О золушке. часть 5-я, главы 7-8-я

7 -я глава
                В  ГОСТЯХ    У   ЛЕВИ

     В  Иркутске  все  знали художника-архитектора  Григория   Леви,который  делал  Иркутский  вокзал.. Он  был замечательный декоратор, и выпустил   много   иллюстрированных  книг. По  его  эскизам  сделано  много  декораций и  костюмов в  Драмтеатре…Но самое главное, - Григорий Леви – потрясающий человек, необычайной широты душевной!..О нем Рите  рассказывали  студенты  Училище,  и многие   люди   говорили  с  восторгом…Рита, услышав  все это, решила: « пора    познакомиться! -  Иначе   жизнь   моя  так  и  останется  бедной…»…Ей сказал, что Леви очень гостеприимны и радушны, отзывчивы и  добры.любят животных..Рита  наслушалась про них, почти все знала…
     Леви  жили  большой  семьей  на первом этаже  в  трехкомнатной  квартире. У  них  четверо  детей,   три  собаки,  две  кошки, их  дверь  никогда  не  бывает  закрытой. Можно   просто  прийти  в  гости! Все  говорили: «Леви, - самые   душевные   люди!»  Рита,   не  откладывая  дело  в долгий  ящик,  вооруженная  кульком  конфет  и   пряников,  в  один   ясный  июньский  денек  заявилась  по  указанному   адресу. Нажала  кнопку  звонка…
     Дверь и правда оказалась незапертой:  широко  распахнулась.. Навстречу  вышли  сначала  две  забавные  псины:   коричневый  доберман  и  черный  «дворянин»…они  важно уселись  напротив,    с  любопытством  изучая  гостью.  Не  лаяли,  разглядывали    молча, как подобает умным  собакам. Следом  вышли    пушистые  кошки,  и  тоже  сели…Наконец,   вышла  стройная  в  красивом   японском   халате  хозяйка.
-  Здравствуйте! -  сказала  Рита,  поняв,  что больше никто  не выйдет (очевидно, других членов семьи  пока  нет),  протянула  кулек, -  Я  Рита. Давайте  пить  чай!
-  Здравствуйте, -  сказала  жена  Леви, -  А  Вы кто?
-  Немного  художник , немного  поэт,  немного  медик, -  Хотя  пока, -  Рита  усмехнулась, -   ни то, ни другое, ни третье! -  я   просто  студентка.  – Давайте   знакомиться!
     В  кухне    разговорились.  Свита  сидела   рядом…Пили  чай   до  вечера. Татьяна  Игоревна, ясноглазая  и  приветливая, оказалась  учительницей  русского  языка  и  литературы. А  в  скором времени  и  лучшим  Другом,  наставником   Риты. Всегда  было  можно   прийти,  рассказать, что  на  душе…Татьяна Игоревна   постарается  понять,  посочувствовать,   дать добрый совет… Внимательный   и  деликатный   слушатель, она   очень   любит   поэзию,    прекрасно в ней  разбирается.  Она   и стала    для  Риты  первым  главным  литконсультантом.

