О золушке. часть 3-я, глава 19-я

                ВЫРВАЛАСЬ!

     Через несколько дней, -  словно дар с небес!-  в   руки  Рите  попал   номер  газеты «Комсомолец  Забайкалья», с  обьявлением о наборе  студентов  в  Иркутское  Училище  Искусств.  «Вот   святое  место, - где  за   творчество  не  ругают!..» - обрадовалась Рита, и  написала заявление. Потом рисовала, глядясь в зеркало, карандашный  автопортрет..Вошла  мать  и сразу все  поняла,- полюбовалась и вышла: лицо на портрете было белое,  брови   угольные, коса   через плечо…
   Добавив к  портрету акварельные рисунки, Рита запечатала конверт с документами, и  отправила  заказным с уведомлением. Рисуя, она думала: «Вот самый  удачный портрет! Давно  так хорошо не получалось..За  него меня   сразу  примут в Училище!»…    
    -  Правильно! – согласилась   мать, -  Уезжай!  -  ты  с отцом под одной крышей никогда уживешься.Приобретешь вторую специальность! Ты прирожденный  художник,  об этом  мне  в школе    уши   прожужжали..
        Рита   благодарно  улыбнулась:  хоть   в   этом  есть кому  поддержать!  Уведомление  пришло  через  две  недели, а  вызов  не пришел!..«Странно, - думала Рита,- подпись  неразборчивая... Хорошо, документы получены…Надо спешить, прием может закончиться!»..Веря в  предназначение, она  решила ехать без вызова.
  -  Еще  чего! – возмутился  отец, - А я   люблю   видеть   тебя   на  кухне, когда ты  посуду  моешь, или  готовишь..и за  мытьем  полов…А  когда  ты  всякими  этими    штучками  занимаешься, вырезанием, малеванием  и  стихами, - мне   не нравится! – Вырезание -  не  искусство! Это чушь...Не показывай  никому, - засмеют! Какой   ты  художник, ты -  баба! –твоё место в кухне…  «всяк  сверчок -  знай  свой  шесток!»  Сегодня,например,  что   ты   по  дому   сделала?
-  Как же! Обед  сготовила,  посуду  вымыла…пыль   вытерла,  полы… чисто,  сам видишь?.
-  Еще  раз    перемывай! Хуже не будет..Ты бабой  родилась…
- Пап,  я   с восьми лет  хозяйничаю, сам знаешь!  Но  и  рисовать   я  тоже  люблю, и писать  нравится...
- Выкинь  дурь из  башки! Репин из тебя не выйдет. Осваивай   какую-нибудь   БАБЬЮ  профессию...
-  Но  у   меня   получается!…- упрямо  твердила  Рита. –мне  даже премию из газеты прислали… все говорят, что я  художник..А другие тоже стихи   пишут и рисуют,  -  и   родители   их  за  это не ругают…
-  Пусть   другие   с  ума сходят, а  ты  -  МОЯ  дочь! .
-  Но  я    уже   документы  отправила  в  Училище  Искусств…
- Тебя  не  примут! Вызов   не пришел. Возвращаться  -еще  деньги  тратить!…
- Пусть  едет! - нежданно  вмешалась  мать,  - Вызов  мог   затеряться.  Вот  адрес,  соседка  дала, - мать сунула Рите  сложенную вчетверо бумажку,- поживешь  у  одинокой  пожилой   женщины,  по  хозяйству  поможешь…
     Рита  схватила  адрес и  спрятала   в карман.
-  А ты  чего лезешь? -  рассердился  отец, -  Твое место – в   кухне. Там  и  командуй.
-  Но  она  не  только  твоя   дочь, -  возразила   мать, -   и  моя. Должен   же  быть  у  нее     жизненный  опыт..
-   Опыт!? -  взвился  отец, -  Она  уже  получила  опыт! – В  подоле  принесла…Мало тебе ?!
  -  Мой   ребенок   от   мужа!  - возразила    дочь, - Сына  я  возьму  с   собой!
  -  Что?! Кто  тебе  его  отдаст?  -    вскочил  отец,  -  самой  жить  негде!
  -   Это   МОЙ  сын,  папа, и   я  хочу,  чтоб  он  был  со мной!
  - Молчи! – прикрикнул  отец, - Ты  с мужем  развелась,  нас  не  спросила.Нашлась тоже…безотцовщину разводить!..Мы с  матерью   заменим   ему  отца  и  мать!
