Его величество случай
Опрышко Николай Федорович -
– мой ученик, удивительный, прекрасный юноша, ответственный, принципиальный, весёлый, оптимист, выпускник Ольгинской средней школы 1972г., кандидат сельскохозяйственных наук, в 2000г. защитил диссертацию «Почвы земельных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа, их охрана и рациональное использование». Николай Фёдорович опубликовал более 40 научных работ.
Свою трудовую биографию начал с рабочего стройучастка совхоза «Ольгинский», после службы в армии, (морфлот, главстаршина) окончил Омский Сельскохозяйственный институт им. С.М. Кирова, а позднее и юридический, Николай Фёдорович был направлен в Ханты-Мансийский автономный округ землеустроителем. Сначала работал главным землеустроителем Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа, затем заместителем главы администрации Ханты-Мансийска, заместителем председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустроительству-1994-2002г.г. руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству-2002-2005г.г., с 2005г - Генеральным директором ООО «Научно-производственное предприятие «Гео-Норд». Кроме того Николай Фёдорович-Советник Российской Федерации 1 класса с 1999г., Член-корреспондент Международной Академии Общественных наук-2008г., Почётный Меценат и Благотворитель-2010г.
Многое сделал Николай Фёдорович: получил два высших образования, женился, построил дом, вырастил с женой двух сыновей, дал им образование (после окончания Югорского Университета и службы в армии, оба работают в Ханты – Мансийске).
В 2007г. Николай Фёдорович награжден орденом «За обустройство Земли Российской».
И любовь к морю сохранил. Давно сугубо штатский человек, но морская душа в нём живёт. Это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая стойкость, это весёлая удаль. Коренной сибиряк с широкой душой, сильной волей, масштабным умом, он навсегда сохранил любовь к Военноморскому флоту: бывший военный моряк, награжден жетоном «За дальний поход» и медалью «Ветерану – интернационалисту». Он побывал на трех океанах и прошёл более десятка морей. Это были самые неповторимые впечатления. Николай Фёдорович бывал на Дальнем Востоке, уже работая в Ханты – Мансийске, встречался со своим командиром, а недавно увидел парад кораблей на Тихоокеанском флоте, узнал свои корабли. Встреча была незабываема. Удивился: сколько лет прошло, а они всё ещё на вооружении.
Эта память, как уголёк, греет его душу.
Николай Фёдорович ежегодно приезжает в родное село, приходит в школу, которая не только дала путёвку в жизнь, но и воспитала трудолюбие, чувство долга, понятие честности и справедливости, научила активной жизни, самостоятельным, ответственным поступкам.
Давно прозвенел последний звонок для одноклассников Николая Фёдоровича, но они не потерялись, встречаются через каждые пять лет.
И костер воспоминаний разгорается: сбор макулатуры и металлолома, пионерские сборы и комсомольские собрания, спортивные соревнования, игра «Зарница», смешные истории, связанные с этими мероприятиями.
Николай Фёдорович в школе был отличным организатором, заводилой, участником спортивных соревнований, неоднократно защищал честь школы на районных и зональных соревнованиях по лыжным гонкам, по волейболу.
А его трудолюбию и упорству может позавидовать любой. Откуда это? Его мать-красавица Опрышко (девичья-Филиппенко) Лидия Трофимовна -1934г/р умела делать любую деревенскую работу. Погибла в 40 лет, оставив сиротами четверых детей, меньшему-всего 10лет.
Отец - Фёдор Ефимович-1929г./р., как многие его сверстники в годы войны, с 13лет работал в колхозе сначала пастухом, зимой –бычатником (выгонял быков на прогулку, поил, кормил и убирал навоз), затем доверяли уже более ответственную работу: в сенокосную пору - на сенокосилке, в уборочную страду - на лобогрейке, прицепщиком - при вспашке зяби. В 1944г. на отлично окончил школу механизации и стал хлеборобом. Осуществилась, как у любого деревенского подростка военной поры, заветная мечта: стал трактористом, пахал, сеял и убирал урожай. И был счастлив! Хотя этот труд был нелегок: всю смену в клубах пыли, которая разъедала глаза: ведь трактора и комбайны были без кабины, с жёсткими железными сидениями, старенькие; часто ломались, приходилось ремонтировать прямо в загонке, летом - в жару, а осенью, зимой; в холод, когда пальцы примерзали к железу.
Сейчас мы не можем даже представить, как это можно работать в таких условиях, выполнять и перевыполнять планы, получать высокие урожаи, убирать и сохранять их.
К 28 годам пришло признание, в 1957г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Малой Серебряной медалью ВСХВ, медалью «За освоение целинных земель», а в 1966г.- орденом «Знак почёта».
Фёдор Ефимович ушёл из жизни рано, через полтора года после гибели жены: сердечный приступ, слишком тяжело для него было расставание с любимой женой. Заботу об осиротевших несовершеннолетних сестре и брате взяли на себя старшая сестра и Николай Фёдорович.
Несмотря на то, что сестра и брат давно стали взрослыми и имеют свои семьи, Николай Фёдорович поддерживает их и советом и материально. Он сохранил преданную любовь к своим родителям, гордится ими, приезжая в село, посещает их последний приют. А их трудолюбие, любовь к родной земле являются для него примером.
Из воспоминаний Николая Фёдоровича, о чём рассказывал своим одноклассникам.
Он считает, что Его Величество Случай играет большое значение в жизни человека.
