Размышления о цикле - фантворчество

Автор - Frederika Alber




Предисловие

Твой цикл – это как наркотик или болезнь, которая проникает в душу, в сердце и растекается по венам. Что бы я ни делала, о чем бы ни думала, мысли постоянно к нему возвращаются. Я слушаю музыку и вижу в ней отрывки из твоих историй; читаю книги, статьи – нахожу аналогии с Хостом и Неподконтрольной Зоной; смотрю фильмы – не могу отделаться от ощущения, что мне это знакомо; просто иду по улице или отдыхаю дома – периодически начинаю размышлять об Outlaw.
Мысли, идеи, ассоциации и т.д., возникавшие у меня за это время, я записывала в отдельный файл, если конечно успевала до него добраться, пока помнила, о чем думала. Иногда это были развернутые рассуждения, иногда заинтересовавшие меня цитаты с кратким комментарием, а иногда просто название песни или поставленный себе вопрос, а то и всего одно слово.
Сначала я расскажу о песнях, которые напомнили мне о цикле. Для удобства приведу текст и ссылку на прослушивание для каждой из них. Затем я расскажу об одной статье про природу власти и еще о нескольких психологических экспериментах, исследовавших помощь ближним, готовность подчиняться и враждебность, постараюсь объяснить, чем они напомнили мне Зону. И наконец я приведу некоторые размышления о цикле в целом, о героях, об упущенных мною ранее отдельных моментах некоторых историй и выдам очередную порцию своих диких ассоциаций.




Песни, напомнившие о цикле
________________________________

Здесь последует ряд песен, напомнивших мне о цикле. Иногда мне казалось, что есть попадание с текстом в целом, иногда цепляла отдельная фраза, иногда общий посыл. Были случаи, и это, наверное, труднее всего будет объяснить, когда на первый взгляд ничего общего, но настроение, ощущения, вызванные какой-то историей, совпали с ощущениями, появившимися во время песни.
Для удобства я буду сперва приводить текст песни и ссылку на нее, а затем свои комментарии.

1. Корни (Александр Асташенок) – Последний бой
  http://music.yandex.ru/#!/track/2218998/album/220324
   
   1 куплет:
   Твой обречённый взгляд -
   Высоковольтный грозовой разряд
   Поверь, я сам не рад осознавать,
   Что нет пути назад
   Ведь я, как прибрежный туман,
   И спит подо мной океан
   
   2 куплет:
   Хочу тебя стереть
   Ну сколько можно эту боль терпеть.
   Устал тобой болеть
   Набраться сил и только б не сгореть.
   Но мчится твой ураган
   Ко мне через весь океан

 
 Припев:
   Я не смог тебя удержать
   Я не призван боль побеждать
   И удары вновь отражать
   Незаметно
   Штормовые бьются ветра
   Разрушают города
   Твои чувства как никогда
   Сверхсекретны
   Лишь проснётся солнце
   Ты лети за мной
   Это будет наш с тобой
   Последний бой
 

Собственно, с этой песни и начался мой файлик. Она напомнила мне отношения Шона и Рамиреса в «The Last». Их начало и развитие. Первый куплет можно было бы приписать Шону, второй – Рэму. Оба мучаются, обоим больно, причем, если Рэму больно и в переносном смысле – несмотря на всё происходящее, его тянет к Шону почти против воли – и в буквальном смысле тоже, то Шон просто не может понять, что происходит, и почему это идет в разрез с его первоначальным планом, и его это злит, сбивает с толку. Как бы они ни пытались обманывать сами себя, их друг к другу тянет, процесс запущен, чем дальше, тем сильнее, пути назад нет, и ничего с этим сделать нельзя, сметёт, и всё.
Еще у меня возникла ассоциация со стихиями. Нечто подобное мелькало в мыслях и раньше, но после песни я поняла, как через это можно сравнить Шона и Сэта.
Шон – океан, в котором скрыта огромная мощь стихии. Он может в любой момент взорваться штормом, цунами, наводнением, чем угодно, но его потенциал обычно скрыт под спокойной гладью, и только пробегающие время от времени волны позволяют догадываться, какая сила под ней скрыта. Это как Тихий океан, чья природа совершенно не соответствует названию, просто исследователи впервые пересекли его в штиль, совершенно не догадываясь об опасности. Шон – это спокойная, ровная, сдержанная сила.
Сэт – шторм, буйство стихии, чистая энергия, не прикрытая никакими условностями. Он искрит, взрывается, вздымается порывами, снося всё на своем пути. Его нельзя остановить, от него нельзя укрыться, с ним нельзя толком бороться. Можно только пережидать, надеясь выжить и понести не слишком большие потери.
«Он красив и страшен, как неудержимое стихийное бедствие. Как то, что уничтожает людей и меняет землю, как то, от чего глаз не отвести.
Я всегда знал о его смертоносности, это вообще первое, что по нему видно любому. Но теперь, когда я так к нему близок, от этого захватывает дух. Как шагнуть навстречу прибою в шторм. Как нырнуть в ветер с крыши. Как вдохнуть огонь». (цитата из «The Last», Рамирес о Сэте)


2. Abney Park – Fight Or Flight
http://www.youtube.com/watch?v=lpuBeEbhCiQ
 
I fear what they'd do if they find I've escaped
I fear what they'd say if they find I play, I get scraped
They want you to think it's possible to live a life without their chains
But if you, if you go too far,
You'll find they're pulling on your reins

I fear what they'd do if they finally catch me
I fear they'd take my home if they find I roam, find I'm free
They want you to think it's possible to live a life without their chains
But if you, if you go too far,
You'll find they're pulling on your reins

But if they catch me, I will fight, I will run
I will burrow underground
They won't catch me, I need hope, I need air
And I won't, I won't make a sound

I fear the life I know if they make me go back
I fear I couldn't stand any more of the stifling black
They want you to think it's possible to live a life without their chains
But if you, if you go too far,
You'll find they're pulling on your reins

