Торжество в Новоузенске 1901 г

ТОРЖЕСТВО В Г. НОВОУЗЕНСКЕ

Новоузенский собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского

(материал опубликован в "Самарских Епархиальных Ведомостях", № 20 от 15 октября 1901 г.)



Мысль о постройке в г. Новоузенске каменного собора возникла в уме граждан в царствование Императора Александра II-го. Благотворное царствование и милостивое внимание Царя-Отца народа научило народ ценить его и любить его сыновней любовью. Поэтому всякое событие в царствующем доме возбуждало в нем самое живейшее участие. Понятно поэтому, с каким сочувствием и огорчением принимаемы были в народе известия о разных кознях против любимого Государя, направленных против Его драгоценной жизни и клонящих к ниспровержению его любвеобильного и мудрого управления и руководства.
Жители г. Новоузенска, как истинные сыны Отечества и своего Государя, разделяли общее народное по отношению к нему чувство. И вот в среде их зародилась мысль — каким-либо видимым и осязательным образом выразить свое глубокое сочувствие, принести и свою дань великим качествам души своего Государя.
После получения известия о злодейском покушении на жизнь Государя 2 апреля 1879 г. Городская Дума в своем постановлении от 7 июля 1879 г. решила ознаменовать благополучный исход покушения, а также в память спасения жизни Государя Императора 4 апреля 1866 г. и 25 мая 1867 г. постройкой каменной часовни на городской площади вблизи существовавшего в то время деревянного во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Собора. С течением времени это предположение заменено было другим. Более грандиозный памятник был бы более ярким выразителем чувств, питаемых к Государю Императору со стороны граждан г. Новоузенска. Выражая эту общую мысль, общее настроение и желание, тогдашний г. голова И.А. Лахматов внес в Городскую Думу предложение увековечить 25-летие царствования Государя Императора Александра II-го постройкой каменного Собора на главной площади города Новоузенского во имя Покрова Пресвятой Богородицы вместо такового же деревянного. Предложение это было следующего содержания: «Великие преобразования нашего обожаемого Монарха в течение двадцатипятилетнего царствования лучше всего свидетельствуют о том, насколько Он преисполнен любви к своему народу и желания ему счастия и благоденствия. Приготовляясь ознаменовать 19 февраля, день двадцатипятилетнего славного царствования, мы были поражены известием о страшном событии, вновь угрожавшем драгоценной Его жизни 5-го февраля взрывом в Зимнем дворце, и принесли теплые благодарственные молитвы Господу Богу о чудесном миновании опасности, которая повторяется уже в пятый раз. Чтобы ознаменовать день 25-летняго царствования обожаемого Монарха и сохранить навсегда воспоминание о всех спасениях и милости Всевышнего, он полагал бы совершенно своевременным выстроить на городские средства каменный собор вместо деревянного, а деревянный перенести на кордон, поэтому просил собрание г.г. гласных, не упуская такого драгоценного времени, разрешить этот вопрос, а по содержанию его составить и поднести адрес Государю Императору». Предложение это было единогласно принято гласными Думы, причем был составлен адрес Государю Императору в следующих выражениях: «Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь! Великие преобразования, которые Ты совершил в течение двадцатипятилетнего славного царствования лучше всего свидетельствуют: насколько Ты преисполнен любови к своему народу и желаниями цветущего ему счастья и благоденствия. Готовясь ознаменовать 19 февраля, день двадцатипятилетнего царствования Твоего, мы были поражены ужасом при вести о страшном событии, вновь угрожавшем драгоценной жизни Твоей 5-го февраля, взрывом в Зимнем дворце. Принеся Господу Богу благодарственные молитвы о чудесном миновании опасности, мы в ознаменование дня 19 февраля и в благодарение Господу Богу постановили: соорудить каменный собор во имя Покрова Пресвятые Богородицы. Выражая беспредельную радость о чудесном миновании опасности, и в несокрушимом уповании на благость Всемогущего, молим Его, да хранит Он священные и неоцененные для России дни Твои на многие лета». Этот адрес через г. Начальника губернии был представлен на благовоззрение Государя Императора, которому благоугодно было всемилостивейше благодарить городское сословие за выраженные чувства и намерения.
Городская управа, озабочиваясь своевременным выполнением указанного постановления Думы, прибегла было к содействию вновь образовавшегося в то время для постройки в России грандиозных зданий общества «Муниципальный Подрядчик», на очень выгодных условиях, но общество это скоро прекратило свои действия. Между тем, наступила бедственная зима после неурожайного лета, следующие за тем годы были тоже неурожайными, - экономическое положение города сильно пошатнулось, так что постройку производить было немыслимо. Пришлось волей-неволей отложить ее на неопределенное время. Между тем, всё-таки необходимость постройки нового храма давала себя чувствовать всё настоятельнее. Существовавший соборный храм был тесен и не мог вместить всего количества молящихся. И вот 22 февраля 1885 года, когда город несколько окреп, оправился от тяжёлых годов неурожая, городской голова А.X. Рождественский вновь возбудил в Думе прежний вопрос о новом соборном храме. Выслушавши его предложение, Городская Дума постановила: «На сооружение каменного собора на главной площади г. Новоузенска, в течение 10 лет, считая с настоящего года (1885) ассигновать по 1500 р. в год и вносить их в сметы расходов. Затем образовать, согласно 73 ст. Городового положения исполнительную комиссию, в которую закрытою подачею голосов избраны: Председателем городской голова А. X. Рождественсый, членами: купцы Ф.И. Помельцов, П.И. Помельцов, И.П. Григорьев, Б.М. Максимов, мещане А.Т. Лобачев, К.С. Фомин, Я.А. Котков, Г.Ф. Крючков, и коллежский советник Николай Аристархович Путилов, которой поручить: а) найти удобное место для выделки кирпича, построить завод со складом и нанять мастеров для выделки кирпича; б) составить план и фасад собора и представить таковые на рассмотрение собрания гласных; в) поручить Городской Управе выдать комиссии за скрепою, шнуром и печатью книгу для записки всех пожертвований, как денежных, так и материальных; г) поручить также Управе по требованию комиссии отпускать в распоряжение ее по мере надобности деньги из числа ассигнованных; д) открыть подписку для приглашения желающих к пожертвованиям, причем во время заседания Думы подписались на 734 р.; е) в затруднительных случаях комиссия обязана чрез Городскую Управу испрашивать разрешения у гласных Думы.
