, по приметам очень похожая на вас. Руководство позволило нам принять решение на месте; мы посовещались и решили, что вы должны поехать туда. Для, так сказать, идентификации самой себя. Разумеется, не без сопровождения… Завтра должен прибыть Коновалов Борис Николаевич, он примет обязанности руководителя, а обязанности охранника будет исполнять старший сержант Солонников Павел Вячеславович.
- А почему вас, Андрей Владимирович, не назначили? - я разочарованно поглядела в глаза майору.
- Просился. Но руководство не поддержало мою кандидатуру. По состоянию здоровья. Придётся, помимо руки, долечивать ещё и свою голову. (Я виновато закусила губу) Для экономии времени отправим вас самолётом. Вылет назначен на завтра в 11-00. Если информация окажется достоверной и вас опознают, оставайтесь дома. Под охраной, конечно. А уж дальнейшую судьбу загадывать не стоит: всё решится на месте.
- Значит, мы можем не увидеться.
- Почему?
- Ну, вы же работаете в другом Управлении.
- Разболтали черти… Действительно, мы можем не увидеться. Но чисто теоретически. Пока не кончилась вся эта заварушка, я буду находиться на связи. Да и ваше возвращение к нам крайне желательно. Более того, если решите выехать без предупреждения, можете не сомневаться - жильё гарантируем, командировочные оплатим. Ещё лучше, если захотите работать в моём Управлении. Хотя, если честно, новость о расставании настроения мне не прибавила.
- Тем не менее, Андрей Владимирович, сегодня мы ещё вместе. Давайте отметим это событие. Вчетвером. Помнится, несколько дней назад мы собирались в ресторан. Предложение исходило от меня, и я о нём не забыла. Даже несмотря на некоторую потерю памяти.
- Но…
- Приличную одежду найдёте?
- Придётся. К какому часу прибыть?
- Часам к шести вечера. Выходит, договорились? Люблю надёжных мужчин. А что, товарищ майор, у нас запланировано сейчас?
- У всех, кроме меня, сегодня выходной. Поэтому сами решайте, чем заняться.
- Прекрасно. Предлагаю компанией в составе меня, вас, Наташи, её папы с мамой и Анастаса пройтись по местам Наташиного детства; чем чёрт не шутит - а вдруг сестра что-то важное вспомнит.
- Хорошая идея... Пётр Алексеевич, Лидия Сергеевна, есть предложение…

…Лидия Сергеевна обвела рукой дворик с песочницей в центре:
- Вот твоё детство, Наташа. Получилось презабавно: в нашем доме жили почему-то в основном девочки, а в двух соседних - мальчишки. На чужие дворы ходить было не принято, поэтому весь девичий коллектив держал глухую оборону: не то чтобы совсем не пускали, но в свою компанию не приглашали, а при случае ещё и напоминали, что парнишка - чужак. Подруги твои давно разъехались, и их адресов мы с отцом не знаем. Конечно, сейчас этот дворик кажется неухоженным: денег у администрации как всегда нет. Но и тогда, в советские времена, обустраивали двор лениво, для галочки. Сама суди, установили здесь как-то великолепные качели, от которых ты, Наташа, первое время не отходила;  через неделю они поскрипывать стали, а пару месяцев спустя развалились. Если бы у тех, кто их устанавливал, хватило бы ума сообразить, что за ними уход нужен, то стоять бы им и стоять ещё долго.
- А это место ты, может быть, и помнишь, - улыбнулся Пётр Алексеевич, показывая на длинную пятиэтажку, обосновавшуюся метров в ста от нас. - С виду дом как дом, типовой, но для здешней  детворы он считался чем-то вроде местного Диснейленда. Когда дом строили, видимо не рассчитали количество нужного материала, и во дворе остались лежать друг на друге штук двадцать больших железобетонных каркасов. Вот забава-то местной детворе, особенно зимой. Порой я или мама тебя домой зовём - ты не откликаешься. Когда возвращаешься, шубу снимаешь -  с тебя так пар и валит.
