О золушке. часть 6-я, сжигание мостов, гл 1-2-я

1  -я   глава
                ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

-  Медом не корми  некоторых, -  обожают  болеть»! – говорила  Рита, - самые  модные  болячки  это грипп,  бронхит,  и   гипертония..- Ну,  не  пропустят ни одной  эпидемии! А  ведь это рай: лежишь,  в  потолок плюешь..а  вместо  ответного   плевка  несут   в   постель   чай,  мед, ягоды,  еще  и   ухаживают!...А мне  некогда  болеть…Она   на эту тему  даже стихи сочинила:
Если  вам  болеть не лень,
То  болейте  каждый  день:
Укрывайтесь  одеялом, -
В  ухо  кляп, на нос  компресс!
Если  этого  вам  мало,
Развивайте  интерес.
Чтоб, не ведая  приличий,
Вы  всегда  болеть могли  б..
Чтоб  какой-нибудь, - хоть  птичий! –
Не  прошел  бы  мимо  грипп…
   «Мне, -   говорила   Рита, -   никакой  мороз нипочем!.. »Но, то ли  в   наказание   за   самонадеянность  в  один  ясный    зимний  день Рита  подцепила  вирусный  грипп! - с осложнением. До этого  -  босиком бегала  дома  зимой и летом, и  ничего  кроме ангины и  насморков  не наблюдалось, да  и на эти редкие «болячки»   внимания не обращала: «лечила  на бегу»!..
     А тут  рраз! –и  шарахом   в больницу: девчонки скорую  вызвали. Как не вызвать: еле добежав домой, она, как пьяная, свалилась.Смеряли температуру: 40 градусов!-и до последнего  смеялась, порываясь встать, потеряла  сознание…А когда  пришла в себя, -   через  три  дня, удивилась: белые  стены, люди на  койках,  специфический  лекарственный  запах!..Поняла, что  и «на старуху случилась  проруха!..».И  первое, что   сказала:
- Где  моя  авторучка?  Я  такое во сне  увидела!..
  Так  родилась     сказка  «Алибиана».

   Алибиана – волшебная  страна. Расположена  на берегу Черного  Моря  Спокойствия. Не то, которое все знают,а  заколдованное, и лежит в  нем тишь вечная..Среди этой тиши  что угодно  стрястись может. Море черное,  как смоль!- и  на нем ярко горят плавающие белые  тюльпаны счастья. Приплывают  за ними  из  Мира  Обыденности  на  золотом  корабле Мечты  -те, которые    хотят  изменить судьбу! Для этого они в море  Спокойствия  ныряют: чтоб очиститься от грехов, и начать жизнь новую…Особенно  если  есть любовь!.. А любовь, - она  и   есть  волшебство!.. Тюльпаны,светясь на черном фоне, разбегаются, сияют как звезды, тихо  вальсируя...Ныряй -  тут  не  утонешь: плывешь, а  тюльпаны  со всех сторон  подплывают,  окружают  белыми  огоньками…Ищи!..Каждому дано выбрать  свой  единстственный тюльпан  счастья...Главное в жизни! В то  время  как  миллионы  чужих  окружают,   сами   в   руки идут, - ждут, чтоб   обратили  внимание! - наплывают со всех сторон, шепчут: «Возьми меня! Я - твой!»... А  возьмешь не свой, - все  кончится!Больше никогда не сможешь найти СВОЙ единственный… Вот и плывешь, - оглядываешься, ищешь: где же он, ТВОЙ   СВЕТЯЩИЙСЯ  ТЮЛЬПАН  СЧАСТЬЯ?
   Некоторые всю жизнь ищут…искупаются и уезжают, и опять  возвращаются  на Золотом корабле Мечты…Не каждому дано найти  своё истинное. А тюльпан твой  оказывается   совсем рядом:  САМ В РУКИ  ИДЕТ. Главное, разглядеть его! -обратить  внимание!  ЧУЖИЕ - отвлекают,, завораживают и манят.Стаей  кружат   их   мириады вокруг...
    Рита  проснулась, оттого, что  держала Его  в руке!..Она    сделала    выбор!  Дело  -  за Ним… «Когда   Он  придет,  я  постараюсь  выяснить Его ко мне   отношение... И  если  правда,  что сказал поэт,- Психолог  должен  меня  на  расстоянии  почувствовать:  я буду  все время  думать о Нем…Неужели правду  сказал Головатый?.. Он  тоже  должен думать обо мне…» 
- Он  услышит  меня,  как  умеет  только  Он! И придет сюда…

