Лайфхакеры созидатели быта и носители идей

Лайфхакеры: созидатели быта и носители идей.
Первобытные ЛХ-ры. – Быт и безбытие. – Лайфхакерское взаимодействие с Бытом. – ЛХ против бытового кретинизма и... гламура. – Быть, а не казаться! – Основные умения ЛХ-ров. – «Путешественники» и «туристы».
Уже понятно, что лайфхакинг (далее чаще ЛХ, как договорились) в 2004 году был только назван. Причем название не самое удачное, поскольку подчеркивает негативную сторону весьма положительного в целом явления.
История уводит в глубь даже не веков – многих сотен тысяч лет....
Начало применения орудий труда – вот возникновение ЛХ! Кстати, некоторые орудия известны и в животном мире: обыкновенная ворона изобретательна в добывании еды и использует для этого посторонние предметы. Смекалка присуща нашим братьям меньшим, пусть и не в той степени, как продвинутым и креативным ЛХ-рам.
...Когда мы задумываемся о первобытных временах, само время съеживается, сжимается до забавных в своей примитивности картинок: наш пращур выковыривает съедобные корешки палкой-копалкой; палкой сбивает орехи; запекает мамонта в собственной шкуре...
Может, этого и не было вовсе? Некоторые не верят.
Во всяком случае, первобытные ЛХ-ры первоначально упражнялись в добывании еды, а уж потом – в ее приготовлении...
Повседневная жизнь наших пращуров сводилась во многом к трем действиям: добыть пищу, сохранить ее и съесть. Причем в понятие «сохранить» они вкладывали первоначальный смысл: уберечь, чтоб не отобрали. Или не унес чужой вороватый человек или зверь. Отсюда закапывание в землю, подвешивание на ветвях, отсюда уже и способы сохранения от порчи…
Чтобы начать готовить добычу и вообще проделывать с ней какие-нибудь манипуляции, надо, чтоб ее было вволю. Смешно было бы думать, что голодный неандерталец-гурман поймал суслика или лягушку и, взяв за лапу, понес к костру, чтобы запечь в золе!
Утварь, посуда и кулинарные приемы появились потом, но удивления достойно, как умудрялись варить мясо вовсе без посуды или в долбленой деревянной колоде... (А вы знаете, как?) Символом ЛХ вполне может служить «суп из топора» или даже... сам топор! Ведь топор – орудие для рубки. Никакой случайности в этом нет, а старая сказка еще раз доказывает, что «современное явление ЛХ» существовало в веках!
У ЛХ было время и создать слой материальной, в том числе кулинарной культуры, и придать ей философское значение…
Настоящие ЛХ-ры, несомненно, были среди тех, кого называли пионерами – в значении первопроходцев! (Прискорбно, что слово было опошлено советскими скаутами...)
Люди, обладающие смекалкой и хитростью и многими другими недавно перечисленными качествами, веками создавали наш быт.




* Маргинал – здесь: «находящийся на краю», человек, пренебрегающий общественными ценностями или утративший их, опустившийся в той или иной степени «на дно» быта и жизни. Прим. автора.






* * *
Безбытное существование невозможно для человека хотя бы потому, что для поддержания жизни он должен есть и спать. Даже маргиналы* обрастают немудреным бытом, существуя в своем слое материальной субкультуры (так и видишь облупленную клеенку, оббитую кастрюлю, мутные щербатые стакашки и бодрых голодных тараканов…) ЛХ далеко не относится  к кухне холостяцкой, студенческой, стариковской (извините!) и других, если они отмечены ущербностью, неустроенностью, небрежением, неумением… Хотя временами придется оступаться и в этот бытовой слой. ЛХ демократичен! Что, как не нужда, часто порождает изобретательность!
Во внешнем мире – опора наших чувств. Со своим внутренним миром мы существуем в мире внешнем и вещном. Речь идет о том самом вещном мире, без которого невозможен наш быт (а в конечном счете бытие). Быт – вернее, его отсутствие – способно вытеснить нас из мира внешнего. Быт в самом общем значении и есть обеспечение жизнедеятельности человека средствами материального мира. Из уважения можно иной раз именовать его Бытом – с большой буквы…
Быт по определению В. Даля – это домашний обиход, хозяйство; отсюда недалеко и родственное слово бытие, то есть пребывание в жизни, и одно понятие без другого не существует. История человечества свидетельствует о том, что быт не просто изнанка бытия, а его опора. Попытки разделить и противопоставить родственные понятия не приводили ни к чему хорошему…
О быт разбиваются не только «любовные лодки», В. Маяковский был прав отчасти. Здоровье, спокойствие, самодостаточность, независимость, уверенность в себе и в завтрашнем дне не просто зависят от Быта. Многие общечеловеческие ценности опираются на Быт либо упираются в него – понятно, что с различным результатом.