Дело было начато. Комиссией организована была подписка посредством подписных листов, книг для сбора пожертвований, кружек. Сделано было предложение мещанскому старосте пригласить к пожертвованиям всех лиц, проживающих в Новоузенске, как местных граждан, так и иногородних. Тогда же Комиссия приступила к заготовке кирпича, песку и др. материалов, к выработке плана и приблизительной сметы, для чего вступила в переговоры со специалистами дела.
Местом постройки собора комиссия решила назначить южную сторону площади, и об отводе этого места постановила ходатайствовать пред Городской Думой. Между тем, в виду широких полномочий, предоставленных комиссии и вместе с тем, обилия разнообразных обязанностей, Дума решила пополнить состав ее новыми членами, в каковые избраны: купец Е.И. Аржанов, мещане: Л.П. Катков, К.М. Милкин, Е.Е. Ефремов, В.А. Тарасов и Я.Б. Тенцов.
В виду необходимости скорейшей выработки и определения плана будущего собора, городской голова обратился к Саратовскому инженеру-архитектору г. Салько, с просьбой о составлении проекта собора.
В ответ на это г. Салько выслал несколько образцовых видов храмов. Выбор комиссии остановился на соборном храме г. Вольска, Саратовской губернии, по образцу которого она решила строить собор и в Новоузенске, изменивши только размер сообразно потребностям города. Сообразно с этим выбором г. Салько был по предложению комиссии составлен проект собора для Новоузенска и приблизительная смета расходов на постройку вместе с объяснительной запиской, что и было им представлено на рассмотрение комиссии, которая, одобрив проект и смету, с своей стороны, представила их в Думу на утверждение, где они и были приняты. Одновременно с этим (17 сентября 1885 г.) думою было отведено место для собора пространством в 32 саж. ширины и столько же длины, а всего 1024 кв. саж., рядом с существовавшим деревянным собором, с южной стороны его.
План, смета и объяснительная записка архитектора Салько были представлены на утверждение Его Преосвященства, Преосвященного Серафима 4 февраля 1886 года.
Дело утверждения проекта собора и рассмотрения сметы строительным отделением Самарского губернского правления тянулось медленно, так что постройка разрешена была только 2 апреля 1891 г.
Тем временем существовавший деревянный храм сгорел в мае месяце 1888 г., так что постройка нового собора являлась делом неизбежным. Между тем настоящего начала предположенной постройки положено еще не было. Тянулась бесконечная волокита всяческой переписки, дело подвигалось вперед очень туго, что неблагоприятным образом, между прочим, отзывалось и на самой строительной Комиссии. Деятельность Комиссии постепенно теряла свою напряженность, энергия ослабевала. Фантазирование в области постройки, при имении в наличности до 400 т. жженого кирпича и денег 1000 р. не на всех членах Комиссии отзывалось благоприятным образом. Вообще к началу 1893 года Комиссия стала распадаться. Председатель Комиссии г. голова А.X. Рождественский 12 марта 1893 г. отказался от своих обязанностей. Его место временно занимал заступающий место городского головы Паничкин. Некоторые из членов отказались также, некоторые умерли, одним словом, Комиссия не функционировала более. Поэтому, чтобы не было слишком значительного замедления в постройке, вновь была организована новая Комиссия 3 мая 1893 года из следующих лиц:
Председатель Комиссии г. Новоузенский Уездный Предводитель Дворянства Н.А. Путилов, кандидат Председателя и член г. земский начальник 1 участка, Новоузенского уезда, Д.Е. Нечаев и члены: о. П.М. Сердобов, о. И.П. Соковнин, А.Ф. Кругляков, Н.Ф. Степанов, М.А. Куров, А.Н. Крючков, П.Т. Медведев, А.Т. Медведев, Н.А. Лахматов, Т.М. Горанин, И.И. Карягин, Я.М. Семейкин, П.И. Рябикин, Т.Э. Олтаржевский и И.Е. Блинов. Дальнейшие изменения в составе Комиссии следовали в таком порядке: 19 июля 1893 г. Собранием Городской Думы избраны вместо выбывших Я.Б. Тепцова, В.А. Тарасова и умершего А.Т. Медведева — И.В. Умнов (исправник), А.В. Благовещенский (помощник исправника), А.А. Громов, А.И. Паничкин и Г.М. Столбушкин. 6 сентября 1893 года Д.Е. Нечаев выбран товарищем Председателя, и в члены приглашены инженеры Фон-Дегнер и Блюпквист, как специалисты строительного дела, и священник о. Альбокринов. Затем по введении нового городового положения 1892 г., 16 марта 1895 года исполнительная Комиссия избрана была думою в составе: Председателя Н.А. Путилова, товарища о. И.П. Соковнина и членов: Н.Ф. Степанова, А.И. Паничкина, Ф.И. Помельцова, Г.М. Столбушкина, М.А. Курова, Е.И. Аржанова, И.Е. Райкина, П.И. Помельцова, Б.М. Максимова, И.Л. Умнова, В.С. Ободовского, Д.Е. Нечаева, И.П. Григорьева, А.Ф. Круглякова, Г.Я. Фонбегнера, А.Н. Крючкова, о. А.Д. Волковского, о. Е.В. Кесарева, И.И. Карягина, П.Т. Медведева, А.М. Эрастова и М.Н. Горина. Далее на следующий четырехлетний <срок>, с 1898 г., исполнительная Комиссия избрана в новом составе из следующих лиц: Председатель Н.А. Путилов, его товарищ Д.Е. Нечаев и члены: Н.Ф. Степанов, П.И. Помельцов, М.А. Куров, И.Е. Райкин, В.Л. Катков, Е.И. Аржанов, И.Е. Блинов, Ф.И. Помельцов, И.П. Григорьев, А.Ф. Кругляков, П.Т. Медведев, И.И. Карягин, И.Ф. Морозов, Е.Д. Трипольский, В.С. Ободовский, И.Л. Умнов, П.А. Коноплев, И.П. Бабин, Ф.И. Пироцкий, А.М. Эрастов, о. Е.Я. Гурьев и Ф.Ф. Никитин. Комиссии даны были полномочия действовать по постройке собора самостоятельно, как то: покупать необходимые для постройки собора материалы, нанимать мастеров, подрядчиков, десятников и др. нужных для постройки собора лиц, с которыми и заключать всякого рода договоры по усмотрению Комиссии; при этом Комиссия может передавать эти полномочия отдельным членам.