But if they catch me, I will fight, I will run
I will burrow underground
They won't catch me, I need hope, I need air
I won't, I won't make a sound

I fear what they'd do if they find I've escaped
 

Это как раз песня из разряда совпавших по ощущениям. Борись или сбеги. Outlaw для меня в первую очередь всегда был историей о людях, а среди прочих мотивов ярко звучала тема борьбы с системой.
С системой официальной, безусловно. Кому понравится, когда у них под боком такое автономное образование, неподвластное никаким законам. Конечно, они сами когда-то выделили зону свободного огня, но это должно было быть место для бойни, никто не планировал, что она превратится во что-то подобное. Официальные власти не раз пытались Зону давить, но ничего у них не вышло.
Но помимо официальной системы борьба идет и с широким набором систем менее очевидных. Общепринятая система ценностей, например, которая нередко оставляет за рамками самое важное. Система сложившихся предубеждений, которая на протяжении всего цикла ломается на разных уровнях у разных персонажей. Система правил и норм, на которые там вообще никто внимание не обращает, за исключением принципов, идущих изнутри, и т.д.
Все эти системы вроде как не обязательные, свободные к исполнению, но стоит выйти за их рамки, стоит оказаться другим или по-другому мыслить, тебе сразу говорят, мол, «нет, родной, так нельзя, иди-ка ты обратно от греха по дальше, по-хорошему просим. По-хорошему не хочешь? Ну извини, тогда по-плохому». Мне нравится, что в твоих историях эти рамки всегда сметают, заявляя свое право и свое мнение. Главным образом, конечно, Шон, чего только стоят его абсолютно не вписывающиеся ни в какие принятые рамки линия поведения, дружба с копами, замут с Каналом и оригинальная манера «борьбы» с врагами, etc... Приятно, что он там такой не один.


3. Linkin Park – In between
http://www.youtube.com/watch?v=yAc30gJByfA
 
Let me apologize to begin with
Let me apologize for what I'm about to say
But trying to be genuine was harder than it seemed
And somehow I got caught up in between

Let me apologize to begin with
Let me apologize for what I'm about to say
But trying to be someone else was harder than it seemed
And somehow I got caught up in between

Between my pride and my promise
Between my lies and how the truth gets in the way
The things I want to say to you get lost before they come
The only thing that's worse than one is none

Let me apologize to begin with
Let me apologize for what I'm about to say
But trying to regain your trust was harder than it seemed
And somehow I got caught up in between

Between my pride and my promise
Between my lies and how the truth gets in the way
The things I want to say to you get lost before they come
The only thing that's worse than one is none
The only thing that's worse than one is none

And I cannot explain to you
In anything I say or do or plan
Fear is not afraid of you
But guilt's a language you can understand

I cannot explain to you
In anything I say or do
But I hope that actions speak the words they can

For my pride and my promise
For my lies and how the truth gets in the way
The things I want to say to you get lost before they come
The only thing that's worse than one is

Pride and my promise
Between my lies and how the truth gets in the way
The things I want to say to you get lost before they come
The only thing that's worse than one is none
The only thing that's worse than one is none
The only thing that's worse than one is none
 

В цикле не раз возникали ситуации, когда кто-то на кого-то сорвался, что-то сказал сгоряча, тут же об этом пожалев, кто-то кого-то не так понял, кто-то кого-то обидел ненароком, обвинил необдуманно и т.д. Шон, Дэрек, Рамирес, Рой – любой из них мог бы услышать или сказать (кроме, разве что, Роя, у него с этим как-то проще выходит) другому нечто подобное по крайней мере на уровне ощущений.
А еще, уж не знаю почему, так для меня выглядела «Открой глаза», впрочем, у меня к этой истории всегда особое отношение. 


4. Linkin Park – By myself
http://www.youtube.com/watch?v=TYScSueqLm8

Это Дэрек на ранних этапах своего появления в цикле. Вот уж кто к тому моменту был запутавшимся донельзя. Почему-то в песнях чаще всего слышу именно его.


5. Би-2 – Ты не один

 
Ты не один, в сердце не держу я,
Что однажды простил и случайно открыл
Это небо в никуда.
Ты не один там, где тень ночует,
Тем, кто не спит на заре,
Предстоит уходить, закрыв глаза.

Припев:
По безнадежному пути,
Так на тебя мы все похожи,
Пусть повезёт тебе найти
И успокоиться, быть может.

По безнадежному пути
По непонятным мне приметам,
Пусть повезёт тебе найти
То, что сгорая, станет светом.


Ты уходил, не успел проститься,
Так далеко, только мне всё равно
Не получится забыть.
Ты не один, ты мне будешь сниться,
И видит Бог, что в плену у дорог
Одному не стоит быть.

Припев (х2)

И пусть никто не объяснит,
Никто на свете не расскажет,
Какой огонь в груди горит,
Какая боль стоит на страже.

Какая музыка звучит,
Когда она не на продажу,
И почему всегда болит,
Когда судьба узлами вяжет.

Это Армия. Что-то такое мог бы сказать  Эштон Шону, когда тот внезапно исчез с базы, или начальник базы в своих мыслях о Шоне, есть у него монолог, заканчивающийся абзацем, похожим по настроению, как мне кажется (см. цитату ниже). Как бы взгляд со стороны на то, что он оставляет после себя.
Точно также это могли бы сказать ему вслед все, от кого он хоть на время уходил; такое своеобразное посвящение Шону от всех, кто когда-либо видел, как он уходил.
 «А что проще – когда за тобой прохладная нейтральная пустота, которой ты ничем не обязан и которую не жаль, или когда за твоей спиной дыхание чего-то живого благодаря тебе, не только дыхание – окрик, может быть, мольба, и ты чуешь лопатками, как неверящий взгляд разбухает темной ненавистью, наградой за совершенное предательство?
Дэлмор… какая же ты всё-таки сволочь.
И как же тебе трудно, парень». («The Third»)