- Влюбилась? - спросила  Татьяна  Игоревна, деловито  перебирая  бумажки на столе.
- Наверное  да, -  смущенно  ответила  Рита. Отнекиваться  бессмысленно.
-  И  как  тебе  это? .
- Здорово! -  блеснула  глазами  Рита, - Но  не в этом  дело….она  смолкла,  опустила  глаза.
-  Так  в  чем? -  удивлено  воззрилась  учительница.
-  Не   подумайте, ничего  такого…- Она  запнулась,  -  отношения     чисто  дружеские.   Он   не  отвечает…То есть.. мне   не   странно, что   не  отвечает   любовью,  я  не  схожу с  ума  в  ожидании какой-то там  взаимности…и не забочусь, чтоб Он меня  обязательно  полюбил!.. Самое  главное,  что  Он   ТАКОЙ  есть!..Понимаете?. -  ЕСТЬ НА  СВЕТЕ! –  достойный  любви! - и  от  одной  этой  мысли  мне  хочется   ЖИТЬ:  плясать  и  петь…Я  счастлива,   что   МОГУ  ЕГО   ВИДЕТЬ иногда…А  если б  и  не видела,- все равно! Видеть Его – ПРИВИЛЕГИЯ.Это  Необычный  человек, сказочный.. Когда  любишь  сказочного  героя,  то  ничего  кроме этого  не  требуешь.. Я всегда  втайне   мечтала  о НЕМ.Но  не думала, что в  самом  деле   встречу! Но встретила! И А теперь,  - где бы  ни была,  куда  бы  ни  уехала,  -  я   буду     знать, что  ОН ЕСТЬ, - СКАЗОЧНЫЙ  МУЖЧИНА!-и это счастье. Это наполняет меня  желанием  ПИСАТЬ СТИХИ, -  вообще  творить, - жить.. .
-  Действительно  странно! -  Татьяна  Игоревна  изучала   ее  сияющее лицо.- А  не  боишься?...
- Чего? Невзаимности? При  чем   тут  взаимность ! Да,обычные  любят  за  любовь…Но -  ОН не обычный! Ведь   я    НИЧЕГО  НЕ ТЕРЯЮ, -  поскольку   ПРИОБРЕЛА, что хотела!  Я не признаю   отношений:  «ты мне, я тебе».. Это   просто партнеры,   брак  их  - это  обмен:  вещами, обещаниями,  деньгами, условиями…А моя любовь БЕЗУСЛОВНА. Представьте, что  Вы  нашли   бриллиант! - и  любуетесь, как  он блистает..И   ничего  кроме этого не  требуете.. Впрочем, это глупое  сравнение! Бриллиант – материальная ценность.Земная…А Он -  НЕБЕСНОЕ  явление:  слловно я обнаружила   ЗВЕЗДУ   С   НЕБА, - глядящую на меня! –Звезда –  вечна:  и  я  теперь всегда   мысленно   держу ее в руках,  гляжу на   нее..смотрю на мир Его глазами! Звезда  эта  вечно  будет  светить   мне! -  тем  более,   если    отпущу   ее  обратно   в  небо..Понимаете?
- В  основном  -  да! Наверно,  – согласилась Татьяна  Игоревна, -  У  всех   обмен, а  у  тебя   особый  случай.  Почему  же  тогда  про  сказку?.. Ты  Его  не  придумала?  Или   Он   сказал?..
- Да…- Рита  задумалась, -вообще  ОБМЕН  для  большинства    имеет  огромное    значение... Многие  так и женятся.И живут!  Брак, -это   и  есть  товарообмен! Поэтому я и  слово это не люблю. – Просто для продления рода человека  выбирают…Как коня!..Мужчина  в браке  получает  тело, в котором   может иметь   наследника. А  женщина  -   защиту и   содержание.Но это  не   любовь:  это лишь  часть  от любви…А  другая ее  часть им недосягаема! Правда, она  иногда  увеличивается  привыканием,  и  развивается  в…чуть   больше  привычки!Может, это  и есть С – ЧАСТЬ- Е.. Брак   предполагает   взаимность..Хотя  это  почти невозможно. Но  звезда –  недосягаема!  Ой!..- Рита вздрогнула, -  я только что  представила:  а  вдруг - Он  тоже..?!.. Нет, это невозможно!..- она   отвела   глаза и опустила их...
-  Ты  представила, что Он  может глядеть на тебя, как  на  любимую   женщину?- спросила Татьяна Игоревна.
-  Это невозможно представить! Настолько маловероятно..  – Рита  покраснела, -   Я  бы.. сошла  с  ума,наверно..Это   и  хорошо бы, но все же  это не будет как у   всех.. Она  прикрыла глаза:    сказка при  жизни!