Деревенский паренёк никогда не видел море, никогда не мечтал о нём и не думал, что совершит морской переход от Балтики до Тихого океана. В шестнадцать лет он закончил 10 классов Ольгинской средней школы, подал документы в Омский сельхозинститут, но с первого раза поступить не удалось. Он не растерялся, времени зря не терял: работал на стройучастке Ольгинского совхоза, выполняя разные работы под руководством мастера Скакуна Василия Васильевича, которому он благодарен за науку, за первую путевку в жизнь. Когда пришло время службы в армии, Николай, взяв документы механизатора, которые он получил, обучаясь в школе, предъявил их в военкомате, считая, что служить будет танкистом. Но военком, посмотрев бумаги новобранца, сказал: «Под водой твои корочки не нужны!» Так Николай Опрышко попал на Тиоокеанский флот. В то время флот нуждался в новых надводных кораблях, которые строила для Советского Союза Польша. В 1975 году советские моряки участвовали в проведении ходовых испытаний и государственной приёмке этих кораблей. А в свободное время моряки знакомились с достопримечательностями польских городов. Они побывали в Гданске, Щечине. В сентябре несколько десантных кораблей и большой, с пятиэтажный дом, противолодочный, вошли в порт Владивостока.
Затем был Северный Ледовитый, Балтика, Северное море. Начался жесточайший шторм. Внезапно шов артпалубы разошёлся. Темнота. Волны двадцатиметровой высоты заливали палубу. Моряки мужественно сражались со стихией. Командир приказал всем облачиться в спасательные жилеты, связался с Москвой, получил разрешение зайти в территориальные воды Франции, где можно было переждать шторм. В заливе Сены стояли торговые и военные суда иностранных городов.
Переждав шторм, советские корабли пошли к берегам Португалии. В Бискае шторм ещё не успокоился, и по воде шла зыбь. Это оказалось ещё хуже. Но корабли упорно двигались вперёд. Круглые сутки, которые показались целой вечностью. несли вахту рулевые. Шторм здесь пережили уже легче: был опыт. Вскоре вошли в Средиземное море, которое поразило своей красотой, своей чистотой.
И вдруг: встреча с дельфинами!!! Незабываемые минуты! Многие впервые видели это прекрасное животное!
Отряд подходил к Порт-Саиду. На Ближнем Востоке только что закончилась война, но её запах ещё чувствовался в воздухе. По берегам Суэцкого канала ребята видели наши сгоревшие танки Т-34 времён Великой Отечественной войны, артиллерийские гнёзда, разбитый город Суэц. А Суэцкий канал был заминирован, поэтому пришлось долго стоять в ожидании разрешения. С кораблей наблюдали за работой наших тральщиков, которые обезвреживали мины. Вскоре получили разрешение двигаться дальше. Неожиданной была встреча с акулами в Красном море. Моряки бросали в море приманку-кусок мяса. Одна небольшая акула, метра два, поймалась. Все были возбуждены. Каждому хотелось сфотографироваться рядом с ней.
Всякий раз, подходя к иностранному государству, корабли драились, чистились, красились. «Драились», чистились и сами моряки. Их охватывало глубокое чувство гордости за свою Родину, за свой флот.
В семидесятые годы почти вся Африка бурлила. Тяжёлая обстановка сложилась в Сомали, куда зашёл отряд советских кораблей. Сомали и Эфиопия не могли разрешить один вопрос – спорную территорию.
Что поразило там наших моряков? Песок! Пески везде! Вот в этих песках и находилась советская точка, точнее – база в г. Бербера. Моряки ходили в город, в увольнение, а к морякам на корабль приходили дети сомалийцев. Сомалийцы - красивый народ, смесь негроидов и арабов. Светлее, чем негры, но темнее арабов. Женщины стройные, подтянутые. Простояли наши корабли в Сомали месяца три. Страшная жара, пески губительно действовали на моряков.
Жизнь Слонового Берега Африки поражала своей бедностью. Но это не мешало стране конфликтовать с соседями. Советским морякам пришлось даже высадить десант. Не обошлось без жертв. По приказу пришлось срочно эвакуировать из Сомали советских служащих.
Как жили моряки? Интересно. Через Москву, Ташкент, Индийский океан получали почту. Выпускали стенгазеты, устраивали соревнования, участвовали в самодеятельности, загорали. В то время существовала факсимильная аппаратура связи, подобная сегодняшнему факсу. Так что связь со своей страной была всегда.
И вот Индийский океан. Красота удивительная! Как всегда первым встретил советские корабли американский авианосец. Моряки подметили, что в походе встречались в основном русские и американцы. Чувствовался паритет сил между СССР и США, странами Варшавского договора и НАТО.
Вражды не было.
А когда пересекли Экватор, Нептун всем морякам выдал свидетельство со словами: «Я владыка морей Нептун, сим подтверждаю, что советский военный моряк - отважный 28.12.1975г. в долготе 105 захода градусов пересёк черту Земную - Экватор. Отныне изъявляю ему свою великую милость, открываю свои владения для плавания счастливого и удачливого на
всех океанах во славу советского народа и его Военноморского флота».
В Индийском океане взяли на буксир подводную лодку. Тяжело было проходить проливную зону. Тропический ливень – что-то ужасное. С честью выдержали и эти трудности. Моряки стремились во Владивосток. Не передать волнение, ощущение радости, когда отряд кораблей прибыл во Владивосток! Почти полгода были в походе моряки. После ремонта корабля главстаршина Опрышко Николай под звуки марша «Прощание славянки» демобилизовался одним из первых. Начались трудовые будни.
Перебирая фотографии, бывший моряк вспоминает службу на корабле, На долгое время всматривается в лица товарищей, опускавших в море венок в честь погибших под Цусимой. Где только не оставляли свой след русские! Вечная им память!
Прошло много лет, но ощущения счастья, гордости; любовь к морю сохранил Николай Фёдорович и считает, что в Вооружённых силах должен служить каждый мужчина. На то он и мужчина- защитник Отечества.
Свидетельство о публикации №216082901143