О золушке. часть 5-я, главы 17-18

17-я  глава
                ПОД  СВЕТЛЫМ  КВАДРАТОМ..

-  Ну, ты   даешь! –  напал  Свежов  на  Леплянского.-  Хорошо  же  ты  познакомил  ее  с  Костей! -  подбежал    в  перерыве     чуть не с кулаками.
-   А  кто  просил   меня  привести  ее  к  нему!  -   Вытаращился  тот. Я еще подумал,  - зачем...Забыл?
-  Ай,  молодец!  Ай,  догадливый…!!!..Я-то  не  забыл! Это  ты  забыл. И  откуда  такое  рвение -  сводить  девок  с  художниками, чтобы  те  выпендривались?! Он   был   ДРУГ..Понимаешь? А  теперь…- Иван   досадливо  махнул… Знаешь,  что  он   сказал?  Он   сказал, что  она   «хорошая  девчонка»,  и…он собирается  писать  ее  портрет! Она  будет  позировать! Наверно, ежедневно.. А  мы  -   побоку. И  только  о  ней   тарахтел   битый  час,  -  до  одурения…Стихи  ей   посвятил!  И   ей   свои  читает.. А     не   нам!  Вот…чего  ты  добился.. Леплянский! -   не  ожидал   от тебя,  какой   ты…дддубина… «лектор»  хренов... Я  тебя  ЗАЧЕМ  посылал?!..
-  Зачем? -   удивился  Леплянский.
-  Нет, ты  точно  идиот!
-  За  что?..-  обиделся  Николай, -   Я   виноват,  что  Артистка  ему  понравилась?..
-  «Паанра-аа-авилась»!..-  передразнил  Свежов. -  Ага,  а мне   не   понравилась?!..А тебе?!..
-  И   чего-о?! -  Леплянский   застыл  с  выкаченными   глазами,   очки  приподнялись, -  Я   Бог  что  ли?  Может,  еще  и  предложение   «замуж»   сделать?...
-…Гм! Леплянский, - это   идея!…-  Свежов  чуть не подпрыгнул,  задрал  голову,  почесал  затылок.- Она  согласится,  и  тогда…мы   ВСЕ…
-  Щас! -  раскололся  Леплянский,  -   «согласится»! Я тебе   говорил…с прошлого  года   ледяные  отношения у нас.
-  Но вы же   вместе   ходите?…Я   видел!
-   Ходили..  пару раз в кино..и  по  улице..  я   в  ее  кошатнике   даже  ночевал...И  что?!
-  Но  вы  же  не  ссоритесь!…
-  А  мы  должны,  -  как  овчарки, - ежедневно  грызться?! - оттого,  что   у  вас    нестыковка! Сам  рассказывал,   она  была  с  крутым  мужиком   в  кафе,  глаз  с  него  не  сводила!
-  Во! Отбить!...Сделай,  чтоб  она  не  на  Него,  а  на  тебя  так  -  пялилась!..
-  Ха!  Кто из нас идиот?  Может,  обьяснишь  мне,  дураку, - как   отбить  бабу  у  того,  от   кого   она  глаз  оторвать не может?!.. Ты    профессионал,  -  вот  и  попробуй!..Расскажешь...
- Да очень  просто! -  невозмутимо отвечал  Свежов, - Наобещай…и  затащи   в  постель...
-  Ну  ты  и  «новатор»! .Чего  ж  не  затащил?  А  если  бы   и  затащил, то   с  чего ты  взял,  что  после  она   будет   МОЯ?!.. Сколько  баб  с  мужиками  живут,  а  на  других  пялятся.
-  Ну,  хорошо, -  начал  сдаваться  Свежов, - сделай, чтоб   была  одна..а  мы  придем…Я буду  говорить, если  ты  не  можешь!  Она    должна  быть  нам  благодарна!
-  За  что?!
- За  Костю! Он   ей  понравился? Одно   непонятно, -   горбун…И  чего   общего?
- Дружеские  отношения. -  уверенно  сказал  Леплянский, -  взаимоуважение..
- Ну,   понесло…  «взаимоуважение»! Поживем, увидим…
-   Увидим… Леплянский   задумался:  « отбить  у  того,  на  кого  глядела,  как  завороженная…невозможно. Что  нужно  девушкам – в  мужчине,   чтоб  они  глядели   так?!..».

