Светлая красота Игры

Микросюжеты. Микросказки. Микродеятельности.
Микродеятельностный режим.

Ребёнок не может и не хочет долго концентрироваться на одном-единственном занятии. Пятнадцать минут – это громадный срок! Это – фантастически много! За это чудовищно долгое время ребенок способен сменить до десятка разнообразных занятий. Занятий различных по качеству, по прилагаемым усилиям и по эмоциональной насыщенности.
Рассмотрим примерную структуру одного нашего занятия в ДС№10 «Снежинка»

Общая структура занятия:
Открывающий оргмомент 1 минута
Первый Блок - 6-8 минут (Зрелища)
Второй Блок  - 7-8 минут (Самодвижение)
Третий Блок – 6-8 минут (Минитехнопарк)
Завершающий оргмомент – 1 минута
Итого 18-24 минуты одно занятие

Рассмотрим Первый блок.
Начинаем с видеоматериалов.

Видеоурок «Ладья» в «Динозавриках» - 2 минуты – максимум.
Видеоряд «Малыш играет сам с собой дома вечером один» эпизод из художественного кинофильма «Жертвуя пешкой» - 1 минута максимум.
Видеоряд – игра гроссмейстера блиц (фрагмент блиц-партии Билла Гейтса против чемпиона мира Магнуса Карлсена) – 2 минуты – максимум.
Видеоряд – шахматные картины Галины Сатониной – 30 секунд максимум
Видеоряд – шахматные костюмы у детей (подборка фото из интернета) – 30 секунд
Шахматный балет-сказка группы «Ботафого» (Венгрия) – фрагмент 2-3 минуты
Складываем: восемь минут максимум. Пять смен!


Рассмотрим Второй Блок

Игра за столиками фигурками (самостоятельно или с партнерами) – 2-3 минуты
Игра с шахматными часами (парами) – 1 минута
Игра «новым предметом» - глобус, телескоп, микроскоп, кубик рубика – 1 минута
Активные упражнения у демонстрационной магнитной доски – 1 минута
Активные упражнения на гигантской доске на полу
- Расстановка больших фигур – 1-2 минуты
- Движение больших фигур – 1-2 минуты
- Изображение движения определенных фигур – 1-2 минуты
- Танцы и «догонялки – 1-2 минуты
Итого по Второму блоку – 7-8 минут (не все элементы ежедневно)

Рассмотрим Третий Блок.

МикроСказка - МикроИгра на демонстрационной доске – 1-2 минуты
Выступление у демонстрационной доски или столика (Зачет) – по 1 минуте на ученика. Выступивший убывает в минитехнопарк
Самостоятельная игра в минитехнопарке на компьютере – 3-4 минуты, при этом дети перемещаются от машины к машине, меняются, играют парами и трио.
Итого по Третьему блоку – 6-8 минут (выступления раз в 2 недели)

Таким образом основа учебного процесса – микродеятельность.
Её признаки:
1.Цельность.
2.Осмысленность – достижимость результата
3.Законченность.
4.Самооценочная значимость (успешность!)
5.Мотивированность (цель микроигры – результат)
6.Кратковременность
7.Образность
8.Ритмичность
9.Мелодичность
10.Музыкальность
11.Яркость
12.Эмоциональность
13.Вербальность
14.Позитивность
15.Красота
16.Светлость

По существу мы проводим ребенка через цепочку микросказок, микрособытий воздействуя на его чувства и ощущения цвета, звука, ритма, темпа, эмоциональной окрашенности, приправленную добрым мягким юмором, неожиданностью ярких образов, их доступностью и возвышенностью.
Лейтмотив любого действия: красота спасет нас.
Мы учим ребенка красиво двигаться, красиво ходить, красиво говорить, красиво молчать, красиво совершать правильные действия.

Ребенок вместе с нами то приближается к шахматной доске, то отдаляется от неё, то вновь приближается к ней, входит в неё, становится сам живой играющей на доске фигуркой. Он видит как красиво играют другие люди на планете Земля. И он приобщается к этой бесконечно разнообразной великой разноцветной сложноустроенной реальности.
В этом идейно-событийном ряду он встречает много переплетений сказочных сюжетов и реальных включений и включенностей.
Перед ним развёртываются грандиозные картины самых разнообразных событий и они наполняют его душу светом прекрасного, удивительного, неповторимого мира. Мира его собственных Игр.


Рецензии