В конце афганской весны

   Об Ахмаде Заире я узнала в начале нулевых годов, когда ещё далеко не у всех были компьютеры и мобильные телефоны, поэтому мир полнился слухами, передпваемыми воздушно-капельным путём. Об этом певце и композиторе я узнала случайно, взяв у таджиков послушать одну касету, и сразу же влюбилась в его песни.

   Очень жаль, что это имя почти не знакомо российским слушателям, потому что, хотя наши войска много лет воевали в Афганистане, но что такое Афганистан всё же нельзя понять, не узнав творчество Ахмада Заира. Введя туда войска в 1979 году, мы увидели только отсталое средневековье, дикие горы и поля, где растёт опиумный мак, а также зарождающийся агрессивный исламизм. В то время, в 70-е годы, как раз заканчивалась буйная афганская весна, и наступало жаркое и кровавое лето (подробнее о феномене мировой весны, о периоде 60-70-х годов, я писала в статье «Битва перечеловеков с недочеловеками», поэтому не буду повторяться).

Ахмад Заир был сыном и сотворцом богатой культуры своего времени, 60-70-х годов, когда Афганистан был бедной, но мирной страной. Потом он вступил в серию бесконечных войн, которые не прекратились и до сих пор, а религиозные фанатики-исламисты надругались даже над могилой Ахмада Заира в Кабуле. И весь этот закат Афганистана (афган, насколько мне перевели с персидского, означает «печаль») совпал с трагической гибелью Ахмада Заира (родмлся 14 июня 1949 года, погиб 14 июня 1979 года, прожив ровно 30 лет).

   Афганистан никогда и никому не давал себя завоевать. До апрельской революции 1978 года был бедной средневековой страной под управлением шаха. Он и сейчас не стал богатым и не слишком модернизировался, сохранив многие худшие черты средневековья (подчинённое положение женщин, слепая религиозная вера, отсутствие науки и промышленности т.д.) Несмотря на всё это, в 60-е и 70-е годы Афганистан переживал, как и многие страны, бурную весну и культурный рассвет. В сочетании со средневековьем это выглядело порою так: один афганский то ли музыкант, то ли певец, выиграл какой-то большой конкурс, и женщины-поклонницы, которые его встречали, клали свои волосы на дорогу, чтобы победитель прошёл по ним! Культурный взрыв в то время был и в соседних с Афганистаном странах: в Иране и в Индии. В Иране, по слухам, до исламской революции и до прихода Хомейни, царила та же личная раскрепощённость и сексуальная революция, что и в Европе того времени, в Индии тоже всё бурлило, танцевало и пело.

   Как раз в Индию и занесло юного Ахмада Заира, куда отец отправил его учиться на врача. Медицина, как оказалось, будущего певца не интересовала, он вовсю увлёкся музыкой. Конец 60-х годов – это как раз время музыкальных шедевров не только в Индии, но и во всём мире. Да и в Афганистане всегда были прекрасные певцы и композиторы, (например, Сорбон), которые работали в традиционной, ещё средневековой манере (о Сорбоне очень мало удалось узнать, по слухам, он сошёл с ума то ли от музыки, то ли от любви, то ли от религии, но его песни и уникальный голос, действительно, глубоко впечатляют). Но Ахмад Заир затмил всех и своим талантом, и своей красотой, и музыкалтным новаторством, и своим темпераментом, и глубиной, и масштабом гениальности. За свою недолгую жизнь он написал примерно 240 своих песен и перепел множество известных песен того времени на свой лад. Он положил на музыку стихи многих великих древних фарси-поэтов: Руми, Саади, Хафиза и других. Надо ли говорить, что после этого во всём фарси-язычном мире началась Заиромания… Да и невозможно было не влюбиться в эти песни, лучше которых, как порою казалось, не смог бы написать сам Господь Бог! Тысячи девушек были в него влюблены, и многие покончили собой, когда его не стало.

