Полный йогазм

Ночь, Казантип, красивая музыка и люди вокруг. Я счастлива. Пью шампанское из бутылки, танцую и, время от времени, погружаюсь в теплое, черное море. Кажется ничто не нарушит эту гармонию.
Потом зачем-то иду в отель, смеясь и покачиваясь, и вдруг встречаю его — в  индийских шароварах, волосами, собранными в пучок и голым торсом — застывшего в асане йога. В душе что-то обрывается, я захожу в комнату, сажусь на стул и задумчиво смотрю в одну точку. Сосед решает, что я обкурилась.
Так, пожалуй, и началось мое знакомство с йогой.

***
Народу с утра прибавилось, кто-то из постояльцев включил магнитолу. На траве разлеглись девушки в купальниках, собака от жары заползла под крыльцо. Вчерашнего йога было не видно.
- Нонна, - обратилась я к хозяйке. - У вас тут парень живет, йог. Кто он?
- Хто? Цей?  - Нонна вынула руки из тазика со стиркой и, вытерев их о фартук, указала в сторону маленького домика. Я кивнула.
- Це йог. - С усмешкой сказала она. - А шо, интересует?
- Да нет, я просто. Скажи, а он всегда так рано встает?
- Та, кожен день. Вправляеться, потим варить соби кашу на вулици.
- И ему не мешает шум?
- Ему?! Ни.
- А что он еще ест? - Зачем-то спросила я.
- Що нагодиться йому пид руку, то и исть. Вчора буряк у мене купив.
Нонна махнула рукой, мол, дурак, что с него взять, и вернулась к стирке.

Вентилятор гонял по комнате мух, я лежала на кровати и терзала себя мыслями.
Как я живу? Ношусь куда-то, как подорваная. А что в итоге - пустота, эта кровать и мухи. Чем я занимаюсь, на что трачу время? 
Вот, например, спорт, увлеклась я, и принялась загибать пальцы. В детстве акробатика, легкая атлетика, у-шу, карате, кикбоксинг. Что еще... фитнес, большой теннис... Ну, теннис ладно, там я играла только со стеной. Далее, плавание. О, эти женщины с мощными шеями... Из плавания я сбежала, всерьез опасаясь, что и у меня отрастет такая мышца, которая сравняет голову со спиной. Лыжи. Из лыжного спорта я тоже сбежала. Еще были коньки и, наконец, экстрим. Сноуборд, серф, кайт - то, что по-настоящему меня увлекло. Даже профессию я выбрала с максимальным доступом к адреналину - журналистику. Благодаря ей, уже в 25 лет в моей сумочке вместо помады лежала валерьянка. Благодаря ей я чуть не поседела в юности. Вечный поиск новых  эмоций... И тут я поняла причину моей вчерашней растерянности. Умиротворение и спокойствие, исходившие от йога - ощущения, которых у меня никогда не было.

***
Уже через пару дней после возвращения в город, я озадачилась поисками йога-центра. Из рекомендованных выбрала ближайший, на Новослободской.
В холл центра набилось человек двадцать. Выяснилось, что кто-то случайно закрыл раздевалку. Через минуту ключ нашелся и группа гуськом двинулась по коридору. Я оглядела опустевшее пространство, котороее скорее походило на зал этнической культуры в музее: вдоль стен стояли стеллажи, заполненные статуэтками, украшениями, амулетами и книгами. Повсюду висели яркие картинки, повествующие о жизни индийских богов. Воздух наполнял аромат благовоний. Тихо журчала музыка. 
Девушка эйфорического вида стояла за стойкой и улыбалась в пустоту. Я поинтересовалась расписанием.
- Сейчас-сейчас, - продолжая улыбаться, ответила она и посмотрела в мою сторону. - Вы на кундалини?
- Понятия не имею. А что это?
- Раскрытие энергии, работа с чакрами.
- А есть что-нибудь попроще?
Спустя час я входила в зал на встречу с хатха-йогой.