Предварительно образования новой Комиссии оказалось необходимым выяснить, как следует, материальную сторону вопроса о постройке для определения: чем, и какими средствами может располагать Комиссия, для чего был рассмотрен отчет о приходе и расходе денежных сумм и других материалов, поступивших в распоряжение Комиссии. Оказалось, что в кассе Строительной Комиссии налицо состоять должно всего только 1280 р. 60 к., а кирпича до 450 тыс.
Решено было, чтобы уже более не откладывать постройку собора, выделать в 1893 году 400 т. штук жженого кирпича, купить потребное количество извести, песку, бутового камня, белого плитнякового камня на фундамент по смете архитектора. Решено было также просить городскую управу о выдаче 12000 р., причитающихся строительной Комиссии согласно постановления городской думы. А пока воспользоваться ссудою. Различными путями приобретено было в пользование Комиссии около 4000 руб., на каковую сумму и начата была заготовка необходимых материалов.
Крестьянин И.М. Варякин заключил с Комиссией договор, коим обязался на производство каменных работ собора по проекту архитектора Салько.
Наконец, 15 мая 1893 года, при личном участии Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, при торжественной обстановке, состоялось освящение места и закладка предполагаемого собора. С этого времени работы по постройке храма производились безостановочно, благодаря воодушевленной словом архипастыря энергичной деятельности Комиссии в приискании необходимых для того средств и постоянным и неослабным заботам и напоминаниям Его о скорейшем создании собора. Бог благословил труды Комиссии, так что благодаря горячему участию со стороны лиц Новоузенского городского общественного управления в приискании средств, последовало определение Новоузенской городской думы о предоставлении в распоряжение Комиссии 600 дес. городской выгонной земли на 2 года и участка № З городской земли на 8 лет, от сдачи которых получилась довольно значительная сумма, что дало возможность продолжать постройку собора. Распорядительность городской думы, с одной стороны, и отзывчивость жителей г. Новоузенска и других местностей относительно пожертвований (в одном случае даже немцев) с другой, дали Комиссии возможность производить работы в течение двух лет (в 1893 и 1894 гг.) и сделать в это время все стены собора до карниза и пилоны, так что для окончания постройки собора оставалось сделать, по количеству потребного кирпича, гораздо менее уже сделанного. Но продолжать так успешно начатую постройку в следующем 1895 году Комиссии не представлялось возможным. Поэтому она опять обратилась за помощью в думу, прося определить в распоряжение Комиссии участок городской выгонной земли на 3 года, а прежний участок оставить еще на 1 год, что и было опять удовлетворено.
Во все время постройки пред строителями стоял важный вопрос, где взять средств, и только благодаря твердости их дело не останавливалось. При самых неблагоприятных обстоятельствах началась постройка в 1895 г. Возникал вопрос: вследствие истощения кассы - не прекратить ли постройку? Но путем разного рода пожертвований и помощи со стороны города собор продолжал воздвигаться.
В 1895 г. вследствие постановления городской думы от 16 марта 1895 г. о продолжении постройки на выданные городом 1500 р. 1000 р., взятые взаимообразно и на деньги, полученные за аренду земли, сданной Комиссией, Комиссия устроила все арки и своды, кроме купола. В 1896 г. за неимением средств некоторые из строителей были опять за остановку постройки, но г. архитектор Салько по осмотре собора нашел, что приостановить постройку нет возможности, и необходимо торопиться окончить собор вчерне с покрытием железной крышей, иначе своды могут пострадать от долгого нахождения под дождями, что вызовет их переделку, а след., непроизводительные расходы (письмо от 2 февр. 1896 г.). Вследствие этого постановлением думы от 15 марта 1896 года определено: поручить Комиссии произвести постройку собора в размере, признанном архитектором необходимым, и когда наличные средства у Комиссии будут истощаться, то на предмет воспоможения доложить о сем думе.
В 1896 году работы продолжались, в 1897 г. устроен купол, и собор вчерне был закончен. Летом 1898 г. были оштукатурены внутри стены собора, сделаны двери, летние и зимние рамы, решетки в окна, сделаны и поставлены кресты, в 1899 г. сделаны три паперти с колоннами, печи, устроены цементные полы и лестница на колокольню.
Из отчета по постройке собора видно, что к 7 октября 1899 г. на постройку собора употреблено до 120000 р. Из городских сумм затрачено до 80000 р., а остальные 40000 р. пожертвованы деньгами и хлебом населением уезда по подписным листам. На эти деньги сделано следующее: стены собора, железная крыша с окраской ее, паперти со ступенями и площадками из белого камня и колоннами, железные решетки в нижние окна с окраскою их, все рамы в окна с окраскою и вставкою стекол, железные кресты с шарами, вызолоченные, на все пять глав собора, три железные наружные двери, железная дверь и железная лестница на колокольню, семь печей с железными чехлами, производится настилка цементных полов, устроены хоры, сделаны: лепной работы капители на 18 колонн папертей, три тамбура с внутренними дверями, железные решетки в 4-х малых главах вместо сделанных деревянных и выбелен снаружи собор и иконостас с двумя экземплярами боковых икон.