- Папа, мама, а какие игры я предпочитала?
- О, разные, - засмеялась Лидия Сергеевна. - Летом прятки - благо здесь всё в зелени утопало, «войнушку»; а зимой крепости строили, снежками кидались. Такие игры и нынче в ходу, но тогда и особые игры имелись. Считалось, что каждый мальчишка должен иметь свой перочинный ножик. А если ножик ломался или терялся, друзья или родители дарили новый.
- Зачем?
- Игры в «ножики» считались самыми популярными. Вот одна из этих игр. Игроки садились прямо на деревянный стол, ножик сгибали по прямым углом и легонько втыкали в столешницу. Потом под ручку ножа подводили указательный палец и подкидывали ножик так, чтобы тот, покрутившись в воздухе, снова воткнулся бы в дерево. У кого ножик воткнётся большее число раз, тот считался победителем. В основном этим мальчики увлекались, но нередко и ты за столом, вернее на столе, засиживалась.
- А когда установили высокие деревянные качели вон в том конце двора, ребята прыгали с них, кто дальше улетит. Так ты, хоть и не прыгала сама, но в качестве судьи участвовала регулярно.
- Девичий коллектив во дворе слыл народом изобретательным, неугомонным, - продолжил Пётр Алексеевич. - Вот, помнится, иду я как-то с работы и вижу: посреди двора маленький домик появился. «Строители» хлопотали над ним почти весь день. Вечером не утерпел я - решил поближе посмотреть на новое строение; взял фонарик, пошёл. Оказалось, в домик девочки переоборудовали старый дощатый стол для настольного тенниса. Стены для него сделали из длинных сорняков, подвесив их вертикально. А чтобы «живая стена» не упала, сверху кирпичиками их придавили. «Пол» выложили большим слоем травы. Очень мне тогда ваш дом понравился; стал я выяснять, кто до этого додумался - оказалось, что ты первая предложила.
- Конечно, ты нам и хлопот прибавляла, - махнула рукой Лидия Сергеевна. - Наш домоуправ в один из дней забыл на дверцу, которая на крышу ведёт, замок повесить. Так вот, пока родители узнали об этом, прошло два дня. За это время весь наш двор, да и соседние тоже, на крышу, как на экскурсию, ходили. А ты за порядком присматривала. Что родителям волненье - детворе всё праздник.
- Мама, а что-нибудь весёлое не припомнишь?
- Ой, было... Выхожу я однажды вечером из подъезда, и вдруг мне под ноги какое-то непонятное существо как кинется. Я аж за сердце хватаюсь. Потом смотрю, бегут за существом девочки, человек пять, руками на него показывают, и ты среди них. А оказалось всё просто. Посмотрела ты как-то мультфильм про кота в сапогах и предложила подругам: «Давайте для нашего дворового кота, Юрка, сошьём сапоги и накидку. Вот кот обрадуется! Сказано - сделано, сшили коту одежду, поймали его, стали наряжать. Всем кошачий наряд понравился, кроме самого кота. Едва надели наши портнихи на Юрка сапоги с накидкой, он как сиганёт от них. Одну старушку, что рядом оказалась, сильно напугал. Так бабка та по дому ходила, рассказывала: «Чёрт меня напугал! Прямо с ног чуть не сбил. Развелась нечистая сила - спасу нет!» И крестилась... Не знаю, услышал ли Бог её, но до домоуправа она не поленилась - сходила.
- Оказывается, я в детстве бойкая была.
- Да, Наташенька, очень даже бойкая, - подтвердила Лидия Сергеевна. - Но не сразу, лет с пятнадцати, ты изменилась: серьёзней стала. На отлично не училась, однако много читала, мечтала… Примерно в это время мы переехали на другую квартиру, и детство твоё осталось здесь навсегда… Отец, будь добренький, сходи к нынешним жильцам, которые в нашей бывшей квартире проживают, расскажи им всё. Попроси их пустить нас - они люди хорошие, поймут.
