Статья о Золя

Эмиль Золя (1840-1902) – это один из крупнейших мастеров французской реалистической прозы последней трети 19 века.
Как и многие французские писатели – реалисты (например, Флобер), Золя прошел в молодости школу увлечения романтизмом; данью этому периоду являются его юношеские произведения в стихах и прозе. В середине 60-х годов в творчестве Золя виден интерес к только что зародившемуся во французской литературе натуралистическому направлению. Он печатает восторженную рецензию на роман Гонкуров «Жермини Ласертэ» (1865), где защищает основы натурализма, а вскоре и сам создает романы «Тереза Ракен» (1867) и «Мадлена Фера» (1868), открывающие новый натуралистический период в его творчестве. В этих романах все свое внимание он концентрирует на любви.
Второе издание романа «Тереза Ракен» Золя снабдил специальным предисловием, имеющим характер литературного манифеста. В этом предисловии, отвечая на обвинение критики и подтверждая свою принадлежность к группе художников-натуралистов, Золя изложил основные  принципы натуралистической школы. По мысли Золя, художественная литература должна преследовать научные цели, для писателя важнее всего изучение любопытных физиологических случаев. Писатель в праве совершенно отвлечься от социальной природы человека, его общественных связей, и перенести в область художественного творчества приемы и методы исследования, заимствованные из естественных  наук, прежде всего – из медицины. Теория  натурализма изложена Золя в его критических работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1880) и «Романисты-натуралисты» (1881). Эти работы были опубликованы в виде отдельных статей в петербургском журнале «Вестник Европы», в котором Золя сотрудничал в 1875-1880 гг. благодаря содействию И.С. Тургенева. Русский читатель получил возможность ознакомиться с теорией новой литературной школы – натурализма - раньше, чем соотечественники Золя.
Натурализм в понимании Золя – это одна из форм реализма, продолжение реализма в новых условиях. Золя не всегда четко разграничивает понятия «реализм» и «натурализм», но он всегда старается вывести свою натуралистическую теорию из старого реализма – критического реализма  первой половины 19 в., достигшего наибольших успехов в творчестве Стендаля и Бальзака. По словам Золя, Бальзак явился «основоположником точного изучения общества», он будет стоять «во главе французской литературы будущего». Бальзака Золя называл истинным отцом экспериментального романа.
Если внимательно изучать натуралистическую  теорию Золя, можно заметить существенное отличие ее от реалистического метода Стендаля и Бальзака. Их реализм ему представлялся слишком романтичным, он упрекал великих писателей в пристрастии к вымыслу, преувеличениям; Золя отрицал за художником право исследовать причины изображаемых явлений, вмешиваться в судьбы героев, делать какие-либо выводы. «Для меня, - писал Золя в «Экспериментальном романе», - более всего важно быть чистым натуралистом, чистым физиологом… Я не хочу, как Бальзак, решать, каков должен быть строй человеческой жизни, быть политиком, философом, моралистом. Я удовольствуюсь ролью ученого…» Этот роман Золя написал по аналогии с книгой знаменитого врача и физиолога Клода Бернара «Введение в экспериментальную медицину» (1865). Поэтому не трудно объяснить некоторую ущербность эстетики Золя, пытавшегося свести единственно к физиологии всю сложную, богатую, разнообразную жизнь человека. Но читая его книги, мы видим, что художественная практика писателя неизмеримо шире и плодотворнее, чем выработанная им эстетика.  В этом легко убедиться, анализируя крупнейшее произведение Золя, монументальную социальную эпопею «Ругон-Маккары», над которой писатель трудился на протяжении 25 лет (1868 – 1893). Сложность и противоречивость замысла произведения отражена уже в подзаголовке «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». В зависимости от биологического закона наследственности Золя намеревался показать судьбу двух ветвей одной семьи – Ругонов и Маккаров.