Увы, многие люди пытаются воевать с Бытом… Печальное наследие социальных потрясений, во время которых людей отлучали и отучали от быта просто-напросто мерами государственного принуждения, оставило след неизгладимый.
Быту нельзя бездумно уступать, но нельзя и отступить – обстановка вокруг будет напоминать прифронтовую полосу. Лучше заключить перемирие с Бытом, поскольку победить его нельзя.
Как найти оптимальный вариант взаимодействия с Бытом? Именно этим и занимается ЛХ. Именно такие поиски и являются основной, но редко определяемой целью ЛХ. Но еще выдвигаются цели сопутствующие… Жить легко, скользить по жизни, обходя, а не упираясь в препятствия и бытовые сложности – не правда ли, это так близко к философии эпикурейства? По учению Эпикура (341 - 270 г. г. до н. э.), всякое живое существо стремится к устойчивому удовольствию, то есть  жить согласно природе, но разумно и приятно…
Скольжение заманчиво легкостью, но чревато возможностью падения. В бытовых вопросах предпочтительней скользить, сохраняя равновесие, или твердо стоять на ногах. А то ненароком собьет с ног увесистая проблема, например, общего нарастающего недовольства организма при серьезных затратах на еду...

       * * *
Для решения любой задачи и достижения цели надо выстроить цепь причин и следствий.
Поскольку для ЛХ-ров важен не только процесс, они ставят перед собой, как правило, вполне реальные осязаемые цели. Цели ЛХ-ров всегда ближние; другими словами, цепочка между поставленной задачей, избранным вариантом решения и исполнением не бывает длинной. В свою очередь, быстрота достижения цели и простота (иногда, правда, кажущаяся) воодушевляют ЛХ-ров и их последователей... Не будет большой натяжкой, если сказать, что они испытывают прилив энтузиазма!
Любой «взлом» трудно произвести просто усилием воли, тем более, что ЛХ имеет дело с материальными объектами, особенно в кулинарной сфере.
В отличие от общеизвестного «Разделяй и властвуй!» у ЛХ-ров действует правило: «Соображай, разделяй и систематизируй!».
Разложите по полочкам вещи – будет порядок.
Разложите таким же образом идеи – будет легко их развивать и ими пользоваться. А если они (идеи!) будут беспорядочно валяться или копошиться, то на них недолго ненароком и наступить...
Философия ЛХ ориентирована на практическую пользу, минимализм (использование  минимальных усилий и общая экономичность результата), сбор и систематизацию информации. ЛХ основан на умении:
                - заменить,
                - совместить,
                - приспособить,
                - усовершенствовать,
                - видоизменить
                – кулинарные операции и сами продукты.
При этом результат должен отвечать некоторым простым требованиям – быть если не превосходным, то хотя бы приемлемым!