- Мама, а во дворе с тех пор что-нибудь изменилось?
- Почти ничего… Тополя и берёзы остались, только подросли. А вон то дерево ты сама посадила в детстве.
Наташа подошла к могучему тополю, погладила его. Я не выдержала - на глаза навернулись слёзы.
- И ещё, дочка, - добавила Лидия Сергеевна, - до пятнадцати лет ты вела дневник. Возьми. Мы с отцом нашли его случайно и, прости нас, успели прочитать первые строчки. Но когда поняли, что это твоё личное, положили в укромное место и больше не трогали.
С этими словами Лидия Сергеевна достала из сумки и протянула дочери две тёмные тетради. Наташа осторожно раскрыла одну из них и отрешённо присела возле «своего» тополя на крохотную деревянную скамеечку. Вокруг установилась гробовая тишина. Не сговариваясь, мы отошли и встали поодаль, словно своим видом боялись спугнуть нечто особое, сокровенное.
- Договорился я с жильцами - сказали: идите, когда хотите, - послышалось издали. - Это Петр Алексеевич направлялся к нам быстрым шагом. - А чего вы тут стоите и молчите?
Лидия Сергеевна приложила палец к губам.
Андрей сказал что-то шепотом Петру Алексеевичу и Лидии Сергеевне, подмигнул Ковалёву и, взяв меня за руку, повёл со двора.
Немного прошли. Оглянулись. Наташа сидела на скамейке всё так же спокойно и читала. У меня сжалось сердце. Наверное, в эту секунду каждый из нас, без сомнения, отдал бы ей частицу самого себя, только бы она сумела вспомнить хоть что-нибудь!

- …У нас есть ещё несколько часов на двоих. Куда пойдём? - осведомился Андрей.
- Я слышала, у тебя сегодня рабочий день.
- Да ну его - считай, что я его прогулял.
- Хитрый ты, майор.
- Почему?
- Начальству обещаешь находиться на работе, а на работе собираешься гулять с женщиной.
- Да, но с какой!
- Нет, ты точно лиса. Неужели все мужчины такие?
- Пусть будут лисами, только не зайцами.
- А я представляла себе мужчину красивым, благородным, как олень.
- Только не олень: не хватало ещё рогов иметь.
- Тогда вернёмся к нашим баранам. Всё забываю спросить: зачем ты в наш вагон заходил, когда наша оперативная группа сюда на поезде ехала?
- Бог с тобой, какой вагон?
- В наш вагон вечером несколько раз заходил какой-то пьяный в чёрной одежде и дверь пытался открыть. Это нам одна женщина сказала, которая в соседнем купе ехала. А утром, по прибытии поезда, она на тебя указала как на того, «в чёрном».
- Ошиблась твоя соседка. На вокзал приезжал, не отрицаю, но ни в какой вагон не заходил. Да и как бы я мог вас встречать, если бы ехал в вагоне?
- Выходит, мы перетрусили?
- Выходит. Работа двух суровых оперуполномоченных женского рода чувствуется на расстоянии - бедные дамы такого страха на себя нагнали… Представляю, какие у этого страха были глаза.
- Какие? Глупые? А ну-ка посмотри мне в глаза.
- Ты чего?
- В глаза смотри. Ты зачем мой дневник читал, когда я в больнице лежала?
- Не читал я ничего.
- Тогда откуда узнал, что мне не понравилась твоя обувь?
- Одна молодая медсестра добралась до твоего дневника, когда ты в палате отсутствовала. Потом начальству проболталась... Ну а мне-то что оставалось делать? Упрямо продолжать ходить в нечищеных ботинках? Ещё вопросы есть?
- Есть. Ответь, только честно: какова Наташина судьба? Ей «светит» что-нибудь вспомнить? Что происходит другими людьми, которым влили гадость, вызывающую потерю памяти?