   С грустью   думалось: «мама   не  пишет!. Дело  в деньгах».. Рита попросила  В ДОЛГ,  двадцать  рублей.. Первый  раз, и  не у кого-нибудь,  а  у  родной  матери.  Но та  в  ответном письме   неожиданно  отчитала  ее,  и…перестала писать.  А потом   Рита заболела. Прошел месяц.  Писем нет. Риту  навещали   подруги, носили печенье и  кефир,  сочувствовали,  спрашивали, что    принести. А чего  она  могла  просить   у тех,  у   кого,  кроме  крошечной стипендии  ничего. Об одном  Рита     просила: если  придет  письмо  на  Училище, принести ей. 

   «Хорошо,  в  больнице  денег не требуется. А  когда   выйдешь, - на  что  жить?После покупки пальто  ничего не  осталось. Не к девочкам  же  на иждивение! Придется  занимать.У  кого?..И  тут  ей  пришла  хорошая мысль:  у  кого, как не у Ларисы Владимировны! –  добрая, отзывчивая, -она выручит! Как   я сразу не  догадалась?».-Рита повеселела.  –В больнице особо  не  пристают,  не  отвлекают: хочешь –  пиши, хочешь  - рисуй, гуляй... Тут  не  командуют, не следят. Может,  поэтому  некоторые сюда  стремятся! Или я тоже так  хочу?!..Больница хороша поначалу: усталость снять, прийти  в себя. А  когда   встанешь,-  захочешь прогуляться,  - могут  и  не  разрешить… А если  в   гости  пойдешь да  задержишься…в театр, на свидание?.Могут выгнать..Не люблю   докладываться...Мне   иногда   что-нибудь   придет  в  голову, -  среди ночи  встаю,  в темноте шарюсь,- ищу ручку…свет включать  нельзя! Такая жизнь не для меня. Разве ЧЕЛОВЕК  ЖИВЕТ – чтобы   лежать?.И вот что важно: делать  новое, неожиданное…чудо! Если в жизни человека нет чудес, то  что это  за жизнь?! Желательно всегда делать чудо…Чудо – это…рисовать,писать, делать других счастливыми!Что не  всякому дано…Вспомнилась Философиня,-  Вот  кому    удается!  И  Фея!  И Татьяна Георгиевна…Интересно,  у меня  может  получиться? Что для этого нужно? Деньги? Время?..Непростая задача: ДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ   СЧАСТЛИВЫМИ хотя идей полно! - это может быть целью жизни. Трудно  все время думать о других. А Идея георгиевна выглядит счастливой,  красивой, солнечной.. Вот кому  стоит  позавидовать!!»…
     Рита  летала во сне!..И  мечтала: «Если бы у меня  было  много детей, мы  бы  сказки сочиняли!.И еще..надо на что-то жить…Найти  бы  миллион!..Если б  у меня  был  миллион,  я бы открыла   ШКОЛУ  ЖИЗНИ,    наподобие  нашего Училища. Туда  бы  принимали настоящих ТАЛАНТОВ!...И хорошо бы  при  Училище создать ФОНД ПОМОЩИ ЛЮДЯМ  ИСКУССТВА.. приют ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ…не только людей, но и ЖИВОТНЫХ!..Фонд помощи любителям  животных… Ой,как много можно сделать! Нанять животноводов: обучать, как  правильно  ухаживать, лечить…И Фонд Помощи  многодетным! –это может быть Целью Жизни... Нельзя   долго лежать! – дела стоят.. А   если  бы  в  самом деле   пришлось  лежать,  -  я  стала   бы  книги  писать…и картины! На  отдыхе  творческие  потенциалы растут!А тут не хватает совсем чуть-чуть…Догадалась  бы  мама    двадцатку  подкинуть...».

