Введение в Шахматную Логоритмику

Эссе о Целостном Восприятии Ребёнком

Это мы уверенно различаем поле, группы полей, конфигурацию полей, комплексы полей.
Рассматривая плоско организованные структуры мы выявляем поля явные, неявные, обозначенные, необозначенные. Определяемся в системах приоритетов: поле фиксации результата, поле вероятного перемещения, поле запрещенного перемещения.
Фигура может пересекать не занятые поля, а может не пересекать их.
Однако любая попытка начинать рассказ маленькому ребёнку об Игре с этих моментов в целом обречена на безусловный провал.
Ребёнок не воспринимает проско организованную структуру вне контекста данности, как таковой.
Улыбку сочувствия вызывают у меня «уроки» иных авторов, рисующие такие «понятия», как «диагональ», «вертикаль», «горизонталь».
Когда мне довелось однажды оказаться в Польше, я пытался спрашивать у прохожих «как пройти в» такой-то пункт. Мне обычно отвечали так:
«Просто!»
Только спустя сутки я наконец «дошёл» до осознания того факта, что по-польски «просто» означает «прямо»!
Оказывается всё это время мне честно отвечали «Прямо!» и это был исключительно точный и верный ответ. Но я его решительно не понимал и не принимал. «Понятно, что вам это просто – вы знаете куда идти! – А скажите мне именно направление, вместо того, чтобы давать качественное оценочное суждение» - размышлял я про себя, пребывая в полнейшем пространственно-лингвистическом тупике.
У ребёнка ситуация во много раз хуже той моей – в Польше.
Он еще не имеет вербального аппарата, обеспечивающего ему «понимания». И потому сказки о «вертикалях» и «диагоналях» ему решительно непонятны и абсолютно неинтересны.
А каким, извиняюсь, чудом объяснить ему запрет на пересечение битого поля во время рокировки или невозможность взятия на проходе связанной пешкой?
Ребёнок воспринимает мир целостно и невербально.
Вербализация возможна только в радиусе абсолютной доступности.
Поэтому мы предъявляем ребёнку целостную картинку-слово-действие.
Мы ставим на клеточки понятную фигурку-образ (например – фигурку малыша) и, перемещая её – фигурку-образ – с клетки на клетку, говорим:
«Тёп, тёп!» или «Топ-топ!».
(рисунок – иллюстрация)
И ребёнок воспринимает сразу и образ-фигуру и действие (перемещение) и слово «топ-топ».
Это – крошечный шажок в мышлении малыша, но делая его мы делаем с ним вместе огромный шаг в элиту человечества.

* Здесь необходимо указать на то, что мотивация у ребенка в детском саду не может быть имманентной, внутренне-присущей ему. Он совсем не горит желанием «научиться играть в шахматы». Он просто хочет играть!

Таким образом первая «игра» - это игра фигурками на расчерченной доске.
Сама процедура «расстановки» фигурок уже является интересной для малыша. Она будит в нём целые каскады чувств и эмоций.
Здесь очень важно ни в коем случае не обеднять палитру возможных «картин» и преобразований.
Дети очень любят расставлять фигурки на доске, формировать узоры и разнообразные «рисунки расстановок».
Чем больше арсенал маленьких фигурок, чем разнообразнее, тем лучше.
У нас в «Шахматной Шкатулке» активно используются:
Курочки
Уточки
Гуси
Индюки
Петушки
Лебеди
Цыплятки
Утятки
Яички
Кошечки
Пантеры
Тигры
Ягуары
Барсы
Львы
Рыси
Волки
Собачки
Медведи
Овечки
Козочки
Коровки
Слоники
Лошадки
Зебры
Бегемотики
Носороги
Глухари
Орлы
Пингвинчики
Пеликаны
Зубры
Динозаврики
Роботы
Человечки
Феи
Солдатики
Космонавты
Абстрактные фигуры
Машинки
Паравозики
Самолетики
Вертолетики
Бочонки
Кубики
Доминошки
Фишки
Шашки
Цветочки
Камушки
Танки
Пушки
Кораблики
Шахматы
Активно используются самоцветы
Кроме того сами дети охотно играют в «гигантские шахматы», и в «живые шахматы» особенно во время занятий на улице, а также в костюмированные игры (танцы, в лисичек и курочек, в королей и королев, в волка)
Первый (базовый) принцип обучения – целостное представлением игры в расстановки на расчерченной (структурированной) плоскости – поверхности, где соединяются образ-фигура – набор клеток и перемещение вербализуемое словами-метками.
В дальнейшем развитии этих стартовых микроигр возникают логики перемещений и перемещения в определенных ритмах, как правило – под музыкальное сопровождение. Так формируется шахматная лого-ритмика.
* Логос – Слово, лого-ритмика – словоритмика. Каждая логическая формула занятия произносится на распев. Сопровождая движение фигурок по доске.

Базисный набор понятий, которые предстоит усвоить малышам –
- фигура;
- поле;
- ход.
Целостное восприятие возникает тогда, когда ребёнок встречается в одном акте демонстрации со словом, сопровождающем ход, то есть перемещение фигуры с поля на поле.

Так при демонстрации первой и второй базисных схем развития в дебюте за белых каждый из четырех ходов белых сопровождается своим собственным словом:
1.Пешка!
2.Конь!
3.Слон!
4.Рокировка!
Всё это выполняется в чётком ритме, отточенными подчеркнутыми движениями.

ПЕ-ШКА КОНЬ СЛОН РО-КИ-РОВ-КА

Внутренняя музыка этого стиха строится на чистых аллитерациях:
КА-КА, ОН-ОН, РО-РО
Интересна и внутренняя игра сильных гласных в слогах с К:
КА-КО-КИ-КА
Наконец изящно «играет» («по Амонашвили»!)
Е-А-О, О-О, О-И-А
Порядок проговаривания гласных для первоклассников мы с ним обсуждали на одной из защит в Тюмени, где академик состоял в диссертационном Совете у – если мне не изменяет память - академика В.Загвязинского.

Само по себе Слово уже несёт в себе набор созвучных ему ритмов, но именно конструктор логических формул занятия доводит каждую логическую формулу занятия до ритмического совершенства.


Рецензии