Призренская лига и создание албанского государства

Некоторые исследователи объясняют стремление косовских албанцев создать собственное государство на территории КиМ несправедливостью решений Берлинского конгресса 1878 г., в результате которых к Сербии. Черногории и Греции были присоединены "территории, являющиеся этнически албанскими"[322]. Своеобразным ответом на решения Берлинского конгресса[323] стало создание 10 июня 1878 г. в г. Призрен[324] (Метохия) Призренской лиги албанцев.
Эта политическая организация типа паннациональной ассамблеи с представителями от всех территорий, населенных албанцами, стала первой институциональной формой албанского национализма. Если на начальной стадии Восточного кризиса (1876–1877) албанцы активно поддерживали восстания в Герцеговине и Болгарии и отказывались служить в османской армии, то после подписания в 1878 г. Сан-Стефанского мирного договора, не учитывавшего устремления албанцев, произошел коренной перелом в национальном движении. В результате, как пишет Паскаль Миле, бывший министр иностранных дел Албании, вопрос об антиосманском восстании потерял свою актуальность и в политической программе-минимум Лиги появилась цель по защите всех исторически населенных албанцами территорий, которые по решению конгресса были включены в пределы соседних стран. Программа-максимум провозглашала объединение всех территорий в автономное государство под властью Османской империи[325].
Приведу лишь небольшие и самые показательные отрывки из программы Призренской лиги. "Цель нашей Лиги - не принимать и остаться на расстоянии от любой власти, кроме Порты, и бороться с оружием в руках за защиту всей территории. Наша главная цель сохранение царских прав неприкосновенного его величества султана, нашего господина. Поэтому все те, кто этому противится и мешают миру, те, кто стремится ослабить авторитет власти, те, кто этому помогает, будут рассматриваться как враги нации и родины…
Мы будем защищать наши жизни, богатство и честь на основе высокого религиозного закона Шариата… Если Сербия мирным способом не уйдет с бесправно занятых территорий, то мы пошлем против нее башибузуков (хакинджилеров), и будем стараться до конца занять те территории, и в том же ключе будем действовать против Черногории…
На основе данного слова, мы, представители непобедимых героев Северной Албании, Эпира и Боснии, тех героев, которые с рождения не знают другой игры, кроме оружия, и которые готовы отдать свою кровь за Царство, за нацию и за родину… (курсив везде мой. - Е.П.)"[326].
Лига развила бурную деятельность, ее отделения были созданы по всей Албании, в Косове и в Западной Македонии, а в ряде регионов ее ячейки даже установили контроль над местной администрацией. После отказа правительства Османской империи обсуждать вопрос о создании автономного албанского вилайета в 1880 г. руководство Лиги заявило о разрыве связей с Портой, а ее вооруженные силы заняли основные центры Косова и Западной Македонии. На этих территориях была сформирована местная албанская администрация, подчиненная временному правительству Лиги. Причем если собственно в Албании комитеты Лиги были заняты внутренними конфликтами, то Космет стал ядром национального сопротивления, в которое были вовлечены широкие слои албанского населения края. Однако радикальное временное правительство в Призрене не получило поддержки более умеренных комитетов Северной и Южной Албании. Поэтому, когда в 1881 г. в Космет вступила турецкая армия, движение было быстро подавлено. Призрен после некоторого сопротивления был захвачен турками, затем власть империи была восстановлена и в других областях Косова и Метохии. Призренская лига прекратила существование, и албанский национализм временно сдал свои позиции[327].
В конце XIX в. в Косове и Метохии усилилось албанское просветительское движение, была создана целая сеть школ и культурно-просветительских обществ. В национальном движении наметился раскол на сторонников автономии и независимости албанских земель. В 1896–1897 гг. в результате усиления панславянской агитации в Космете и Македонии, а также в связи с возникновением претензий иностранных держав (в частности, Австро-Венгрии) на установление протектората над Албанией начался новый подъем национального движения. Центром движения вновь стали территории Метохии.
В 1897 г. сложился союз косовских городов (Призрен, Печ, Приштина) в поддержку самоуправления Албании, а в 1899 г. в Печи (в сербском языке Печ - слово женского рода; на албанском - Пея) была учреждена Албанская лига, целью которой стала организация борьбы за объединение и автономию албанских земель. Эта наследница Призренской лиги также была военно-политическим образованием, состоящим из военных формирований и местных комитетов. Однако в 1900 г. турецкие войска вновь успешно подавили выступления албанцев и в Космете, и в Албании.
Несмотря на явное поражение, Призренская и Албанская лиги не только дали сильный толчок дальнейшему росту албанского национализма, но и стали символом великоалбанских настроений. В последующие годы были основаны новые общества и организации, ставящие цель подготовить албанцев к "решающей битве" за независимость[328]. Албанские интеллектуалы того периода разработали фрагментарные национальные концепции и программы, но не смогли предложить целостную идеологическую платформу. Более-менее четкое выражение албанской национальной идеи конца XIX в. можно найти в книге Сами Фрашери "Албания - какой она была, какая она есть и какой она будет"[329]. Однако вплоть до Балканских войн (1912–1913)[330] лидеры албанского национализма не были готовы видеть Албанию независимым государством, отделенным от Османской империи[331].
Новый виток в развитии албанского национализма связан с первой Балканской войной. В октябре 1912 г. Болгария, Греция, Сербия и Черногория объявили войну Османской империи, пытаясь вернуть свои исторические территории, которые к тому моменту были населены этническими албанцами[332]. В этих обстоятельствах Национальное собрание во Влоре с представителями от всех территорий, населенных албанцами, провозгласило Албанию свободным и независимым государством. 17 декабря 1912 г., "в первый день заседаний Лондонской конференции послов было принято решение о создании автономной Албании под контролем шести европейских держав и с учетом особых интересов Австро-Венгрии и Италии"[333], а во второй половине 1913 г. была окончательно признана независимость албанского государства в современных границах.
По мнению албанской стороны, присоединение по решению великих держав земель Космета и Западной Македонии, где албанское население составляло к тому моменту большинство, к Сербии и сохранение провинции Камерия в составе Греции является корнем современного албанского и косовского вопросов[334]. Согласно другим источникам, проживающие в то время на территории "этнических албанских земель" албанцы составляли лишь 30 % от общей численности совокупного населения территорий[335].


Распад Югославии и двоевластие в Космете
В начале 1990-х годов распад Федерации стал очевидным: республики Хорватия и Словения встали на путь отделения, подкрепляя свои шаги "юридическими актами" - решениями республиканских парламентов, принятием деклараций, волеизъявлением граждан на референдумах. По их стопам пошел автономный край Сербии - Косово и Метохия.
2 июля 1990 г., в тот же день, когда в Любляне была принята "Декларация о полном суверенитете государства Республики Словении", албанские делегаты Скупщины КиМ проголосовали за "Конституционную декларацию", которая провозглашала край республикой. В ответ парламент Сербии распустил краевую скупщину, обосновывая это решение царящими в Космете беззаконием и нарушением порядка. Тогда 7 сентября делегаты распущенной скупщины в обстановке полной секретности приняли новую конституцию края, провозгласившую Косово и Метохию республикой, граждане которой должны будут впредь сами решать свою судьбу. Этот акт был расценен Белградом как антиконституционный и подрывающий территориальную целостность Сербии. В условиях распада всей Федерации вряд ли какие-либо меры смогли бы смягчить этот конфликт. Он уже перерос не только республиканские, но югославские границы, став фактором мировой политики, - косовский кризис можно было использовать как инструмент давления на Сербию. Нужно было лишь дождаться часа "X", когда вмешательство принесет максимальные дивиденды.
С момента внесения поправок в Конституцию Сербии - март 1989 г. - албанцы утверждали, что автономия края уничтожена. В крае развернулась кампания гражданского неповиновения и началась массовая бессрочная забастовка, были созданы "параллельные структуры власти" - подпольные парламент и правительство. Албанские учителя отказались следовать новой школьной программе и выразили желание учить детей по албанским программам соседней Албании на албанском языке. В ответ власти отказались финансировать албаноязычное обучение. Тогда албанские дети перестали ходить в государственные школы, а занятия стали проводиться в других местах - в гаражах, на квартирах, в частных домах. Фактически школы и Приштинский университет продолжили работу в условиях подполья. По некоторым данным, нелегальная система образования охватывала 400 тыс. детей (480 школ) и 15 тыс. студентов, которые обучались на 13 факультетах университета и в семи высших школах[406].
В результате весь край разделился на два параллельных общества - албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свои просвещение и культуру. В экономике, несомненно, доминировали албанцы, которые создавали частные фирмы и владели значительным капиталом. В политических структурах преобладали сербы, поскольку албанцы бойкотировали выборы и отказывались от любых административных должностей. Осенью 1990 г. по приказу бывшего начальника краевого управления внутренних дел Юсуфа Каракуши 3 тыс. албанцев уволились со службы из органов внутренних дел края и создали нелегальную полицию Косова. В 1994 г. было сформировано подпольное Министерство внутренних дел так называемой "Республики Косово" с семью отделениями и с центром в Приштине.
В 1990 г., когда в Югославии начала формироваться многопартийная система, в крае возникли албанские политические партии, выступавшие с программами поддержки равноправного положения албанцев в республике: Демократическая лига Косова, Партия демократической акции, Демократическая мусульманская партия реформ. Позже появились Албанская демохристианская партия, Крестьянская партия Косова, Парламентская партия Косова, Социал-демократическая партия Косова.
Демократическая лига Косова (ДЛК), созданная в 1989 г., стала самой большой политической партией края, а авторитет ее лидера, писателя и диссидента Ибрагима Руговы[407], был неоспоримым. Он звал своих сограждан на организацию мирного отпора "сербской оккупации", опасаясь последствий серьезных столкновений. Позже, в 1994 г., ДЛК станет ведущей партией, "лидером национального движения за независимость Косова"[408].
Первые многопартийные выборы в 1990 г. на территории Космета албанское население края бойкотировало. На участки пришли всего 18,61 % избирателей (в первом туре), преимущественно сербы. Практически все голоса были отданы Социалистической партии Сербии, получившей 30 из 34 мест в легальном парламенте края. С этого времени большинство албанцев бойкотировали все выборы в государственные институты Республики Сербии и СРЮ, исключив тем самым албанское меньшинство из процесса ведения государственных дел.
В сентябре 1991 г. косовские албанцы провели референдум о независимости края, единодушно высказавшись за создание независимой республики, а в мае 1992 г. - выборы президента и парламента. Сербы в этих процедурах участия не принимали. Хотя руководство Сербии объявило эти выборы незаконными, оно не слишком мешало их проведению. Албанцы отдали свои голоса И. Ругове (больше 95 %) как президенту "Республики Косово" и его партии - ДЛК (78 %). Кстати, для того чтобы выразить свою поддержку албанцам, на выборы приехали делегации ряда стран и международных организаций[409].