- Вообще-то наше начальство по-дружески советует не разглашать служебную информацию.
- Только без театральных жестов, пожалуйста. Мне, своему коллеге, ты можешь рассказать всё. К тому же мы больше, чем друзья.
- Не понял… В каком смысле больше?
- Ну, как же, Андрей Владимирович - а с кем вы целовались вчера? С начальством, что ли?
- Ну ладно, ладно… Но данная информация не очень приятная. Послушай меня: Алла Альбертовна тебя и Наташу немного пожалела - ничего не сказала. Но мне известно: вам обеим влили ингредиент, который не позволит вспомнить всё. Это подтверждается фактами течения амнезии у других людей, оказавшихся в подобном положении: за несколько месяцев эти люди не смогли вспомнить ровным счётом ничего.
- Но Алла Альбертовна сказала, что противоядие скорее всего имеется. В самом деле, зачем иностранным похитителям учёный с невосстанавливаемой памятью?
- Да незачем, конечно. Как ни странно, но нам остаётся лишь надеяться на изначальную логику похитителей… И ещё практика говорит: у амнезии есть слабое звено; разблокирование возможно в особом состоянии пострадавшего, например при гипнозе, в очень сильном волнении. Но наш лучший специалист, Алла Альбертовна, пока никого из амнезии не вывела.
- Печально. Значит, мне может помочь только чудо?
- Как в сказке…
- Теперь меня послушай, майор. Ты внимательно читал отчёт Аллы Альбертовны?
- Да.
- Ты обратил внимание, что во время сна у меня появился незнакомец, который, по словам Аллы, вызвал сильные электромагнитные возмущения в мозге?
- Обратил. Это важный эпизод - возможно, твоя последняя надежда на деблокировку.
- Дело в том, что он появился ещё раз…
- Когда?
- Утром, накануне нашей не слишком удачной для нас встречи в ночной подворотне. Я чистила на кухне картошку, а потом впала в какой-то транс, и ребята случайно сделали аудиозапись разговора с Иксом - так мы окрестили этого незнакомца. Запись находится в доме. Но, предупреждаю, если из-за этой пресловутой информации пострадают мои друзья, я не знаю, что с тобой сделаю…
- И ты молчала, дурёха! Пошли.
- Куда?
- Домой, запись слушать.
- Ну вот, такую прогулку сорвал, - хотела обидеться я, но не успела, ибо Андрей уже не шёл, а летел в сторону гостиницы, словно на ходулях.

…По пути я, как могла, пыталась объяснить подробности появления записи моего разговора с Иксом. Андрей иногда отрывался от дороги и с удивлением смотрел на меня, будто хотел лишний раз удостовериться в том, что если свои собственные уши его и обманывают (ибо ещё не слышали подобного вздора), то хотя бы глаза должны подтвердить - он не спит.
Через пять минут на пороге знакомого дома нас встретил Павел, не успевший даже снять поварского передника и колпака.
Андрей прошёл в ближайшую комнату, повернулся к окну и сквозь стекло стал почему-то молча разглядывать небогатые достопримечательности нашего двора. И хорошо сделал, так как это дало нам с Павлом несколько секунд в прихожей на переговоры о кассете. После недолгих препирательств с характерным покручиванием указательного пальца у виска (в мой адрес), кассета благополучно перекочевала в руки майора.
- Согласие - залог успеха, - медленно произнёс Андрей, глядя то на меня, то на Павла.
- Что? - не поняла я.
- Нет, ничего. Для прослушивания минут двадцать достаточно?
«Наталья, осторожнее, я уже второй раз лазаю под стол. Сразу видно: в армии ты не служила», - послышалось из диктофона.