   За стеклом  дул  февраль…Глядь, -  уже   лучом   сверху  донизу  весну  рисует!...Девочки  принесли  письмо  от  матери,  полное  живого  негодования: « Чего ты   просишь?! Мы   с отцом  и  так  тебе  целых два  месяца  помогали! Ты  совершеннолетняя,  вот и  зарабатывай. Не проси. Мы не  миллионеры.  Еще  и сына   твоего  содержим! Забыла?…»  Мать пространно,  в  резкой  форме   обьясняла  причины, по которым  не  может помогать дочери… Обиден был даже не  отказ,а именно  эта  форма, перечисление  долгов Риты.. «И не надо! – ответила  Рита, - сама  заработаю.  «Успокойся,  мама!  Я у больше  у тебя  никогда  не  попрошу». 

Я  звала  тебя,  мама,  сегодняшней  ночью!
Так  звала  тебя,  мама, -  сегодняшней  ночью..
Так  звала  тебя  я, но, - не в силах  проснуться,
Тяжким  сном   я  была  сожжена  на  подушке..
Я  больна  была, мама, и все было чуждо.
И  во  сне  приходили  ко  мне  крокодилы…
И, забыв  про  несчастья  свои  и  тревоги,
Первый  раз  в  своей  жизни  к  тебе  я  взывала!
Так  звала  тебя  я,  что  забыла  про  время...

    Кто-то  сказал:  «Человек  стоит столько, сколько   способен   отдать безвозмездно». Рита  - большая, взрослая  девочка, в    жизни   которой    главное, -   чтоб   был   Психолог… А  мечты приложатся! В час раздачи  лекарств   подошла  пухленькая  медсестра:
-  Скучаете?  Ждете кого-то?
Она  была такая  миленькая,  что  Рита откровенно  поделилась:
- Жду   необычного   человека… Вы   в   телепатию   верите?
- Телепатия? – переспросила девушка, -  когда   мысли   читают. А   это правда?
- Конечно! – улыбнулась Рита, -  этот человек – телепат.  Мой   большой   друг.  И  я Его  жду.
  Девушка  восхищенно всплеснула  руками…и вскоре об  этом   знало   все отделение!..Подходили  врачи, выяснять:  правда   ли  то, что  говорят  окружающие?  Рита  и   им    рассказала  о    необычном  явлении  - телепатии…И все   - заговорили!
-  Это  как? -  удивлялись   сестрички,  -  Он    любого  мысли  читает?  Или  только некоторых?...А   Вы  уверены?!
-  Да! – ликовала  Рита, -  Если захочет, Он  и  чувствует на   расстоянии…Он  сюда   придет…Вот  увидите!
-  Он  придет   к тебе?!  -  Ахнули девушки, успевшие с  Ритой подружиться. – Он знает, где  ты? И  как    узнает?
-  Ведь  я  же  думаю  о Нем! – аргументировала Рита, - А  Он  слышит   мысли...
-  Но… Это ведь  большое расстояние!  Он   тебя  любит?! -  догадывались  они.
-  Вряд  ли… - вздыхала Рита, - Ну   какая  разница?   Главное,  что  я    Его  ЛЮБЛЮ.
- Не  любящие  не приходят, - с  сомнением   заметила  пухленькая   девушка, - А Он  красивый?
-  Он такой красивый! – воскликнула  Рита,- Он  КРАСИВЕЕ ВСЕХ  МУЖЧИН  на свете!..- Он умный, воспитанный,  благородный, честный, Он  очень, очень поэтичный! И    романтичный! Короче -  идеальный мужчина...
- О! -  девушки  хихикали. -  Наверно,  ИНОПЛАНЕТЯНИН?.. Таких   нет..
-  Я тоже так думаю.. -  сощурилась  Рита, и  помахала  рукой.
-  Не сотвори себе кумира!-сказала другая женщина.
  А я    решила: СОТВОРЮ! -   Он  именно   такой....
- Но  как  Он  тебя  найдет?
-  Найдет – потому,  что   Он  Психолог!
- Странная  ты…-  посмеивались   многие и  шептали:  «у девочки  слишком  богатая  фантазия!»
В  палате   заметили,  Рита  частенько  выбегает в коридор.
-  Ты  кого-то  ждешь?  Честно!
- Жду…
-  Любовника?
-  Нет. Любимого. Друга.
- Просто друга?
- Друг, но не просто,- Друг с большой буквы!-  многозначительно  сказала  Рита.
Боялась  только,  что ее   выпишут раньше, чем Он придет…

