Из рассказов моего деда. О пользе водки

- Нет, ты что не говори, а водка она как вата, выпьешь и маловата, - улыбнулся мой дедушка, наливая себе стаканчик чачи перед обедом.
Помнишь, раньше были такие незатейливые гранённые стопарики, как стаканы, только маленькие. Вот такой стопарик чачи, мой дедушка каждый день выпивал перед обедом.
- Для аппетиту, мне это ох как необходимо, - приговаривал он, выпивал, ухал, морщился, и начинал обедать. Я думаю, он бы выпил и два стопарика, но зоркий взгляд моей бабушки, пресекал это желание, на корню, не дав ему даже и созреть.
- Но вино, я всё-равно люблю больше, - это он уже после обеда, когда сигаретка тлеет в мундштуке, и глаза немного осоловели от вкусной еды, а сигаретный дымок улетает в верх, и расплывается лёгким облачком в листьях винограда, зависая в ожидании, пока игривый летний, сквознячок не выгонит его из беседки.
- Мдааа, вино, оно каждому дано...
- А водка, она как вата, выпьешь и маловата, - закончил я, уже не раз слышанную присказку...
- Правильно, - улыбнулся дедуля, правильно понимаешь. Но вино я люблю больше, и знаешь почему?
- Нет, - честно признался я.
- Потому что его можно выпить больше, и не для того, что б напиться, а для беседы. Не понял?
Я помотал головой...
- Ну вот смотри, стаканчик вот такой, - и он указал на стопарик, выпил и хорошо на душе. Оно лёгкое, освобождает голову от напряжения и открывает душу, самое, то, что надо, когда хочешь поговорить...
- Ну и водка...
- Нет, водка она тяжёлая, её много не выпьешь, а вино можно пить весь вечер, и говорить, говорить, говорить. Хотя...
Он затянулся, выдохнул новую порцию дыма, помолчал немного, как бы обдумывая, следующую фразу и продолжил:
- Мы с братом, тогда батрачили у абхазов, и попали к ним на праздник, уж и не помню, что они там праздновали, но видимо хороший повод, коль подавали вино двадцати летней выдержки. Хозяин, сам сказал, что этот кувшин он закопал, когда внук родился, а сейчас этому джигиту двадцать лет. Во, точно, вспомнил, день рожденья внуку праздновали, гостей много, подарков много, баранов резали, мамалыгу варили, вина  - хоть залейся...
- А вы-то при чём, - не понял я, вы же батрачили.
- Как это при чём, хозяин нас с братом уважал, хоть  мы и батрачили у него. Да и не то что батрачили, колодцы рыли, они ведь за водой к речке ходили, а вода она почти рядом была, только колодец надо выкопать.
Затянулся, подумал, улыбнулся, и продолжил:
- Даже и не батрачили. Надо было голодное время переждать, вот и копали колодцы, а нас кормили. Вина было много, закуски тоже, длинные тосты говорили, устанешь слушать. Я не слушал, выпивал и ел, всё-равно ничего не понятно. Они же по своему — гыр-гыр-гыр, гул сплошной стоит за столом. К середине праздника уже и еда не лезла в желудок, да и вино тоже. Так просто, сидим, я, брат, и ещё один русский, Егор кажется, разговариваем, мечтаем, и так хорошо на душе, от всего съеденного, выпитого, как сейчас помню, всех бы расцеловал...
- И тут, слышу, у меня над ухом пчела жужжит, я не глядя её отогнал, а она не унимается, я опять отогнал, а она опять жужжит...
- Не маши руками, это у тебя в ушах зудит, - улыбнулся мне Егор. Ты Михаил,- говорит он, больше не пей, а ещё лучше иди спать, а то не встанешь...
- Кто, - говорю, я не встану? Да я ещё столько же могу выпить, и мне ни чего не будет...
- Ну-ну, только и произнёс он, тебе виднее.
Ну, а я как водится в таких случаях, решил показать, какой я крепкий и ещё пару стаканов осадил, жужжание прекратилось, и я успокоился...
- И что, - спросил я.
- Да ничего, потом хотел встать, а ноги не слушаются, так и уснул за столом, только под утро ушёл к себе в сарай.
- А бабушка куда пошла видел?
- На огород кажется, - ответил я.
- Ну, что ж, можно и ещё сто грамм выпить, да? - улыбнулся он и налил себе ещё соточку в стопарик. Выпил, крякнул, закусил немного и произнёс улыбаясь:
- Та была для аппетиту, а эта для беседы. Вот сейчас ещё одну сигарету покурим и отдыхать после обеда, что б жирок завязался. Да?
- Нет, - улыбнулся я, ты как хочешь, а я купаться, у меня отпуск скоро кончается, я не докупался...
- Ну, как знаешь, - ответил он, чиркнул спичкой, затянулся сигаретой и произнёс выдыхая дым:
- Но от водки тоже польза есть, и очень даже большая...
