Обскурия Дурное Семя Глава Вторая

«Чтоб опрокинуть без труда фалангу в поле чистом
Использовали иногда огромную балисту
Онагр стены сокрушал и каменные башни
И град камней он обрушал на храбрецов вчерашних
Таран ворота бил главой железного барана
И поливал врагов смолой защитник барбакана…»
 Дон Бальтазар Торос «Рифмованный Стратегикон», том 1-й «Война в Древности».

Бывают грамотные осады. И Конраду приходилось их наблюдать. Такие как в древней Империи. С укреплённым лагерем на выгодном месте. С частоколом и монтилетами во внутреннем и внешнем кольце. С запасами воды, еды, фуража и леса как на дрова, так и на военные нужды. С земляными работами от подкопов до отхожих ям и солдатских могил. С шатрами для знати, духовенства и лазарета. Палатками для простолюдинов. Навесами для кухонь, цейгаузов и для скота. С таранами, штурмовыми лестницами, осадными башнями и машинами от древних балист и катапульт до более современных требушетов, монгонетов и совсем уже новых бомбард. В общем, всего этого в данной осаде Грахо так и не разглядел. Около сотни крестьян, ополчённых из нескольких деревень, ютились в шалашах за жиденьким частоколом. Из «осадных машин» у них были бревенчатые лестницы и дощатые щиты. Из оружия: мясницкие ножи, топоры лесорубов, вилы, косы, щепы и иногда копья. Из доспехов: телогрейки из дублёной кожи и, иногда, старые или сильно побитые шлемы. Но мужики пытались взять Кадаван с завидным упорством. Это было заметно по двум вышедшим из строя таранам: разбитому камнями и сожжённому. Нескольким сломанным лестницам, заваленным подкопам, братским могилам и, наконец, по сторожевому дозору, встретившему охотника на ведьм и кавалера.
 - Вот он, Кадаван, - подвёл Урбан итог их пути, - славься Кадаван – замок крепкий! – перековеркал он псалом из Книги Книг, - что скажешь, брат мой?
 - Североимперский стиль кладки. Судя по форме бойниц, в Войну Короны и Митры хозяева замка были в нейтралитете. Над воротами был другой барельеф.
 - Итог?
 - У твоего Ордена спёрли оплот, судя по стрелам, торчащим в таранах, лунарки. Ты обезумел, брат мой и решил отбить крепость с толпой крестьян, одним рыцарем и без осадных машин. Мой совет: мори гадов голодом. Я тебе здесь не помощник. Спасибо за кров и еду!
 - Моё почтение твоим знаниям, брат, - Урбан загадочно улыбнулся, - однако, во – первых, замок принадлежал Ордену сто лет назад, пока нас не выгнали из Залесья. Во – вторых, лунарки в нём – только телохранители вполне человеческого барона. И, наконец, в - третьих, мы будем брать его вместе с хозяином с помощью переговоров. Даже страх перед отлучением не отвлечёт мужиков от приготовлений хозяйства к зиме. Да, кстати, ты наш переговорщик, брат мой.
  - Враг Инквизиции покинет твердыню и разгонит верных ему головорезов по просьбе незнакомого рыцаря с разбойничьей харей? Ты в своём уме, брат? – Конрад скорчил весьма отвратную мину, хотя казалось куда уж, - он вне закона. Верные стены и стрелы – это то, почему он ещё жив. Что за наивность, охотник? Возьми денег у Ордена, найми кондотьеров, варваров, да хоть псоглавцев!
 - Моя… кхм… вверенная в моё распоряжение казна почти опустела.
 - Как так?!
 - Много денег ушло на подкуп для стражи.
 - О Хронос! Это гулямы! Рабы – телохранители. Они отдали барону всю твою взятку, а он купит для них шелка и серебряные побрякушки. На твои деньги, болван! – последнее он прошипел очень тихо и прямо в личико Урбана.
 - Откуда мне это должно быть известно?! – покраснел юный охотник.
 - Читай книги. Есть кое – что кроме Книги Книг: «Восточные Походы» Ингвара Дзиссона на древнеимперском и на вульгарном верхне – имперском.
 - Но Книга Книг…
 - Я люблю эту книгу. Когда я читаю что нужно сломать голени нечестивым лунаркам или рассечь чресла врагам человека, да так чтобы их семя излилось в песок, у меня самого твердеют чресла. Так я люблю эту Книгу Книг! – но вместо ответа послышался гогот крестьян.


Рецензии