История устройства иконостаса представляется в таком виде:
В виду усиливающейся необходимости ускорить освящение собора, Комиссия была озабочена скорейшим изготовлением иконостаса. Поэтому Комиссия вошла с ходатайством в управу об ассигновании необходимой на устройство иконостаса суммы. По докладу управы, дума постановила 11 октября 1899 г. сдать участок земли на пятилетний срок и вырученные за него деньги употребить на устройство в соборе иконостаса, причем ввиду того, что на это требуется довольно продолжительное время, немедленно поставить временный иконостас, употребив на это 500 р., вырученных от сдачи выгонной земли.
Обсудив это постановление думы, Комиссия пришла к следующим выводам:
1) По собранным сведениям от иконостасных мастеров устройство временного иконостаса в соборе на 500 руб. ни в каком случае не возможно, даже и без икон.
2) Старый иконостас из церкви с. Куриловки, который собрание думы имело в виду, как временный, ассигнуя на перевозку и постановку его 500 р., настолько ветх, что и в старом сельском храме признан неблаголепным, почему и заменен новым, так, что постановка этого иконостаса в новом соборе, хотя бы и на время, не может быть допустима потому, что от этого благолепие храма совсем уничтожится.
3) Тем более не следует допускать уничтожения благолепия нового собора постановкою в нем ветхого Куриловского иконостаса потому, что безотлагательной надобности в этом не имеется, так как для совершения церковных служб имеется деревянный собор.
4) Употребив ассигнованные 500 р. вместо временного на постоянный иконостас, предполагая получить аренды за участок № 3 хотя бы по 2000 р. в год, а за 6 лет 12000 р., и имели в виду пожертвования частных лиц, которых на постройку собора в течение 7 лет постройки его поступило 35000 р., а в год средним числом по 5000 р. Комиссия находит: 1) что средств у нее на устройство иконостаса достаточно, но эти средства получатся не теперь, а в будущем; 2) что при рассрочке денег, следуемых за работу иконостаса и писание икон, представляется возможным устройство иконостаса заказать немедленно, тем более, что работа иконостаса продолжится года два; 3) но для заказа иконостаса необходимо иметь средства на выдачу задатка, а этих-то средств у Комиссии в настоящее время нет и 4) что средств этих надо не более 3000 р., каковую сумму можно занять в местном городском банке, на что Комиссия и просит разрешения думы.
Дума согласилась с доводами Комиссии, а относительно изыскания необходимых средств поступила по программе, предначертанной Комиссией. Но при этом поставила непременным условием то, чтобы работы по изготовлению иконостаса велись с таким расчетом, чтобы к осени 1900 г. и не далее, как к 1 октября месяца возможно было освятить соборный храм (пост. думы от 30 декабря 1899 г.).
Тем не менее, ввиду окраски стен собора внутри летом 1900 г. и устройства для этого лесов, постановка иконостаса была не только неудобна, но прямо невозможна. Поэтому и решено было приготовить собор к освящению в конце лета 1899 г., соответственно с чем и были заключены контракты с подрядчиком по приготовлению иконостаса Силиным и подрядчиком-иконописцем.
Наконец в соборе поставлен изящной и художественной работы иконостас, исполненный по рисунку Антонова, и иконы, писанные иконописцем Соколовым; им же произведена и внутренняя отделка храма.
Работы приблизились к окончанию. Совершилось и столь давно желаемое освящение собора! Наконец граждане Новоузенские утешились видением благолепно устроенного храма. Любовь народная, благочестивое чувство и неиссякаемый источник благотворения создали этот прекрасный религиозный памятник вечной памяти народной о Царе-Освободителе. Много лет, Бог даст, будет служить он живым свидетелем близости народной с Царем своим и выразителем религиозных чувствований издревле-благочестивого русского народа. Те лица, которые много потрудились над построенным храмом, в самом окончании его создания найдут лучшее удовлетворение своих трудов.
Некоторые из них не дождались того времени, когда воочию можно было бы насладиться плодами их трудов, но их деятельность не останется без награды. Пресвятая Богородица оградит их святым Своим Покровом и будет ходатайствовать за них пред престолом Царя Славы.
Вечная память умершим благотворителям и украсителям св. храма сего! А всем благополучно здравствующим деятелям многая и многая лета!


*

СЛОВО
в день принесения Преосвященным Гурием, Епископом Самарским, точной копии с чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших», в благословение града Новоузенска в день освящения новосозданного собора в честь Божией Матери и св. иконы: «Покрова Божией Матери».

Приспе день светлого торжества, град Новоузенск радуется песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество: принесние святыя и многоцелебныя иконы Божией Матери: «Взыскание погибших», якоже солнце незаходимое возсия вопиющим верно: радуйся благодатная Богородице Дево, взыскающая погибающих.
Некогда подобные св. песнопения воспевались благочестивыми христианами в день принесения во град Бар святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая. А мы ныне, братия христиане, торжествуем принесение в град наш святителем и ангелом церкви Самарской, Преосвященным Гурием, в благословение и благодатное ограждение наше от великих бед и зол — св. иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибающих».