    «Сказочный  Принц сходит  с  неба? Абсурдно, Татьяна  Игоревна! Меня  все  «опускают на землю»…Или  я…так  уж витаю  в  облаках? –  рассмеялась, -  это ж…Личность, близкая  к   Идеалу: «мужчина,   созданный   для  меня»…Он там, – высоко! А если  уж сойдет с неба,  то   превратится в обычного…как ВСЕ…Это  будет  уже   НЕ МОЁ…Понимаете? Мне страшно. Слава  богу,  что  так  не  бывает! Но я  могу  любить   лишь  того,   кто Наверху! – где-нибудь  на небе,чтоб к Нему  нужно  было стремиться..Может,  потому,  я  и  «в облаках»? – никак оттуда  не  слезу!  Лучше  я  буду к Нему   подниматься..  чем   до него  опускаться,а тем более  опускать Его  до меня  земной... Взаимность -  ведь  это  тоже  нечто   земное…Я  сама    не  такая,как все..то есть, я  хочу сказать, что  я  немножечко игрушечная…Вроде Дюймовочки…За что  бывший   муж  и  дразнил  меня  «детсадовской,  куклой».. Не  принимая  всерьез.  А ПСИХОЛОГ, - Он  видит   насквозь,  и принимает  меня  именно  такую:  игрушечную!Поэтому где  бы  Он  ни  был,  чьим  бы  Он  не  был,-  все равно он МОЙ, ИЗ  МОЕЙ  СКАЗКИ… как  звездочка с неба!... А  как  Он  уйдет к другой?Странно   думать, -ведь звезда-то МОЯ, -словно я дала ее подержать кому-то…Немного  поносить «мой  бриллиант»!.. Мою  живопись… Мою или  вырезанку!.. Если  даришь  работу,   разве   она   от этого  теряет ценность?  В  волшебном сне  ночью   игрушки оживают,  кружатся   в  вальсе…Днем  же  стоят  на   полке, КАК ВСЕ!...
-  Понимаю, -  ответила  жена  Леви, -  хотя  ничего  не  поняла. – А  может, ты придумала его? Все-таки мы все  чуточку  придумываем. Нельзя   ведь без  придумок! - художникам. Вам лучше  подольше  на расстоянии. Боишься  разочарования?  - догадалась  она, -  и  тогда  сказка  разрушится?..
- Боюсь, -  призналась  Рита. –  Галилей сказал: «Все-таки она вертится!». Чтоб  у Вас не  было  сомнений,  надо, чтоб  Вы  Его  увидели, своими глазами.-  глаза   ее  погрустнели. – А  если  разочаруюсь,  я  этого   не  перенесу... умереть  легче!.
- А  ты  мышей  боишься? – лукаво  улыбнулась  учительница.
- Фи! Мышей  нет!  - хихикнула  Рита.- Никого  не  боюсь…кроме  пауков.
-  Пауков?!... почему?
- Брр!- Рита  вздрогнула и рассказала про ночные детские кошмары...- До сих пор  не пойму, к чему  это  было...
-  Неужели  так  рано   ты  это  видела,  и  все еще  помнишь?
- Как забыть! Слишком сильное впечтление..Тем более что пауки  всюду  всегда  встречаются...Они немало   неприятностей  мне  причинили. Ни в лесу  спокойно погулять,ни в темное помещение 
-  Какая  богатая  жизненная ситуация! - поразилась  Татьяна  Игоревна, -  Небось,  к  каждому  случаю    есть  стихи?..
-  А  как же! – Рита засмеялась, -  сами вылетают..
-  Удивительно, -  сказала  жена   художника, -  жизнь   такая  трагическая,  а  стихи  -   светлые,  полные    надежд!.
 – Стихи   и   есть   надежда. – пожала плечами Рита.
    Учительница  подняла  на Риту  тонкие  уголки  бровей.
-  Все к лучшему,- сказала Рита, -  если  б  я  сюда  не приехала,  то  и  про  вас  бы не  узнала…и  Психолога  бы  не  встретила!
-  Слушай!Тебе  как-то удается  вырваться  из  самых  трудных,   ситуаций,-  и  поступить  по-своему! -  заметила  Татьяна  Леви, -   все -таки   у тебя  сильный  характер!.
-  Да?, -  усмехнулась  Рита, -  говорят« вся  в   отца»…Он у меня   герой, до Берлина дошел!

Глава 8-я
                ОСЕНЬ    ВНЕ  О ЖИДАНИЙ

     Зимой   ждешь  весны, а   весной  -  лета...Только  осень   не ждешь: сама является! - не  успеешь  летним цветам   нарадоваться, - она  откуда-то  нахлобучкой  слетает, и…все  желтеет,  облетает… живое   стремится  спрятаться, -  залезть  под  навес  от дождя,   улететь…как  птицы,  в теплые  края,  а  суслики в норы… А может, Осень никуда и  не  уходит: спряталась, притаилась и ждет  удобного  случая, - чтоб  высунуться  и  пролиться  дождями»!… Живет  где-нибудь   в  норе, наблюдает за нами…И, как только зазевались, - раскрыли  рты,  разнежились  на  прибрежном  песке, - осень  ка-ак  полыхнет  рыжим  огнем   из  Небытия! -  «Ах!Вот  вы  где? А   я  уж давно  здесь!-  подует  холодком, - А  ну, кыш   отсюда!» - Глядишь, все убрались…Поле опустело…земля  пожелтела,   почернела… А лужи  расстелились  под  серебряным  небом…

Осень   приходит  врасплох.
Осень   холодных  эпох.
Осень   прощаний  и  снов...
Осени  почерк   не  нов.