-  Как? Но я  пока   еще  жива,  папа,   а   вы   его  у   меня  отнимаете!
- Езжай!!! К чертовой матери!Чтоб я тебя не видел...- Отец,  окончательно  обозлившись,  повернулся  и  вышел  из  комнаты.
-  Езжай, -  кивнула  мать, -  Твой, твой…Пока   с  нами  поживет,  подрастет, - потом  заберешь…Мы  тебе не  враги,  отдадим!  Может, конечно, и  поздновато   тебе поступать  в  девятнадцать…А вдруг  поступишь? - Или замуж выйдешь  там…
        Рита   знала: от  нее  просто  хотят  избавиться . Отец этого   не скрывал,  не  раз подчеркивая:  «Ехала бы  ты куда-нибудь…замуж  бы   вышла, что ли!  Ты  нам  как  заноза  в  глазу… как бельмо, - заруби   себе  на носу»…
  Она  и  зарубила..Не  навязывалась!.
-   «Не враги»?  - удивлялась   в разговоре  с матерью, -   А   зачем   ты  его  утащила? - мы же  очень  хорошо  жили   в   деревне! Молоко  парное  пили,  воздухом   лесным дышали!  Мед живой, -  с  пасеки. Яички  свежие…Река…Нас все  там полюбили!. Ты  примчалась,  как  коршун, -  схватила   и  унесла! Я следом за тобой  в мокрых тапках бежала  и  ревела..Как ты могла?!..А  говоришь, «не враги»…Мне   вся  деревня  сочувствовала!
- Я тебя жалею! Ты молодая, замуж захочешь выйти, а   «довесок»  мешать будет!
-  Мама! Мне   НИКОГДА  НЕ  БУДЕТ МЕШАТЬ   СЫН!  Я  и не  пойду за  того,  кто   моего   ребенка  не  хочет!Пусть  останусь одна. остановимся  в  Комнате  матери  и ребенка. В  ясли   на  работу пойду, комнату сниму. А  пока    няни  приглядят…
-  Хочешь, чтоб с ним сидели  чужие  люди?!  Ему  всего два   годика!.. Пусть   подрастет.  Окончишь Училище, -  заберешь!..
- А вы  его мне  отдадите? Вм можно  верить?!...- у  дочери   блеснули слезы.
- Отдадим,  -  соврала мать.
     Рита  знала, что  вернется только за  сыном.. Чемодан   собран. Втроем  они  присели  на  стулья. Отец    повторил:
- Вряд  ли    поступишь…но  можешь выйти   замуж..
-  А   это  я   не  планирую! -  сказала   Рита. -  я    еду   учиться.
-  Правильно..Мужчинам  нельзя  верить. Они  подлецы!  -  заявила   мать.. 
- Не  может   быть, чтоб все! -  возмутилась Рита.
- Да. Мужчинам  нельзя  верить! -   подтвердил   отец.
-  Как?  -  удивилась  дочь, - Ты хочешь  сказать,  что  и   ты    подлец?
- Конечно, - кивнул  отец, - Нам  нравится  иметь  много  женщин,   менять их, -мужчины  не  умеют  любить  одну! Это  природа. А  ты  разве  на  собственном   опыте  с  мужем  не  убедилась?!  Ты  в  роддом, а он   на танцы!  В  больницу  не  пришел.С этим  ты, дурочка, еще  не  раз   столкнешься.
-  Неправда! – воскликнула  Рита, - Если  ОДИН  такой, - не  значит, что   все -  плохие!.
-  Не веришь? Погоди! ...еще     разочаруешься…
- Разочаруюсь? –и ладно! Останусь  с  сыном!.- заявила  Рита, - Я  постараюсь НАЙТИ ТАКОГО,  КОМУ   МОЖНО  ВЕРИТЬ!….
-  Ищи,  свищи !  -   усмехнулась   мать, -   Спустись на  землю!…
- Ошибаетесь! – волновалась   Рита, -  вам  не  повезло, вот  вы и такие…А   у  меня    есть  выбор..
- Ну,ну, -  улыбалась  мать, -    начиталась  книжек!
- Есть   ученые,   великие  люди,   художники, и   поэты,  - сказала  Рита, - которые   любили   жен, и   были   верны   им! – Александр Блок  любил  дочь  Менделеева! Музыкант Бетховен всю  жизнь любил единственную  женщину…и   не   женился!..
-  Хочешь  встретить  великую  любовь?  -  пожала  плечами мать,  - больше читай   книжки  для    наивных...
- Западная  идеология, -   констатировал  отец, -  Мужчины   все  одинаковы! Я  человек  советский, и  меня  ты   не  убедишь…