     Рита   поздно  шла  в  Дом  Ребенка   мимо  знакомого  общежития…и, как всегда, повернула голову-  взглянуть…При  свете  звезд  четко  обозначились  дома,   окна  светились  мягким  желтоватым  светом. Она  знала   Его  окно  на  втором  этаже!- в  двенадцатом  часу  ночи  оно   светилось и  Рита    замедлила  шаг,  достала   блокнот…..
…А  еще  я  открою  вам  тайну:
Освещая  свой  чудный  фасад,
Завораживая  бескрайно,
Вечерами  мне  светит  -  «квадрат»!
Он  - мой  Бог.. и, свеченье  даруя,
Для  меня  он всесилен  и  свят…
Да,  по-прежнему  дома  живу  я –
Там,  что  вечно  приветлив  фасад.

Замерзшими пальцами писала стихи.Усталая,  она  почувствовала     легкость…и  забыла,  что  хотела  спать. Влекло  сюда,  как  магнитом!  Она   подходила    ближе   и ближе…подошла,   присела   на  край   кирпича,   задумалась.  Что   делает   Он, - там,   за  светлым  квадратом   окна? Занимается  английским., как  признался  однажды ? Сколько  раз    проходила,  а  окно    горит,когда  остальные  темны.. «Когда  Он  ложится?  Или    «ночной»,  как  я?»...Рита  подняла  голову  и…удивилась:  в   окне  не было света!.  «Наоборот:  все  окна    светятся,  а  Его – окно   темное!»…  Рита  сложила   блокнот,  и  хотела  сунуть  в  сумку,  но… тут  пришли   строчки,  и, -  при свете  звезд  и  окон,    записала  новое…Еще    раз  подняла  голову:  не  загорелось   ли  окно?-  отвернулась  и   пошла. Но  -   позади   шаги.  Странное  чувство:  знакомые! Хотела    спрятаться,   не успела..
-  Это  я, -  сказал  Он, -  может  быть,  Вы  обернетесь?..
Внутри    все  заплясало,  забилось,    кровь  прилила  к  щекам.. дыхание остановилось.
Стояла,  как  мумия, -  всем  существом, а не  одной спиною    чувствуя  Его!..Впитывала  Его  голос,   взгляд,   все  с  Ним   связанное…  «НЕПОВТОРИМОЕ»…А  голос   нещадно  звучал:
- Не  отпирайтесь. Я    узнал  Вас!
   «Боже, зачем  так  строго? Надо бежать…!».. Но  ноги не слушались. Стыдно,  быть  пойманной  с   поличным…В  руке  дрожал  растрепанный   блокнот..  И…вдруг она, сама   того   не ожидая, -   бросилась  в  темноту,  в   спасительную  тишину    ветвей!.. В  пустынно-фонарную  ночь,  с  залитым слезами лицом..  «А  я  ведь   хотела пригласить Его на Новый год! Подарить портрет..»…И, когда, запыхавшись, поняла, что   общежитие  уже  далеко,   остановилась  с  бьющимся сердцем,  прижимая  к  груди сумку  с блокнотом…

    !.. «Дождалась! Разве  такого  я   хотела  свидания? » Просто   она  писала   стихи…Ни  о чем  не  думала, кроме  звезд и окон...Надеялась, что Он    об  этом   не узнает!.. И самой  себе  не  хотела    признаться.  Почему  она  ходит под     окно  ночами? -  Не  к  реке, не в парк, не    в театр,- под  этот светящийся квадрат!..  Что за   немыслимая  сила манит?..Она   делала  то,  что  велит  сердце. Разве  Сердце  обязано  перед    кем-то отчитываться?..
     Вот и  Дом   ребенка..  Рита  открыла  ключом   входную  дверь:  ей  уже  разрешали ночевать  на узкой  койке,  в  тесном  кабинете педагога-методиста…Можно  мечтать, рисовать и писать! -  не  боясь,  что  застанут  врасплох.. По  столу  разбросаны   карандаши,  краски,   вырезанные  фигурки. Ее  тут не  тронет,  и   не   осудит..  «Спасибо  Ларисе Владимировне! Все-таки  я счастливая!» - думала  она, , вспоминая, как   бежала,  теперь   смеясь:  « Дурочка!  Чего я испугалась?  Просто  неожиданность! Я  не  готова   к   встрече  с   Ним…Хотя  лишь о том и  думаю! Но  теперь   уже  не  страшно, - потому,наверно,  что… Он  знает»..

