О превратностях судьбы русской литературы

О превратностях судьбы русской литературы
Почему я поместил эту статью в разделе политики, думаю, вопросов после прочтения её, не будет. Начну с того, что литература ни в одной стране так не  связана с политикой, как в России. Все классики великой русской литературы XIX века не шарахались от политики, но быть "политиканами" им бы не позволил их великий талант, а от такого явления, как популизм, их бы "просто стошнило".
Вот советская литература получалась у многих её "служителей" нашпигованной политизацией, и это "убивало" саму литературу, превращая её "творцов" в бездарей. Впрочем, бездарей в литературе всегда было – пруд пруди, а вот политизированные графоманы – это особое зло для здоровья общества. Я не открою Америки, сказав, что бездарные политизированные  писаки "очень приложили руку" к тому, что страна СССР (уникальное в мировой цивилизации образование) "приказала долго жить". А в новой стране книгочеев резко поубавилось.
Я тут не собираюсь анализировать исчезнувшую советскую литературу, статья пишется с иной целью: попытаться понять, почему сейчас очень редко появляются яркие художественные произведения. Впрочем, высказывания по этому поводу уже были, но многие их пропускают мимо ушей. Литературу убивает то, что она и в России стала товаром, на котором делают деньги таким же образом, как и на любом другом. "Делание денег" теперь самое главное занятие граждан (переплюнули в этом и время до Октябрьской революции) – по крайней мере, ради этого "пекут свои литературные шедевры" подавляющее большинство авторов. А что делать?! Без денег сейчас могут жить только бомжи и лузеры. При этом надо сказать, что время сейчас во всём мире очень своеобразное.
Компьютеры, мобильники, Интернет, невероятно расплодившиеся СМИ так опутывают человеческое сознание информацией, что переваривать её способна далеко не каждая голова, и в результате появилось мнение, что во всём мире "оболванивание людей поставлено на поток" так, как никогда ранее ещё не бывало. В результате приёма огромного количества информации люди теряют или вообще не приобретают способность складывать собственное мнение по поводу того, с чем сталкиваются в жизни, а уж посмотреть на себя со стороны дело для них совсем недоступное…
Так много, как в СССР, в России художественной литературы никогда не читали, причём, даже при Пушкине; речь о содержательной, высокохудожественной. Мне кажется, это получилось потому, что в создании этой страны приняло участие очень много подвижников, которые мечтали преобразовать человеческое общество, резко повысив его образованность, а литературу считали очень "эффективным оружием" воспитания в людях благородства и высокой нравственности.
В этой связи хочу особо отметить писателя Максима Горького, которого после распада СССР сделали чуть ли не негодяем, который будто бы продался большевикам, уничтожившим Россию. Правда, на этом обличении люди, пригвоздившие этого классика русской литературы к "позорному столбу", не остановились, находя "аргументы" поносить вообще всю древнерусскую историю, но я сейчас хочу сказать лишь о стране СССР, о том, что не будь на свете Горького, вся литература советского периода сильно бы потускнела. В СССР не появилось бы многих прекрасных писателей, произведения которых сформировали особый народ – граждан СССР. А вот когда СССР развалили, таких подвижников продолжить дело своих предшественников из драматического периода XX века, можно сказать, одного из весьма трагических в мировой цивилизации, не нашлось.
А ведь русская литература, начиная с того XIX века, который я особо отметил в начале статьи (опираясь на мнение хотя бы великого русского мыслителя Н. Бердяева) стала совершать в России (с человеческим сознанием) буквально чудеса. В СССР появилась (думаю, не я один так считаю) целая плеяда прекрасных писателей. Назову всего несколько имён: Алексея Толстого, М. Булгакова, М. Шолохова, создателей великих романов – но список можно продолжить на многих страницах. Хотя прекрасно себя чувствовали и бездари, каких было – пруд пруди (причём у них дела шли действительно куда глаже, чем у талантов). А вот сейчас подвижников, для которых содержание литературы главное, основное, ради чего они становились писателями, так мало, что кроме скорби по этому поводу, ничего и не выскажешь.
Я уверен, что именно потому, что мыслящие люди выкинули из своих потребностей прочитывание литературы, которая заставляла думать, страдать и радоваться по-особенному, и теперь без неё живёт в России так долго главная её беда: раскол в обществе, который не позволяет развернуть по всей стране (а не только в отдельных местах), повсеместно, дружное строительство такой жизни, когда душа начинает гореть, предчувствуя, что "куётся прекрасное будущее".
А теперь конкретно о главном в заявленной теме. Так какая же была всё же советская литература?!  Скажу так: эпоха, несмотря на многое негативное, всё же прорезалась сквозь стихию и были созданы художественные произведения (назову из их множества одно: "Россия молодая" Ю. Германа), которые питали народный энтузиазм. Но планы подвижников-идеалистов, задумавших новый путь для человечества, выполнить не удалось. И оглянуться не успели, как во все щели полезла обывательщина, которая простым людям вроде ближе, чем жизнь, толкаемая идеями. Вот великая русская литература XIX века, которая была мощным всплеском культуры, которые сопровождают человеческое общество на его пути в неведомое будущее, своё дело сделала. Без неё никакой советской литературы не появилось бы на свет, а советская скончалась как-то, скажем так: не по-человечески, ибо в ней имелось немало шедевров, которые сейчас никто не читает (кроме, извините за слово, "идиотов"). Впрочем все великие явления культуры (как Высокое Возрождение, Импрессионизм) заканчивались, сменяясь новыми явлениями. И поскольку сейчас обывательщина торжествует в мире достаточно широко, ждать чего-то яркого, необычного, будоражащего человеческое сознание, дело вроде дохлое, но эпохи сменяют друг друга разные и терять веру просто глупо. Будем надеяться, что Планета создана на века и придёт новое время. А пока литература – товар, который обыватели разбирают в силу своего разумения.
А. Дорский


Рецензии