По случаю такого светлого торжества весьма благовременно и достойно повториться тому же святому воодушевлению, какое некогда переживали и перечувствовали древние христиане града Бара при встрече многоцелебных мощей св. Николая. Но... о пре-святая Владычице! Наше слово слишком слабо и немощно. От Тебя мы ожидаем живого и действенного слова в день твоего пришествия к нам. Ты сама узриши, как слабы наши гласы и речи, и как мало они возбуждают и трогают сердца людские. Вещай же сама, Владычице! И просвети нас, седящих во тьме и сени смертней; возбуди нас, спящих сном смертным! И нам кажется, братие, что не только начало, но и сущность слова к нам Владычицы изречено уже самым пришествием Ее во град наш. Ее святой воле угодно было посетить град наш в преславный и приснопамятный день освящения соборного храма и избрать здесь себе место пребывания среди нас. Что же, братие, побудило ее к этому? Добродетели наши, или пороки? Конечно, желалось бы быть уверенным, что град наш удостоен этой милости за свои добродетели! Но, увы! Нравы наши и обычаи не позволяют нам и думать этого; все, напротив, располагает думать, что Матерь Божия пришла к нам, как приходят издалека врачи на те места, где особенно свирепствуют жестокие болезни. И в самом деле, братия христиане, каких нравственных недугов, каких страстей и пороков нет среди нас; и вот Божия Матерь, ведая крайность зол и напастей, обуреваемых нас, по милосердию своему, чрез святительское соизволение нашего благопопечительного архипастыря, благоволила придти во святом лике своем на сожительство с нами, чтобы врачевать наши душевные и телесные язвы, чтобы пройти по стогнам града нашего, взглянуть на храмы и домы наши и своею благодатною силою очистить и освятить все, загрязненное греховной нечистотой, все восставить и оживить и направить на путь спасения. Представляя все это, братия христиане, и переживая чувства благодарной любви и неизменной преданности Ее матернему покрову, мы ныне единодушно, с глубокой радостью о пришествии Владычицы, исходили со св. крестами и св. иконами торжественно встретить дорогую гостью. Если бы наш, отуманенный грехами, духовный взор был чище, конечно, мы увидели бы и поняли великую силу и значение этих крестных ходов. Ведь в этих земных движущихся мимо нас св. иконах и крестах, знаменующих собою священные понятия и священные лица, невидимо шествуют небесные силы, та благодать, что присуща Богу и Богоматери и святым, взывая к помощи коих и совершаются крестные ходы. В том и состоит благодатная сила крестных ходов, что когда люди подымают святыню ради веры в ее силу, - воздвигается и Божия - спасающая и милующая благодать. Братия, сколько событий в русской истории и среди нас подтверждают эту веру. Для примера приведу один из многочисленных случаев благодатной силы веры, когда милость Божия явлена была жителям села Березовки, Самарского уезда, в 1890 году, после крестного хода с чудотворной иконой Божией Матери: «Взыскание погибших». Была страшная засуха, травы выгорали, хлеб пропадал, всё пожелтело и высохло, грозил ужасный голод и людям и скоту; оставалась одна надежда на Бога и премилосердую Богоматерь. 3 июля было совершено всенощное бдение в честь Божией Матери, пред св. иконой ее: «Взыскание погибших», наутро после божественной литургии, с соизволения епархиального начальства и игумении монастыря, подняли св. и чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших» и с крестным ходом отправились в поле на молебствие. Понятно, что молитвы христиан были усердны и горячи. 5, 6 и 7 числа пролил такой благодатный дождь, что вся природа в окрестностях села совершенно ожила и покрылась богатой растительностью. Об этом событии записано в летописи сказаний о чудесах, явленных от св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Если мы стоим, братия, пред чудотворной иконой Божией Матери с верою, «предстоя Ей яко живей сущей», то это чувство делается еще сильнее и животворнее во время крестного хода. Нередко мы видим при крестных ходах со св. иконами глаза многих полными слез, слышим сердечные вопли: «Матушка, Владычице, Пресвятая Богородице! Помоги нам!» Знайте, что это простые сердца чуют здесь присутствие той, которой усыновлены все люди и которая всегда там, где Ее призывают и на Нее надеются. Да и чем иным велики крестные ходы, совершаемые православными христианами во дни бедствий, как не благодатной силой, присущей этим молитвенным крестным ходам со святыми иконами.
Чтобы вы, братия христиане, имели некоторое понятие о происхождении святой и чудотворной иконы Божией Матери, именуемой: «Взыскание погибших» и чудесных знамениях, явленных от нее, сообщу хоть краткие сведения о том:
В XVII столетии обширный Саратовский край был уже достоянием Руси. Для защиты этого края от набегов татар царь поставил в Саратове благочестивого воеводу, по фамилии Кадышева. По семейному преданию эта св. икона первоначально приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и была явлена здесь тогдашнему воеводе Кадышеву. В доме этого воеводы св. икона была помещена в особой комнате — молельне. Тогда же она ознаменовала себя чудными знамениями и исцелениями от болезней. Первый исцелился от болезни сам воевода. Далее: из церкви было украдено некоторое имущество. Заподозренные в краже не сознавались в вине. Воевода надеялся, что Богоматерь откроет виноватых в святотатстве. Он приказал подозреваемым молиться пред св. иконою и потом облобызать ее в доказательство невинности. Когда первый из похитителей святотатственно дерзнул облобызать св. икону, то тут же был наказан, он упал на пол, едва дыша, и тут же признался в своей вине. Товарищи его по преступлению, видя происшедшее, также признались в соучастии их.