   Для своего времени и региона он был не меньше, чем Элвис Пресли или Битлз для Запада, но так как в Советской России совершено не было связи с этой культурой, о творчестве Ахмада Заира я узнала только через 20 с лишним лет после его смерти и… тоже влюбилась! Я могла часами сидеть и слушать его песни, смотря на бескрайнее и сверкающее море из окна. Хотелось также увидеть его фото, представить его лицо, но в то время у меня не было ещё ни компьютера, ни Интернета.

   От афганцев, торгующих на рынке, узнала, что его кассеты можно купить в Москве, в гостинице Севастополь. И вот, как только случилась ближайшая командировка в столицу, я сразу же побежала в «Севастополь», разыскала лавочку с афганскими кассетами и купила их все (сейчас уже не помню, сколько точно, но что-то около 20 или 30). Афганец сначала не хотел мне продавать эти кассеты, думая, что я из налоговой инспекции, потому что до меня ещё ни один русский или русская Заиром не интересовались. Мне пришлось подойти несколько раз, прежде чем он решился. Надо ли говорить, что эти кассеты и портреты Ахмада Заира были самым главным моим богатством, приобретённым в нулевые годы…

   Так как же погиб Ахмад Заир и за что же его убили? Понятно, что он был первым парнем в Афганистане, все девушки были в него влюблены, а мужчины ему просто завидовали. Он мог позволить себе всё то, что обычно позволяют певцы, и чего не терпят мрачные религиозные фанатики: он пил вино, курил анашу, веселился с девушками (может быть, и весьма невинно). Подражая индийской манере пения дуэтом, он вывел на сцену одну певицу (позже она была убита и четвертована религиозными фанатиками за то, что якобы ислам запрещает женщинам публично петь с мужчинами. Убили даже тех девушек, которые были на подтанцовке). Вообще музыка в средневековом Афганистане была уделом одних мужчин: только они могли слушать и исполнять музыку, собираясь большими мужскими компаниями. Женщины туда не допускались, поэтому любовь женщин к Ахмаду Заиру и подвела его к смертельной черте.

   Он был неповторим, его любили, его обожествляли, и этого было достаточно для фанатиков, чтобы его убить. Кстати, незадолго перед смертью он сидел в тюрьме по политическим мотивам, за то, что тепло отзывался об СССР.

   Но самая главная версия его убийства гласит, что в него влюбилась то ли дочь президента Нур Мохаммада Тараки, то ли дочь его заместителя Амина. (Я пишу так приблизительно, потому что литературы о нем на русском крайне мало, и все сведения добывались у таджиков, которые плохо говорили по русски и тоже брали всё из слухов, а не из фактов). Она поставила отцу ультиматум: либо Ахмад женится на мне, либо пусть его убьют. К тому времени он уже был женат, у него был сын, и его жена была беременна вторым ребёнком. Отказавшись брать в жены эту девушку, он подписал себе смертный приговор. Трагедия произошла 14 июня 1979 года, как раз в день рождения певца, и также в день, когда жена родила ему дочь. Его машина ехала через горный перевал Саланг, он попал в засаду и был расстрелян в упор из нескольких автоматов. Как всё это случилось, не понятно: ведь с ним были его друзья, которые остались живы.

  После его смерти среди его фанатов началась серия самоубийств, и, по слухам, 350 девушек покончили с собой. Как рассказывали мусульмане, так же было и в те годы, когда женился отец пророка Мухамеда, известный красавец: 250 девушек умерли от разрыва сердца…

   Кстати, после смерти Виктора Цоя по России тоже пронеслась волна самоубийств, хотя Цой никогда и не пел о любви. Как это ни странно, но всё же в творчестве Цоя промелькнула одна нотка от Ахмада Заира, хотя он этого, возможно, и не знал: в одной его известной песне есть припев: «О, боше дун май!». Оказывается, в переводе с фарси это означает: «Было бы вино!» Это половина строчки из песни Ахмада Заира, где поётся: «Кей, боше дун кей, Май, боше дун май, Вай боше дун вай!..»  (…Было бы вино, была бы она!) Обращение к теме вина и опьянения жизнью и любовью – старый мотив персидской поэзии, прославляющей данный вид опьянения и душевного кайфа наедине с возлюбленным.