***   
Путь йоги оказался не прост, совсем не прост. Даже для такой как я, не стремящейся к просветлению, а желающей просто перестать нервничать и выпрямить спину. Страдать, как сказал один философ, гораздо легче, чем меняться. И он был прав.
Думать о хорошем, глубоко дышать и успокаиваться, когда в твоем мире хаос, а ты в нем скачешь, как блоха под амфетаминами — почти также трудно, как добровольно улечься на проезжей части. Но я все же попыталась.
Начиналось все довольно сносно: в компании пары десятков человек, два раза в неделю я выполняла всевозможные скручивания, вставала в позу собаки мордой вниз и укладывалась в шавасану.
- Йога - это философия, - сказал мне как-то мужчина с соседнего коврика. Это было довольно неожиданно.
- Что? - Я подняла взлохмаченную голову от пола.
- Это не упражнения, а способ мышления.
- Что? - Повторила я, не совсем понимая, что, собственно, побудило его начать разговор.
Вместо ответа мужчина уставился на меня долгим, ясным взглядом. Его загадочная улыбка выражала совершенство этого мира. Лицо при этом, обрело удивительно глупое выражение. Наконец он сказал:
- В каждом движении есть смысл...   
- Ясно, - коротко ответила я.
В этот момент учитель предложил всем сесть в дандасану и перейти из нее в матсиендрасану. "Ах, в дандасану-мандрасану, конечно", - мысленно съязвила я и принялась разглядывать, как это делают другие.
"Прав дядька, - окончательно запутавшись, какую руку под какую коленку просовывать, думала я. - Ничего я не понимаю в йоге". Настроение было испорчено. Я злилась на себя, но больше всего на этого лучезарного философа, на его футбольные трусы и тощие волосатые ноги, которыми он вертел перед моей головой.

Совершенно очевидно, я упускаю из виду важное, размышляла я по пути домой. Йога - древнее учение, а кто в ней я? Дилетант. Что я знаю о йоге? Ничего. Как я могу в этом случае ее постичь? Никак. Если бы не жареная курица и кусок пирога, спать в тот вечер я бы легла в полном унынии. 
Утро одарило меня боевым настроением. "Я глупо выгляжу на занятиях? - Спрашивала я свое отражение в зеркале, пока чистила зубы, и тут же отвечала, - ничего подобного! Я просто новичок, а кто им не был?". "Я ничего не понимаю в йоге? - Продолжала я вести немой диалог, натягивая чулки. - Да, не понимаю. А кто понимает?". Ну кто-то обязательно понимает...

Перед следующим занятием я учинила опрос. В большинстве случаев, полученные ответы сводились к здоровью: йога исцеляет дух и тело; занимайся йогой и не будешь болеть; йога - это сила и крепкие мышцы; на йоге худеешь.   
- Йога помогает мне решать женские проблемы, - загадочно высказалась девушка в раздевалке.
Это точно, - подхватила другая, - я стала ходить на йогу после развода, чтобы не думать об этом му..ке. Действительно, помогает.
Немного особняком выделялся мотивирующий фактор гибкости. "Мостик - это наше все", - весело сказала соседка по коврику и продемонстрировала идеальный прогиб.
- Эдик, - спросила я самого просветленного в группе мальчика, - в чем, по-твоему, суть йоги?
- В вегетарианстве, - тут же ответил он. - Я не вегетарианцев по запаху чую, из-за этого в метро спускаться не могу, там все пахнут мясом. Это отвратительно.
- А ты чем пахнешь, петрушкой?
Вскоре я бросила йогу. Но не потому, что не была вегетарианкой и не могла сделать красивый мостик, просто потеряла интерес.

***
Второй попыткой постичь древнее учение стали практики медитации. Эта тема оказалась вдруг очень популярной в Москве.
- Я научилась левитировать, - сказала одна девушка.
- Я каждый день медитирую по три часа, - сказала другая, - такая расширенка!
Я поняла, что никто из них ни черта не умеет.
Уже который месяц я зажигала свечу и старалась сконцентрировать внимание на пламени. Все мои попытки терпели крах.
Я начала с 15 минут, и уже первые две из них по моим ощущениям, тянулись бесконечно. Все бесило, особенно мысли. Они неслись, как титры в конце американского фильма — под бойкую музыку, со скоростью света. «Какая неудобная поза... Надо купить нормальные штаны для йоги... Интересно, а двигаться можно?... Почему же ноге так больно?... Нет, так тоже больно... Невозможно сидеть... Черт, как люди это делают?!... Интересно, сколько надо лет сидеть в лотосе, чтобы перестало болеть? Год, пять, десять?... Так, не думать, не думать... Мысли плывут, плывут, пусть себе плывут... Ну вот, теперь спина болит... Блин!» И так далее.
Когда я, наконец, научилась сдерживать поток мыслей и расслабляться, то стала засыпать. Рядом с ковриком я даже раскладывала плед, и иногда медитировала прямо в нем, чтобы засыпать уже накрытой. В итоге я перебралась спать на кровать и забросила практику.
К медитациям я вернулась примерно через год и, к моему удивлению, заметила прогресс. Не знаю как, но мне удалось найти ту грань, между расслабленностью и сном. Начитавшись умных книг, я научилась концентрировать внимание на дыхании и время от времени стала, действительно, медитировать. Тут в моей жизни вновь появилась йога.