Изучая историю косовского вопроса, следует помнить, что суть косовской проблемы состоит не только в столкновении интересов большинства албанского населения края, которые выражались в стремлении отделиться от Югославии, создать свое национальное государство на Балканах, объединившись с Албанией, и интересов Сербии и Югославии, отстаивавших целостность своей территории. Определяющую роль в развитии косовского конфликта сыграла третья сторона - мировые теневые структуры, в значительной степени направлявшие действия руководителей стран Запада, спецслужбы, транснациональные компании. Причем албанцы при поддержке внешних интересантов использовали не просто жесткие, но жесточайшие методы давления на руководство Сербии и СРЮ посредством физического уничтожения сербского населения края. Подробно об этом будет сказано во второй и третьей главах.
Из-за развала страны, последовавших событий в Хорватии, Боснии и Герцеговине, санкций, введенных ООН против Сербии и Черногории в мае 1992 г., решение косовской проблемы отодвинулось. Однако деятельность нелегальных органов края не прекращалась ни на один день, как, впрочем, и террористические акты, нападения на представителей ЮНА и позже Армии Югославии (АЮ), убийства мирных граждан, поджоги сербских домов и культовых сооружений.
Руководство Сербии удерживало ситуацию под контролем только силой находившихся там полицейских, будучи убежденным, что косовский вопрос можно решить конституционными изменениями и усилением полицейского присутствия в крае. Как сообщали албанцы, полиция постоянно водила их на так называемые "информационные разговоры", осуществляла обыск в албанских селах, арестовывала мужчин и подвергала их допросам, а иногда избивала, держала под контролем все дороги, регулировала общественную жизнь, средства массовой информации[410]. При этом правительственная пропаганда упорно повторяла, что косовской проблемы не существует, что албанский сепаратизм побежден, что все, кому не нравятся порядки в Косове, могут покинуть край[411]. Одним из немногих, кто попытался изменить ситуацию, был известный писатель Добрица Чосич, бывший в 1992–1993 г. президентом Югославии. Выдвигая идею раздела Косова, он пригласил руководителей албанского сепаратистского движения на переговоры. Однако албанцы идею переговоров отвергли[412].
Один из албанских оппозиционеров Шкельзен Маличи отмечал в 1994 г… что албанцы старались не отвечать на полицейские репрессии, и потому "албанское движение уже четыре года практически топчется на месте". Однако пауза была потрачена на политическую консолидацию, на усиление позиций Демократической лиги Косова и ее лидера[413]. Это было "время Руговы". Действительно, "терпеливый и хитрый", как его характеризовал Ш. Маличи, Ругова много сделал для того, чтобы привлечь внимание Запада к проблемам Косова. Он просил разместить в крае военные силы ООН и НАТО, а позже стремился убедить Запад в необходимости "гражданского протектората". Во время поездки в США в 1993 г. он получил заверения Вашингтона, что снятие санкций с Югославии будет обусловлено решением проблем края[414].
Территории Македонии и Черногории, населенные албанцами, никогда не исключались из планов косовских албанцев. Когда в 1994 г. шли переговоры по Боснии и Герцеговине, И. Ругова ожидал, что сербы из Боснии вступят в конфедеративные отношения с Сербией, что значительно облегчило бы албанцам КиМ задачу вступления в конфедеративные отношения с Албанией. Он мечтал о том, что Косово станет независимой республикой, открытой для Сербии и Албании, а албанцы в Черногории получат автономию. Для албанцев Македонии он готовил "статус государствообразующего народа". Это дало бы албанцам в Македонии право требовать предоставления статуса автономии, а возможно, и республики. Осенью 1994 г. в выступлениях Руговы часто звучали идеи объединения Косова с Албанией[415].
С момента распада Югославии косовский вопрос превратился в вопрос мирового значения. До 1990-х годов борьба вокруг него носила преимущественно закрытый характер. Этап интернационализации проблемы края начался в середине 1990-х годов, когда в Дейтоне (ноябрь 1995 г.) снятие санкций с Югославии было тесно увязано с решением "вопроса Косова" и сотрудничеством с Гаагским трибуналом. Фактически с 1995 г. албанский сепаратизм вступает в решающую фазу, которая завершится провозглашением "независимости" края 17 февраля 2008 г. Однако это не означает окончательного решения косовского вопроса.
Итак, весной 1996 г. напряженность в крае резко обострилась. Убийство сербом албанского юноши вызвало ответные акции албанцев - нападения на полицейских, расстрел посетителей кафе, убийство патрульных. Власти провели массовые аресты. Международная общественность в очередной раз обвинила сербские власти в нарушении прав человека, в физическом насилии и даже пытках арестованных. Комиссия по правам человека Экономического и социального Совета ООН подготовила проект резолюции "Положение в области прав человека в Косове", в котором отмечалось, что к албанцам в Югославии применяются пытки, апартеид, убийства, этническая чистка и геноцид[416]. Однако, как отметил Б. Бутрос-Гали в своей записке от 12 ноября 1996 г., специальный докладчик Комиссии по правам человека Элизабет Рэн, побывавшая в автономный край, "не смогла подтвердить эту информацию"[417].
Тем не менее вирус дезинформации был запущен, процесс по демонизации сербов вступил в завершающую стадию. В 1997 г. к решению "проблемы Косова" активно подключилось мировое сообщество в лице ООН, ОБСЕ, Контактной группы, руководства отдельных стран. Заявку на свое участие в урегулировании в Космете сделала и НАТО. Североатлантический блок уже в августе 1997 г. предупредил югославского президента о возможности вооруженного вмешательства в конфликт с целью предотвращения дальнейшего кровопролития. Кстати, весьма показателен еще один факт. Буквально сразу после выборов 1992 г. 42-й президент США Билл Клинтон в одном из выступлений, затронув тему Балкан, заявил, что в случае сербско-албанского конфликта США будут на стороне албанцев и обязательно им помогут. В 1999 г. Клинтон сдержал свое слово, но знал об интервенции уже в 1992 г.! Как верно заметил молодой, но уже известный французский писатель Максим Шаттам, "история не рождается сама по себе, она пишется, она создается"[418]. Кто ее настоящие создатели и творцы? В настоящей книге мы постараемся ответить на этот вопрос.

