Учитель! Перед именем твоим... Очерк

                Учитель! Перед именем твоим
                Позволь смиренно преклонить колени!
                Н. А. Некрасов


     А, может, просто пришло время поспорить? Большинство рожденных в 50-х, 60-х годах - страшно сказать - прошлого века редко вступают в дебаты. Я говорю не о тех, кто пробрался в политику и, маскируясь под борцов за счастье народа, пополняет свои финансовые запасы, а о тех, кто понял, что мир изменить нельзя, что государственная система - страшная сила, что все попытки противостоять ей напоминают серфингиста, покоряющего цунами.

     В спорах нынче не рождается истина. Не то воспитание! Только ненависть, злоба, взаимные упреки, а затем, вдоволь наоравшись, обиженные, а иногда побитые оппоненты расходятся, забрызганные яростной слюной, даже не вспоминая, с чего все началось.

     Наверное, сегодня нет человека, работающего в системе образования, которого не возмутило выступление ведущего Владимира Соловьева. Переполненные эмоциями, мы обсуждаем его ужасные фразы, брошенные в адрес учителей, напрочь забыв, что он журналист. А ведь это вездесущая братия, работающая на центральных каналах телевидения, которая держит руку на пульсе общества и транслирует мнение большинства. 
Вот это по-настоящему страшно!

     К сожалению, не помню, кто из советских сатириков сказал: "Лес рубят - парк будут сажать!", но как он был прав. Оголтело, с улюлюканьями, круша все, что было создано в СССР, мы хоронили под обломками социализма мощную систему образования, надо сказать, реально лучшую в мире, зарывая поглубже понятия доброты, уважения, заботы и чести. А потом, начав строить новое, взяли за основу опыт Америки, которую люто ненавидим и много лет пытаемся догнать и перегнать.

     Я хочу обрадовать участников этой гонки - мы победили! Получили нового выпускника школы, достойного члена общества - продвинутого, хваткого, умеющего приспосабливаться в современном мире, с полным отсутствием сострадания и сердечности. Жесткого и циничного при достижении цели. С другим характером ничего не добиться - или загрызешь ты, или съедят тебя - такая сегодня жизнь. Только в этой погоне мы потеряли учителей. А точнее, сами сбросили вниз и промчались по ним, растоптав и расплющив, не замечая содеянного в эйфории победы.

     На каком этапе это произошло? Не знаю. Может, тогда, когда в 90-е не платили зарплаты, и молодые учителя пачками уходили в челноки, зарабатывая с одной поездки в Китай больше, чем за год в школе. А может, тогда, когда распродавали за бесценок детские сады или когда исчезло понятие "школьники", а на смену пришло бездушное канцелярское слово "контингент"? Рассуждать на эту тему и вспоминать все перекосы системы в отрасли образования можно бесконечно, но ясно одно – учитель - профессия непрестижная. Не ссылаясь на научные многотомные обоснования, я считаю, что престижная работа - это хороший доход и уважение в обществе. Ни того, ни другого у педагога нет.

     Не могу представить, в каких заведениях учились люди, которым до сих пор снятся кошмары при воспоминании о школе, возможно, были и такие. Мне с учителями повезло. Прошли десятилетия, а я помню свою первую учительницу - добрую, мягкую, терпеливую. Стоящую надо мной в ожидании, когда я, наконец, выпишу в тетради пером несуразную закорючку.  Весь класс любил её и искренне дарил цветы на все праздники.

     А когда я делал домашнее задание, за мной наблюдал другой педагог - моя мама, проработавшая около 40 лет в строительном техникуме. У нее была жуткая часовая нагрузка. Кроме того, что она преподавала русский, английский и литературу, мама проверяла дома горы сочинений, была классным руководителем, возглавляла клуб интернациональной дружбы, возила каждые каникулы студентов на экскурсии по разным городам нашей страны и при этом все время училась, повышая свою квалификацию. Если кто-то из её питомцев начинал отставать по какому-то предмету, она била во все колокола, призывала на помощь родителей, и они общими усилиями справлялись с проблемой. Я знал всех маминых учеников и нисколько не удивляюсь тому, что спустя годы, встречая их на улице, слышу один и тот же вопрос: "Как мама?". И мне радостно отвечать им, что слава Богу мама в свои почти 80 живет в другой стране, активный пользователь Интернета, зарегистрирована в различных социальных сетях, рецензирует стихи на литературных сайтах, а несколько лет назад взяла ученика, которого обучала русскому языку.