   Одного Рита не могла понять:  как  эта  глухонемая   девочка   чувствует   музыку? – Как   может  танцевать – в такт? Может,  ей   музыка   приходит во сне?.. Хотелось  обнять  эту девочку,  вдохнуть запах  ее  нежных  белых  локонов,  зарыться   лицом  в  белизну… и -  плакать  вместе   с нею  о    странной  судьбе! «Почему-то   она   сидит   только  со мной  рядом!»…Казалось, никто, кроме  этой   девочки,  не  понимает  ее. «О чем   думает,    мечтает  она, - в  своей белой головке?  Как  хочется  ее   увезти!…Куда?  Все равно!»

    Девочку, наверно,  можно  вылечить?..Рита  бы   ВСЁ   сделала, чтобы  ее вылечить!..Уж  постаралась  бы...Как  жаль..вряд  ли   ее  отдадут…Отчего  такой  несправедливый   мир? -   с     придуманными  кем-то  злыми  «правилами»?  В  Злом  Мире   не  отдают  матери  собственного  ребенка...и   не  отдают   ребенка, который   тянется  к  ней  ото  всей  души!
    В огромном  мире есть  одна- единственная   девочка,  -    белоснежный  лепесток  лилии, - со   сложенными  тонкими  губками,которая    пыталась   ей   что-то  сказать!…Что-то таинственное, известное  ей  одной!  Большие  голубые  глаза   в  душу  заглядывали..Прильнет  к  плечу…так и   -  сидят  в  обнимку «две сироты»…Две  «Золушки»…Странно жить в мире где самый близкий оказывается  -  «никем».

18-я  глава

                ПЕРЕД    НОВЫМ   ГОДОМ

    ДОМОЙ! -  стремятся, и   мечтают  студенты…Но  Рита  не рвалась.. Дом, - это  где  тебя  ждут,и  любят, где   тебе  всегда  рады…даже  если  не  оправдываешь  доверия  и  радостных ожиданий. Дом, -  где, тебя  увидев,  могут    прослезиться:   обнимут.. и  постараются  если    не  понять, то   посочувствовать.  Где тебя   обласкают, и  защитят…Будь  ты  не  совсем  прав, или   совсем не прав! - Как  в  песне:  « начало  начал…»…Но в данном  случае  про  «надежный  причал»  говорить не  приходилось.  Риту,  мягко говоря, дома  дифирамбами  не  баловали. Хотя  на всякий  случай  писали: «приезжай,  когда  закончишь»!
   На  деле  всякая  встреча   кончалась   неприятностями. Риту всегда останавливала   мысль: «Зачем?!  Опять  нарываться?»..И, если  я,   по словам отца   «как  бельмо на глазу»,  то   зачем   «дразнить гусей»!?. Мне и здесь хорошо…И  она  собиралась,   остаться в Иркутске. – А если когда-то ехала,«гусей  дразнила»..то  «гуси»,   разумеется,  в долгу  не оставались!..

   Неожиданно  на  работе  предложили  31-го  декабря   -  дежурить, и  Рита  согласилась: . «Новый год  отметим   на работе, а  потом  с девочками!. Почему  должно  быть  как  у всех? А может, и к лучшему!..Успокоившись, она стала   планировать,  как проведет    каникулы  в  Иркутске:   «Во всяком случае   тут  есть  Психолог!»..

.. Но… за  три  дня  до  нового  года  ее   пригласила   худрук,   «для  конфиденциального  разговора».. Они подружились, и  Рита   заходила, когда  хотела поделиться:  беседовали, секретничали,  говорили о Психологе… Сердце  Риты  сладко таяло   при   одном  упоминании  о  Нем!..ЕДИНСТВЕННЫЙ  мужчина,   пришедший   ЕЕ  ЗАЩИТИТЬ!.-  взял  ее   вину   на   себя!..Она, взбалмошная,   ЗАСТАВИЛА  Его  лезть  в  окно! Все  равно вышло здорово!