В январе 1998 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию о положении в СРЮ, особо остановившись на событиях в Космете. Этому же вопросу было посвящено заседание парламента ОБСЕ, а Совет министров ЕС принял специальную декларацию по косовской проблеме. В это же время в Приштине и в Белграде с визитом находился спецпредставитель США на Балканах Роберт Гелбард. Он привез Слободану Милошевичу предложения о ряде уступок со стороны США в обмен на уступки в отношении албанцев Косова. Среди них: организация чартерных рейсов югославских самолетов в США, открытие консульства СРЮ в США, увеличение уровня югославского представительства в ООН, возможность участия в Пакте стабильности для Юго-Восточной Европы. В Москве 25 февраля состоялось заседание Контактной группы на уровне политических директоров, которые занимались проблемами Косова. В марте Белград посетили министры иностранных дел Франции и Германии, предложившие свой проект урегулирования проблемы.
Все международные организации и посредники осуждали насилие, выступали за диалог между сербами и албанцами при посредничестве третьей стороны, за присутствие представителей мирового сообщества в Космете, за расширение автономии края. Однако нигде больше, ни на постъюгославском, ни на постсоветском пространстве, Запад столь открыто не поддерживал ни одно из самопровозглашенных государственных образований. Напомню, что весной 1998 г. Югославии было предложено заключить трехгодичное соглашение, по которому НАТО получала бы возможность ввести в Космет 30 тыс. военнослужащих для обеспечения мира и демократических выборов (!). Это предложение было расценено сербскими властями как вмешательство во внутренние дела государства. Но уже в октябре 1998 г. Милошевич после многодневных изнуряющих переговоров под угрозой агрессии (по некоторым сведениям, решение о бомбардировках Союзной Республики Югославии было принято летом 1998 г.) был вынужден заключить соглашение с американским представителем Ричардом Холбруком, по которому небо над Косовым и Метохией предоставлялось для патрулирования натовским самолетам-разведчикам, а в сам край вводилось 2 тыс. наблюдателей ОБСЕ. Кроме того, из края выводился сербский спецназ. Впрочем, это решение не удовлетворило страны НАТО и, прежде всего, США.

Переговоры в Рамбуйе в феврале 1999 г., имеющие своей целью заставить Сербию согласиться с условиями Контактной группы по бывшей Югославии, а именно на отделение Космета, закончились безрезультатно. В тот момент и не могло быть по-другому. Дело в том, что от Белграда Запад требовал, во-первых, размещения подразделений НАТО не только в Космете, но на всей территории СРЮ. Во-вторых, ареста всех подсудимых МТБЮ. В-третьих, проведения через три года после введения натовских войск референдума о независимости КиМ. Сам Клинтон по этому поводу сказал: "Если бы я был на месте Милошевича, то не принял бы такие требования". Иными словами, Запад изначально выдвигал условия, неприемлемые для Белграда. Здесь уместно провести исторические параллели. Таким же изначально неприемлемым был состоящий из десяти пунктов ультиматум Австро-Венгрии, врученный сербскому правительству 23 июля 1914 г. Как известно, тогда Сербия приняла все условия ультиматума, за исключением шестого пункта - об участии австрийцев в расследовании убийства в Сараево принца Франца-Фердинанда, поскольку оно нарушало суверенитет страны. Однако этого было достаточно для усиления ультиматума и в конце концов объявления войны. Так и в 1999 г. переговоры в Рамбуйе стали формально отвлекающим маневром, но фактически предтечей войны, casus belli. Используя формулировку о нарушении прав человека, в отход ООН Совет НАТО выдвинул Милошевичу ультиматум: либо отделение Косова, либо нанесение удара с воздуха с целью защиты прав албанского меньшинства[419].
Сербия не согласилась с отделением края и, как известно, 24 марта 1999 г. натовские войска начали необъявленную войну против Союзной Республики Югославии[420]. Бомбардировки, которым были подвергнуты города и села Сербии, Черногории и самого автономного края, привели к серьезной гуманитарной катастрофе. Подробно о разрушительных экономических, геополитических и геостратегических последствиях военной интервенции НАТО, а также о тех силах, которые работали над созданием "независимого" Косова, и о том, что из этого получилось, в следующих главах.

Глава II

Освободительная армия Косова - орудие мировой закулисы


История возникновения, финансирование, тактика
Историю возникновения ОАК следует вести с середины 1970-х годов, когда в автономном крае Сербии - Косове и Метохия - сформировались нелегальные "революционные марксистские группы", боровшиеся как против "титоистского режима", так и за республиканский статус Косова. Активными участниками тех радикальных групп были широко известные сегодня личности - Хашим Тачи, Рамуш и Люан Харадинай, Джавит Халити, Джафер Шатри, Захир Паязити, Адем Яшари и др.
Активизация борьбы Службы безопасности Сербии против подобных структур особенно после событий 1981 г. вынудила многих оппозиционеров бежать из страны. Так, Д. Шатри эмигрировал в Швейцарию, где организовал Движение за албанскую республику в Югославии. Другой "революционер", Д. Халити, считая себя "либералом" и "антиэнверистом", был тесно связан с правительством Албании и лидерами албанского сталинизма. Халити и его организация "Народное движение за республику Косово" (НДРК) - одни из первых стали использовать тактику террора: организовывали нападения на сотрудников ЮНА, полицию и сербское население в Косово. Ряд экспертов полагают, что Рамиз Алия - последний коммунистический лидер (1985–1991 гг.) и первый президент посткоммунистической Албании (1991–1992 гг.) лично дал разрешение Д. Халити организовать обучение его вооруженных формирований на территории Албании[422].
Кроме Албании, косовских боевиков пестовали многие западные страны. Некоторые авторы считают, что ОАК стала продуктом "Народного движения Косова" (НДК), созданного косовскими албанцами в 1982 г. в немецком городе Ульм в ответ на подавление прокатившихся по краю протестов в марте-апреле 1981 г.[423] Относительно идеологии и методов борьбы в НДК существовали разногласия. Так, близкие по идеологии к энверистам[424] члены организации отрицали вооруженную борьбу как средство достижения целей. Другие, возглавляемые обосновавшимся в Лондоне Плеуратом Сейдиу, поддержали курс на вооруженную борьбу против сербской армии и полиции, а также против коллаборационистов из числа албанцев и активно готовились к ведению партизанской борьбы.
В результате возобладало радикальное крыло и в течение 1993–1994 гг. НДК было переименовано в Ushtria Qimtare a Kosoves[425], что в русском переводе означает Освободительная армия Косова. Это подтверждает также один из активных деятелей этой организации - Рамуш Харадинай[426]. С того момента группа, состоящая из пяти-семи членов ОАК, регулярно встречалась в Косове с целью разработки тактики борьбы и привлечения остальных групп. Правда, доподлинно неизвестно, был ли одним из этих людей ныне действующий премьер-министр Косова Хашим Тачи[427]. По сербским данным, основателем и вождем ОАК до своей смерти в 1998 г. был Адем Яшари, который в начале 90-х годов создал террористическую группу Яшари. После его смерти и до формального роспуска в 1999 г. ОАК возглавлял X. Тачи.
Немецкие исследователи А. Хейнеманн-Грюдер и В.Х. Паэс обращают особое внимание на роль, которую в становлении незаконных вооруженных формирований в Косове сыграл "пацифист" Ибрагим Ругова. Именно он, будучи инициатором создания теневого правительства и первым теневым президентом Косова, в период с 1990 по 1993 г. активно работал над созданием вооруженных отрядов территориальной обороны (ТО) края как силы, необходимой для борьбы с сербской армией. Если ОАК создавалась, в основном, за пределами Косова, то Ругова пытался создать армию в самом крае.

По его замыслу численность вооруженных сил Косова или ФАРК (For;at е Armatosura t; Republik;s s; Kosov;s) должна была достигать 40 000 резервистов[428](!). Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В этой организации служили преимущественно офицеры-албанцы, дезертировавшие из югославской народной армии, а рядовых было мало. Помимо сложностей с мобилизацией комбатантов ФАРК столкнулась с огромными трудностями в приобретении оружия. В 1993 г. формирование территориальной обороны вообще было приостановлено - сербские власти арестовали почти всех членов генерального штаба ФАРК. Остальные сотрудники ФАРК уехали в Албанию, где они продолжили военную подготовку. Однако после отставки в 1997 г. президента Албании Сали Бериши боевики ФАРК оказались в затруднительном положении. Кроме того, осенью 1998 г. несколько членов этой организации были арестованы за участие в попытке государственного переворота. Буяр Букоши, как один из руководителей ФАРК, неоднократно отрицал свою причастность к попытке переворота. Тем не менее, отношения ФАРК с социалистическими правительством Фатоса Нано оказались гораздо более напряженными, чем у ОАК. Окончательно ослабило организацию убийство лидера ФАРК полковника Ахмеда Красничи, которое произошло в Тиране 21 сентября 1998 года. Учитывая борьбу за лидерство в крае, которая велась между руководством ФАРК и ОАК, это убийство было в интересах Освободительной армии. Однако прямых доказательств этому нет.
Несмотря на явное ослабление ФАРК, правительство Букоши в конце марта - начале апреля 1998 г. приняло решение вступить в военные действия на территории КиМ. В конце июня 1998 г. три бригады ФАРК, общей численностью 300 боевиков, перешли границу края. Около 3000 бойцов присоединились к ним уже в Космете. Попытка установить контроль над всеми вооруженными формированиями края у ФАРК провалилась: боевики ОАК арестовали и разоружили солдат конкурентной группировки.
В ноябре 1998 г. с территории Албании в КиМ проникла еще одна бригада ФАРК, которая некоторое время выступала согласованно с руководством ОАК. а впоследствии полностью интегрировалась в Освободительную армию. Это, однако, не сняло всех противоречий между руководством военных формирований: группы Букоши периодически подвергались арестам и избиениям со стороны ОАК. Столь жесткое противостояние между ФАКР и ОАК имеет не только политические и экономические причины (борьба за власть и ресурсы, прежде всего финансовые потоки), но и тактические. Если правительство Руговы Букоши сделало выбор в пользу "правильного" вооруженного сопротивления, которое распространялось только на военных, то командиры ОАК выбрали тактику террора, запугивания мирного населения и создания невыносимых условий жизни для неалбанского населения. Фактически ОАК применяла методы этнического терроризма или геноцида[429].
Эти методы преследовали одну главную цель - не просто отделение Косова от Сербии или создание Великой Албании, но создание этнически чистого албанского пространства. И Косово в этом случае лишь начало албанизации юга Европы. Однако, несмотря на все зверства, творимые ОАК, без помощи внешних интересантов она не смогла бы добиться своих устремлений по созданию этнически чистого Косова. Окончательная победа ОАК пришла вместе с силами КФОР, благодаря которым власть в крае целиком перешла в руки Хашима Тачи и криминальных структур[430].