   Итак, со смертью Ахмада Заира закончилась и афганская весна. Ещё 10 лет после его смерти в Афганистане стояли советские войска, а потом началась перестройка в СССР, и Афганистан был брошен, а его просовесткие ставленники были жестоко казнены. Что же касается бывшего президента Тараки, то он был убит в сентябре 1979, а Амин, его заместитель – в декабре того же года, поэтому они ненадолго, всего на несколько месяцев пережили Ахмада Заира.

   Последней песней певца была песня, посвященная Богу (Кхудо бувад ёрит), где в традиционной персидской манере о Боге рассказывается как о возлюбленной. По слухам, эта песня посвящена настоящим верующим в противовес религиозным фанатикам, которые в последнее время заполонили мусульманский Восток.

   Как много прекрасных песен и стихов на фарси написано о Боге, и как жаль, что в русской литературной и песенной традиции этого почти нет! Может быть, я и ошибаюсь, но ни Пушкин, ни Лермонтов ни строчки не написали о Боге, вся наша поэзия в основном являлась и является личной и светской. В различных конфессиях и церквях сейчас пишутся неплохие песни, но в России нет ни одной песни о Боге, которую бы знали и любили все. (Правда, это уже другая тема, над которой стОит подумать).

   Остаётся рассказать немного о судьбе моего увлечения творчеством Ахмада Заира. С таджиками, через которых я узнала об Ахмаде, я вскоре разошлась, так как стала замечать, что они потихоньку фанатеют и переходят на сторону радикального ислама. У них стали проскальзывать такие фразочки, что мол, правильно его убили: он нарушал шариат! Чем-то они мне в ту пору напоминали депутата Милонова, который тоже вроде живёт по некому «шариату» и хочет склонить к нему всех других. Началась тошнота и отвращение к религиознлму фанатизму.

   Из Афганистана фанатизм плавно переместился в Сирию, где сейчас идёт решающая битва фанатмков со всем остальным миром. Главная задача фанатов, или «милоновцев» - не допустить людей к кайфу, будь то кайф в музыка, в вине или в чём-то другом. И не потому, что кайф опасен, а потому что они сами к нему не способны. Но это опять же, другая тема. Всегда, как только на земле возникает человек большого кайфа, одни его искренне обожают, другие хотят его уничтожить. (Так был убит Джон Леннон, так же убили и Ахмада Заира).

   Остаётся сказать, что в Афганистане и сейчас есть хорошие певцы, ведь это страна действительно высокой, древней музыкальной культуры. Но если посмотреть на теперешних афганских певцов, то все они кажутся очень зажатыми и напуганными. Причина понятна: стоит отклониться хоть на миллиметр от шариата – считай, что ты труп.

   Через год после смерти Ахмада Заира его семья эмигрировала в Америку. Там живут его жена, дочь и сын, тоже певец. В Таджикистане, где понимают язык фарси, есть ресторан «Ахмад Заир». Говорят, что после его смерти в 1979 году пять таджикских девушек сбросилось с крыши педагогического института и разбились насмерть.
 
   Что же касается меня, то всё же, несмотря на то, что мы не встретились при жизни, 2 или 3 раза мы встречались с Ахмадом во сне, и даже беседовали. Один раз, по сценарию сна, он заглянул в мой кошелёк и, не увидев там больших денег, улыбнулся и сказал: «Но мы же с тобой богаты!», и это была чистая правда... И ещё один раз, встретившись персонально, он сказал: «Я жив для тех, кто меня любит!» много раз во сне я также слышала его голос.

   Сейчас, конечно, всё это в прошлом, но в своё время я отдала бы даже несколько лет жизни, чтобы попасть на его концерт. Давно уже кассеты сменились дисками, песни Ахмада Заира можно найти в Интернете. (Иногда его фамилия пишется как Зоир в таджикском варианте фарси, где вместо «а» всегда говорят «о»). Так что, если кто-то из вас, уважаемые читатели, послушает и полюбит песни Ахмада Заира, то я буду считать, что эта статья написана не напрасно.

   Возможно, кто-то знает о нём больше, чем я, тогда я прошу поделиться сведениями.


Рецензии