* * *
Не странно ли, что ЛХ, существуя и развиваясь на протяжении всей истории цивилизации, вдруг в последние годы решительно заявил о себе, обрел единое название, новые черты и оформился в обособленное течение, серьезно претендующее на философское содержание? С собственными лидерами, принципами, целями? Всплеск какой энергии подогревает это философское варево? (Варево – это уже близко к нашей теме, не правда ли?)
Можно утверждать, что стандартизация мышления (кстати, и питания!), засилье стереотипов, распространение бытового кретинизма (это нечто среднее между идиотией  и дебильностью)  – вот что вызывает у человека думающего резкий протест и желание не быть как все! ЛХ занимается не «взломом» жизни, быта, а ломкой стереотипов и того же бытового кретинизма. Этот бытовой кретинизм в отличие от обычного, возникающего от недостатка йода в организме, ныне распространен гораздо шире.
Посмотрим правде в глаза.
Разве тупо пожирать фаст-фуд – не бытовой кретинизм? А то, что каждый пятый не умеет сварить себе тарелку супа? А еженедельно выбрасывать до четверти (по некоторым данным – до трети!) купленных продуктов, включая хлеб?
Это статистика!
Сетуя на нехватку времени, за продуктами заскакивать  в магазин ежедневно, а не раз в неделю?..
Кому не нравится слово «кретинизм», может называть явление по-своему – суть одна, и уточнения диагноза ни к чему!
А еще ЛХ активно противостоит… гламуру, «красивостям» и глянцу, отдавая предпочтение здоровой сущности…
Темы протеста и противостояния очень больные для общества, но в целом их и не затрагивают – так, пощипывают с разных сторон. То о вреде фаст-фуда поговорят, то рецептами разбрасываются: готовь, не хочу! В основном уже не хотят.  Кажется, даже не все ЛХ-ры осознают, что в их движении присутствует главное и особенное: всесторонний и целенаправленный подход к быту. Их оружие – не лом, не топор, а ключ к бытовым проблемам, к перелому социально-бытовых отношений (все-таки без «перелома» не обойтись!)
Как всякое течение, ЛХ скрывает и глубокие опасные места, и мутные заводи, и грязноватую водичку поближе к берегам, на мелководье, и подводные камни. Узкий смысл ЛХ – скорей негативный, что следует и из названия. Хорошее дело «хаком» не назовут, а тем более «взломом». Многие считают неотъемлемым качеством ЛХ-ров наглость, а приемы ЛХ – недалеко ушедшими от мошенничества.
Между тем ограничительные вешки очень легко выставить:
ЛХ становится предосудительным занятием, когда переходит из материальной сферы в общественные отношения. В сомнительной ситуации можно (и нужно!) задать проверочный вопрос: а что, если  в с  е ?... Подразумевается, что прием ЛХ будет использоваться массово, всеми желающими. Так вот, в случае истинного и безобидного ЛХ ничего не произойдет. Если же ЛХ на грани злоупотребления (мошенничества), то ему придет конец. Примеры подберите сами. Так что не наглость потребна ЛХ-ру, а решительность, смелость.
Именно на кухне ЛХ не проявляет своих отрицательных свойств, поскольку со своей кухней трудно вписаться в отношения общественные, если только кухня не коммунальная, а вы не завариваете свой чай соседским кипятком…