- Рита,  скажи честно,  Он  тебе  друг,  или…?..Почему  ты  называешь   Его Психологом? Это   Его работа?
Рита  покраснела, опустила  глаза:
-   Это я  Его  назвала.  Я  еще  не знала,  что Он   Настоящий  Друг!..
-  Хороший  у тебя  друг...– подвела  итог  Лариса  Владимировна.
-  На друзей  мне    везет, -   согласилась  Рита, -и   девчонки,  с  которыми   живу,    отличные   подруги.
-  Но  ЭТОТ…-  подчеркнула  Лариса  Владимировна,  -   особенный! Здесь  таких  нет... Я,  по- крайней  мере,  впервые  встречаю. Позавидовать можно.
- Я  тоже  так  думаю, -  согласилась  Рита, - Спасибо, что  Вы  мне  о   Его приходе   рассказали!
-  А  другие    не  рассказывали? – удивилась  худрук, -  Его все видели. Даже  Хроманенко…перед  которой     извинился...
- Неу-уже-ели?! -  изумилась  Рита,  -  И  перед  ней?!.. Из-за меня..
-   Он  считает,    ЗА  СЕБЯ, -   ты   НЕ ВИНОВНА.. .
- Но ведь  это  я  попросила Его  прийти! И  так переживала, что придется перед  всеми  оправдываться..С детства не выношу  собраний! Когда  тебя   «на ковер»…и  все  начинают    щипать,    клевать, как вороны, -всей   стаей..
-  Ты  говоришь   так, словно    пережила  что-то  подобное!
-  И не раз, .- вздохнула Рита, -  в раннем  детстве, и  в  школе..
-  А ну-ка   расскажи.
И Рита рассказалаисторию,когда на нее напали девятиклассницы, и как она  еле выкрутилась...
- Да ты отчаянная, как я погляжу! – рассмеялась  Лариса Владимировна. – Не пропадешь.
- А по-вашему, я  должна бояться  жизни? - усмехнулась  Рита, -Трусость, - я  считаю, - самая   отвратительная   черта!..
- Знаешь, - подытожила  худрук, - а  тебя недаром выбрал  Психолог! .В смысле,  решил    познакомиться. Вы  друг друга  стоите..
- Что Вы, Лариса Владимировна! Я  Его  не стою..Я глупая, безалаберная,  «витаю в облаках»….К тому же, невежда..и   максималистка! А если  б  Психолог  сюда  не  пришел…мне  пришлось  бы,наверное,  отсюда   уволиться. А   мне  этого  не хочется.  Я хочу Вам признаться…Я  девочку   глухонемую  ту  полюбила.! Такая милая..и  красавица! Она  все  время  ластится ко мне. Знаю, мне  все  равно   придется  уехать…Но  как  об этом  подумаю, - сразу  мысли  о  ней! Как я смогу с ней расстаться!?..И все  время  думаю о ней,  особенно  когда  ухожу  с  работы…Чем-то   она   мне  родная…Я  бы  ее взяла,  если  бы  было  жилье! А если б уволилась, то…Я к ней   бы  ходила…Но  меня  бы  не  пустили,  наверное!  Как  думаете?  Я знаю:  они  бы  набросились на  меня,-  как  звери!-   разорвали бы   на  мелкие   кусочки...А Он…   спас   меня   ото  всех «волков»!... .
- Мало  того,  -  сказала    худрук, -  тебе    разрешили   отпуск,  - на  каникулы!.
-  Что-о-о?!..-  встрепенулась  Рита, -   у меня     дежурство..!
-  Сходи   к  главной.. -   улыбнулась  худрук, - заявление  подай… Один    денек  отработаешь...

     Рита  умчалась…Действительно, отпуск   дали  с 1-го  января.
«Подготовлю Психологу  подарок. –мечтала  Рита,- Хорошо  бы   его   пригласить. Надо  зайти к  Нему.. Портрет! -  это  повод..  Конечно, надо  пригласить…Словно  все КТО-ТО нас  сводит и…разводит  «случайность  за   случайностью!…»..- Надо в  Училище  «хвосты»  подогнать  по  черчению..  по  физике.. по  литературе, - «Ой!- будь она  неладна,  Лисица! -  «капкан на  меня  ставит»!-  вздрогнула  Рита…

-  Слушай, -  встретился   ей  в  коридоре  Училища   Леплянский,  окинув   водянистым  взглядом, -   ты    в  Читу   не  едешь? .
-  А   тебя   это   волнует? – удивилась  Рита.
-  Ну… Ты  же  оттуда. Твои  родные  в  Чите.. - заметил  он, -  У меня  просьба!Понимаешь,  необходимо  мне  к   поэту  одному  наведаться,  Читинскому.  Я  подумал:   нельзя  ли  у  вас   остановиться ?
-  Что?!  Леплянский,  а  ты   разве     к   матери  не   едешь? -  глянула с  недоумением.
-  Нет…-  замялся  он,  отворачивая  взгляд, -  я   к  Геннадию  Головатому. Ты  такого  поэта знаешь?
-  Нет.. -  Рита  пожала  плечами, -  Он  что… известный?
-  Ну,  ты  даешь! Ха! -  покатился  Леплянский,  -  Всей  Восточной  Сибири  известный! - поднял    голову, -  Кроме тебя, -  Тьма-тьмущая…
- А ты, как всегда, проявляешь  сверхкомпетентность!– парировала  Рита,- А он…хорошо   пишет? Прочти  что -нибудь...Полно  в  мире  графоманов, всех  не   узнать. Гоняются  за  славой!.. .
-  Нет! Головатый, - он   не  такой…Он   инвалид,  без ног,  но   человек  - во! -  Николай вытянул большой палец...
-  А  ты  знаешь, что  по  поводу  известности  сказал   Борис  Пастернак, -  сузила  глаза  Рита:
БЫТЬ  ЗНАМЕНИТЫМ  -  НЕКРАСИВО.
НЕ  ЭТО  ПОДЫМАЕТ  ВЫСЬ…
НЕ  НАДО  ЗАВОДИТЬ  АРХИВА…
НАД  РУКОПИСЯМИ  ТРЯСТИСЬ!
ЦЕЛЬ  ТВОРЧЕСТВА  -  САМООТДАЧА,
А  НЕ  -  ШУМИХА, НЕ  УСПЕХ!...
ПОЗОРНО  -  НИЧЕГО  НЕ  ЗНАЧА,
БЫТЬ  ПРИТЧЕЙ  НА  ГЛАЗАХ  У  ВСЕХ…
НО  НАДО  ЖИТЬ  БЕЗ  САМОЗВАНСТВА..