-  Уехала! -  радовалась мать, когда за дочерю закрылась дверь. Главное, чтоб подольше   не   виделись: дети быстро  забывают…
 С отьездом  дочери  между   супругами   опять  наладились отношения.  У  них теперь  есть   «сын»!  И  никакими силами  его  не  отнять!О  Рите они  старались  не   упоминать…думали, малыш не  помнит. Но однажды   случайно  смахнули   на  пол     фотографию.
-   Мама!  -  воскликнул   ребенок,  тыча    пальчиком,  – Мама!
-  Нет!  -  стукнул отец  кулаком по столу,  -  Сестренка!  Видишь,  косички?..А это  «мама»! - показал  на   бабушку. Но ребенок  упрямо  твердил:
-  Нет, мама! Нет, мама!...
.- Иди  в  угол! –Стой, пока  не  станешь  послушным  сыном…   
     Мальчик  был  еще  мал, чтобы  стать  предателем:   он  горько  и безутешно плакал, зовя мать! Предателями становятся   много старше:  когда  верх над  духовным   берет  материальное.

    …В надежде встретить Виктора, Рита отказалась от  проводов. Посидев на дорожку,  распрощалась. По  пути  на вокзал   думала о Викторе: «я  же  ему  все рассказала, и   провожать  пригласила. А он – молчит! Но если  не придет?..Что ж...Вычеркну  из памяти, как плохого друга!»..Рите не нравилось его молчание. Иногда   казалось,будто она разговаривает с «Китайской стеной»..он  лишь плечами пожимает…О чем   думает? - «Не  откровенный  какой-то!»- о таких  говорят:  «в тихом омуте все черти…»…Так, узнав о ее отьезде,  он  не   предложил  даже  помочь   с  чемоданом!-хотя  сказала   и  время, и номер поезда, и  вагона..  «Наверно,  я  слишком  открыта  для него..-думала  Рита,- Не  стоило  так раскрываться перед безразличным...доверять  свои  секреты! Иногда  я  чувствую себя немного дурочкой!»…Она  тащила  тяжелый чемодан  из автобуса,  - без  всякой надежды…
    Но на перроне  тут же увидела Виктора! Он - приехал  ее проводить, и   взял  у ней  чемодан. Молча  нес  его  до    вагона…
- Почему  же ты  вчера не сказал, что придешь провожать!? – возмутилась Рита,- я  же  переживаю…
 - Видишь, я  пришел,- улыбался он.
 Риту, ожидающую  теплых  слов  при  прощании,  раздражало  молчание.
-  Знаешь что,  Витя! – высказалась она, - Когда-нибудь   ты поймешь, что   очень   многого   мне  не сказал!..
Он   внимательно  поглядел на нее,  и  кивнул:
-  Может, ты и права..


Рецензии