Однако вернемся к истории деятельности ОАК. В конце 1997 - начале 1998 г. на территории Албании были сформированы и прошли обучение несколько бригад ОАК. В июне 1998 г. первые три из них приняли присягу. Тогда же началась регулярная переброска бандформирований в Косово и Метохию. В документах Международной кризисной группы (МКГ) зафиксировано, что "открыто действовать ОАК начала 28 ноября 1997 г. (дата, отмечаемая албанцами как День Флага). На похоронах убитого сербами этнического албанца двое повстанцев сняли свои маски и объявили, что они сражаются за независимость Косова, вызвав эйфорию среди рядовых албанцев в Приштине"[431]. Однако еще в начале 1997 г. в албаноязычные СМИ поступило несколько факсов, в которых организация "Освободительная армия Косова" брала на себя ответственность за нападения, совершенные на мирных сербов и представителей власти. Обратим внимание, что по сути речь идет о начале открытой партизанской войны.
Выход ОАК на политическую сцену в 1997–1998 годы во многом связан с внешними факторами. Во-первых, к этому моменту была решена участь сербских анклавов в Хорватии и Боснии-Герцеговине, но осталось немалое количество хорошо обученных боевиков, сражавшихся на стороне хорватов и боснийских мусульман. Во-вторых, Сербия и СРЮ, измотанные и санкциями, которые длились 1584 дня с июля 1991 по октябрь 1996 г., и огромными потоками беженцев, тем не менее не собирались превращаться в марионеток Запада и проводить неолиберальные реформы по рекомендациям МВФ. Фактически эта страна оставалась единственным не съеденным акулами капитализма балканским куском.
В-третьих, весной 1997 г. произошла "анархизация Албании, во время которой были разграблены военные склады, что превратилось для ОАК в несомненный источник получения оружия"[432], практически в неограниченном размере. Например, Т. Джуда отмечает, что в результате грабежей военных складов только автоматов Калашникова оказалось на рынке более 1 млн штук, не говоря уже о фанатах, минометах и противотанковых боеприпасах (РПГ-7 и РПГ-8). Цена на оружие упала до неимоверных пределов - 16 долл. стоил новый Калашников![433]
Доставка оружия на территорию Косова осуществлялась разными способами. Незначительные партии ввозились на мулах и ослах через горы на границе с Албанией. Куда более серьезные поставки осуществлялись посредством так называемых гуманитарных конвоев. Однако для беспрепятственного их движения КиМ нужно было объявить зоной гуманитарной катастрофы и ослабить или убрать вообще югославскую армию из края. Сделать это удалось после ответных действий югославской армии и сербской полиции на террористические вылазки ОАК. Полагаю, что активизация косовского кризиса связана еще с одним внешним фактором - прямым интересом легальных и нелегальных торговцев оружием. В начале декабря 1997 г. косовская тема "неожиданно" возникла на заседании Совета по выполнению Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине. До этого, в августе 1997 г. руководство НАТО предупредило президента Югославии о возможности вооруженного вмешательства в конфликт с целью защиты прав граждан Косова. Активный интерес к косовскому вопросу всех международных организаций и отдельных государств закончился закономерным для мирового сообщества решением - весной 1998 г. были введены санкции против СРЮ. Одновременно были приняты решения о поставке гуманитарных грузов.
Поразительно, но именно с весны 1998 г. ОАК перешла на тяжелое вооружение. Очевидно, что без помощи международных организаций и частных структур здесь не обошлось. Например, немецкое агентство новостей DPA 12 апреля 1999 г. сообщало, что итальянская полиция обнаружила склад оружия, предназначенного для ОАК. На складе было найдено около 30 т (!) военных материалов и оборудования. Среди прочего были найдены гранатометы и боеприпасы. Все это планировалось перевозить на грузовиках с боснийской регистрацией в качестве гуманитарной помощи организации Caritas для беженцев из Косова[434]. Еще одним каналом поступления вооружения в КиМ послужило разграбление складов ЮНА, которые имелись в достаточном количестве по всей Югославии. Серьезные поставки вооружения косовским боевикам осуществлялись с территории Хорватии и Боснии.

Однако оружие никто никогда не предоставляет бесплатно. Деньги на вооруженную борьбу собирали буквально всем миром. Одним из каналов пополнения кассы ОАК служила албанская диаспора. Например, только в Германии в начале 90-х годов проживали около 250 тыс. албанцев, из них 140 тыс. - из Косова. В Зигбурге работало демократическое объединение албанцев в Германии, которое возглавлял Ибрагим Келменди. Только его вспомогательный фонд "Отечество зовет" уже в 1998 г. переправил ОАК 7 млн марок. Разместившая в Швейцарии Демократическая лига Косова и ее филиал в Германии, возглавляемый Якупом Красничи, также активно собирал деньги[435]. Надо отметить, что сбор средств осуществляла активно (буквально под страхом смерти) именно албанская диаспора, а не только выходцы из Косова. Албанцы, проживавшие за рубежом, отчисляли пожертвования в размере 3 % от своих доходов в фонды "Народного движения Косова". Известно, что в конце 1997 г. разразился спор между руководством ОАК и Демократической лиги об управлении средствами фондов. Победу в этом споре одержала ОАК.
Есть также данные, неподтвержденные официально, что значительное финансирование выделялось ОАК правительственными структурами Албании. Кроме того, сбор средств осуществляли структуры, самым непосредственным образом связанные с "Аль-Каидой". Среди них - "Эль-Харамейн" (организация пожертвований для мусульман), "Организация саудовской особой помощи для Косова", "Всемирный фонд помощи" (создан по инициативе бин Ладена), "Игасса", "Гуманитарный исламский фонд", "Фронт исламского спасения" и др.
По данным сербских, отечественных и многих зарубежных источников, львиная доля средств, которые шли на финансирование ОАК, поступала от торговли наркотиками и другой криминальной деятельности (вымогательство, рэкет, отмывание денег, проституция и др.) албанской мафии, пустившей глубокие корни в США, Швейцарии, Германии и Австрии[436]. Считается, что к началу 1999 г. ОАК располагала средствами от 500 до 900 млн марок, по крайней мере половина из которых происходит от незаконного оборота наркотиков. В докладе директора ЦРУ Джорджа Тенета, кстати, по матери этнического албанца, Комитету национальной безопасности Сената США от 2 февраля 1999 г. отмечалось, что "основная часть финансирования Освободительной армии Косова поступает от криминальных связей"[437]. В документах Интерпола из года в год отмечалась устойчивая связь "между политическими/военными образованиями Косова и албанской организованной преступностью". Даже спецпредставитель Б. Клинтона на Балканах Роберт Гелбард охарактеризовал ОАК так: "Вне всякого сомнения, это террористическая организация"[438].
Параллельно со сбором средств шло обучение боевиков. Подготовка к вооруженному сопротивлению, как уже отмечалось, началась задолго до возникновения собственно Освободительной армии. Боевым искусствам молодые косметские албанцы учились в спортивных клубах края. Сторонников вооруженной борьбы в конце 80-х - начале 90-х годов было не много - 200–300 человек[439]. Активное обучение боевиков ОАК началось с 1996 г. сначала на севере Албании, а с 1998 г. в этот процесс включились частные фирмы, организовавшие обучение албанцев военному искусству в США, Великобритании и Германии. Не позднее 1999 г. в военной подготовке непосредственное участие стали принимать офицеры ЦРУ Этот вывод можно сделать по косвенным данным, хотя есть и масса свидетельств участников тех событий[440].
Например, американские военные с начала 1990-х годов активно осваивали пространства Албании. Только за 1995 г. в стране состоялось девять совместных албано-американских учений и 250 иных мероприятий - семинаров, обучающих программ, поездок албанских офицеров в Пентагон. В конце того же года в Албании началось строительство учебного центра американской морской пехоты. Военными аэродромами на территории Албании США стали пользоваться, причем бесплатно, еще с 1994 г. Фактически база для обучения боевиков ОАК была подготовлена при непосредственной материальной и технологической помощи США. Как уже отмечалось, активное обучение комбатантов началось в 1997–1998 гг. - именно тогда, когда была создана необходимая инфраструктура.
Рука профессиональных военных очевидна и в организации ОАК. Так, до 1999 г. эта террористическая группа имела лишь название "армия", а на самом деле была представлена соперничающими бандами и вооруженными гражданскими лицами, без какой-либо вертикальной иерархии управления, и не имела четкой организационной структуры. Только в феврале 1999 г., когда был создан штаб под руководством Сулеймана Селими, вырисовываются контуры командной структуры. В начале мая 1999 г. руководителем штаба стал Агим Чеку, а Хашим Тачи - "политическим" представителем ОАК. Генеральный штаб размешался в Ораховце и курировал деятельность восьми оперативных зон, между которыми была разделена вся территория Косова. Весьма показательно, что после введения миротворческих сил оперативное деление края почти не изменилось. Сохранили свои посты и большинство полевых командиров ОАК:
1. Самой крупной была оперативная зона Лаб, охватывавшая общину Падуево с 18 тыс. боевиков. Командир зоны - Рустем Мустафа - с 2000 г. региональный командир Корпуса защиты Косова (КЗК);
2. Оперативная зона Дреница охватывала общины Глоговац и Србицу, часть Косовской Митровицы, Клину, Обилич и могла выставить до 3 тыс. боевиков. Командир зоны - Сами Люштаку - с 2000 г. региональный командир КЗК;
3. Оперативная зона Шаля со штабом в Байгори могла выставить до 1 тыс. вооруженных боевиков. Командир зоны - Рахман Рама - с 2000 г. региональный командир КЗК;
4. Оперативная зона Неродимлье (1500 бойцов) контролировала территории общин Липлян, Урошевац, Качаника и Сува Река. Ее штаб размещался в селе Иезерце. Командир зоны - Шукри Буя - с 2000 г. региональный командир КЗК;
5. Оперативная зона Дрим также могла собрать под ружье 1500 боевиков и контролировала общины Ореховац, часть Сувой Реки и Клина. Штаб размещался в селе Пагаруша;
6. Оперативная зона Дукаджин (общины Дечани, Печ, Джаковица. Клина) включала около 700 террористов. Штаб располагался в селе Яабланица. Командир зоны - Рамуш Харадинай - с 2000 г. региональный командир КЗК,
7. Оперативная зона Паштрик (общины Призрен и Сува Река) - около 600 террористов. Командир зоны - Тахир Синани;
8. Оперативная зона Карадак (община Гньилане и прилегающие к ней территории). Штаб был расположен в селе Жеговце. Командир зоны - Ахмед Исуфи[441].
Простым сложением приведенных данных получим, что ОАК насчитывала 26 300 боевиков. Хотя, полагаю, цифры могут быть завышены. Кроме того, есть данные, что на стороне албанцев с 1998 г. сражались добровольцы из числа связанных с "Аль-Каидой". Например, сириец Абу Абед Эль-Рахман Аймани - глава базы "Муджахедин" в Боснии, алжирец Камэль Лармани - руководитель группы "Игасса" в Косове и палестинец Абу Хамза, отвечавший за переброску террористических групп из Боснии в Косово, помогли создать на территории края организацию, состоящую из исламских террористов-иностранцев - "Отряд Абу Бакара Саддика". Эта группа была создана в мае 1998 г., включала в себя 210 боевиков из Албании, Македонии, Боснии и Саудовской Аравии, многие из которых имели связи с "Аль-Каидой"[442].
Помимо этого отряда на стороне ОАК действовали многочисленные наемники из стран Ближнего Востока, Албании, Германии, Франции, Британии, Голландии, Хорватии. В то же время некоторые боевики ОАК прошли подготовку в тренировочных лагерях различных террористических организаций на Ближнем Востоке: в Турции, Ливане, Судане, Афганистане[443]. Важен также следующий факт. В октябре 1998 г. в Пакистане прошел съезд исламских организаций, на котором было принято решение об определении войны в Косове как Джихаде и обнародован призыв к исламскому миру помогать своим братьям.