6. Би-2 –Рождество
http://www.youtube.com/watch?v=JL8Wpf021bk
 
Этот мир не может жить без чудес
И поверить в себя сложнее, чем в сказку
Мы – герои неоконченных пьес
И лица свои скрываем под маской

Припев:
Пусть свет фонарей, как звездный свет
В сердце твоем оставит след
Из пустоты, как волшебство
Выпадет снег на рождество

Каждый день мы принимаем всерьез
Что придумал для нас загадочный автор
Он, наверное, смеется до слез
И все же дает надежду на завтра

Припев (х3):
Пусть свет фонарей, как звездный свет
В сердце твоем оставит след
Из пустоты, как волшебство
Выпадет снег на рождество

Это «День рожденья Дэрека».  Еще одно попадание в настроение.
Не знаю откуда выскочила ассоциация, но так остро под эту музыку увиделось ДР Дэра, что даже перечитать потянуло. Пока перечитывала – слезы в глазах стояли. Такое щемящее чувство. Такое ощущение семьи.
То, что я тогда записала в блокнотик по «горячим следам»:
1. Только сейчас до меня дошло, что у них совершеннолетие действительно с двадцати одного. Как-то совсем забываешь о таких мелочах, глядя на их жизнь.
2. Описание концепт-кара, особенно в режиме консервации, напомнило бэт-мобиль. xD
3. До меня вдруг дошло, что Шон, не пустив Дэра в пургу гонять на супер-тачке, сделал примерно то же самое, что Смит для Вебстера незадолго до этого.
Для меня в этот раз вся история сконцентрировалась в следующей фразе:
«Он не понял, и Дэрек ему не сказал, что благодарил он вовсе не за подарок. Он его еще не осознал.
Парень сказал спасибо за то короткое «не отпущу».
За нечто более ценное, чем любая машина, даже такая.
За заботу о нем». («День рожденья Дэрека»)


7. Би-2 – Держаться за воздух
http://www.youtube.com/watch?v=_KEFBk0ZpsM
http://www.youtube.com/watch?v=BwRDFL9UaW4 (интересный видеоряд)
 
В окнах гаснет свет
Как-будто навсегда
Уходит из под ног
Чужая планета
Полцарства за билет
Оплачено сполна
Из тысячи дорог
Я выбираю эту

Припев

Мой зеркальный враг
Мне верен до конца
И на ветру дрожат
Воздушные своды
Как трудно сделать шаг
Еще сложнее два
Дорога наугад
Я выбрал свободу

Припев
Припев:
Держаться за воздух
За острые звезды
Огромного неба
Коснуться рукой

Держаться за воздух
За острые звезды
И там над землей
Дышать им с тобой
 
Шон и Рэм. Я ничем не могу это объяснить. Просто когда слушала песню, возникло ощущение, от которого я так и не смогла избавиться.


8. Кипелов - Власть Огня
http://www.youtube.com/watch?v=rEpMwPvXXug
 
Черней вороньего крыла,
В оковах Силы, разбудившей тьму,
Лежит распятая Земля,
С мольбой взирая в пустоту.

Земля и стонет, и дрожит,
Вокруг - смятенье, боль рождает злость,
Тебе еще нет двадцати
И быть в Аду не довелось…

Припев:
Власть огня!
Багровый отблеск как знаменье.
Власть огня
Живых и мертвых сочтет.
Власть огня –
Здесь брода нет,
Но есть последний
твой удар,
Все остальное – не в счет!

Огонь покорным быть устал,
Устал смирять свой гордый нрав и дух,
Жестоким зверем он восстал,
Презревшим милость наших рук.

«В нору забейся, жди конца!
Пусть рядом глотки рвут Добро и Зло», -
Твердит тебе второе «Я»,
Скрывая Истины лицо.

Война без правил, без границ,
В одном потоке жарком кровь и пот,
Хохочет Смерть, сыграв на бис
Каприз, где судьбы вместо нот.

Пощады нет в ее глазах,
Ты смотришь в них и не отводишь взгляд,
Сгорает твой животный страх,
Шипя и корчась на углях.
 

Шон до Роя и бои без правил. По-моему, песня вполне подходит ситуации, где кровь льется рекой, а главная задача – убить кого-нибудь как можно зрелищней. Также мне здесь видится внутренняя борьба Шона и Демона, и если Демон выходит из-под контроля и берет верх – наступает Ад для всех, кто рядом.


9. Ария – Бои без правил
http://www.youtube.com/watch?v=3ptIo7hUyCI
Услышав через несколько минут после предыдущей не смогла удержаться, чтобы не добавить в контексте. Просто атмосферно-настроенческая декорация. Возможно, Дэрек на ринге после того случая с чужими девушками. Ну и, наверное, один из основных принципов выживания по ту сторону закона: «Или ты или тебя».


10.   Кипелов – Еще повоюем
http://www.youtube.com/watch?v=h56Yv_PWlqg
 
Ты вычеркнут всеми из списка живых,
Но молва в этот раз поспешила,
Ты взял передышку, и тут же свой штык
Она в твою спину вонзила.
Растерзанный болью прижался к земле,
Чтоб вымолить новые силы
Земля не откажет, поможет тебе -
Поможет! Ведь раньше так было.

Рано звонить в колокола - небо тревожить впустую,
Если ты можешь - встань и иди,
Ведь жизнь не подарят другую!

Последнее дело о прошлом вздыхать -
Туда заколочены двери,

И встречным, как прежде, ты смотришь в глаза,
Но в их покаянье не веришь.
Ты должен доказывать право на жизнь,
Реальность хватая за горло,
Твой нерв оголённый струною звенит,
Вторя волнам тяжёлых аккордов.

Пусть снова возносят и вновь предают,
Молитвы с проклятьем мешая,
Они этим дышат и этим живут,
В жестокие игры играя.
«Ещё повоюем!» - ты скажешь себе,
Гоня прочь минутную слабость
И смерть занесёт тебя в списки для тех,
С кем спорить до срока не надо.
 