Прошло полчаса. Андрей всё сидел с блокнотом в руках, писал, о чём-то думал. Мы с Павлом подкрадывались на цыпочках, всматривались через полуоткрытую дверь и каждый раз разочарованно констатировали, что никаких изменений нет: всё такой же взгляд, не замечающий ничего, медленное хождение по комнате, отрывистые записи в блокноте… Наконец, нам всё это порядком надоело, и мы решили убить время с пользой: попить чая на кухне. Но не мы успели вскипятить воду, как появился Андрей, бодро улыбающийся, словно и не было этих тягостных минут ожидания.
- Что-либо выяснилось? - мои руки от нетерпения не знали, куда деться.
- Чая нальёте?
Я моментально сбегала за кружкой, поставила её перед Андреем и налила кипятка, после чего вновь уставилась в невозмутимое лицо майора:
- Ну?
- А сахар?
Я застонала и устало опустилась на стул. Что за человек! Тут буквально сгораешь от нетерпения, а ему все твои волнения «до фени»!
- Так-то лучше, - ухмыльнулся Андрей. - Расселись? Теперь спокойно выслушайте. Появление человека, которого вы назвали Иксом, свидетельствует о том, что Наталья Ивановна, возможно, находилась буквально в двух шагах от деблокировки. И всё бы хорошо, но… Знаете ли вы, что такое «отложенное зомбирование»?
- Нет.
- Нет.
- Преступники, которым удалось лишить Наталью памяти, рассчитывали потом эту память восстановить, когда им это потребуется. Это не доказано, но наиболее вероятно. Однако дальше начинаются чистые гипотезы. Странный этот Икс. Он определённо имеет влияние на вас, Наталья Ивановна. А вот это уже плохо! Не задумал бы он внушить вам установку на какое-нибудь преступление.
- Но Икс производит впечатление порядочного человека.
- А вы знаете, какие голоса слышали некоторые мои клиенты, перед тем как нажать на спусковой крючок снайперской винтовки? Мамы с папой. Своих детишек. Ангелов. И господа Бога.
- Неужели всё так плохо? - в страхе сжалась я. - Что вы мне посоветуете?
- Ваши задачи, Наталья Ивановна, следующие. Во-первых, практиковать уверенность в себе, даже нахальство. Ни в коем случае не позволять другу или сопернику отмечать ваши слабости. При этом непозволительно отходить далеко охранника: он в случае чего поможет вам. Во-вторых, критически относиться к словам Икса, не верить безоговорочно каждому его слову. В-третьих, тщательно запоминать, желательно с записью в тетрадь, обстоятельства вхождения в неестественные состояния, а также контакты с людьми, особенно с малознакомыми, отмечать необычные случаи вашего поведения и поведения общающихся с вами, записывать погодные отклонения. Одним словом, фиксировать буквально всё, вплоть до того, что вы ели... Завтра я достану новый диктофон, для того чтобы Наталья Ивановна могла записать в случае необходимости очередной разговор с этим фантомом. А теперь мне пора, о встрече в ресторане я не забыл. Не прощаюсь.

- …Какой он сердитый сегодня, - заметил Павел, когда за Андреем закрылась дверь. - Поешь что-нибудь?
- Не могу: блокнот не взяла - не на чем записывать, что сегодня стану есть.
- Не надо понимать всё буквально. А голова на что?
- А голова, Пашенька, дана тоже, чтобы есть. А потом записывать, что съел… Пойду-ка я наверх, полежу часик-другой. Если засну, не буди до четырёх.
Я быстро поднялась к себе в комнату и подсела к телефону:
- Алло, это регистратура?
«28 июня 2004 года. Собираюсь идти в ресторан, но настроение не очень. Правда оказалась слишком запутанной, мало того - пугающей. Как хорошо я чувствовала себя, когда жила со сладкой ложью. Чувствую: я втягиваюсь в какую-то очень опасную игру помимо своей воли. Но марионеткой в чужих руках быть не хочу. Никто не знает, что в моей голове созрел свой собственный план. И время его пришло…»


Рецензии