Не учебник не шахматной не игры

34 поурочных плана «Шахматного Всеобуча»
Как дополнение к Концепции
«Шахматной Логоритмики на базе Шахматной Шкатулки»

Примечание: есть нечто истинно мистическое в том, что число учебных недель у нас равно 34-ём в год. 34 – константа магического квадрата четвёртого порядка. То есть в квадрате 4х4 расставляя числа от 1 до 16 так, чтобы суммы были одинаковы в каждом столбце, каждой большой диагонали и каждой вертикали (кажется ничего не забыл?) мы получаем в сумме именно 34!!! Обычно это такие суммы как 16+18, 13+21, 11+23…
Впрочем этой теме посвящены моя специальная работа «Чатуранга» и моё специальное исследование числа магических квадратов четвёртого порядка.
Всё совсем не так просто, как кажется «непосвящённым».

Первое занятие

Наверное каждый педагог волнуется, когда идет на свое первое занятие в новом учебном заведении с первой неизвестной еще группой учеников.
Конечно это очень просто: сесть и написать на обложке тоненькой тетрадки: «План урока №1».
А что далее?
Хорошая идея – написать тему просто, ясно, логично: «Ладья».
Почему именно ладья?
Почему не пешка?
Почему не слон?
Почему не король?
Не ферзь, потому что ферзь – это уже очень сложно.
Не конь, потому что уж больно мудреная фигура.
Пешка?
А что ею делать? Пешкой?
Слон?
Придется рассказывать про диагонали.
Король?
Медленно!
Слишком медленно и очень сердито!
Ладья!
Ходит просто!
Прямо!
По-польски «просто» и есть «прямо»!!!
Ладья!
Откроем программу «Динозаврики учат шахматам».
Там нажимаем на слово «Учиться» и сразу появляется список уроков.
И после вводного занятия на первом месте идёт именно ладья!
Значит мы правы?
Но у меня сегодня нет настроения халтурить.
Халтурить, то есть изображать активность.
Шлепать слова и целые абзацы не думая, не напрягаясь.
Я уже провел тридцать шесть одинаковых уроков подряд на тему «Ладья».
К первому такому «уроку» у меня был заготовлен превосходный, как мне тогда казалось, План. Это после уже я услышал у Виктора Цоя:
«У тебя есть хороший жизненный план?
Я знал многих, погибших на этом пути!»
А тогда, начиная преподавать шахматы девочкам из школы номер шесть, я имел чудесный – на мой непросвещённый антипедагогический взгляд – план.
И тема у того урока была именно такая: «Ладья»!
Я встретил девчонок первого «в» класса, посадил их на стульчики в моём новеньком учебном кабинетике, извлёк из кармана роскошную магнитную ладью, прилепил её к шикарной демонстрационной магнитной доске, еще не остывшей от заводской упаковки и радостно произнёс: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с ладьёй!»
Ничего более идиотского и придумать-то было нельзя!
Девочек привели на обязательный урок шахмат.
Перед ними стоял толстый лоснящийся от жира дяденька с усиками и дырочкой вместо зуба посередине искривленного рта. И этот дяденька с дикими глазами нёс несусветную чушь!
«Сегодня мы познакомимся с ладьёй!»
Первый «в» класс второго сентября еще не остыл от вчерашнего** праздника Первого Сентября! Девочки еще вовсю хрустели новенькими тетрадками, шуршали новенькими закладками, шелестели новенькими бантиками.
Они еще толком не знали ни своей классной учительницы, ни школы, в общем НИ-ЧЕ-ГО. И вот в это великолепие бантиков, косичек, портфелей, шариковых ручек, обложек, фартучков и манишек одутловатый лоснящийся от жиров дяденька бухнул первое незнакомое Слово.
«Вначале было Слово.» И слово было убого!
Понеслась первая неделя.
Иван Васильевич Звягин мужчина был сурьёзный.
Я был принят на работу именно педагогом, именно преподавателем, именно шахмат!
Учебные группы шли по расписанию, как часы.
Третий «а» сменил шестой «г», за ним последовали второй «б» и четвертый «д». Шесть групп в параллели, шесть параллелей – исключительно девочки – мальчики занимались уже давно у Геннадия Васильевича Некрасова. Я был принят на работу именно на «девичью половину» каждого класса знаменитой «шестой» школы города Качканара. И каждой новой группе я открывая рот верещал: «Сегодня мы познакомимся с ладьёй». И уже подсовывал девочкам заранее расчерченные листочки в клеточку – заготовленный раздаточный материал.
Естественно сам я постепенно «прозревал».
Никакого восторга от общения со мной и темой занятия девочки не испытывали.
Впрочем, я вызывал у них определённый интерес.
Выращивая уже четвёртую свою собственную дочку я наконец разобрался, что их интересовало на самом деле.
Любая девочка, с полугодовалого возраста и далее - по нарастающей, ставит разнообразные опыты над особями мужского пола, экспериментирует, учится управляться с этим крайне опасным и плохо дрессируемым животным. В три года девочки уже вполне успешно вьют верёвочки из своих собственных отцов, в пять лет они исподтишка управляют братьями и соседскими одногодками, с девяти лет они без проблем подчиняют себе тринадцатилетних пацанов. Естественно на меня они смотрели именно с одной заинтересованностью – удастся ли этим управлять? У семилеток это еще не очень получалось, но одиннадцатилетки мне спуску уже не давали. И летом, предшествовавшим началу занятий, я позорно сбежал из пионерлагеря «Чайка» от двенадцатилетних девчонок, которые вили из меня жгуты корабельных калибров. Мое главное впечатление от того лагеря, мой главный урок общения с этим «контингентом» - это предъявленный мне опыт пионервожатого (я числился там аж «воспитателем» по прихоти И.В.Звягина), который, явившись в минуту буйства неуправляемых амазонок, воскликнул: «Не понял!» и они мигом рассосались по своим спальным местам – шел «мёртвый час».
Вот это «Не понял!» и научило меня многому такому, чего мне недодал родной Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова.
Из лагеря я именно сбежал. Звягин**** только слегка нахмурился и предложил заниматься оборудованием городского шахматного клуба в пристрое** ко Дворцу спорта, где мне и предстояло заниматься. Я исполнил это предписание со всем возможным тщанием. И вот теперь я пребывал в фазе нарастающих «пониманий».
Первое правило: ничего лишнего на занятии!
Шахматные комплекты и раздаточный материал на третий день исчезли из кабинетика. Растаяли и заготовленные плакатики.
Рука моя более не касалась мела. Хотя школьную доску для рисования мелом я оставил. Для девочек. Пусть себе рисуют в режиме игры!
Понятно, что и дикие слова «Сегодня мы познакомимся с ладьёй» более мною уже не произносились.
От урока к уроку я трансформировал занятие, вычеркивал лишнее, оставлял только то, что их по-настоящему «цепляло».
В неделю я вёл 36 одинаковых уроков Шесть дней по шесть одинаковых по теме занятий в день.
Предстояло научиться к ним как-то обращаться.
И на четвертый день я встретил первый «е» класс таким текстом:
«Добрый день, красавицы!»
Не «девочки», не «девчата», «учащиеся», не «первоклассницы», а вот так вот сразу конкретно, адресно и по существу: «красавицы»!
Это обращение они приняли сразу, безоговорочно, все.
А как я продолжил сей, теперь уже знаменитый «спич»?
- Сегодня поиграем в «Машу и Глашу»!
На демонстрационной доске я выставил по углам две белых ладьи, в центре доски водрузил фигурку черного короля, и, не давая красавицам опомниться приступил:
- Не перепутайте! Это – Маша! Это – Глаша!  А вот это – Фёдор Алексеевич!