А это Дэрек, эм... «ранний» Дэрек, который упрямо когтями и клыками себе право на жизнь выгрызал и категорически не хотел сдаваться и подыхать. Поднимался снова и снова, иногда на чистом упрямстве или из противоречия, и продолжал идти, плестись, ползти, двигаться вперед любым способом, нередко едва живой, но отказывающийся признавать поражение. Люблю в нём эту стойкость.


11. Би-2 – Серебро
http://www.youtube.com/watch?v=3Ehoxfo4cjQ
 
«Я не вернусь» –       
Так говорил когда-то и туман,
Глотал мои слова
И превращал их в воду.

Я всё отдам
За продолжение пути,
Оставлю позади
Cвою беспечную свободу.

Не потерять бы в серебре
Её  одну заветную

Не по себе
От этой тихой и чужой зимы,
С которой я на ты,
Нам не стерпеть друг друга.
 
И до войны
Мне не добраться никогда,
Моя безумная звезда
Ведет меня по кругу.

Не потерять бы в серебре
Её одну заветную

А в облаках
Застыл луны неверный свет,
И в нем перемешались города и я
Зову её несмело.

Не потерять бы в серебре
Её одну заветную
 

Долго думала, писать ли эту песню, решила нет, но всё же передумала и добавила. Я не знаю как, я не знаю почему, я не знаю, откуда, но это Дэрек. Пару раз мелькнуло смутно, что Рамирес после Alone, но первой и главной мыслью был Дэрек.
А серебром представляются глаза Шона, хотя обычно они у меня ассоциируются со ртутью.


12. Кипелов – Реки времен
http://www.youtube.com/watch?v=enHZxK8uj3M&ob=av2n 
Вечность смотрит в глаза
Тянет вниз, не дает вздохнуть…
Неужели все зря?
Но как долог был этот путь.
Возвращаться нет сил,
И нет силы сдержать свой крик

Припев:
Реки времен -
Отраженье миров,
Реки времен -
В них шагнуть ты готов,
Чтобы там
Вновь увидеть себя
И разгадать
Что хотела судьба

Пленник собственных слов,
Ты позвал за собой других,
Молча в жертву принес
Все, что в сердце своем хранил.
Жаждой славы гоним
Поздно понял, что ты – один.

Припев

Бремя прошлых побед
Душит, словно тугая нить…
Смысла жить дальше нет,
Если знать, как устроен мир.
Ослепленный мечтой -
Ты застыл на краю Земли!
 

Смутно уловимое ощущение путешествия между измерениями и чего-то еще. Шон, тянущий на себе всё; Шэнн, обычный ни о чем не подозревающий парень; Сэт, лишенный тормозов и оставшийся одиночкой.
Махнуть в параллельную реальность, посмотреть, как могло бы быть, понять, что не так, о чём-то пожалеть, чему-то порадоваться. «Чтобы там вновь увидеть себя и разгадать, что хотела судьба от тебя…»


13. Кипелов – Гламурная птица
http://www.youtube.com/watch?v=uB3TFuccStM&ob=av2e
 
Холодный блеск кривых зеркал
В твоих глазах находит отраженье,
Привычный мир нелепым стал,
Открылась дверь в другое измеренье.
Вчерашний день тобой забыт,
Ты в нём была лишь только чьей-то тенью,
Ликует плоть, огнём горит,
Взлетая вверх по бархатным ступеням.
Свет далёких звёзд роняет ночь к твоим ногам,
Так легко поверить в «сказку» – глянцевый дурман.

Пр.
Лети!
Стирает время
Звуки, имена и лица.
Лети!
Ещё мгновенье…
Но оно не повторится,
Гламурная птица.

Богиней быть хотя бы час
Парить над всеми, наслаждаясь властью,
Случилось всё на этот раз -
Тебе доступны тайны высшей касты.

Восторг и лесть, хвалебный звон
Пьянят тебя, и ты на всё готова,
Во всём расчёт и свой резон,
Любовь и смерть здесь превращают в шоу.

Свет далёких звёзд роняет ночь к ногам твоим,
Ты - икона стиля для восторженной толпы.

Холодный блеск кривых зеркал
В твоих глазах оставил отраженье,
Неверный жест – судьбы оскал,
Уносит прочь тебя река забвенья.

Разрушит храм твоя же тень –
Другая дива, твой двойник тщеславный,
Теперь она поёт толпе о том,
Что с небом говорит на равных.
 


«Сказка» для Сибил, особенно первая половина песни. Вот вроде тоже и текст не совсем о том, и общее настроение, а сравнение в голове стойкое. У них была всего ночь, волшебная, сказочная, нереальная. Всего мгновение, чтобы почувствовать вкус другой жизни. 
Пока искала, наткнулась случайно на первоначальный текст песни, забракованный Кипеловым. По-моему, идеально вписывалось бы в Рэд-Стрит, будь она не за гранью, а где-нибудь в районе поэлитнее:

 
В твоих глазах не пустота,
В них отрешенность от обычной жизни,
Тебя морочат красота
И бесконечность глянцевых капризов.
Вчерашний день тобой убит,
Как старый надоедливый любовник,
Грядущий день не отомстит –
Он для тебя невнятен и условен.

Лишь «сегодня» существует на твоем пути,
Никогда не станешь старше двадцати пяти.

Давным-давно маг-чародей
Шутя придумал это заклинанье,
И сотня птиц и сто мышей!!!
Вдруг превратились в дивные созданья.
Блеск пухлых губ – ваш тайный знак,
Пароль для входа в царство развлечений,
Откуда деньги гонят страх –
Страх неудач, обвала и крушенья.

Рай роскошных декораций принимаешь ты,
Никогда не станешь старше двадцати пяти.
В запасе есть десяток слов,
А тело вылеплено так умело,
Что до сих пор тебе везло –
Всегда давали все, что ты хотела.
За танец твой, за секс втроем,
За откровенность о любви кумира,
И ты живешь так день за днем
В гармонии с блестящим мертвым миром.

Но не смей о смерти слово здесь произнести!
Никогда не станешь старше двадцати пяти.
 
