Звездюковка суверенная

Посреди лесов, полей и бесчисленных лощинок, на берегу небольшой реки под названием Кавунка раскинулась старинная деревня Звездюковка.

Почему она так называлась, никто уже и не помнит: то ли потому, что добрая половина деревенских жителей носит фамилию Звездюк, то ли наоборот — фамилия эта родилась от названия деревни. А может владели деревенькой этой некогда помещики Звездюковы, — кто сейчас это помнит? Но так или иначе, деревня Звездюковка гремела раньше на всю округу. Во-первых, там располагался большой колхоз «Красное вымя» — лучший в регионе; а во-вторых, жители деревни были талантливы и мастеровиты: и пели, и плясали, отстаивая честь своего колхоза на всевозможных смотрах художественной самодеятельности работников села; по дереву резали игрушки да поделки всякие, плели корзинки и туески из лозы, да шляпы из соломы, расписывая их яркими красками. Бабы — вышивальщицы знатные: рушники, занавески, рубахи, подзоры красивейшими узорами расшивали. А кое-кто еще и ткать умел, как в стародавние времена!

А уж как радушны и гостеприимны звездюковцы! Не было недели, чтоб в Звездюковку какие-нибудь гости не приезжали: то журналисты, то фольклористы, то партийное начальство с проверочкой да вареников с вишнями пожрать на халяву, а то и иностранцы заглядывали! Уж больно хороша деревенька: красива, богата, самобытна — от чего ж не похвастаться такими достижениями советского строя перед всякими там немцами, американцами, да шведами разными? Так что областное начальство первым делом всех гостей-туристов-шпионов отправляло в Звездюковку. А после этим прохиндеям уже не до козней было! Набитые под завязку пирогами да галушками, салом, домашней кровяночкой, молодой картошечкой с укропчиком, залитые по горло местной горилкой, обвешанные с ног до головы корзинами да вышитыми полотенцами и оглушенные местным песенно-танцевальным фольклором, иностранцы едва доползали до своих туристических автобусов. И в чувство приходили уже за пределами границ Страны Советов.

В общем, жизнь в деревне была сытная да безбедная, хотя, конечно, и трудился народ не покладая рук. Начальство Звездюковку холило и лелеяло. Колхоз процветал и периодически получал правительственные награды. Земля обильно плодоносила, в речке плескалась рыбёшка, а лес окрестный снабжал ягодами, грибами, да орехами. Что еще надо для простого деревенского счастья и спокойной жизни?

А по сему молодежь не особо рвалась в города-столицы: чего они там не видели, тараканов на коммунальной кухне? Большинство подросших звездюковцев отучившись в городских ПТУ-шках или отдав воинский долг Родине, возвращались в родную деревню жить, трудиться, заводить семью, да рожать детишек.

И так бы, наверное, жизнь в Звездюковке и текла — неторопливо, размеренно, с верой в светлое будущее и надеждой построить в итоге коммунизм, но…

Грянула вторая половина восьмидесятых со своей перестройкой. Сначала все было хорошо, а иногда даже и лучше прежнего: деревенские стали не только членами колхоза, но и его совладельцами, и могли сами делить прибыль, а не отдавать ее неизвестным дядям. Но потом потихоньку начались проблемы: то солярки партнеры не привезут вовремя, то молоко киснет, потому что молокозавод соседний вдруг забастует против чего-то… А тут еще бывшие начальники зачастили, да темные личности всякие: «А давайте, — говорят, — ваш колхоз на части поделим и разные ТОО создадим. Одному товариществу ферму с коровами отпишем, другому — сельхозтехнику, третьему…»

Но звездюковцы, в отличие от других граждан страны, сметливыми оказались — на лестные посулы и сомнительные перспективы не повелись. Отправили аферистов этих на хутор бабочек ловить! А потом принялись судить да рядить, как дальше жить и выживать, и беспредел в свою деревню не пущать.

В конце концов, здраво поразмыслив, приняли решение: раз такое дело, а разделим-ка мы колхозное имущество между собой! И разделили. И, как ни удивительно — по-честному! Кто как трудился, тот так и обогатился. Хотя чего тут странного? Деревня-то — практически одна большая семья! Если кто и не Звездюк по фамилии, так это не важно, все равно чей-то брат, сват, шурин, кум, наконец!