***
Судьба подарила встречу с настоящим индийским гуру йоги, по какой-то причине на несколько месяцев оказавшимся в Москве. Я быстро увлеклась, и вместо двух дней в неделю, стала приезжать на практики каждый день. Однажды приехала даже против воли.
- Привет, сегодня я не буду делать йогу. - Заявила с порога.
И тут поняла, что я уже здесь. Довольно глупая ситуация. Но йог не удивился. 
- Я поняль, передевайся, - сказал он с акцентом - так, будто после каждой согласной стоял мягкий знак.
- Нет, не буду, у меня нет настроения, - продолжила я упорствовать (если уж выглядеть глупо, так до конца).
- Я поняль, поняль, - йог осветил меня белоснежной улыбкой, проглядывающей через его черную бороду, как юный месяц сквозь тучу, - передевайся.
Спустя десять минут я забыла о том, что у меня было плохое настроение, я вообще забыла, что у меня было настроение. Я просто поднимала и опускала руки.
- Улибка, Наталья, улибка! - Каждые несколько минут напоминал йог, даже когда не видел моего лица. Неважно, изображала я стойку на голове или пыталась выгнуться в мостик, всегда следовало улыбаться.

Понимание йоги пришло само собой. Каждый день, вставая на коврик, мое "я" словно растворялось в воздухе и вместе с ним уходили мысли и проблемы. Переставало беспокоить все. Я думала лишь о том, как дышу, как распрямляется позвоночник и тянутся мышцы.

В один из дней случилась странная вещь: во время занятий меня вдруг посетила гениальная идея. На счет чего-то там. Посетила и исчезла. Я вспомнила о ней уже после того, как вышла на улицу. Спустя время ситуация повторилась и я поделилась своим открытием с гуру.
- Йога дает твоему уму спокойствие, - сказал он, - спокойствие дает ответы. Когда ты нервничаешь или не знаешь, как поступить, начинай дышать. Пять минут думай о том, как ты вдыхаешь и выдыхаешь, ты успокоишься и сразу поймешь как нужно поступить.
Гениальный совет, жаль, я часто о нем забываю.

Йога сильно изменила мое отношение к жизни. В одном блоге прочитала, что есть такое понятие "паринама-вада", смысл его сводится к тому, что все сегодняшние проблемы завтра мы будем видеть иначе. И это правда.
Йога тренирует меня не принимать поспешных решений и не делать преждевременных выводов. Усилием воли я даже снизила контроль над миром, и заметила, что многие критические ситуации удивительным образом стали разрешаться сами. "Терпение дороже самурайского меча", - говорит на эту тему мама. 

***   
- Как часто ты будешь делать йога? - Спросил мой учитель перед отъездом.
- Каждый день! - Уверенно ответила я.
- Как долго ты будешь делать йога каждый день?
- Как минимум час. - Моя решительность не угасала.
- Так, так, - помедлил йог. - А на самом деле?
- На самом деле... Постараюсь раз в неделю, минут по 20.
Но даже он, со всей своей йоговской проницательностью, вряд ли мог представить,что оставшись без присмотра я сдуюсь уже через месяц. А спустя год буду вспоминать о йоге лишь в моменты боли в пояснице.
И вдруг, что-то изменилось. Я встала в пять утра и полтора часа практиковала йогу. Что на меня нашло, не знаю, но только в это утро я вновь обрела забытое спокойствие.

Иногда мне интересно, что же это за парень был на Казантипе. Наверное его послал ангел. И чудика-дядьку в футбольных трусах, и Эдика с его вегетарианством, и левитирующих подруг и, конечно, моего гуру йога. Благодаря им, стало как-то проще смотреть на жизнь проще.

*Йогазм - ощущение экстаза от того, что ты все же поднял свою пятую точку с постели и перетащил ее на коврик для йоги. ©yoga-bananas


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.