Чрез 150 лет эта св. икона перешла во владение к Анне Ивановне Кадышевой, которая, овдовев, решилась посвятить себя на служение Богу и его Пречистой Матери и устроить обитель, с благословения Преосвященного Феофила. А.И. Кадышева отправилась путешествовать со св. иконой по разным городам России для сбора пожертвований на устройство женской обители. В шестидесятых годах она прибыла в С.- Петербург. Здесь св. икона Божией Матери «Взыскание погибших» прославилась чудесным исцелением одиннадцатилетнего отрока, сына графа Шереметьева, приговоренного врачами к смерти. В благодарность за чудесное исцеление сына от болезни граф пожелал украсить икону драгоценной ризой; но святитель Филарет Митрополит Московский повелел отнюдь не закрывать это сокровище ризой, а сделать только венец на него и киот. Замечательно, что лик Божией Матери на этой чудной иконе почасту меняет свое изображение. Вид ее в обычное время кажется темным, так что едва можно рассмотреть дорогие черты ее Божественного лика. Но бывает так, что как бы лучи и сияние исходят от ее пресвятого образа. Тогда можно рассмотреть и черты ее Божественного лика и малейшие складки ее платья. Последнее бывает непременно пред какой-нибудь неожиданной радостью. Темный же лик ее предвещает горе и несчастие. Еще замечено, что на лице Иисуса Христа, ее Божественного сына и на ее лике по временам являются благоухающие капли, как бы некое миро. Вот, братия христиане, краткая история этой чудной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших» и прославления ее чудесами. Закончим, братия, нашу беседу размышлением о милости Божией, явленной нам, жителям града Новоузенска, в пришествии Божией Матери, и о том, к чему все это нас призывает? Царица Небесная, водворившаяся среди нас новою сею иконою, ожидает теперь от нас не свещей и фимиама только, чем мы обычно изъявляем пред Нею свое усердие, а слез покаяния, воздержания от страстей и похотей, благодушного терпения во искушениях, готовности служить Богу во славу Его и на пользу ближних и всецелой преданности св. церкви, ради которой пострадал, умер и воскрес Божественный ее Сын, Спаситель наш Иисус Христос. Теперь от нас, братие, зависит, каково будет пришествие к нам Божией Матери в лице ее св. иконы. Если она увидит нас готовыми к исправлению своей жизни и к принятию ее благодарных даров, то, без сомнения, ущедрит нас новыми благословениями Сына своего. Особенно, братия христиане, дороги для нас такое милосердие и такая любовь к нам Царицы Небесной, являемые чрез благостного архипастыря нашего, Преосвященного Гурия, принесшего святую икону в благословение града нашего и новосооруженного собора в день его освящения, коему первый камень, при закладке его, был положен его же святительскими руками, с благожеланиями мира, доброго успеха и несомненной помощи Божией. И вот, чрез 8 лет, при содействии Божием и по молитвам нашего святителя, создан и благолепно украшен храм Божий, жилище Царице Небесной, имени коей он и посвящен. Действительно: приспе день светлого торжества, град Новоузенск радуется и веселится о Господе, милости Божии и покров Царицы Небесной очевидны над нами. Когда во граде бывает царица земная, тогда умолкают пред лицом ее все бесчинные крики. Да умолкнут же и среди нас бурные крики страстей ради Царицы Небесной, да соединимся все единодушно во гласе радования и да познаем ныне пути спасения нашего. Порадуем, братия христиане, матернее сердце Царицы Небесной и сердца благостных архипастырей наших миром, взаимной любовию, преданностью св. церкви и готовностью служить Богу от чистого сердца во благознаменитый день праздника нашего. Аминь.

Протоиерей Михаил Матюшенский

*
 
Дни святительских служений Самарских архипастырей Преосвященнейших Гурия Епископа Самарского и Ставропольского и Тихона Епископа Николаевского в г. Новоузенске по случаю освящения там трех вновь сооруженных храмов.

(Материал опубликован в "Самарских Епархиальных Ведомостях" № 22 от 15 ноября 1901 года)


Дни — 7, 8, 9 10 и 11 сентября для города Новоузенска поистине были днями великого торжества. В эти дни в городе Новоузенске двумя Самарскими архиереями Преосвященным Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, и Викарным Преосвященным Тихоном, Епископом Николаевским, совершались торжественные служения по освящению сооруженных вновь трех храмов: 1) двухпрестольного великолепного, обширного собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, 2) весьма приличного и благолепного монастырского храма, во имя Пресвятыя Троицы и 3) храма при городском училище во имя святителя и чудотворца Николая.
Архиерейские служения начались 7 сентября с литургии в старом соборном храме. В этот день все жители города от мала до велика, во главе с местным духовенством, с раннего утра выходили по большой дороге по направлению к вокзалу Рязано-Уральской железной дороги, находящемуся в 5-6 верстах, навстречу почитаемой в Самарской епархии чудотворной иконе Божией Матери, именуемой: «Взыскание погибших», находящейся в Раковском женском монастыре и, по особому разрешению Св. Синода, обносимой в течение нескольких месяцев по городам и весям Самарской епархии. Преосвященному Гурию, Епископу Самарскому и Ставропольскому, благоугодно было даровать в благословение городу Новоузенску в ограждение его от различных напастей, а главное, от ереси и раскола, свивших себе здесь большое и прочное гнездо, список с этой чудотворной иконы, отделанный в дорогую серебряную ризу и украшенный камнями.
Для встречи архипастыря заблаговременно железнодорожным начальством вблизи станции ж. дороги была устроена роскошно декорированная платформа, убранная флагами и зеленью.
В 7 часов утра тихо подошел к станции поезд, откуда с иконой Божией Матери вышел архипастырь, окруженный и встреченный многочисленным сонмом духовенства с представителями города и многочисленными толпами народа, собравшегося сюда на встречу чтимой иконе со всех концов обширного Новоузенского уезда.
После торжественного водосвятного молебна архипастырь Преосвященный Гурий осенил троекратно с окроплением св. водой все четыре стороны и затем при пении молебна Богоматери от вокзала тронулся крестный ход.
Снимок чудотворной иконы Богоматери был вложен в нарочито устроенные и украшенные живыми цветами носилки, высоко поднятые среди окружающих икону.
В высшей степени трогательно и умилительно было это шествие многочисленной толпы народа, с несомой в середине ее на особых носилках чудотворной иконой, окруженной множеством других икон и хоругвей местных церквей, в сопровождении многочисленного сонма священно-церковнослужителей во главе со своим архипастырем.