И вновь в деревеньке все постепенно утряслось, да наладилось: народ начал фермерствовать, да торговать: что-то с огорода, что-то со скотного двора, а что-то своими ручками сотворенное.

Но тут пришли лихие девяностые. Вот напасть-то! И некие дяди на самой верхушке страны порешили: а не хотим мы больше просто так во власти тусоваться! Хотим быть… царями! Ну так прямо народу не сказали, конечно… Обозвались президентами демократическими, конституциев напринимали, законов разных. Но суть-то в том, что вместо одного правителя получилось пятнадцать! Ну республик-то союзных в СССР было именно столько. Вот каждому новоиспеченному царю по республике и досталось. Было еще много желающих мелкими царьками стать, разодрав и республики эти на части, но сие уже к истории Звездюковки отношения не имеет.

Этот великий печальный раскол большой страны коснулся и Звездюковки. И самым непосредственным образом!

А дело вот какое: как уже говорилось, деревня Звездюковка расположена на берегах реки Кавунки. Причем — на обоих. И получилось так, что один берег стал российским, а другой — украинским! Вот что ты будешь делать?! Жили себе люди, женились, дома строили, хозяйство заводили, и даже не задумывались, на каком берегу селиться. Какой больше нравился, на таком и… Да. Но вот после провозглашения свободы, демократии и отделения республик, западный берег реки Кавунки стал для восточного заграницей. И наоборот.

Как вот вы себе представляете, к теще на блины за границу ходить? А со стадом что? Пастух-то общий! Сегодня коровки российскую травку поедают, а завтра украинскую пойдут щипать… Перешел мостик — хоп! И ты уже иностранец!

И началось! Мало того, что деньги в каждой стране разные, так еще и пограничный кордон с таможенным досмотром периодически установить пытались. То с одной стороны моста, то с другой! А что звездюковцам этот кордон? Тю!.. Даже мальцы Кавунку на перегонки переплывали, а уж зимой по льду — никакие пограничники не угонятся!

В общем, толку с кордонов этих… Да и пограничники — хлопцы молодые, женской лаской по долгу службы обделенные. Как увидят девчат звездюковских — красавиц, кровь с молоком! Так про все свои обязанности мигом и забывают. Ох, немало их потом после службы в Звездюковке осело!

А если приезжали там начальники какие, генералы-полковники, порядок наводить и строгие правила устанавливать — так разъяренные бабы могли их и в речку спихнуть! «У меня там борщ на плите кипит, я за солью к золовке побежала, а вы тут какие-то документы требуете?!» — и хрясь со всей дури по важной морде солонкой. Беда с бабами этими!

В конце концов оставили власти обеих стран Звездюковку в покое — хай живут, как хотят! Ну их! Связываться — только проблемы наживать, да убытки нести в виде подранной местными собаками пограничной формы, да распиленных на дрова шлагбаумов.

Вот с тех пор и живет себе Звездюковка этаким маленьким островком меж двух государств — по сути братских, а по политике расходящихся друг от друга в противоположные стороны.

И как бы звездюковцы не старались, политика эта проклятая все равно периодически в жизнь их вмешивается. Вот соберутся вечерком мужики на бережку Кавунки — рыбки наловить, да лясы поточить, пустят пляшку с перцовочкой собственного изготовления по кругу (да кому нужна палёнка-то магазинская?), и начнут выяснять, чей царь-президент круче! Слово за слово, спор и разгорится! А если какое большое коллективное мероприятие — свадьба, к примеру, то может и до мордобоя дойти!

Потом с недельку буяны на противоположный берег не суются, только обзывают друг друга «москалями» да «хохлами», потирая синяки и шишки. Но «боевые раны» затягиваются, а ум и сердце понимает, что роднее-то на всей земле никого не сыскать! И снова наступает в деревеньке мир, покой и настоящее содружество двух государств — России и Украины.

А что в этом странного? Ведь в звездюковцах кровь так давно перемешалась, что и не определить, у кого русские корни, а у кого украинские. Да и другие народы кровушки в этот коктейль подбавили, даря Звездюковке своих женихов и невест.

Смешение двух культур и языков породило нечто совершенно особенное. И гопак под балалайку давно никого не удивляет, так же как русская песня, положенная на знакомый певучий украинский мотив.

И всем хорошо. А что еще надо?


Рецензии