Чем  лета   кусочек  заманчивей,   ярче,
Тем   осени   драгоценней   дары:
Цветов   и    плодов  несгораемый  ларчик
Раскроет  -  ушедшего  лета  миры…

   Осенью  важно, чтоб  прошли   дожди  и  высохла    грязь,  приходящая   с нею   в  квартиру… Отчищай  -  не  отчищай,  а  грязь   неразлучная   подруга  осени!  Осенью  Рита    начинает  мечтать  о  лете,  и  о  весне  с  голубым  небом  и   безмятежными  облачками… Мечтай – не мечтай,  а  рисунок делай!  Решила  она  заехать   к  девочкам. Пусть   расскажут,  как  они  «строят»…У  них  уютно,  хотя  и  в   тесноте..  Рая  призналась:
-  Скоро   переедем    во  флигелек!  Будешь    четвертой!
    -  Авось не подеремся?…
    Новость не уменьшила печаль, связанную с  построением… Рита  раскрыла   ватман,  набросала  постановку:  стакан  в  блюдце. Расстелила..Девчонки бурно   обьясняли, - куда   несутся   линии: вверх, вниз, наперекрест, по диагонали… Справа, слева…   Она не   смотрела, - «Никуда   они не  уходят,  и  ниоткуда не  приходят - эти линии! Если   надо,  возьму да нарисую,   поверху… Девочки    обстоятельно  обьясняли: якобы  «без  линий   этих  «стакан  не  будет  стоять»…Но  стакан  - стоял! Вечерние  лучи  осветили  комнату…  «Чушь!- думала Рита, - кто   это  придумал?»  В  солнечном луче  линии  начали  смешно  скакать  по  листу!..
-  Ха-ха-ха-ха! -  лучи   рисовали  на  стене  немыслимый  рисунок: солнечные  цветы! Слышите? -Все  зависит  от  солнца! Им  весною  дышится  легче,   воздух  нежнее  и  ароматнее.  А    цветы…Ка-ак    яблони  цветут,  или  акация!..
-  Ты  что, не  слышишь? -  кричит  Рая,  -   Опять витаешь?
- Ну, это Экстерн.. – поддела Майя, -  Небось,  стихи     пришли?..
-  Пока   нет, -  вздохнула  Рита,  -  Ладно,   закончим. Я  устала,   еще  живопись  делать.  Слушайте,  а пойдемте  сейчас к  Леви? Заодно   спросим    про   тайны   построения!
- К  художнику  Григорию  Леви?
-Ну,да!Он отличный человек, недалеко тут   живут… очаровательная  семейка!  Я  просто  влюбилась  в  них…
- Григорий  Леви?!-ахнула Рая,- так это  же   величина! Ну,  ты  даешь! – Кто   тебя   познакомил?
-  Сама    пришла …
-  Как  сама?  -  удивилась  Майя, -  давно? .
-  Месяц  назад.  Просто поняла,  что  зря  жизнь  проживу,  если   с   ними  не  познакомлюсь. Но в первый день его не было дома,и я познакомилась и подружились  с его женой, и собаками..Потом увиделись  и с ним..Григорий  Григорьевич, - худой   и   такой  высокий,  что ему приходится  нагибаться,  чтоб  не  задеть   притолоку. Тонкий  горбатый  нос  ищущей  натуры, серые   глубокие  глаза…Лицо чем-то всегда озабоченное,   неулыбчивое. Удивило меня знаете что? Все вокруг  говорят  о   его  крайней  занятости, о  постоянной   работе. А мне он уделил  много внимания, словно ничем не занят. Но  я   обратила  внимание  на  его  двигающиеся  руки! - Длинные,  узловатые  руки,  которые,казалось, живут   своей   независимой  жизнью!…Можно  смотреть   на них  без  отрыва, как на огонь! Леви   говорит  о  чем -то,  а   руки  -носятся,  занимаются   делом,  не  относящимся  к  разговору... Чертят, точат  карандаши, строгают, и… вдруг  заметались  по  листу…Или -  задумчиво  застыли,  падая,  как  неживые…А то  вновь  -  вскакивают! Да,он и   сам  живет  жизнью  загруженной,  озабоченной…Но  только  я   таких   интересных  рук  никогда  ни у кого  не  видела! -  говорит  Рита, а  сам  строгий,    требовательный,  и  лентяев не переносит.  Таким   и должен  быть  нас тоящий  художник.