-  Головатый  хороший поэт! – сказал  Леплянский, - Его все любят, особенно молодежь!
-  А почему   ты, молодежь,  ни  одного  его  стиха   не  знаешь!?..
-  Нет,  но…
-  Вот  именно! -  победно  глянула  Рита, -. А  ты    к  нему зачем?
-  Ну, я…Как  Поэт   к  Поэту,  -  разулыбался  Николай, выделяя  слова -    стихи   хочу  почитать! Говорят,  он   весьма  коммуникабельный, хотя  и  не  ходит. И  помогает  всем, особенно   молодежи!..
-  Как    «не  ходит, но  помогает»? -  Рита   глянула  недоверчиво, -   Шутишь?
-  Нет, я  вполне  серьезно,  - с большой  просьбой. Я  звонил  в Читу, он  меня   ждет!
Любопытство  завладело  Ритой:
-  А  меня     он  не   ждет?..-  сьехидничала   она.
-  Так возьмешь   на  квартиру? На   недельку!-  просил  Николай, - Буду  вести себя хорошо, - обещаю  тебе!..
-  А  МНЕ   мои   стихи    можно    будет   почитать  Головатому?
-  Почему ж нет? Если   согласится…-  Леплянский  понял,  что  добился, -  Едем?!
-  Погоди,   спрошу  разрешения! А то …приезжаю, и -  не  одна!  Как  обьясню? А на  квартиру они  не  возьмут....У  нас    двухкомнатная. . Где  тебя  класть? .
-  Раскладушку  поставить…-  аргументировал  Леплянский.-  Скажешь, что   жених!
- Здрассьте! – рассмеялась  Рита, -   Мать  хитрая,  догадается…И  могут  выдумать  черт -те  что! Ты не знаешь моих родителей…Леплянский, у   тебя   других  знакомых  в  Чите  не  найдется?
- Нет, да  какая   разница, что сказать!.- Ты   Артистка. Сыграем, что  ты моя невеста. А  после скажем, - рассорились  и  разбежались! Главное,  ты  познакомь. Я  с  твоим  отцом   общий  язык   найду...
-  С    отцо-оом?! Ха!-  рассмеялась  Рита, - С   ним  вообще   мало кто сходится!...
- А  я  полажу! – ликовал  Леплянский…Цени! Я  тебя  с  великим  поэтом познакомлю! На недельку, слышь? Надеюсь, твои меня  не  выгонят?
- Сначала   ты  долг  отдай! .
-  Договорились! - радовался Николай, - я   оплачу  за  твой  билет!Туда и обратно…

   Оставалось спросить мать. Рита волновалась, идя в автомат..Но, как  ни  странно,  на  предложение   «приехать с женихом»  мать отозвалась положительно,  с  каким-то  удовлетворением,  но  спросила:
-  А  ты  давно  его  знаешь?
-  Учимся    на  одном   курсе.
-  Студент?  А  как  он  хочет   содержать  семью?.
-  Он   учится  и   работает..
-   Кем?
-  Художником.
   Рита  не  соврала:  Николай   брал  заказы,  рисовал декорации, писал  буквы,  мастерил  стенды…Рита  делала  то  же  бесплатно. Правда, стенды  мастерить  она  не умела.
-  Приезжайте. -  Сказала мать, -  Встречать  не   будем. Пусть  сам  несет  твой  чемодан.


Рецензии