Милые мои Читатели!
Помните у Булата Окуджавы:
«И из собственной судьбы
Я выдёргивал по нитке!»
Одна из самых любимых мною песен величайшего барда эпохи.
В имя чёрного короля я робко вплёл своё собственное отчество!
Урок в шестой школе длился ровно сорок пять минут.
Это была школа полного учебного дня.

- Маша едет на лифте на пятый этаж. Выглядывает в коридор и кричит Фёдору Алексеевичу: «Я тебя вижу и я тебя съем!»

Но как это записать у плане урока?
Как?
Вокруг меня неприступный Союз Советских Социалистических Республик.
Мой «план» всегда готовы проверить и завуч, и второй завуч, и инспектор гороно*****, и инспектор облоно*****.
Разумеется «Маша и Глаша» - это работа гения!*
Родить такой текст в плане всеобщего обучения шахматам, в контексте шахматного всеобуча – это же сколько надо было пролить горьких солёных слёз, сколько соли съесть с гречневой кашей, сколько горбылей перетаскать на руках…
Я даже не смотрю им в глаза, моим ученицам.
Я точно знаю, что сейчас в них творится.
Они уже во власти Мастера!
Они уже не смогут выключиться из Игры.
Гессе отдыхает.
Сконфужен сам Камю!
Жан Поль Сартр нервно глотает ароматный кофе.
Мне улыбается Вольтер!
Меня ободряет похлопыванием по плечу Поль де Крюи.
Экзюпери улыбается мне из под крыла своего самолёта!

- Не ешь меня, Машенька! -  просит Фёдор Алексеевич и думает – куда ему сбежать? Вправо? Она его съест! Ням-ням! Влево? Она его и тут съест! Ням-ням! Вверх или вниз? Куда? Куда?!

Восемнадцать красавиц неотрывно следят за моими пассами над доской.

- Вверх! – не выдерживает сидящая на второй парте красавица.