 
_________________________________________________
_________________________________________________

Немного психологии и социологии



Этот раздел появился в один вечер, когда меня случайно занесло на сайт с подборкой описаний самых известных психологических экспериментов. А занесло меня туда, пока я искала интернет-версию статьи о природе власти, которую хотела тебе показать. С неё я и начну.
Затем будут статьи об экспериментах, исследующих готовность помогать, враждебность и подчинение авторитетам. И наконец я поразглагольствую о социальной роли Хоста.
Для каждого случая я буду приводить ссылку на полный текст и краткие выдержки из статьи, передающие суть.


__________________________
1. «Гримасы власти. Нами правят упыри»
__________________________
Журнал «Наша психология»  №2 (47)//февраль 2011
http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/713 /
Журналист Алексей Ковалев в своем блоге «Коварный Альбионъ» размышляет о природе власти.
Мне понравилась эта статья, ее суть сводится к тому, что власть портит людей. Сразу захотела показать ее тебе, здесь достаточно интересных фактов, комментарии появились гораздо позже.
В твоём цикле много людей, так или иначе облеченных властью. Меня всегда радовало, что большинство из них вызывают уважение. А уж о характеристике Шона как лидера я говорила, пожалуй, больше, чем о чём бы то ни было, связанном с циклом, по отдельности или вместе взятом.
Есть три основных персонажа, на чьем примере я хотела бы рассмотреть статью: Шон, Сэт и Барт – и еще несколько, подошедших к случаю. Рамиреса не беру, во-первых, там власть несколько иная, во-вторых, для него это необходимость, а не потребность.

1. ВЛАСТЬ И ЭГОЦЕНТРИЗМ СВЯЗАНЫ

«Исследование, проведенное психологами из нескольких американских университетов, показало, что в ситуации безвластия руководство коллективом на себя берут те, кто обладает большим самомнением. Если человек уверен в себе, то он не сомневается и в своей способности руководить другими людьми. Эта самоуверенность привлекает к себе остальных, более внушаемых членов группы.
Нарциссы действительно способны эффективно руководить — но только в течение весьма короткого промежутка времени. Им удается убедить остальных в том, что у них есть ответы на все вопросы, но для того, чтобы отстаивать интересы группы в долгосрочной перспективе, они слишком эгоистичны и озабочены собственным благополучием».

С первой частью цитаты в принципе трудно не согласиться, и это идеально ложится на Шона. У него достаточно навыков, и он полностью в себе уверен, а если и нет, не позволяет другим это почувствовать. Его невозмутимость и уверенность в себе отмечаются где-то на уровне подсознания и придают остальным уверенности в благополучном исходе. Да одно его появление придает спокойствия, сколько раз такое в цикле было. А если прибавить сюда умение убеждать и бешеную энергетику, они ведь за ним пойдут куда угодно, когда он такой, как, например, в «Порознь и вместе».
Та же непробиваемая самоуверенность заставляет подчиняться в ситуациях, когда его власть формально не очевидна. Взять хотя бы Армию и еще пару-тройку случаев «на стороне».
Вторая половина цитаты, по-моему, подходит Барту. Убедить своих уйти из Хоста и заставить поверить в золотые горы он смог, а вот обеспечить их – нет. Да и в Хосте он с этим не на ура справлялся. Сколько раз его парни попадали в неприятности или гибли из-за неспособности Барта смерить свой нрав и признать ошибку или прислушаться к чужому совету. Нет, мы же лучше всех знаем, нам же надо быть первыми, остальные же мусор под ногами! Сколько людей зазря полегли из-за его мерзкой душонки и непомерного эго.

2. НАЧАЛЬНИКИ ГОРАЗДО ЧАЩЕ ЛГУТ

«Представители группы «подчиненных» продемонстрировали все ожидаемые эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки обмана. В свою очередь, «начальники» говорили неправду совершенно бесстрастно, не проявляя никакого эмоционального или психологического дискомфорта».
Даже эфемерная власть практически полностью истребила в них чувство вины за сказанную ложь!
Именно это и позволило им врать так умело. Дискомфорт, связанный с чувством вины, заставляет нас непроизвольно выдать себя: бегающие глаза, учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение. Однако чувство обладания властью полностью меняет ситуацию. Более того, ученые выяснили, что «начальники» получали физиологическое удовлетворение от лжи. Они решили, что сам факт обладания властью ставит их выше моральных норм, которым подчиняются «жалкие людишки».

Ну, ложь и обман в цикле в общем не слишком актуальны, а вот отсутствие чувства вины, пренебрежение нормами морали и возвышение над «жалкими людишками» весьма характерны для Барта и Сэта.
Первый мало того, что не чувствует себя виноватым в гибели людей, так еще и отказывается признавать ответственность за это. И я уж молчу о том, что он вытворял потом с Дэреком. Хотя, по поводу ребят там, по-моему, разок-другой промелькнуло где-то что-то человеческое. Читала всего раз или два, давно, помню плохо. С тех пор мутило от одной только мысли о возвращении к истории Барта. Но в последнее время чувствую, появляется потребность перечитать.
Сэт же и вовсе людей за пушечное мясо держит. Мне вот интересно, что держит людей рядом с ним. Есть кое-какие мысли, но надеюсь, после второго Ласта пищи для размышлений будет больше.

3. ВЛАСТЬ И ЛИЦЕМЕРИЕ — РОДСТВЕННИКИ

««Начальники» чаще сознательно нарушали правила, но они же осудили нарушителей гораздо строже, чем «подчиненные».
Ламмерс выяснил, что чувство обладания властью включает в голове человека невидимый рубильник с надписью: «Я начальник, мне все можно». Но вот что действительно странно: люди, которым в ходе эксперимента внушили, что они полностью бесправны, оказались гораздо более способны к самокритике, чем представители противоположной группы.
Теперь перенесем эту ситуацию на реальное общество: те, кто власти лишены, уверены, что они ее просто не заслуживают».