Необычайно сильное впечатление и подъем религиозного духа производило это шествие, а особенно громкое и внятное чтение архипастырем, во все время шествия, акафиста Богоматери и сопровождающее его искусное, проникнутое глубоким чувством веры, пение монастырского женского хора. У всех присутствующих этого крестного хода никогда не изгладятся чувства, навеянные этим торжественным шествием, на пути которого при входе в самый город, на всех поворотах и на всех улицах происходило архипастырское осенение чудотворной иконой с окроплением св. водой всех сторон.
В 10 часов крестный ход пришел в старый храм; здесь владыка с хлебом-солью был встречен городским головою и мещанским старостой. Благословив встретивших, владыка, несмотря на крайнее свое утомление, после 6-верстного пути, приступил к совершению литургии, во время которой с Его благословения местный протоиерей о. Михаил Матюшенский произнес приличное случаю слово. После литургии Преосвященный торжественно перенес свое благословение граду Новоузенску — икону Пресвятыя Богородицы именуемой: «Взыскание погибших», в новый благолепный обширный собор, который подробно и осмотрел. Обедня окончилась в 3 часу дня. Вечером в 5 1/2 часов начался звон ко всенощному бдению. Несмотря на поместительность и обширность соборного храма, могущего свободно вместить до 2000 человек, он буквально тесной стеной был окружен народом, по невозможности войти всем в храм. При содействии полиции в 6 часов вечера был сделан свободный путь в храм архипастырям: Преосвященному Гурию и викарному Преосвященному Тихону, прибывшим для совершения всенощного бдения.
За всенощным бдением неутомимым архипастырем, Преосвященным Гурием был прочитан громко и внятно акафист Покрову Богоматери. Всенощное бдение было окончено в 11 ч. ночи.
В 8 ч. утра, 8 сентября началось освящение главного престола соборного храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Освящение окончилось торжественным перенесением из старого соборного храма в новый св. мощей. Перенесете это было совершено многочисленным сонмом духовенства во главе с викарным Епископом Преосвященным Тихоном. Св. мощи в средине собора были встречены при пении положенных тропарей — Преосвященным Гурием. После освящения и литургии, на «буди имя Господне» Преосвященный Гурий сказал глубоко прочувствованное слово, в котором выразил свою искреннюю радость по случаю освящения этого, заложенного его рукою благолепного храма и вспомнил свою тяжелую скорбь о постройке вблизи этого храма, против алтаря его, народного театра, каковой промыслом Божиим уничтожен огнем в назидание его строителям, избравшим под постройку его место вблизи храма. Слово это, — проникнутое чувством радости, то сопровождаемое сильными порывами горя произвело потрясающее впечатление на народ. Впечатление это особенно сказалось по окончании литургии, когда многотысячная толпа, где были раскольники и сектанты и даже немцы, окружила обоих Владык, целовала их одежды и просила у них благословение. Утомленные архипастыри благословили весь подходивший народ и тогда только оставили храм.
После литургии местной городской управой была предложена приличная трапеза, на которой были произнесены соответствующее тосты за здоровье Их Императорских Величеств и всей Царствующей Семьи, святейшему Синоду и представителям всех сословий. В конце обеда по просьбе представителей местного общества, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием на имя Его Высоко-Превосходительства господина Обер-Прокурора были отправлены телеграммы следующего содержания: «Сегодня 8-го сентября мною в сослужении Преосвященного Викария Тихона и многочисленного духовенства торжественно освящен новосооруженный величественный соборный храм в городе Новоузенске в честь Покрова Божией Матери и Святого Благоверного Александра Невского. Храм сей устроен Новоузенским городским обществом при крупных жертвах жителей уезда в увековечение памяти царя освободителя и мученика и двадцати-пятилетняго Его славного царствования.
Вознеся в новоосвященном храме горячие Господу Богу молитвы о сохранены драгоценнейшей жизни Их Императорских Величеств и всего царствующего дома и об упокоении царя мученика, при необычайном стечении народа со всех концов обширного Новоузенского уезда, по просьбе представителей всех сословий, принимавших весьма деятельное участие в постройке сего храма, имею долг всепокорнейше просить Вас, Ваше Высокопревосходительство, повергнуть к стопам Их Императорских Величеств выражение чувств беспредельной верно-подданнической преданности, увековеченных в сооружении столь величественного и многоценного храма, стоящего до 120.000 руб.».
Во время этого обеда представитель местного раскола поморского толка Крючков, с благословения Преосвященного Гурия, прочитал следующий адрес:
«Ваши Преосвященства и Вы, почтенные представители всех учреждений города Новоузенска! Позвольте нам, малограмотным жителям города, излить несколько слов о сооружении сего соборного храма.
Провидению Божию благоугодно было ниспослать добрую мысль представителям нашим о сооружении сего соборного храма в память Императора Александра II-го, который будет в воспоминание вечное находиться в глазах у нас и детей наших, чем только мы и можем отвратить злые козни врагов, врагов, которые своею зловещею рукою убили возлюбленного Государя нашего, помазанника Божия.
Теперь сооружение и освящение соборного храма соверши-лось, то возблагодарим же Господа Сил, и всех строителей, и тех, которые участвовали в трудовой и материальной помощи, и Вас, Ваше Высокоблагородие Ефим Данилович, г. городской голова, особенно чувствительно благодарим за Ваше приглашение всех нас на настоящее торжество. Дай Бог сему храму вечно стоять, а нам и детям нашим покойного Императора в нем вечно поминать (следует подпись)».