Самый большой поток исламских наемников в КиМ шел из Боснии и Герцеговины, в которой, по разным оценкам, в период с 1992 по 1995 г. воевало от 3 до 6 тыс. "воинов джихада". По Дейтонским соглашениям 1995 г., "псам войны", как называют наемников, надлежало покинуть эту страну. Именно тогда часть боевиков перебралась в другие горячие точки - Космет, Македонию, Чечню. Около 1,5 тыс. осело в Боснии и после женитьбы натурализовалось, сформировав тем самым корпус "спящих террористов", готовых в любой момент опять взяться за оружие[444]. По некоторым данным, "в 1998 г. в Косове воевали около 1 тыс. наемников, из которых, по американским оценкам, до 300 членов были членами "аль-Каиды". Были, кстати, среди борцов за "независимое Косово" и граждане США: в 1999 г. туда прибыла "атлантическая бригада" из 385 боевиков, преимущественно албанского происхождения"[445].
О тесной связи боевиков ОАК с международными террористическими организациями писали многие мировые СМИ. В частности, явно не ангажированная сербами газета "The Washington Times" информировала читателей: "Некоторые члены Освободительной армии Косова, которая получала средства на ведение боевых действий от продажи героина, прошли подготовку в лагерях террористов Усамы бин Ладена… Согласно только что полученным отчетам разведки, члены ОАК, принятые под крыло администрацией Клинтона в ходе бомбардировок, имеющих целью заставить президента Югославии С. Милошевича сесть за стол переговоров, прошли подготовку в секретных лагерях в Афганистане, Боснии-Герцеговине и ряде других мест.
Кроме того, из отчетов ЦРУ следует, что в продолжающемся конфликте с Сербией ОАК принимала в свои ряды исламских террористов-моджахедов, многие из которых уже нелегально проникли в Косово, чтобы вступить в борьбу… Разведдонесения описывают в том числе сборный пункт в центре исламских террористов в албанском Тропое[446]. В докладах говорится, что "аль-Каида" помогала ОАК, как обучая ее личный состав, так и оказывая ей финансовую поддержку"[447].
Связь косовских албанцев с международными террористическим структурами периодически становилась известной не только специалистам, но и широкой общественности. Например, в 1999 г. в ходе процесса над членами группы "Исламский джихад" в Египте были получены подробные сведения об арабско-афганской сети, которая действовала в Албании. Большинство обвиняемых работали в исламских благотворительных организациях в Тиране и тратили до 26 % своих средств на помощь "Исламскому джихаду".