Начну с конца. Забитый жизнью под давлением и авторитарным отцом лапочка Эрик Грант обладал катастрофически низкими самооценкой и самоуважением, был из-за этого никому не нужен, что еще больше срезало указанные характеристики, а следом за ними и интерес окружающих. Замкнутый круг. Немного внимания и уверенности в себе помогли сделать из парня нормального человека.
Про нарушение правил и разборки с другими нарушителями  в Хосте даже комментировать не буду. Примеров – тьма.

4. ОБЛАДАТЕЛИ ВЛАСТИ ПЕРЕОЦЕНИВАЮТ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ

«Мы знаем, что крупные руководители легко идут на риск: уверенность, что ты сможешь подчинить обстоятельства своей воле, — неотъемлемая часть успеха в любой области. Однако выяснилось, что причинно-следственная связь здесь ровно противоположная: если человека наделить властью, то его самооценка потеряет всякую связь с реальностью.
[…]
Любая, даже самая ничтожная власть убеждает своего обладателя в том, что он принадлежит к некоей отдельной, высшей породе людей, нежели те, кто этой власти лишен».

Ну, начало про Шона. Этот парень действительно многое может, хорошо знает свои способности и не боится рисковать и идти  по-крупному.
Товарищей с непомерно завышенной самооценкой тоже в цикле хватает. Крис, не сумевший вовремя учуять опасность. Вэнн и Скин, решившие сдуру проучить чужаков, вторгшихся на «их» территорию. Не оставивший в моей памяти имени тупоголовый спортсмен-коллежбой, забивший хостовским стрелку на заброшенном поле. Этому, впрочем, под конец хватило духу попытаться вывести из под удара товарищей и принять на себя. Тот же Барт, в конце концов, вот уж кто себя капитально переоценил…


_________________________________
2. Когда мы помогаем другим
_________________________________


http://psychoexp.ru/pomosch/vliyanie-nastroeniya.html
http://psychoexp.ru/pomosch/lichnostnoe-vliyanie.html 
Ученые исследовали влияние на готовность помогать другим различных факторов: наличие свидетелей, свободного времени, чувства вины, самочувствия и личностных особенностей.


Свободное время и чувство вины

«Дарли (Darley) и Батсон (Batson) выделили еще один детерминант оказания помощи — давление времени.
[...]
Размышляя над результатами эксперимента, Дарли и Батсон отмечают: «Человек, который не спешит, может остановиться и предложить помощь другому. Спешащий, скорее всего, пойдет дальше».

Сэт, несомненно, обратил внимание на призыв Шона не упустить еще и Вентуру, однако предпочитает утверждать, что вмешался только потому, что шел мимо Джанк-Ярд никуда не спеша и имел достаточно свободного времени.
Если подумать, то у Шона в том районе тоже особых дел в этот момент не было. А Рамирес вообще со своими пьянствовал, когда Рой его «убивать» пришел. Впрочем, Канальский в этом деле имел личный интерес, как потом выяснилось. Да и сам Картер был в свободном полете, когда его позже Вентура подловил возле бара после «триумфально» простреленной печенки Дэлмора.
И когда в «Начале» копы загребли Роя, Шон просто сидел и скучающе смотрел в окно.

«Чтобы выяснить, какие последствия вызывает сознание вины, социальные психологи вынуждали людей совершать тот или иной грех. [...]
 Позднее участникам экспериментов, отягощенным сознанием вины, предлагались различные способы облегчения своей души. [...]
Результаты на удивление схожи: люди готовы на все, что угодно, лишь бы загладить вину и восстановить уважение к самому себе.
[...]
Наше страстное желание делать добро после совершения зла отражает как наше стремление уменьшить чувство собственной вины и восстановить представление о самих себе, так и наше стремление иметь положительную репутацию в обществе. Мы тем больше склонны искупать свою вину с помощью предупредительного поведения, чем больше другим известно о наших дурных поступках. Но даже тогда, когда мы виновны только перед самими собой, мы все равно стремимся облегчить сознание вины».

Шон при необходимости не избегает силовых методов, однако явно старается лишний раз не вспоминать о раннем этапе своего прошлого. Есть там вещи, о которых он, похоже, сожалеет. Никто не в силах изменить былое, но мне порой кажется, что некоторые его поступки выглядят как попытка загладить вину. Словно он решил для себя, каким хочет быть, и теперь старается соответствовать.
Можно сказать, что и остальные в некотором роде чувствуют себя обязанными Шону, помогая другим пытаются косвенно вернуть долг ему. По-моему, у Дэрека с кем-то в одной из историй был даже разговор на эту тему.

____________________________________________________
3. Эксперимент Музафера Шерифа (враждебность)
____________________________________________________

«Одно из них [классических исследований Шерифа], ныне вошедшее во все учебники социальной психологии, относится к 1954 г. и посвящено теме враждебности. Он решил смоделировать меж-групповой конфликт в условиях летнего лагеря для школьников. (...)
В летнем лагере незнакомые друг с другом мальчики-подростки были разделены на два отряда: «Гремучие змеи» и «Орлы». (...)
Вполне поначалу благопристойное соревнование постепенно переросло в полномасштабный конфликт, породив глубокую взаимную неприязнь и предубеждение против соперников. (...)
Вскоре между ребятами началась настоящая вражда. (...)
 Музафер Шериф начал создавать проблемные ситуации, которые можно было решить только объединенными силами двух команд.
Когда перед обеими группами были поставлены общие достаточно серьезные цели, произошли разительные перемены. (...)
По мнению Шерифа, снижению напряженности между любыми группами должно способствовать информирование о противостоящей стороне в позитивном свете, поощрение неформальных, «человеческих» контактов между членами конфликтующих групп, конструктивные переговоры лидеров. Однако ни одно из этих условий не может быть эффективно само по себе. Позитивная информация о «враге» чаще всего не принимается во внимание, неформальные контакты легко оборачиваются тем же
конфликтом, а взаимная уступчивость лидеров расценивается их сторонниками как проявление слабости. Самое главное — и это убедительно продемонстрировал еще эксперимент в летнем лагере — это обретение общих целей, в стремлении к которым забывается противоборство».