У  пряного  веселья на виду,
Где  грусти миг уйдет в какой-то мере,
Минуты нет, когда я Вас не жду…
Минуты  нет,  когда в Вас не верю!..
Не  жду я снисхожденья у судьбы,
Что казни рок насмешливо пропишет…
Когда б Ваш голос гласом смерти был,
Я  и тогда б его желала слышаь…
Нет! Голос Ваш – не тление в аду…
Он   жизни  возвращает все потери!
Минуты нет, когда я Вас не жду.
Минуты нет, когда я Вас не верю…

…И  вскоре   стало  ясно:  не  одна Рита, а  вся  палата    ждет  Психолога! В отличие, остальные   не  очень  верили…Но им хотелось:  убедиться  самим,  чтобы   убедить Риту, что все это  «чушь и  выдумки»!.. Однако, все   подспудно   ждали  чуда: чего-то возвышенного  и   необычного!  В  человеке  ВСЕГДА  ЭТО  ЖИВЕТ…А  еще  более  в тех, кто  не верит!
А  если  по-настоящему  верить, то ЧУДО  СЛУЧАЕТСЯ… Ожидание охватило всё отделение! Медперсонал, и  больные   ежедневно   докладывали   Рите   о   приходящих  мужчинах:
- Пришел   какой-то  невысокий, с бородкой, -   не Он?
- С бородой?! -  негодовала Рита, - Нет  у  Него ни   бороды, ни  усов!  Он –   высокий,   красивый…
- Там  пришел  какой-то  высокий,  в  шляпе, и   белобрысый…
-  МОЙ  ПСИХОЛОГ  чернобровый, и  никаких  белых  бровей, и  дурацких  голубых  глаз!…
- …Там  пришел  чернобровый, пожилой и   немного  полный…
-  Ни в коем случае!  Мой  Психолог   молодой  и  стройный!
 А  когда  Он  в   самом деле   пришел,   ей  доложили:
- Там  какой-то  высокий  стоит,  в   шляпе и  в  черном   пальто…то Рита  не  поверила, пока  в  палату  не  вбежала   седовласая  медсестра,  возбужденная  сверхмерно:
-  Ты   что  лежишь?!-  Вставай!  Он  пришел!!!…
Рита  вскочила и  выбежала… Как  по команде   поднялась  вся  палата!
-  Где  Он?! -   растерянно  среди  коридора,  озиралась она, -  опять  Вы  меня  разыгрываете?.
- Да  точно Он! Там  Он, там! – махнула  к  дверям  сестра. лицо Риты побледнело, стало торжественным:
-  Вот  видите!-обвела  она  всех  плбедным взглядом.
-  Погоди. Может,  еще   и  не Он?… - возразили  они. Но  Рита    уже  знала:  ОН!
-  Он! Он! -  вопила  медсестра, -  Я   поняла, как только  Его  увидела:  Он  ОСОБЕННЫЙ!..Тут   нельзя   ошибиться. Его  ни  с  кем  не  спутаешь… и  глаза  медсестры  таинственно  сверкнули   из-под  очков…«Точно, - подумала  Рита, - Его  ни с кем не спутаешь!»..-  и   пошла  по  коридору, чуть  пошатываясь  от  пьянящего  предчувствия.
Листопад,листопад…а на улице звездно!
Освещен коридор полусветом лампад.
Мне сказали сейчас…и не рано,не поздно:
На халате  моем золотой листопад!..