Вечером того же числа в 5 ;  часов началось торжественное служение всенощного бдения в новом довольно обширном и высоком, светлом монастырском каменном храме, сооруженном в очень короткое время трудами игумении Ангелины с сестрами при доброхотных пожертвованиях жителей Самарской губернии. По обычаю во время всенощного бдения после величания неутомимый архипастырь Преосвященнейший Гурий прочел с свойственным ему воодушевлением и силою голоса, внятно и благоговейно, акафист пр. Троицы. На другой день было совершено освящение главного престола при участии Преосвященнейшего Викария Тихона, архимандрита Вениамина, местного протоиерея г. Новоузенска, бывшего протоиерея того же города о. Соковнина, епархиального наблюдателя, протоиерея Троицкой церкви Слоб. Покровской о. Сердобова и других священников при переполнявшем храм народе. Во время литургии на «буди имя Господне» Преосвященнейший Гурий обратился к предстоящим и, в частности, к монашествующим с глубокопрочувствованным словом на текст «Вы есте храм Божий и дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3 г. 16).
Вечером того же дня оба архипастыря совершили всенощное бдение во вновь освященном соборном храме, в его приделе во имя чудотворной иконы Бож. Матери Именуемой «Взыскание погибших» и св. благоверного князя Александра Невского. Во время всенощного бдения также был прочитан акафист Божией Матери. На литургии, после освящения придельного престола на «буди имя Господне» Преосвященнейший Гурий обратился к наполнявшему храм народу со словом истинно-отеческого назидания.
Вечером того же дня Преосвященнейший Гурий, поручив освящение вновь сооруженного при городском 4-х классном училище храма Преосвященнейшему Тихону, совершил заупокойную всенощную по Парастасу и затем утром, 10-го сентября, литургию с панихидою о Царе-мученике-освободителе, в память которого Новоузенским градским обществом сооружен соборный храм. Во время литургии по обычаю Преосвященнейший Гурий сказал одушевленное слово, охарактеризовавшее в Бозе почившего Государя-Освободителя, как Отца своего народа, совершившего свое самодержавное служение в духе Христовой любви и кротости и достойного вечной памяти.
Не оставил без слова назидания питомцев городского училища и Преосвященнейший Тихон, освящавший домовый храм училища.
По совершении литургии в соборном храме Преосвященнейший Гурий посетил единоверческий храм г. Новоузенска, где был встречен представителями прихода, из которых один поднес Ему хлеб, а другой с Его благословения, со слезами на глазах прочел следующее:
«Ваше Преосвященство, Преосвященнейший архипастырь! С сердечною необъяснимою радостью мы собрались сюда во святый храм встретить и видеть в лицо своего архипастыря, чтобы принести Ему свою искреннюю благодарность за Его постоянное попечение о наших нуждах, несмотря на наше непослушание Ему и даже оскорбление Его.
Вы, всемилостивейший архипастырь, все предали забвению и сподобили наш храм драгоценного дара, благословив прихожан его иконою Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Сподобился наш храм, а вместе с ним и мы таковой драгоценной святыни собственно по неутомимой вашей заботе о нашем храме, о нас и о наших заблудших братиях.
Повергая себя, мы припадаем к вашим архипастырским стопам и просим, во-1-х простить нас, по неведению оскорбляющих вас - своего архипастыря, во-2-х благодарим вас, Всемилостивейший архипастырь, за ваш дорогой и неоцененный дар и посещение нашего храма и нас бедных.
Да продлит Господь Бог вашу жизнь на многие годы на пользу церкви Христовой к обращению заблудших наших братий!
Благословите нас вашей святительской рукою ваших покорных послушников»...
Выслушав это прочитанное со слезами приветствие, владыка благословил всех наполнявших храм единоверцев и роздал им в назидание только что отпечатанное слово местного протоиерея о. Матюшенского, произнесенное им на литургии 7 сентября, по поводу принесения в благословение г. Новоузенска иконы Божией Матери именуемой «Взыскание погибших». Посещением единоверческого храма закончились труды Преосвященнейшего Гурия по Новоузенску. Все очевидцы и участники этих трудов неутомимого архипастыря с удивлением взирали на эти труды. Поистине, Господь помощник благостнейшему архипастырю: пять дней почти целодневных служений - подвиг великий, если особенно к этому присоединить благоговейное, громкое и внятное служение и воодушевленные, ежедневные проповеди! Граждане Новоузенска все, начиная от представителей сословий и кончая простонародием, теперь только поняли и оценили своего архипастыря, постигли его заботы о благе их и о спасении. Небывалое зрелище представляла платформа станции Новоузенск Р.-У. жел. дороги 10 сентября в 10 ч. вечера, когда вся она, несмотря на 6-верстное расстояние от города, была усыпана народом, явившимся сюда в столь позднее время, чтобы последний раз лицезреть своего архипастыря и получить от него благословение. Сам архипастырь был приятно поражен столь большим стечением жителей Новоузенска, явившихся на проводы его.
Новоузенск никогда не забудет этих святых только что пережитых им дней, прошедших незаметно в постоянных молитвах со своими архипастырями. Долго он будет благодарен своему архипастырю Преосвященнейшему Гурию, особенно за то, что он вдохнул в представителей города мысль о скорейшем осуществлении постройки соборного храма, до приезда его в Новоузенск в 1893 г. не начатого постройкою. Своею святительскою рукою он положил первый камень этому храму, первый призвал благословение Божие на сооружение его, и вот через 7 лет этот камень возрос в огромный светлый и благолепный храм, который может сделать честь своим благолепием и обширностью даже губернскому городу.
Чтобы запечатлеть в памяти потомства столь необычайные для Новоузенска светлые дни, представители города решили выбить на металлической таблице имена всех участников освящения собора и повесить ее в соборе. Об этом городской голова заявил Преосвященному Гурию в своей благодарственной речи. Кроме того, чтобы день принесения в г. Новоузенск снимка с чудотворной иконы Богоматери, именуемой «Взыскание погибших», сделать всегдашним праздником, православные жители г. Новоузенска возымели желание ознаменовать его установлением ежегодного крестного хода в этот день, о чем уже возбужден вопрос в городской думе.

Протоиерей Алексий Матюшенский.


Рецензии