-  А мы слыхали, что  у него  нелады  с  администрацией..- заметила Рая, -   в   - «высших  кругах». -
- «Слухами  земля  полнится!»…- улыбнулась  Рита, -   у  кого   же может быть  с ними   полное  согласие? Вряд  ли  кто  сможет  администрации  спокойно   высказывать   мнение,  чтобы  не  ссориться! -  Леви  прям  и  требователен, и совершенно   неподкупен.  Руководству  приходится  с  ним  считаться! Я  тоже    кое-что   из   работ ему  принесла.  Думала, загружаю. Он    разглядывал, делал   замечания, пролистал   весь  альбом.  Потом  спрашивает:
-  И это  - все?!..
-  Я думала,  что   «слишком много»  принесла!  А  он:
-   Мало!  Работать  надо...
- А стихи? Стихи  ты  ему  читала?-  девочки  глядели с  интересом.
-  Не..- грустно сказала Рита, -   Он  поздно пришел.  Двенадцатый  час  был . На  то  есть Татьяна Игоревна!  Между прочим,  я   спросила  у  него   про   построение!
-  И   что   он  сказал? – девочки    рты раскрыли.
- Говорю:  « как  считаете,  обязательно  делать   построение  при  рисунке»?
- А он:  «Не  понял.»
-  Тогда  я  и   рассказала, как  учат  нас!
-   «Ах, вот в чем дело! – говорит он.-  Ну,  если   вы  уверены,  что  правильно  рисуете,  можно  и  не  черкать…» -И  я так думаю! – говорю. – А с нас  жестко требуют,  да  еще    оценку снижают… «Снижают  оценку,  даже если  хорошо  нарисовали?» -  «Ну,да!»-  и  рассказала,  как    педагог  ходит,  подсматривает,  ловит, -чтоб наказать двойками…- «А нарисовано-то  грамотно?» -  спрашивает он, - Если  не  увидит,  как  я  без   «соломы»   рисовала,  - значит  поставит  «пять»!- говорю   я.  -  Поэтому,  говорю, я быстренько  нарисую  сначала, -  а  после сверху  «солому»  подрисовываю…Ой, девчонки!  Как  Он  смеялся:   «А  ты,  значит, рисуешь  все сразу? – а  потом  кроешь  «соломой»!?»
- Ну,да,-говорю.. Если  честно, то  до  Училища   я   с  натуры     не  рисовала. Я  ведь  рисую  ножницами..
.- « Как это? И   получается?!..» - спросил он.
   Тут я взяла ножницы, - они же  у меня   всегда  с собой, -  и вырезала «кошку»,  «собаку», орнамент…Тут вошла  Татьяна   Игоревна:
-  Над  чем   смеетесь?- спрашивает -  Вот…- показываю    вырезки, -  Никому   не  показывала, а  им  с радостью.  - Ой, девчонки,  я   так   хочу  вас   познакомить!…
- И что сказал Леви   про   вырезанки?
«Забавно. – говорит, - и  обернулся   к жене: - смотри,  у  человека    талант,  а  они  -  боятся.  Ты вот что!- говорит он мне, - Этих  чинуш  бояться  нечего! - Пусть  им  непривычно. Вырезают  многие: и  в  Японии, и  в  Китае…Вырезай   себе  на здоровье! Это тоже искусство.  А  что   без  построения  рисуешь, так  я   не пойму, - почему  нельзя? - Вы  же  в школу  готовитесь, учителями рисования. Зачем  вам  строить?..
-  Вот  так! -   Оживилась  Рита, -    Воображения  не   хватает  у   них…Они привыкли   строить, а  заодно    навязывают всем! Пойдемте к нему, девочки!..Не пожалеете…Для меня Леви -  это  как подарок:  урожай  мышления..
- Сходим как-нибудь,- сказала Рая, -нам тоже интересно!


Рецензии