     И тетя моя, учитель с огромным стажем, пребывая в почтенном возрасте, хоть иногда и жалуется на плохую память, называет бывших учеников по фамилии и имени, когда рассказывает про работу в школе. Я написал эти строчки не только из-за того, что я горжусь своими родными, но и потому, что, благодаря им, я знаю, каким должен быть настоящий учитель.

     Педагогические вузы выпускают тысячи студентов, но хорошими учителями станут единицы. Зачем молодые люди получают это образование, заведомо зная, что работа тяжелая, зарплата небольшая? При сегодняшней полной занятости рабочих мест в престижных фирмах надеяться на получение там должности с дипломом учителя может только глупец. Я спрашивал у абитуриентов: "Почему вы идете на эту профессию?" И большинство, как ни странно, отвечают, что им нравится работать с детьми.

      Может быть, как раньше, сделать распределение на три года? Закончил ВУЗ, пришел в школу или детский сад, получил наставника и начинай работать под присмотром. Набирайся опыта, участвуй в конкурсах, показывай себя. И сразу будет понятно, соответствует человек необходимым критериям или нет. А если для поднятия престижа педагога не зачислять всех подряд в университет, а сделать отбор, как в космонавты или в краповые береты? Приняли тысячу человек, до третьего курса дошло сто, а к диплому - десять. И тогда это будет элита, настоящие профессионалы!
 
     Неделю назад произошел телефонный разговор, который до сих пор не дает покоя:
- Здравствуйте! Это школа? - услышал я в трубке.
- Да, - отвечаю, - здравствуйте!
- Я хочу работать у вас учителем истории!
- Спасибо, но у меня все вакансии заняты.
- Я могу преподавать любой предмет. Только возьмите!
- Большое вам спасибо, но у меня нет свободных ставок.

     Я еще долго уговаривал собеседника обратиться в другие школы, но он, постепенно переходя на истерические нотки, обвинял меня и всю систему образования в кумовстве и коррупции. Закончил будущий учитель свою речь словами: "Я всё понял! Видимо, пока вы, старьё, не сдохнете, нам, молодым, на работу не устроиться!"
Положив трубку, я в ужасе подумал: "А если его кто-то возьмет? Что будет с детьми? Как такого человека вообще можно подпускать близко к школе?"

     Я прочитал большую статью, в которой говорилось об изменениях в образовании за последние пятнадцать лет. Трое так называемых "непопулярных" министров, сменившие один другого, сделали много хороших дел. Понятно, что всё новое проходит через недовольство большей части населения, через неприятие перемен, связанных с выходом из зоны комфорта. Хотя, вряд ли систему образования 90-х можно считать таковой, но изменения были необходимы. И всеми ненавистный ЕГЭ, вызвавший бурю негодований, тоже был необходим. Он не только дал всем ученикам одинаковые возможности, но и позволил обнаружить школы с серьезными провалами в знаниях учащихся.

      Сейчас могу признаться – когда-то я был на стороне противников единого экзамена, так как считаю, что, в принципе, тестовые задания не дают возможности определить глубину знаний, к тому же сам процесс сдачи является сильнейшим стрессом для ребенка. Но сегодня изменился и сам экзамен, и моральная подготовка к нему, а нервные переживания, испытываемые учеником ничтожно малы по сравнению с тем напряжением, которое ему придется испытать во взрослой жизни.

     В работе над созданием нового образа выпускника школы и за разработкой Федеральных стандартов министры, к сожалению, забыли об одной, на мой взгляд, очень серьезной проблеме. Я согласен, что не сегодня, так завтра мы получим идеального выпускника: грамотного, стрессоустойчивого, адаптированного к любой профессиональной среде, прекрасно владеющего иностранными языками, умеющего не только писать различные проекты, но и внедрять их на практике. Но давайте на секунду остановимся, он кто? Робот? А как же душа? Ведь, кроме работы, существуют обычная жизнь с общепринятыми нормами, какими-то моральными установками и правилами, неписанными нравственными ценностями.