Конкретно эта "помощь" выражалась в вооружении и финансировании бойцов, ведущих войну в Югославии. Джихан Хасан, жена Шавки Салама Мустафы, шефа подразделения "аль-Каиды" в Албании, заявила на судебном процессе, что ее супруг в этих целях подделывал паспорта, а необходимые знания и мастерство получил в 1994 г. в Судане[448]. Еще одним свидетельством тесной связи ОАК с исламскими террористическими группами стали показания арестованного в Тиране в декабре 1999 г. Шейка Абдель Кадера, который признал, что был "высоким командиром "аль-Каиды" и лично завербовал в нее почти 300 добровольцев для борьбы в Косово". В декабре 2003 г. британская "Sunday Mirror" опубликовала репортаж своих журналистов о том, как они при посредничестве известного международного торговца оружием Синбада Садкутза купили за 10 тыс. фунтов 13,5 кг пластита у Ниама Бехлюли, командира одной из групп косовских боевиков, которые проходили обучение под руководством инструкторов "аль-Каиды". Бехлюли за прокол сурово наказали - его убили[449].
Сербы - участники той войны и российские добровольцы рассказывали, что моджахеды воевали свирепо и жестоко и старались запечатлеть свои "подвиги" то ли для будущих поколений, то ли для отчетности перед вышестоящим руководством. В брошенных логовах террористов сербы находили страшные фотографии изуродованных трупов, отрезанных голов, избитых голых женщин, рядом с которыми "величественно" позировали боевики в исламской национальной одежде, опоясанные пулеметными лентами.
Албанцы, прежде всего из КиМ и Македонии, в начале 1990-х годов установили связи и с другими исламскими военными группами, особенно в Чечне, с тем, чтобы выйти на европейский рынок наркотиков и оружия. Тогда же были налажены деловые отношения с итальянской мафией, которая контролировала покупку и распространение наркотиков. Так Албания стала важной территорией на контрабандном пути от Афганистана до Европы. Детальный анализ связей боевиков ОАК с представителями исламских террористических организаций, центров и фондов - например, таких, как "Исламский балканский центр", "Исламское бюро Косова", "Гуманитарный исламский фонд", - был дан в обобщающем документе, изданном правительством Сербии в 2003 г.[450]
...
Специалист по теневым структурам Даниэль Эстулин утверждает, что с 1996 г. члены Бильдербергского клуба использовали ЦРУ и Федеральную разведывательную службу Германии - БНД, чтобы завербовать, вооружить и подготовить ОАК через ряд, в основном немецких предприятий, служащих прикрытием[453]. Эти организации использовались для переправки денег на счета в швейцарские банки, владельцы которых симпатизировали албанцам, подготовленным для запланированной ими балканской войны. Решение использовать Германию для дестабилизации ситуации в Сербии, поставок оружия и подготовки ОАК берет свои истоки в германо-сербской вражде, возникшей еще во время двух мировых войн, и имеет глубокие психоисторические корни.
Что же касается установления тесных контактов с косовскими ОПГ, то уже с середины 1990-х годов стали всплывать факты сговора полевых командиров ОАК с западными спецслужбами. Так, корреспондент агентства Reuters Срджа Трифкович, в течение двух лет работавший в КиМ, опубликовал данные о причастности немецкой разведки к деятельности ОАК. В частности, он писал: "Ганс-Иорг Гейгер, назначенный директором БНД в 1996 г., был напрямую связан с албанскими сепаратистами. Одним из первых его шагов стало создание мощной резидентуры БНД в Тиране. Агенты БНД участвовали в вербовке наемников для ОАК на территории Албании, а также среди косовских диаспор в итальянских городах Триест и Бари… В свою очередь, КСК (Командование специальных сил бундесвера) занималось обучением боевиков ОАК, поставками униформы и военного снаряжения"[454].
Тогда же стали появляться аналогичные разоблачения, касающиеся ЦРУ. Сегодня материалов, свидетельствующих о непосредственной связи ЦРУ как с наркоторговлей, так и со структурами международного терроризма, великое множество. В декабре 2000 г. руководитель программы по борьбе с организованной преступностью Фрэнк Чиллуффо заявил на слушаниях в Судебном комитете Палаты представителей Конгресса США: "От общественного внимания в значительной мере скрыт факт, что определенная часть финансирования ОАК поступает от продажи наркотиков. Албания и Косово находятся посредине "балканского маршрута", связывающего "Золотой Полумесяц" Афганистана и Пакистана с наркорынками Европы. Этот маршрут приносит около 40 млрд. долл. в год и составляет 80 % проникающего в Европу героина"[455]. Но он "забыл" упомянуть главных покровителей этой деятельности.
Этот пробел восполнил Мишель Чоссудовски - признанный эксперт по тайным пружинам балканских войн, который со всеми основаниями утверждает, что "ЦРУ - главный спонсор наркоторговли", причем не только в Космете. В частности, он пишет: "Наркокартель "Золотой Полумесяц" использовался в целях финансирования и снабжения Боснийской мусульманской армии (уже в начале 1990-х), а также Освободительной армии Косова, а во время террористической атаки 11 сентября спонсируемые ЦРУ наемники моджахеды вели боевые действия в рядах террористических формирований ОАК и ОНА (Македония)"[456].
Роли ЦРУ на Балканах и стоящих за ним интересантов следует уделить чуть больше внимания. Так, в течение 1990-х годов в ходе войны в Югославии ЦРУ использовало пакистанские спецслужбы в качестве посредника для снабжения оружием и наемниками моджахедов Боснийской мусульманской армии. По информации базирующейся в Лондоне Международной медиакорпорации - "International Media Corporation" (IMC) - Соединенные Штаты в 1994 г. принимали активное участие в вооружении и обучении мусульманских боевиков в Боснии Герцеговине в нарушение резолюций ООН. Американские организации-посредники поставляли оружие с клеймом "Сделано в Китае (КНР)", в Северной Корее (КНДР) и Иране.
Источники указывают также, что "с согласия американского правительства Иран поставил боснийским вооруженным группировкам значительное количество ракетных пусковых установок многократного залпа и большое количество боеприпасов. В том числе 107 мм и 122 мм ракеты производства КНР, а также ракетные пусковые установки VBR-230, произведенные в Иране". Сообщается также, что 400 членов Корпуса стражей исламской революции (КСИР) прибыли в Боснию в качестве сил сопровождения дополнительных поставок оружия и боеприпасов. Эксперты IMC высказывали предположение, что ЦРУ было полностью информировано об операции и что, по мнению ЦРУ, некоторые из 40 °Cтражей исламской революции командированы для проведения террористических операций в Западной Европе[457].
Благодаря внутриполитической борьбе в американском истеблишменте появились материалы, раскрывающие участие администрации Б. Клинтона в формировании так называемых "исламских бригад". Документы полностью опубликованы по инициативе Республиканской партии (РП) США. Изданный в 1997 г. пространный доклад на эту тему подготовлен сенатским комитетом РП и в основном подтверждает процитированные выше сообщения IMC. Составители доклада обвиняют администрацию Клинтона "в превращении Боснии в воинственную исламскую базу", где проводится вербовка тысяч моджахедов посредством охватившей мусульманский мир "боевой исламской сети". Но, пожалуй, самым страшным обвинением в адрес администрации Клинтона, по мнению составителей доклада, является сокрытие причастности к поставкам оружия из Ирана мусульманскому правительству в Сараево. "Эта политика была лично одобрена Клинтоном в апреле 1994 г. по настоянию директора ЦРУ, а в дальнейшем главы Совета национальной безопасности Энтони Лэйка и американского посла в Хорватии Питера Галбрэйта.
Наряду с оружием, боевики из Корпуса стражей исламской революции и оперативники иранских спецслужб BEBAK (VEVAK[458]) массово проникали в Боснию вместе с тысячами моджахедов со всех концов мусульманского мира, в частности из Брунея, Малайзии, Пакистана, Саудовской Аравии Судана и Турции. Причастность администрации Клинтона к поставкам оружия "исламской сети" включает приемку иранских ракет американскими правительственными служащими через фиктивную гуманитарную организацию - "Агентство помощи странам Третьего мира" со штаб-квартирой в Судане - для дальнейшей его переправки в Боснию. Полагают, что Агентство было связано с такими главарями исламской террористической сети, как шейх Умар Абделъ Рахман (обвиняемый в качестве руководителя террористической атаки 1993 г. на Всемирный торговый центр) и Усама бин Ладен"[459].
"Боснийская модель", описанная в докладе РП, нашла применение в Космете при непосредственном участии НАТО и Госдепа. Как полагает М. Чоссудовски, ссылаясь на британские источники, "моджахеды из стран Ближнего Востока и Центральной Азии были завербованы в ряды ОАК в период 1998–1999 гг. и, в основном, использовались в качестве подкрепления в ходе боевых операций НАТО. Британские военные источники указывают, что в 1998 г. задача по вооружению и обучению ОАК была возложена на Управление военной разведки США (DIA) и британскую секретную разведслужбу Ми-6[460] (MI6) при взаимодействии с "бывшими и действующими офицерами 22-го полка парашютно-десантных войск особого назначения (22 SAS) и трех британских и американских частных компаний, предоставляющих охранные услуги"[461]. Тогда же были составлены списки необходимого для ОАК оружия и экипировки. А накануне начала бомбардировок в марте 1999 г. действующие офицеры "22 SAS", главным образом из Эскадрильи-"В", были переброшены в Космет[462]. В то время как базирующиеся в Северной Албании англичане обучали боевиков ОАК тонкостям военного искусства, оплаченные "Исламским джихадом" военные инструкторы из Турции и Афганистана помогали им овладеть тактикой диверсионной партизанской войны[463].
Однако, по всей видимости, серьезно за обучение боевиков ОАК Запад взялся не раньше 1997 г. До этого косовские боевики действовали по собственной инициативе и поэтому не столь эффективно и в ограниченном масштабе. Первая апробация боевых навыков на "человеческом материале" произошла в мае 1993 г. в Глоговаце, когда было совершено нападение косовских албанцев, в группе которых был Хашим Тачи, на машину сербских полицейских. В этом инциденте трое полицейских были убиты и пятеро ранены. С того момента организованных нападений не происходило вплоть до 22 апреля 1996 г., когда почти одновременно были проведены четыре атаки в различных районах - в Штымле, Печи и Косовской-Митровице. В результате чего два офицера полиции были убиты и еще трое ранены.
17 января 1997 г. в результате взрыва заложенной в автомобиль бомбы был серьезно ранен ректор Приштинского университета серб Радивое Папович. Сербская полиция арестовала 60 этнических албанцев, после чего акции временно прекратились, но в конце лета того же года они возобновились вновь. Самая впечатляющая серия нападений, принесшая ОАК настоящую известность, была проведена в ночь с 10 на 11 сентября 1997 г. Десять скоординированных операций в радиусе 150 км представляли собой нападения на полицейские казармы и автомобили. Эти акции доказали существование достаточно организованной силы, обладающей ресурсами для планирования и осуществления терактов в условиях почти несуществующей и с трудом функционирующей телефонной системы и масштабного присутствия сербской полиции и пропускных пунктов на основных дорогах[464].
Непосредственное начало войны Международная кризисная группа относит к февралю 1998 г., т. е. уже после того, как Запад начал работать с оаковцами. Объясняя свои цели, лидеры ОАК писали: "Освободительная армия Косова взялась за оружие для того, чтобы защитить свое население от систематических притеснений со стороны фашистского режима Милошевича, и для того, чтобы достичь той цели, которая была подтверждена населением в ходе референдума в 1991 г."[465], т. е. к провозглашению независимости.
Боевики ОАК спровоцировали взрыв на магистрали Печ-Дечани-Джаковица и начали наступление в ряде пограничных с Албанией районов. С апреля 1998 г. отмечен рост нападений на полицейских и полицейские участки. В результате сербская полиция вынуждена была отступить из атакуемых областей, которые полностью попали под контроль ОАК. В "освобожденных районах" произошел полный развал государственной власти. Государственные институты (полицейские участки, почта, службы регистрации и т. д.) прекратили свою работу. Согласно Адему Демачи, тогда официальному политическому представителю ОАК, "под ружьем" находилось 30 тыс. бойцов. Согласно сербским источникам, к 1998 г. ОАК достигает численности в 20 тыс. человек. Причем около 5 тыс. боевиков ОАК уже прошли боевое крещение в войнах в Хорватии и Боснии, где они сражались против сербов на стороне хорватов и мусульман.
Весной 1998 г. мировые СМИ писали о Косове уже как о зоне военных действий. По состоянию на начало июня 1998 г. ОАК контролировала район площадью 3000 кв. км, включая порядка 250 деревень с общей численностью населения 700–800 тыс. человек, большинство из которых находятся в районе Дреницы - это именно то место, которые было центром сопротивления балистов во время Второй мировой войны. К середине июля 1998 г. ОАК заявляла, что контролирует уже около 40 % территории края. На приграничной с Албанией территории доходило до постоянных столкновений югославской армии, которая охраняла границу, с вооруженными группами, которые пытались пронести оружие из Албании в Косово. В отдельных случаях группы до 1 тыс. человек (sic!) пытались пробиться через границу в Косово. Во время тех столкновений югославская армия изымала тонны оружия и боеприпасов. При этом ОАК постоянно пыталась "освобожденные районы" расширить до границы с Албанией, чтобы обеспечить беспрепятственную доставку оружия. В тех столкновениях подразделения ОАК часто отступали в населенные места и оттуда, из засад, частично с помощью гражданского населения, продолжала боевые действия[466].
В августе 1998 г. у ОАК появился политический вождь - Адем Демачи, который определил программу действий так: "Свобода для косовских албанцев может быть завоевана только кровью"[467]. И оаковцы старались - активно лили сербскую кровь.