В законченном виде «Ругон-Маккары» представляют собой 20-томный цикл романов (первый из них – «Карьера Ругонов», 1871; последний – «Доктор Паскаль», 1893), где было задействовано около 1200 действующих лиц.
Во время работой над «Ругон-Маккарами» писатель создает романы «Западня» (1877) и «Жерминаль» (1885).
В последние годы жизни, Золя создал два цикла романов – трилогию «Три города» («Лурд»,1894, «Рим», 1896, «Париж», 1898) и тетралогию «Четыре евангелия») Из тетралогии Золя успел написать только три романа: «Плодородие» 1899, «Труд» 1901, «Истина» 1902; четвертый роман «Справедливость» не был написан.
В лучших своих произведениях Золя предстает перед читателем как художник-реалист, создатель выразительных человеческих типов большой художественной силы. Вопреки собственным заявлениям, что он в своем творчестве исследовал только «человека-зверя», т.е. примитивную физиологическую природу человека, Золя обладал замечательным даром тонко и глубоко чувствовать и изображать сложные психологические движения человеческой души. Особенно это касается, изучение им тем любви и брака.
Размышляя о любви и браке в письмах, публицистических работах, задумываясь о причинах дисгармонии во взаимоотношении полов, Золя искал возможности устранения этих причин. Доминированию физиологизма он противопоставлял гармонию физического и духовного в отношениях мужчины и женщины. Отрицая наличие чувства в свободной связи, ратуя за супружескую любовь, Золя размышлял о путях подготовки девушки и юноши к браку. Он провозглашал идеалом любовь к единственной женщине. С другой стороны, и у девушки, по его мнению, должно формироваться чувство к единственному мужчине. Золя ставил во главу угла взаимопонимание и сотрудничество как залог равных и длительных отношений и воспевал деторождение как важнейшую функцию человеческого рода.
В художественных произведениях, напротив, наблюдается эволюция Золя-романиста, прошедшего путь от изображения «болезней» человеческих взаимоотношений к описанию гармонических союзов. Первую половину творчества Золя (до романа «Дамское счастье») правомерно назвать  «утверждением через отрицание», поскольку вся эстетика произведений данного этапа направлена на акцентирование негативного и безобразного в отношения между мужчиной и женщиной. Однако подобный культ «безобразного» имеет глубоко нравственные цели. Во второй половине творчества, особенно в романах последнего цикла «Четыре Евангелия» отстаиваются идеи писателя, утверждается идеал правильной семьи.
Важное место в понимании художественного воплощения тем любви и брака принадлежит цветописи. В творчестве  Золя наблюдается сочетание реалистических и импрессионистических тенденций: субъективного и объективного начал. В произведениях писателя в мрачные зарисовки среды, написанные в реалистическом духе Бальзака, Флобера, органично вплетаются импрессионистические картины, передающие тончайшие душевные переживания персонажей в стиле Гонкуров. Символика цвета характеризуется у Золя бытовыми отношениями; писатель пользуется закрепленной в языке традиционной образностью («белый» - чистота, непорочность, «голубой» - иллюзия, сказка). Надо заметить, что  до романа «Дамское счастье», в котором был осуществлен переход к философии «радости жизни», в произведениях доминируют мрачные краски; яркие краски наполняются отрицательными оттенками («красный» - всепоглощающая страсть, «розовый» - распутство). Изображение гармоничных взаимоотношений («Доктор Паскаль», «Труд», «Плодовитость») сопровождается использованием светлых оттенков, преобладанием белого цвета, символа чистоты.
Особое место в размышлениях Золя занимает вопрос о семейных отношениях. В произведениях серии «Четыре Евангелия» писатель воплощает юношеские идеи о торжестве семейного союза, основанного на любви. Золя продолжающий традиции французской философской мысли (Фурье, Леру, Бальзака, Жорж Санд) считал семью основным институтом в государстве.
В наше время литературное наследие Золя воспринимается как живое явление действительности.


Рецензии