* * *
На протяжении многих десятилетий психологи всех мастей внушали человеку, что социальная жизнь и общение состоят из игр и протекают как игры. Увы, не каждый в состоянии сформировать свой собственный жизненный сценарий и играет по чужим правилам.
В обществе, где принято «быть как все», «быть не хуже других», эти правила часто оборачиваются своей изнанкой и перетекают в «не быть, а казаться». Во всех нас заложено живое творческое начало, которое не всегда способно реализоваться. Преимущество лайфхакинга в том, что он позволяет отступать от канонов и разрушать стереотипы, позволяет человеку быть, а не казаться.
Говоря о том, что ЛХ управляет жизнью и бытом, не обойтись без такого критерия как качество жизни. Когда о нем упоминают, само собой подразумевается, что качество это хорошее. Эта переменная и переменчивая величина существует в двух аспектах. Объективно качество жизни со всех сторон отражает ни что иное, как уровень развития общества. Субъективно же оно соответствует индивидуальным запросам личности, вписывается в систему ценностей отдельного человека.
Чувство удовлетворения, довольства жизнью – безошибочный показатель качества жизни любого индивидуума, что может совсем не совпадать с общепринятой точкой зрения! Кто-то не мыслит жизни без отдельной благоустроенной квартиры, а кому-то подавай деревенский дом с огородом и баней, а кому-то – вовсе избушку поближе к озеру и рыбалке... (Вот только на коммуналку вряд ли найдется соответствующий мечтатель!) Довольно многочисленная категория бродяг, до сих пор именуемых на советский манер «бомжами», вовсе не желает обрастать имуществом и быть привязанными к определенному месту обитания, собственному матрацу и кастрюлям...
ЛХ-ры явно отдают преимущество субъективной оценке качества жизни, что логично вытекает из жизненного принципа быть не как все, быть самим собой, а значит, «быть, а не казаться»!
Если суть всякого философского течения в установлении связи явлений и объединении разных областей человеческого знания, то ЛХ добавляет к знаниям еще и незаурядную интуицию.
Помимо использования интуиции, ЛХ применяет правило, сформулированное Гельвецием: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов», или, точнее: «Знание немногого существенного освобождает от знания многих частностей» (Гельвеций Клод Адриан 1715 – 1771). Применительно к нашей кулинарной теме это будет звучать примерно так.
Общая информированность и смекалка возместят незнание рецептов, некоторых кулинарных приемов и хитростей.

* * *

Один из вопросов, наиболее интересующих новичков: можно ли стать лайфхакером или им надо родиться?
Ответ прост: лайфхакером лучше, конечно, родиться, но им можно стать!
Перефразируя известное и довольно косноязычное изречение классика марксизма-ленинизма о том, что «коммунистом можно стать лишь тогда, когда...» (кто не знает, это к лучшему, и не забивайте голову!), можно сказать: лайфхакером можно стать, лишь усвоив некоторую сумму знаний.
Как можно распознать человека, рожденного лайфхакером? Понаблюдайте за собой и другими. Если человек – ваш друг или вы сами – идет по городу, пересекая улицы, двигаясь по прямой, мысленно проложив эту прямую к нужной точке, то он – прирожденный или способный ЛХ. Если кто-то идет с вами, не стараясь самостоятельно проложить маршрут, а следуя вашей траектории, он – человек зависимый, внушаемый, ЛХ-ром станет вряд ли (оставим в покое приверженцев паркура!).
Неотъемлемое и похвальное качество ЛХ-ров – любознательность. Люди обычно бывют наделены ею от природы. Самые любознательные имеют все шансы стать выдающимися ЛХ-рами! Интересно, что в советское время была написана детская книжка... о лайфхакинге и начинающих лайфхакерах! Правда, назывались они возвышенно на советский же манер «изыскателями». Но вникнешь повнимательней – ЛХ-ры самые и есть! (С. Голицин, «Сорок изыскателей»). К слову сказать, ЛХ-ры имеют не только исторических прототипов, но и литературных. Один из самых известных – Робинзон Крузо, который, чтобы выжить, самостоятельно проник в тайны ремесел и научился делать очень многое...

* * *
               
Автор кулинарных книг профессор Стефан Росснер считает, что всех, кто готовит и всех, кто ест, можно разделить на две категории: «туристов» и «путешественников». «Туристы» следуют по заданным маршрутам, не отступая от проложеных троп, а «путешественники» пускаются в неведомое, руководствуясь собственными желаниями и прокладывая новые дорожки... (Интересно, что аналогичное мнение высказала и Т.Толстая в интервью «Нехоженая Греция», и даже в связи с гастрономической темой!).
Соответственно, кто-то питается по стандартным меню, тем, что дадут, и готовит строго по рецептам. А лайфхакеры, несомненно, относятся к категории «путешественников» и первооткрывателей. Вот откуда их стремление к самостоятельности и пренебрежение к всяческого рода шаблонам.
 «Так делают все» и «если не я, так другие» – не аргумент для настоящего ЛХ, которым в немалой степени движет стремление быть не как все!
Увидим за ЛХ не очередную молодежную забаву, а целое и цельное мировоззрение!


Рецензии