Только с 1 января по 30 августа 1998 г. боевиками ОАК было проведено 1126 террористических нападений, из которых 616 пришлось на полицейские подразделения, а 510 - на гражданских лиц. В ходе этих акций были убиты: 74 полицейских, 81 гражданский житель (30 сербов и черногорцев, 47 лояльных югославским властям албанцев, три цыгана); 282 полицейских и 95 гражданских лиц были ранены. За этот же период были похищены 208 гражданских жителей: 157 сербов и черногорцев, 42 албанца, 6 цыган, 1 македонец, 1 мусульманин, 1 болгарин. Из них - 29 женщины, 9 - дети. Из числа похищенных 39 были выпущены, 7 бежали самостоятельно, 16 были убиты, участь 146 из них неизвестна. Албанские террористы похитили 10 полицейских, их судьба - неизвестна, скорее всего, они тоже убиты. В это число не включены жертвы этнических чисток - массовых убийств. В ходе расследований совершенных террористами преступлений установлено, что убийства совершались с садистской жестокостью, перед смертью жертвы подвергались изощренным пыткам[468].
Даже доклады главного защитника ОАК - Госдепартамента США - выявляли ужасную картину происходящего в КиМ. В частности, в декабре 1998 г. в одном из них отмечалось: "ОАК запугивает и похищает каждого, кто обращается в полицию. Представители ОАК угрожают убивать крестьян или сжигать их имущество, если они откажутся вступать в ОАК"[469]. Тем не менее эти оценки не помещали Вашингтону использовать ОАК в реализации своих интересов, превратить ОАК в свое орудие (а точнее, оргоружие) на Балканах.
Несмотря на такое развернутое и поддерживаемое внешними интересантами партизанское движение, к октябрю 1998 г. силами югославской армии и полиции Косова было почти полностью освобождено от вооруженных формирований. Часть боевиков была уничтожена, часть арестована, оставшиеся ушли в Албанию. Фактически это означало победу югославской армии над террористами. Но это не входило в планы тех, кто стоял за ОАК. В мировых СМИ началась истерия по поводу "массовых убийств мирных жителей". Это потом, несколько лет спустя, были обнародованы данные о том, что "мирные жители" в подавляющем большинстве были членами ОАК. А осенью 1998 г., не имея санкции СБ ООН, страны - члены НАТО начали подготовку к возможной акции против СРЮ, а именно к агрессии.
13 октября Совет НАТО отдал приказ об ускоренной подготовке к военной операции и выдвинул Белграду ультиматум. Угроза бомбардировок подействовала, и 13 октября 1998 г. С. Милошевич подписал договор со специальным посланником США Ричардом Холбруком о принятии всех требований международного сообщества и обязательствах Югославии "завершить переговоры по вопросу о рамках политического урегулирования к 2 ноября 1998 г."[470].
16 октября 1998 г. министр иностранных дел СРЮ и действующий Председатель ОБСЕ в Европе подписали в Белграде соглашение, предусматривающее создание контрольной миссии ОБСЕ в Косове и включающее обязательство Югославии соблюдать положения Резолюций № 1160 и 1199. В тот же день начальником Генерального штаба СРЮ и Верховным главнокомандующим союзными силами НАТО в Европе было подписано соглашение об учреждении миссии по воздушному контролю над территорией Косова, дополняющей Контрольную миссию ОБСЕ. Договор предполагал отвод части сербских сил из края, размещение там 2 тыс. наблюдателей ОБСЕ, дислокацию "сил интервенции в соседних странах в случае возникновения проблем"[471]. Эти соглашения были закреплены Резолюцией № 1203. Показательно, что европейскую Миссию наблюдателей ОБСЕ возглавил американец - посол Уильям Уокер.
Как показали дальнейшие события, не урегулирование конфликта было главной целью внешних игроков и их главного агента - ОАК. Уступки Югославии НАТО использовало для подготовки к военной операции. Альянс получил возможность контролировать воздушное пространство над КиМ и частью территории СРЮ. Кроме того, был введен ряд ограничений в отношении систем ПВО Югославии, а НАТО смогла координировать свою деятельность с операциями по наземному наблюдению Контрольной группы ОБСЕ[472]. В условиях отсутствия югославских военных в крае возросла террористическая активность ОАК. С октября 1998 г. по январь 1999 г. албанскими сепаратистами было совершено 599 террористических нападений и провокаций, 186 из которых было направлено против гражданских лиц, а 413 - против сотрудников МВД края. В ходе этих нападений 53 человека были убиты, 112 - получили ранения, а 43 человека - похищены[473]. Однако это не стало поводом к осуждению со стороны мирового сообщества деятельности ОАК. Наоборот, в мировых СМИ активно раскручивался маховик ненависти к сербам, которые на готовящихся переговорах должны были стать главными виновниками конфликта в Косове и Метохии.
Одним из вопиющих примеров лжи, которая была призвана сформировать у широкой общественности представление о неоправданной жестокости сербов и создать образ невинно страдающих косметских албанцев и тем самым оправдать якобы гуманитарными целями военную агрессию НАТО против Югославии, стал так называемый инцидент в Рачаке - "убийство сербскими военными мирных жителей албанской национальности". На самом деле это была антисербская провокация, организованная албанскими террористами 15 января 1999 г. в селе Рачак при непосредственной поддержке Запада. "Между тем практически немедленно прибывшая на место события группа белорусских экспертов уже тогда утверждала, что тела убитых были перевезены из другого места, на пальцах многих из них обнаружены следы пороха, а на одежде нет пулевых отверстий"[474]. Тогда, в 1999 г., эти данные тщательно скрывались. Вся западная пресса, поднявшая шумиху вокруг "массового убийства", не писала об этой экспертизе. Ее целью было подготовить мировое сообщество к неизбежности силового решения косовского вопроса.
И все-таки "нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу"[475]. Через год после начала бомбардировок в Берлине были опубликованы данные финских патологоанатомов, занимавшихся повторной экспертизой тел из Рачака. Версия об убийстве 45 (как сообщала в 1999 г. западная пресса) разбилась о доказательства экспертов, которых уж никак нельзя обвинить в предвзятости. Как говорится в докладе, "в 39 случаях из 40 невозможно говорить о расстреле безоружных людей". Бездоказательны также утверждения, что албанцы были застрелены в упор. Тем более, свидетельствуют эксперты, нельзя говорить о том, что убитые подвергались пыткам. Но самый главный вывод патологоанатомов - убийства в Рачаке не было.
Данные финских экспертов подтвердил и директор Института судебной медицины Гамбурга Клаус Пюшель. По его словам, "экспертиза не показала никаких свидетельств того, что убитые были мирными жителями, и тем более того, что они были убиты сербскими военными. Есть вероятность, и эту версию поддерживают многие эксперты, что речь идет о спланированной акции албанских экстремистов, которые перевезли в поселок трупы убитых в боях террористов"[476]. То, что это была провокация, растиражированная в мировых СМИ, доказал и тот факт, что впоследствии МТБЮ исключил из обвинительного списка, предъявленного сербским генералам, пункт "резня гражданских лиц в Рачаке".
Однако все это произошло уже после военной интервенции, а в 1999 г. все шло по сценарию "хозяев истории" (Б. Дизраэли). "Переговоры", проходившие с 6 по 23 февраля 1999 г. в Рамбуйе, а затем с 15 по 18 марта 1999 г. в Париже, закончились, как и задумывалось их организаторами, подписанием текста соглашения, означающего фактически полный контроль над краем сил НАТО, лишь албанской стороной. Белград отказался подписывать документ, означающий фактический переход края под управление НАТО. Важная деталь. В перерыве между переговорами - 9 марта по поручению Мадлен Олбрайт со своей последней предвоенной миротворческой миссией в Белград прибыл американский спецпосланник Ричард Холбрук. "Ему было поручено попробовать договориться с Милошевичем о размещении 30-тысячного контингента натовских миротворцев в Косове для контроля за выполнением соглашения, которое еще предстояло подписать в ходе второго раунда переговоров в Париже 15 марта. Несмотря на все уверения Холбрука, что США разоружит ОАК и отговорит албанцев от референдума взамен на присутствие сил НАТО в крае, президент Сербии отказал. Последовала немедленная реакция албанцев, которые заявили, что в ходе второго раунда пойдут на подписание всего пакета Рамбуйе, и потребовали от Вашингтона усилить давление на Белград"[477].
Давление это не заставило себя ждать. 15 марта, когда был начат второй раунд переговоров, Б. Клинтон выступил с речью, заявив, что если Белград не подпишет мирных соглашений, то НАТО не останется ничего другого, как атаковать Югославию. Переговоры проходили под сильнейшим давлением НАТО на сербскую делегацию, которая продолжала настаивать на том, что, принимая политическую составляющую мирного плана, не согласится на военную, навязанную Западом Югославии в последней фазе переговорного процесса.
Тем временем "албанцы сделали сенсационное заявление о готовности принять текст такого соглашения по Косову, которое не означало бы автоматического или с течением времени отделения этой территории от Сербии и Югославии, фактически сняв тем самым требование о референдуме. Косовская делегация также обязывалась разоружить ОАК. Она выразила поддержку требований НАТО о введении в Косово сил альянса, которые, по их мнению, способствовали бы безопасному возвращению беженцев и соблюдению подписываемых договоренностей. Другими словами, албанцы развязали Западу руки и открыли ему дорогу на Белград"[478].
Хашим Тачи, возглавлявший делегацию косовский албанцев, не просто мило любезничал с Мадлен Олбрайт. Он выполнил все ее указания так, будто служил в качестве ее подчиненного в Госдепе США. 18 марта албанская делегация в одностороннем порядке в присутствии международной тройки посредников подписала весь документ. Через час сербская делегация подписала только политическую часть соглашения о самоуправлении КиМ. Однако этого, по мнению западных посредников, было недостаточно, и 19 марта переговоры были прерваны в силу того, как сообщалось, что обе стороны ясно определились и сделали свой выбор.
То, что ОАК сыграла роль "наживки", - не вызывает никаких сомнений. Очевидно, что активизация военных действий ОАК преследовала цель обеспечить ей лидирующие позиции в Рамбуйе. Именно "по просьбе США косовских албанцев на переговорах 6-23 февраля и 15–18 марта 1999 г. в Рамбуйе возглавлял X. Тачи, а не умеренный и вменяемый И. Ругова", который готов был договариваться с официальным Белградом. Сербская делегация категорически отказалась сесть за стол переговоров с террористом, заочно приговоренным еще в 1997 г. судом Приштины к десяти годам тюрьмы за убийства мирных жителей и нападения на полицейских, что, собственно, и нужно главным игрокам, принявшим решение об уничтожении Югославии и сознательно подставившим на переговоры международного преступника. М. Олбрайт через министра иностранных дел Албании Паскаля Миле убеждала лидеров ОАК в том, что, выполняя все указания США и подведя сербов под бомбардировки, они получат "присутствие НАТО в крае, прямую финансовую и профессиональную помощь в перевооружении и переформатировании ОАК"[479]. Что, надо сказать, и было сделано. Цель плана Госдепа США под руководством Олбрайт заключалась в том, чтобы ввести террористическую организацию, связанную с албанскими и итальянскими криминальными синдикатами, в сферу гражданской политики. По сути, речь идет о политизации криминала в интересах США. Причем этот процесс мы наблюдаем в самых разных точках - в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии.
Очевидно, что США и НАТО не из альтруистических соображений поддерживали и поддерживают ОАК. 13 мая 1999 г. фонд "Наследие" в своем докладе признал, что "ОАК представляет собой криминальную организацию, но при этом призвал администрацию Клинтона оказывать ей поддержку (sic! - Е.П.). В докладе аналитики задаются вопросом: "Следует ли США задействовать военный потенциал ОАК против жестокого режима Милошевича, несмотря на нестандартные идеологические корни ОАК и ее явные связи с организованной преступностью?". И отвечают на него: "ОАК не представляет все группы населения и известна совершением некоторых… злодеяний; но это самая значимая сила, сопротивляющаяся югославской агрессии в Косово. Более того, на фоне систематической кампании террора, развязанной в Косово югославскими военными, полувоенными и полицейскими силами, масштаб и размах этих преступлений уже не кажется таким большим. Дистанцируясь от ОАК сейчас, США рискуют лишиться выгод сотрудничества с силой сопротивления, которая способна нарастить давление на Милошевича с целью достижения урегулирования (курсив везде мой. - Е.П.)"[480].
Непосредственно после окончания переговоров американская администрация усилила нажим на руководство ОБСЕ, предлагая Миссии ОБСЕ по проверке в Косове эвакуироваться из края по соображениям безопасности. У. Уокер ежедневно консультировался с Вашингтоном по каналу спецсвязи, который для него был установлен американским посольством в штаб-квартире Миссии в Приштине. В результате давления на председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Норвегии Кнута Воллебека Миссия из КиМ была выведена. Подготовка к войне велась полным ходом.
Нужен был последний повод - casus belli. И он был найден. НАТО обратилась к Югославии "с просьбой о размещении войск НАТО для осуществления политического соглашения о самоуправлении в Косове и Метохии". Скупщина Республики Сербии на своем заседании, состоявшемся 23 марта 1999 г., приняла постановление, в котором коротко и лаконично было сказано, что Сербия "не соглашается на присутствие иностранных войск в Косове и Метохии", и объявила состояние непосредственной угрозы войны из-за опасности агрессии на СРЮ[481].
24 марта, нарушив суверенитет независимой Югославии, поправ нормы международного права, НАТО начала бомбардировки югославских городов и сел.