     Задумайтесь! Когда вы в последний раз слышали слова "благородный" или "порядочный"? Думаю, давно. Мы запросто можем сказать про негодяя: "Порядочная свинья" или про жеребца: "Благородных кровей".  А о человеке? Успешный, предприимчивый, стильный, ну еще с десяток эпитетов, определяющих характер, и все!

      Кто займется воспитанием и будет учить доброте, достоинству, чести, сердечности, пониманию? Кто научит уважать старших, просто так, за возраст, научит протянуть руку помощи попавшему в беду? Кто научит с благоговением относиться к учителю за то, что он дает знания? Кто научит мальчиков совершать мужские поступки и расскажет девочкам, какой должна быть настоящая женщина?

     "Родители!" - ответите вы и добавите: "Хороший человек - это не профессия!"  Скажу: "Это не факт! Быть хорошим человеком - это искусство, которому надо учиться!" А кто они, сегодняшние родители? В большинстве - уставшие от забот люди, вкалывающие порой на нескольких работах, чтобы выплачивать кредиты за машины, квартиры, дачи. Им жить некогда, не то чтобы заниматься детьми. Вот, зачастую, и сбрасывают они своих чад сначала в детский сад, потом в школу с большой надеждой, что мы, работники образования, сделаем за них все и через энное время они получат умненького и воспитанного детёныша.

     Меня несколько настораживает, что для духовно-нравственного воспитания школа привлекает церковь. Я считаю, что религия - это личное дело семьи. Очередное навязывание чего-то может вызвать неприятие и отторжение. Любая религия призывает к покорности и смирению и основывается на страхе перед Всевышним, который покарает за неблаговидные поступки. Но так или иначе все приходят к вере, кто по желанию, кто через сломанную судьбу, кто ради спасения. И мне кажется, что не надо торопить события. Необходимо, чтобы воспитанием занималась школа. Если мы уже взялись за дело, так надо довести его до конца. Обучение и воспитание разделять нельзя. 

     Один интернет-мыслитель, не имеющий к школе никакого отношения, написал на своей странице в Facebook, цитирую только две строчки этого поста, первую и последнюю: "Современные учителя - в массе своей - это рабы";  "Вопрос только один: чему рабы могут научить детей? Свободе мышления? Нет. Свободе духа? Нет. Только покорности".

     Ну как вам такое мнение?

И опять возникает мысль: "А может пришло время поспорить?" Но я родился в 60-х прошлого века и не буду вступать в дебаты, чтобы случайно не испачкаться. Я лично знаю этого блоггера и всегда удивлялся его способностям находить самые отвратительные слова в адрес системы и раздувать скандалы на пустом месте. В то же время я рад, потому что, окончив медицинский институт, он вовремя понял, что не станет настоящим врачом и взвалил на себя обязанности управдома, которые неплохо выполняет. И его недовольство всем и вся - показатель плохой работы учителей, которые вовремя не подсказали, куда пойти учиться!

     И в заключение хочу задать вечный вопрос: " Что мы можем сделать и что нам по силам?" Думаю, наверное, пришло время, когда просто необходим стандарт воспитания. Где результатом работы образовательных организаций станет социально-активное поведение учащегося, основанное на морально-нравственных устоях, а по каким критериям производить оценку качества, наверное, решат специалисты.
И еще я надеюсь, что будет изменена система отбора и приема в ВУЗы, чтобы профессию педагога могли получить лучшие из лучших, несущие моральную ответственность за сделанный выбор.

     И тогда в наши школы придут высокообразованные люди, готовые, как в армии - выполнять приказы, как в полиции - противостоять малолетнему хулигану с ножом, как пожарный - погасить подожженную ради шутки урну, как укротитель - успокоить группу расшалившихся ребят, как врач - оказать первую помощь.

     Но при этом, несмотря ни на что, будут сеять разумное, доброе, вечное и ждать, когда цивилизованное общество смиренно преклонит колени перед человеком, гордо носящим звание Учитель.

30.08.2016


Рецензии
Я с вами полностью согласна. Года три как не работаю учителем. О школьном образовании можно говорить бесконечно

Мария -Просто Мария   27.09.2016 00:13     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! Удачи!

Олег Черняк   27.09.2016 13:08   Заявить о нарушении