Всё!
Я выиграл!
Они УЖЕ ИГРАЮТ!
Они уже сделали первый самостоятельный ход, даже не зная ни слова «ход», ни слова «ладья».
Впервые глядя на плоско организованную структуру, даже не зная, что именно она предъявлена их удивлённому взору.
Для них всё предельно просто, предельно понятно, предельно доступно.
Ничего лишнего!
Две девочки – Машенька и Глашенька и Фёдор Алексеевич!
Между прочим – особь мужского пола!
А с этими особями есть только одна игра – управлюсь или не управлюсь.
Тридцать секунд – первая сказка!
Тридцать секунд – вторая сказка!
Садимся парами!
Играем!
На каждом столике две белых ладьи и черный король.
Ничего лишнего!
Ничего личного!
Хотя у девочек как раз всё очень даже личное!
Оттого и имена конкретные.
Каждая фигурка должна иметь своё имя собственное!
Без дальнейших объяснений!
Остальное они по Экзюпери додумают сами!
Машенька и Глашенька – это моя версия ящичка с дырочками для овечки.
Задача Машеньки и  Глашеньки совместными усилиями поймать коварного Фёдора Алексеевича!
Он тоже поименован более чем конкретно.
Именно так: имя-отчество!
Скамеечка «штрафников» - на ней или двое или одна.
Проигравшая бежит сюда, а отсидевшая штраф бежит на освободившееся место.
Играем!
В конце занятия – мой сеанс одновременной игры. Вхожу в каре столиков и стремительно перемещаюсь по кругу. Зазевалась? Съедаю королём ладью!
И сразу – новая «партия»! И все чаще начинает звучать: «Поймала!», «Поймала!», «Поймала!»
А глазки горят неземным огнём!
Им весело!
Щечки горят румянцем!
Им интересно!
Они ИГРАЮТ!
Они уже умеют играть!
В «Машу и Глашу»!
И им это безусловно нравится!
Эта игра захватывает!
Необычно!
Ярко!
Образно!
И «по делу»!
Сорок пять минут пролетают как сладкий сон – мигом!
Вот как раскладывается время на таком занятии по минутам:
Вход – 1 минута
Оргмомент – 1 минута.
Объяснение педагога – 2-3 минуты
Показательная микроигра с вызвавшейся к доске – 1 минута
Оргмомент – 1 минута
Игра парами «на вылет» - 15-18 минут
Подведение промежуточных итогов – 2 минуты (отметить каждую!)
Оргмомент – 1 минута
Сеанс одновременной игры 15 минут
Подведение итогов занятия – две минуты (похвалить каждую!!!)
Оргмомент – 1 минута
Построение и выход – 1 минута (проверить, всё ли взяли?)

Примечания:
 * Не беспокойтесь!  Не мы пишем, нами пишут! Здесь автор имеет ввиду свою концепцию «капли воды», в которой уже изначально записана ВСЯ история человечества и каждого отдельно взятого человека. Мозг лишь «считывает» собственную каплю, то есть каждый читает себя как иное.
А сама капля – работа другого Гения
** 1 сентября 1985 года было воскресение. Точно – было ли празднование 1-го или 2-го сентября в тот год я не помню…
*** «Пристрой» - это не очень точно. На самом деле строители заполнили промежутки между пилонами «колоннады» простенками и окнами на первом этаже, поэтому точнее «встрой», а не «пристрой».
**** Иван Васильевич Звягин – великий русский педагог-новатор. Он крупно мыслил и крупно жил. Именно он, по сути, открыл во мне учителя.
***** Облоно и гороно – областной отдел народного образования и городской отдел народного образования – главные элементы структуры управления системой образования в СССР.

Описание игры «Маша и Глаша»

Содержательно: техника мата одинокого короля двумя ладьями.
Первая логика – линейный мат простой
Вторая логика – линейный мат с переводом ладей на один фланг на соседние вертикали
Третья логика – линейный мат с выжидательным ходом-защитой «посмотрели друг на друга»
Четвертая логика – «ножницы» - постепенное отсечение вертикалей и горизонталей с выжидательным «жду»

Первая сказка: «Маша зовёт Глашу! Глаша! Глаша зовёт Машу! Маша!»
Вторая сказка: Фёдор Алексеевич «подкрадывается к Маше или Глаше и «съедает» её, если она «зазевалась» «Как быть? Убегаем на другой край!»
Третья сказка: «Посмотрели друг на друга! Маша – первая!»
Четвёртая сказка: «От какой линии отошёл Фёдор Алексеевич? Кто ходит? Маша или Глаша?»

Второе занятие

Так и тянется рука написать «план урока», где тема занятия – «Слон».
Но нет!
Мы еще только-только начали изучать её  величество Ладью.
До Слона еще долго-долго.
До Слона ещё далеко-далеко!
Редкие «съедания» Фёдора Алексеевича необходимо как-то интенсифицировать.
Как?
Необходимо предложить Машеньке и Глашеньке подкрепиться конфетками.
Но нет!
Каждое занятие должно быть абсолютно непохожим на предыдущее.
Никаких повторений!
Сегодня у нас будут прожорливая Лисичка-сестричка, и много-много маленьких курочек или цыпляток.
-Здравствуйте, красавицы! Сегодня поиграем в Лисичку-обжору!
Уникальность занятия именно с девочками приносит грандиозный успех.
Я – скромный добрый волшебник.
Из своей бороды я извлекаю несметное множество маленьких игр, весёлых и грустных игр-сказок, солнечных зайчиков, солнечных белочек.
И они очаровываются этим искрящимся многообразием и уже охотно спешат на занятие «шахматы» потому что знают: их поджидает маленькое чудо Алексея Алексеевича и великое Чудо Игры.


Рецензии