Я молчал, ожидая продолжения.
- Вот например простуда, ты знаешь какие ветра в море зимой? Нет, не знаешь, да откуда тебе знать, ты же не рыбак, ты рыбоед..., - дедуля махнул рукой и опять втянул в себя порцию дыма.
- Вот ты не рыбак и не знаешь, как холодно в море, а особенно, если шторм и промокнешь весь, и зуб на зуб не попадает. А сколько раз такое было, ну думаю всё, слягу, ан нет, придёшь домой, напаришься в бане, потом стаканчик водки с перцем выпьешь и в постель, под одеяло, ночью пропотеешь весь, а утром, как огурчик. Нееет, что не говори, а в этом деле водка первое лекарство...
Я продолжал молчать, и только кивал, в ответ. Видно было, что мой дедушка после второго стопарика,  немного захмелел и ему хотелось поговорить, а я был совсем не против...
- А вот тебе другой  пример — мы с братом тогда жили в Сухуме. Лето, тепло, нашли себе работу, то баржи разгружали, то наоборот загружали. Комната у нас была, не своя конечно, но была, и всё вроде бы хорошо. По выходным в ресторан ходили как все, ели хаш и пили водку, - дедуля задумчиво улыбнулся, даже глаза заблестели, иногда дрались, я знаешь, какой сильный был в молодости, да и брат тоже, как накостыляем им...
- Кому, - улыбнулся я. Дедушка действительно был сильный. Даже сейчас, когда ему за семьдесят, он выглядел молодцом.
- Кому? Да кто попадёт под руку, тому и накостыляем. В основном местные армяне, они любили толпой нападать. Что за народец такой, - он посмотрел на сгоревшую сигарету, прикурил новую, опять улыбнулся и продолжил.
- Как начнём с братом, махать руками,  они и летят в разные стороны, потом в тюрьму нас. Пьяные, молодые, бесшабашные, ох и время же было я тебе скажу, весёлое...
- Ну вот, как то мы с братом подхватили дизинтЕрию, сначала брат, а потом я. Несло нас, ну вот просто ужас, что не съедим, всё вылетает. Брат уже и вставать перестал, всё лежал больше, да и есть тоже перестал, в туалет с кровью ходил, исхудали, как два скелета, и то пробовали, и это, ничего не помогает...
- А к врачу, - спросил я, не пробовали?
- Что-ты, какие тогда врачи, да и откуда, может и был один где-нибудь, время то какое было, двадцатые годы. Дедуля опять задумался, помолчал немного, и произнёс, - тяжёлое время было, тяжёлое...
- Ну вот, решил я сходить на рынок, требухи купить, думаю, сварю и хоть немного поем, и брата накормлю. Купил требуху значит, иду, а меня шатает от слабости из стороны в сторону, и тут чувствую, меня кто-то за руку тянет, оборачиваюсь, а это Василий, мы вместе самшит рубили. Ооо, говорю, Василий, привет, вижу и он обрадовался, и как водится, предлагает в ресторан зайти, отметить встречу.
- Ну что ж, говорю, пошли, взяли бутылку водки, закуску, он по стаканам разлил, выпил и смотрит на меня.
- А ты, что, не пьёшь Михаил, - спрашивает он.
- Да дизинтЕрия у меня, - говорю ему, я давно не ел, если выпью, умру...
- Да я тебя сейчас вылечу, сам недавно болел, даже не вставал, видишь, вылечили, и он берёт солонку, высыпает соль в мой стакан, и доливает водку до краёв, потом помешал ложкой и протянул мне, пей, говорит...
- Да я же вырублюсь, столько выпить на голодный желудок...
- Ничего, - говорит он, я тебя домой дотащю, ты вон какой худой стал, ты главное выпей весь стакан.
- И что, - спросил я.
- Выпил...
- И что?
- Очнулся, лежу дома, на своём тюфяке, и живот не болит. Я обрадовался, поставил варить требуху на печку, а сам побежал за водкой, к духанщику. Вот так и брата вылечил. А потом требуху ел, если б ты знал, какая она была тогда вкусная...
- Конечно, - улыбнулся я, с голодухи всё вкусное.
- Точно, с голодухи, - улыбнулся дедуля. Так что, что ни говори, а водка это лекарство, когда в меру...
- Если в меру, то конечно, - согласился я.
- А я всё-равно люблю вино больше, оно и вкуснее, чем водка, и разговор от него задушевнее...
- Согласен, - ответил я, но пьёшь то ты перед обедом водку, а не вино...
- Так то же для аппетиту, да и изжога у меня от вина, а водка она...
- Как вата, выпьешь и маловата, - улыбнулся я. Ладно дедуля, пойду я купаться, а ты отдыхай.
- Да, - согласился он, надо отдохнуть после обеда, что б жирок завязался...


Рецензии