Еще одной специфической чертой албанской мафии является строгое следование не религиозным верованиям, а идеологии "албанизма".
Позднее фраза "Религия албанцев - албанизм" стала не просто слоганом, но и буквально практикой Энвера Ходжи.
Позднее фраза "Религия албанцев - албанизм" стала не просто слоганом, но и буквально практикой Энвера Ходжи. Воинствующий атеизм в албанском варианте оказался наиболее кровавым и беспощадным в Европе. В 1967 г. Ходжи официально запретил все религии в республике: исторически часть албанцев придерживаются ислама, но немалая доля исповедуют католицизм (особенно на севере) и православие (особенно на юге, где существует даже автокефальная Албанская православная церковь). С этого момента и вплоть до начала 1990-х годов духовенство оказалось вне закона: в Албании вообще не было священников. Возможно, отсюда и религиозная природа албанцев, легко меняющих свои убеждения - в последнее время среди них стал распространяться католицизм - и в то же время относящихся к другим верованиям даже не индифферентно, а свысока, порой с вопиющим цинизмом. Иная ситуация была в Косове и Метохии, где подавляющее большинство албанцев с момента турецкого владычества приняли ислам. Видимо, частично этим можно объяснить чудовищную жестокость боевиков ОАК по отношению к сербам и их святыням в крае, их "войну храмам" и садистское отношение к православным памятникам сербской истории и культуры.
Тем не менее албанцы католики, православные, мусульмане или атеисты всегда остаются связанными идеями албанизма. Иначе говоря, "где бы ты ни жил, где бы ни работал, какую религию ни исповедовал, главное, что ты - албанец. А это значит, что должен идти к главной цели, записанной в священном для албанцев документе - "Программе Призренской лиги" (1878 г.) - объединить все земли с большинством албанского населения. Именно на эту цель албанцы во всем мире отчисляют определенный процент от любого заработка. Из этого фонда покупается оружие, проводится обучение боевиков, подкупаются политики"[681]. Албанизм - это не мечта, это конкретная цель. Именно поэтому "понимается не просто как объединение всех албанонаселенных районов Балкан в одну государственную единицу и придание ей гомогенного характера, но допускает ради этого насильственное уничтожения или вытеснение "инородцев"".



*«Аль-Каида», «Исламский джихад» запрещены на территории России


Рецензии