Охота янгутских бурят в конце 60-х годов ХХ века

              ОХОТА ЯНГУТСКИХ БУРЯТ В КОНЦЕ ШЕСТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

     Зять Виктор был тогда двадцатилетним парнем, лёгким на подъём и быстрым на ноги. За эти качества деревенские мужики охотно брали парня на охоту.
     В тот раз собралась компания из четырёх человек, каждый на своей лошади. Зачинщиком был Игорь, мужик лет под тридцать, у которого было отменное оружие для охоты на любой случай. А всё потому, что его отец раньше служил в органах.

     Присоединился и Мандрий, известный в наших краях силач, чемпион по национальной и вольной борьбе на уровне России, огромный шарообразный мужик с длиннющими, как у гориллы ручищами, лет тридцати пяти. Острым умом и красноречием он не отличался, но был при этом знатный ходок. От него восторженно стонали все бабы в округе – ааа….х, Мандрий!!!

     Ещё он мастерски управлялся со скотиной и лошадьми. Как-то вздумалось ему подсечь коня за заднюю ногу; он схватился, дёрнул на себя. Но коняга тоже был не промах и лягнул нахала в голову так, что глаз выпал и повис на жиле. Мандрий резко выхватил свой охотничий нож из ножен и отсёк повисший на «верёвочке» глаз. Так вот, никакие недостатки его внешности и интеллекта не препятствовали его бешеной популярности у женского пола.

     Вопреки идеологическим установкам партии и правительства, секс в сибирской глубинке существовал всегда и в разнообразных формах. Как говорила моя кума, старший геофизик партии, уроженка Канского района Красноярского края: «Ой, девки, я выросла в такой бл@дской деревне …», и далее шли примеры из жизни тамошних мужиков, весьма смущавшие геологических девиц со студенческой скамьи.

     Четвёртым был дядька Гавриил, мужик далеко за пятьдесят лет. Он русский, усыновлённый бурятской семьёй в раннем детстве, стал знатоком традиций и обычаев бурятской охоты в янгутских краях. Здесь не имели понятия о приютах и детских домах, всех детей выращивали вне зависимости от национальной принадлежности как своих. Деревня не позволяла никому сгинуть.

     Охотники в этот раз собирались добыть лося, а после этого добраться до речки Илги, где водилось много медведей и попытать там удачу – добыть зверя. Добрались до лосиного берега, соблюдая все приметы, на которые указывал дядька Гавриил, добыли огромного лося без особых проблем. Теперь надо было его сохранить, чтобы добираться до Илги в медвежьи места.

     Тут Игорь взялся командовать мужиками, будто хозяин: «Гаврила и Витька, идите за бочкой, она лежит в двух километрах выше возле берега; вымойте её и тащите сюда!». Ну конечно пошли без споров. Добрались, нашли, вымыли огромную бочку, но тащить её невозможно через лес. Решили пустить посуду по реке и побежали по берегу за ней. Поймали на отмели под стоянкой, снова обмыли и оставили на берегу.

     Витя недоумевал, почему взрослые мужики безропотно выполняют приказы Игоря, он же не старший!? А дед Гаврила приблизившись, почти шепотом объяснил ситуацию так: «Ещё подростком он расправился со своим дедом и бабкой – застрелил в психе. Так что ему стоит пристрелить меня в глухой тайге, где никто и искать не станет!».

     Дело сделано – тара на месте. Этой бочкой пользуются все местные охотники из года в год – общественная собственность. Взялись все вместе и загрузили добычу в бочку, которую снова поместили в воду холодной горной реки. И Гаврила тут решил отомстить за наглость обидчику: «Вот мы поставили бочку с мясом в воду, теперь сюда обязательно придёт медведь, имейте в виду!». Мужики подняли его на смех, мол, до медвежьих мест ещё так далеко, как он узнает.
 
     Собрались готовить еду, подкрепиться перед походом – дорога дальняя. Тут Гаврила кричит: «Медведь, медведь!». Никто и не повернулся, думали – старик издевается. Но рёв зверя мгновенно развеял их сомнения. Здоровенный медведище уже возился возле бочки в реке и орал благим матом.
     Вот тут и сработала спортивная реакция взрывного борца Мандрия, который рванул ружьё и мигом застрелил зверюгу, пока другие и сообразить ничего не успели от страха. Потом все хохотали, отходя от испуга. Всё так удачно получилось, нет необходимости кочевать на Илгу!

     Освежевали тушу, а Гаврила и говорит перед дележом: «Надо найти в тайге подходящий пень и поставить голову зверя на пне мордой на восток, чтобы дух простил нас за убийство медведя». Больше никто и не вздумал перечить старику, всё сделали путём. Витя спросил тихонько у деда Гаврилы, кто же заберет шкуру? Лапы, жёлчь и шкура и тогда была в цене. Особенно охотно их брали шаманы как ритуальные предметы и на специальную шубу шамана, которая надевалась для совершения обряда камлания.

     Погрузили мясо на лошадей и двинулись пешком в обратный путь, лошадкам было очень тяжело от веса добычи.
     Потом Виктор узнал от деда Гаврилы, что шкура и остальные медвежьи прибамбасы были проданы за триста шестьдесят рублей; по тем временам большие деньги – зарплаты были даже в городе до сотни. А поделили их между собой Игорь и Мандрий, ведь ружьё было первого, а стрелял и убил второй.
     Ну да ладно, хоть мясо поделили поровну, есть запас на зиму – успокоили себя дед Гаврила и Виктор.

                Моголюты – Иркутск, август 2016 года.


Рецензии
В конце:"ПотоМ Виктор узнал"..м - опечатка...
Написано интересно...

Виталий Нейман   18.04.2020 05:49     Заявить о нарушении
Благодарю, исправила!

Надежда Елаева   19.04.2020 03:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.