Не знаю, знакома ли ты с экспериментом, но у меня аж челюсть упала, когда я это увидела. Ну один-в-один Неподконтрольная зона. Хотя, не секрет, конечно, что совместный труд «для моей пользы», как говорил кот Матроскин, объединяет.
Причем, в цикле есть материал как по «позитивому», так и по «негативному» проявлению рекомендаций Шерифа. В «Открой глаза» Вентуре контакты с Дэлмором свои же бросили как обвинение в слабости и прогиб под более сильного.
В то же время, Заводские прекрасно уживаются с Хостовскими, вместе с Канальскими они прекрасно работали на стройке бара и не менее успешно, забыв взаимные претензии, под началом Дэлмора слаженно отражали военный удар по Зоне.
Неформальные контакты неплохо обеспечиваются «У Дэна», а о взаимодействии на высшем уровне я вообще молчу. «Конструктивные переговоры» лидеров там конструктивные более чем))).

____________________________________________
4. Эксперимент Милгрэма (Повинуемость)
____________________________________________

Очень известный эксперимент, ты наверняка о нем слышала. Милгрэм пытался выяснить, насколько далеко люди готовы зайти в подчинении авторитетам, если это противоречит их убеждениям и вызывает страдания. Была разыграна ситуация «экспериментатор (исследователь) – учитель (испытуемый) – ученик (подсадной актер)».
Учитель задавал ученику вопросы и за неправильный ответ должен был бить током, каждый раз увеличивая разряд, начиная от 45 вольт и до 450. Большинство испытуемых, несмотря на разыгрываемые актером страдания, мольбы и собственные моральные терзания, дошли до конца под давлением авторитета экспериментатора, настаивавшего на продолжении.
Нам об этом эксперименте еще в школе рассказывали, но вот выводы в статье заставили  задуматься о Неподконтрольных. Формулировка там следующая:
«По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».
Теперь становится понятной способность правительства добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение».
Последняя фраза меня особенно зацепила. Ведь действительно, у них там весь Хост, львиная доля оставшейся Зоны и немалое количество людей со стороны по разным причинам безоговорочно принимают авторитет Шона. Кто-то его боится, кто-то опасается, кто-то уважает, кто-то на него надеется, кто-то верит в него, кто-то верит ему, рискуя головой, карьерой и чужими жизнями. Прелесть в том, что в отличие от эксперимента Милгрэма, давление его авторитета бывает и чисто позитивным. Только потому, что он когда-то не прошел мимо, Орландо и Дэрек друг друга в яме не сгноили,  Рой со Смитом не дали Эрнандо в Старом Комплексе подохнуть, а Рамирес не оставил Роя в кабале, Вэнн подался в политику, etc. Те самые круги на воде. Дэлмор меняет всех под себя чуть ли не вопреки их сознанию и далеко не всегда специально для этого усилия прикладывая.
Как и утверждал Рамиресу, Шон действительно одним приказом может поднять людей, и им в голову не придет возражать.
«Ни один из них ни на миг не задумывается, что можно этому помешать или хотя бы возразить. Дэлмор не переоценивает свою власть: он не просто контролирует Хост, он – и есть Хост». («Слияние»)
Шон под эту схему тоже попадает. Это сейчас он такой опытный, а до того, как научился свои поступки с разных сторон оценивать, также на Роя оглядывался, на мальчишку, который упорно отставать не хотел и добился-таки результата. Даже Сэт за Вентурой следил вполглаза, когда Дэлмор его внимание на парня обратил.

__________________________________
5. Социальные функции Хоста
__________________________________
http://immemoreal.com/index.html
Хочу поговорить о социальной роли Хоста, не раз эта тема всплывала за всё время знакомства с циклом.
Я тут пошарилась на одном сайте и пришла к выводу, что Хост можно в полной мере рассматривать как социальную организацию и социальный институт.

5.1. Социальная организация
«Во-первых, словом «организация» обозначают некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координация усилий отдельных членов группы. То, что часто обозначается термином «организовывание».
Руководитель организовывает процесс – он находит, расставляет по рабочим местам специалистов в соответствии с навыками знаниями с целью получения наибольшей отдачи от каждого.
Во-вторых, организация понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Говорят, что группа организована, значит внутри нее существую устойчивые социальные роли и правила взаимодействия между ними».

Хост с его юнитами, Монстрами и Координаторами и безусловным авторитетом Шона этим условиям вполне удовлетворяет.
Тип организации
В нем даже можно выделить определенный тип организации, даже несколько. В большей степени это, безусловно, харизматическая группа, которая в определенный момент стала переходить в формальную организацию. В то же время в ней можно найти черты добровольной ассоциации и признаки бюрократической.

«Сущность харизматической группы обусловлена изменчивостью ее организационной системы и зависимостью от лидера. В харизматической группе нет служебной иерархии. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока их лидеры обладают притягательной силой. Рано или поздно в ходе формирования определенных правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более устойчивой организации. Этот процесс проходит три стадии: 1) кристаллизация (когда группа осознает какую-то социальную проблему и вырабатывает способы ее решения);
2) признание (когда группа начинает взаимодействовать с другими аналогичными группами из внешней среды);
3) институционализация (когда группа начинает функционировать как формальная организация)[…]
Добровольным организациям свойственны три основные черты:
1.      цель деятельности – образованы для защиты интересов своих членов;
2.      членство в них является добровольным;
3.      не связаны ни с какими государственными или федеральными правительственными органами.»

По форме организации можно найти черты и бюрократической организации. И есть в этом некая ирония, если мы говорим о парнях, находящихся по ту сторону официальной системы и  ее законов, которые сбежали в поисках свободы.

