Девочка и разбойники

ДЕВОЧКА И "РАЗБОЙНИКИ" или ПРО ВЕЛОСИПЕДИСТА

        Эту историю из своего детства я рассказываю внукам почти каждый раз, когда мы едем на машине на дачу в Тверскую область. Дорога, в общем-то, не такая уж и дальняя, но из-за «пробок» – досадной неприятности нашего времени, мальчики мои – Дима и Алёша, устав от игр в телефонах, начинают клянчить: «Баба Люда, расскажи про велосипедиста». Я смеюсь, потому что история эта не про велосипедиста, просто им очень запомнился этот персонаж, и, конечно, отговариваюсь, что они слушали её уже сто раз. Но под их напором сдаюсь и начинаю свой рассказ, каждый раз, длиннее или короче, в зависимости от дорожной ситуации. Вот один из вариантов моих воспоминаний:
        «Я родилась в посёлке Суворово Тульской области. Когда мне исполнилось семь лет, моя семья – родители и младшая сестра Надя – переехала в Кемеровскую область, на строительство Томь-Усинской ГРЭС. И папа, и мама работали электромонтёрами, а там стройка была в самом разгаре. Мы с сестрой пошли учиться в школу в посёлке Притомском, который относился к городу Мыски. Не помню точно, в 3-м или 4-м классе, осенью, видимо, в сентябре, в сезон уборки картошки, я вздумала пойти в гости к девочкам из нашего класса. Разрешения у родителей я не спросила, они были на работе. Да и в 60-е годы прошлого века дети часто гуляли, где хотели – обстановка была другая. Девочки эти не были моими близкими подругами и жили за железнодорожным переездом, достаточно далеко от моего дома. Поход мой был вызван любопытством: как живут там, где уже не было домов с квартирами? Мне говорили, что люди живут там в вагончиках, которые стоят прямо на колёсах. А другие – в деревянных домах, и у них есть всякая скотина.
         Когда мы все вместе пришли в этот посёлок и зашли в дом к одной из девочек, я была потрясена: по длинному дощатому столу в какой-то деревянной постройке, которая вроде бы считалась домом, ходили настоящие курицы! Я спросила: «А где же вы едите?» – «Да здесь!» Впечатление было очень сильным, такую бедность я видела первый раз. Хотя нашей семье тоже пришлось первый год жить в бараках (это потом мы получили квартиру в 3-х этажном доме со всеми удобствами), и мы не были богатыми, но в нашем жилье, благодаря маме, было чисто и уютно: тогда принято было украшать кровати разными выбитыми или вязаными подзорами, накидками на подушки, вышитыми гладью дорожками. Было очень светло и уютно. А здесь этого ничего не было. Теперь мне стало понятно, почему эти девочки приходили в школу какими-то неопрятными, нечёсаными, в измятой форменной одежде. Мне стало жаль их. Потом мы пошли к вагончикам, но больше уже никуда внутрь не входили, играли на улице. Как-то незаметно пробежало время и стало смеркаться. Я заволновалась и заторопилась домой. Девочки проводили меня до переезда.
         Я вышла на асфальтовую дорогу, ведущую к посёлку и торопливо зашагала к дому. Не прошло и 15 минут, как сумерки сгустились, и темнота обступила меня со всех сторон. Шаги мои сделались неуверенными. Небольшие придорожные кусты угрожающе чернели по обочинам дороги. Я почти наощупь двигалась посередине дороги, подальше от этих пугающих кустов. Дорога была пустой – днём здесь ходили по немногим маршрутам пассажирские автобусы «с носиком» – они были с одной дверью, в которую и входили, и выходили, да иногда проезжали грузовики. Частные машины были большой редкостью, и мы, дети, называли их «победами» (была в те времена такая марка автомобилей). «Смотрите, смотрите, победа едет!» – радостно говорили мы о любой легковой машине. Конечно, в Москве или других городах картина была другой, а в нашем посёлке в самом начале 60-х годов было так.
        Постепенно меня стал одолевать самый настоящий панический страх. Мне всё казалось, что в кустах сидят притаившиеся разбойники. Я постоянно всматривалась в эти подозрительные места и не заметила! как вдруг в нескольких метрах от меня возникли две человеческие фигуры! Они медленно приближались ко мне по обеим сторонам дороги… В ночной тишине ясно раздавалось мерное поскрипывание мелких камешков под их ногами… Я остановилась, не в силах двигаться дальше, в голове пронеслось: «Всё, конец! Сейчас меня убьют!» Мне показалось, что в руках у разбойников сверкнули ножи. И тогда страшные кусты показались мне местом спасения, но что-то останавливало меня, чтобы не броситься туда. Не своим голосом я закричала протяжно: «Ма-а-а-а-ма!!!» И заплакала навзрыд…
        «Разбойники» приблизились. Это оказались мужчина и женщина. Они сказали друг другу: «Наверное, девочка с картошки идёт так поздно». И прошли мимо меня так же по обеим сторонам дороги, такими же размеренными шагами, заложив руки в карманы. Вместе с радостью по поводу моего «спасения», в голове проносилось удивление: «Как, почему эти люди так странно вели себя, ведь они должны были идти рядом, если они просто беседовали или просто молчали, но они шли так, как будто готовились напасть на запоздалого путника?»
       Пока я так рассуждала, мимо меня проехал велосипедист с горевшей фарой. Сзади велосипеда чуть блеснул красный огонёк отражателя. Я сорвалась с места и побежала за этим огоньком, не задумываясь о том, что это тоже может быть опасно. За ближайшим поворотом дороги показался  посёлок. Велосипедист, оглянувшись несколько раз, нажал на педали, спасаясь от преследования, но я старалась не отставать.
        Прибежав домой, я увидела, что родители сильно обеспокоены моим отсутствием. Я сказала, что ходила к подругам за переезд, задержалась. Наверное, меня ругали, что-то внушали, но я этого не помню – душа моя постепенно возвращалась из пяток на своё место».

30.09.2016 г.


Рецензии