«М. Вебер выделил семь основных черт идеального типа бюрократии:
1.      разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами (на одних машины, на других связь, на третьих вооружение, на четвертых продовольствие, на пятых периметр и патрули, на женщинах уборка и готовка etc.);
2.      порядок подчиненности, который представляет собой иерархию выше и ниже стоящих должностных лиц (см. выше); 
4.      официальная процедура подготовки должностных лиц (интеграция новичков и муштра под руководством Дэрека, ага=));
5.      штатные сотрудники;
6.      правила достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы;
7.      лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать определенным правилам (про Шона говорила + тот же Street Law, который мало кто игнорирует)».

"Элементы социальной организации:
1.Социальная структура – центральный элемент любой организации.
Нормативная структура организации:
1.1.            Ценности – критерии привлекательности и разумности выбора целей организации."

Ну, главная их ценность, пожалуй – свобода и независимость, несмотря на необходимость следовать некоторым правилам ради выживания.

"1.2.    Нормы – управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей."
 
Уже фигурировавший Street Law – основа взаимодействия всех без исключения, не только Хоста.

"1.3.       Статусы и роли определяют конкретный вклад каждого в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а так же регулируют взаимные ожидания участников, и их взаимный контроль."

No сomments =)

"2. Цели – ради их достижения и осуществляется вся деятельность подобного объединения людей. Не имеющая или утратившая цель организация не может существовать сколько-нибудь продолжительное время.
Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность члены организации для удовлетворения своих потребностей."

Цели вытекают из ценностей и потребностей. Среди последний основные – выживание, безопасность и более комфортные условия.

"3. Члены (участники) организации.
Совокупность индивидов должна обладать необходимым набором качеств и навыков. Этот набор позволяет занимать определенную позицию и играть определенную роль в деятельности организации."

И тут, по-моему, комментарии излишни. Я вспоминаю «Один из нас», где Дэрек Орсона изводил. Утрированный пример, но хорошо иллюстрирующий написанное.

"4. Технологии"
Средствами для реализации деятельности под завязку напичкан Хост, а данными о том, как ее лучше реализовывать – Дэлмор.

"5. Внешнее окружение.
Каждая организация существует в сложном социальном окружении, и она не может существовать без приспособления, адаптации к нему. Нет организаций полностью закрытых от влияния окружающих факторов. Чем сложнее организация, тем большим количеством связей с внешним миром она обладает".

Ближайшее соседи – Фэкори и Канал – раз. Амбициозные конкуренты – Гарлем, Юг etc. – два. Официальные власти – три. Неофициальные контакты – четыре.

"5.2. Социальный институт
«Социальный институт – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет  значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяющие  основным потребностям общества.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.
Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп:
• установки и образцы поведения
• утилитарные и культурные черты
• культурные символы
• кодекс устный и письменный
• идеология".

"Функции социальных институтов
«Явные функции социальных институтов. Если рассматривать  в самом общем виде деятельность любого социального института, та можно считать, что его основной функцией является удовлетворения социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует, однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. 
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.
Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 1} мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.  Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция – это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
(Я уже упоминала интеграцию и Дэрека, верно? =))
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.
Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества".

Последнее замечание весьма кстати. Хост, помимо того, что является в глазах официальных властей черным пятном и средоточением организованной преступности, выполняет целый ряд общественно полезных функций.
Во-первых, собственно организация этой самой преступности. Разори осиное гнездо, и всё это расползется по всей округе мелкими бандами, от которых народ взвоет еще хуже. Хостовские парни хорошо оснащены, обучены и идут на конкретные цели с конкретным планом. Чем лучше организация – тем меньше неожиданностей, тем адекватнее реакция, коли таковые случаются, и тем меньше случайных жертв.
Во-вторых, что меня радует больше всего, забота о детях. Их в Хосте достаточно, и вместо кучи шляющихся по улицам Нью-Йорка беспризорников, которые где-то хуже взрослых банд, имеем более-менее накормленных-напоенных-одетых-обутых изолированных малолеток, которым не дают делать глупости. А с определенного момента им стали обеспечивать также начальное образование и культурную программу. Плохо разве?
В-третьих, лично Шон выполняет роль экстренной службы спасения для весьма немалого списка в целом добропорядочных мирных граждан.
В четвертых, наличие в рамках Зоны условий для развлечения и выброса пара избавляет улицы города от наплыва толпы агрессивных вооруженных парней в поисках объекта для разрядки.
 
"Институализация
«Социальные институты появляются в обществе как крупные не планируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит! Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатываете система санкций.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1.               Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных, организованных действий.
2.            Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии.
3.            Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
4.            Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
5.            Практическое принятие  правил и процедур.
6.            Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.
7.            Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание и соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса".


Да здравствует Outlaw! А ведь парни всего лишь решили когда-то вместе банк грабануть.








Оглавление

Песни, напомнившие о цикле
1. Корни (Александр Асташенок) – Последний бой
2. Abney Park – Fight Or Flight
3. Linkin Park – In between
4. Linkin Park – By myself
5. Би-2 – Ты не один
6. Би-2 –Рождество
7. Би-2 – Держаться за воздух
8. Кипелов - Власть Огня
9. Ария – Бои без правил
10. Кипелов – Еще повоюем
11. Би-2 – Серебро
12. Кипелов – Реки времен
13. Кипелов – Гламурная птица
Немного психологии и социологии
1. «Гримасы власти. Нами правят упыри»
1. ВЛАСТЬ И ЭГОЦЕНТРИЗМ СВЯЗАНЫ
2. НАЧАЛЬНИКИ ГОРАЗДО ЧАЩЕ ЛГУТ
3. ВЛАСТЬ И ЛИЦЕМЕРИЕ — РОДСТВЕННИКИ
4. ОБЛАДАТЕЛИ ВЛАСТИ ПЕРЕОЦЕНИВАЮТ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ
2. Когда мы помогаем другим
Свободное время и чувство вины
3. Эксперимент Музафера Шерифа (враждебность)
4. Эксперимент Милгрэма (Повинуемость)
5. Социальные функции Хоста
5.1. Социальная организация
Тип организации
Элементы социальной организации:
5.2. Социальный институт
Функции социальных институтов
Институализация


Рецензии