   Высыпавшие  в  коридор   завистливо  глядели  вслед. Чья-то рука протянула  стакан воды, который она отстранила. «Какой   бесконечный коридор! Он длиною  в  целую  жизнь..»    Психолог  стоял  на  лестничной  площадке,  как всегда, прижимая  к  груди   портфель.  Черные  брови  сведены  к  переносью. Теплые  глаза    улыбаются.
-  Здравствуйте,  Золушка!
-  Психолог, здравствуйте!
-   Вам не кажется,  что  здесь  слишком  много  свидетелей?..
Рита  оглянулась:  их  обступили   любопытные… разглядывая,  и   заглядывая…
- А  ну,  кыш  все  отсюда!.-  прошипела  Рита,  глянув   исподлобья..
   Слушатели   исчезли.. Рита  закрыла   за  собой   дверь. Они  остались   на  лестничной   площадке.  Прислонившись   спиной  к  шероховатой   стене,   убрав  руки назад,  горящими ладонями она  почувствовала   холодную шершавую поверхность… Стоп!...Что  это?..Показалось, стена чуть качнулась…   «Она   шатается? Или   это   мне  кажется,  оттого, что  кружится голова?.-подумала  Рита,- а  Психолог   отошел, облокотился  на  перила лестницы. Они стояли напротив друг друга. Теперь  Рита  уже явственно  чувствовала стену  в движении!..Прислушалась,  ойкнула, -  заметив, что  Он   достает  из  портфеля  яблоки  и  орехи:
-  Берите, это Вам…Почему  Вы   не сообщили  о  своем  местонахождении? –   лицо  Его  стало сердитым.
-  Вы  и  так   все   знаете! -  простодушно  улыбалась  Рита,  принимая  дары.
-  Ничего  я  не  знаю!
-  Знаете! -  погрозила   пальцем, и  рассмеялась…
Предчувствия  отдались  ощутимым  толчком  в  спину!.. НЕЧТО   как следует   шатнуло  стену.
-  О!  - сказала  она,  -  землетрясение!  Вы  чувствуете?! -  шатается  стена...Психолог,  Вы  не  могли   не  прийти.. Мы   тут с девочками  спорили.  Я   говорю:  «Он придет»...А  они:  «не  может  этого  быть!»…Вот видите, я    выиграла!  Как   это   прекрасно, что Вы пришли. Я  в это -  верила!..
    Здание  еще  раз   ощутимо  качнуло. Прижимаясь   спиной  к стене, Рита  прикрыла  глаза,  представив  развалину,  где   они  оба  погребены  заживо. О! Быть  похороненной  рядом с любимым,  - это  счастье!В  Японии,  кажется,  любящую  жену хоронили   вместе с мужем?.. «Правильно,-думала она:  что   за  жить без Него?...Судьба! - Рита   улыбнулась с   закрытыми глазами,  все еще  чувствуя  стену  ладонями.- это хорошо!..
-  Это  может не слишком  хорошо  кончиться! – встревоженно   сказал   Он.
-  Нет! -  возразила  Золушка, - Это  всегда  кончится  хорошо.
- Вы  уверены? -  глянул Он   скептически.
-  Уверена! –  обиделась  она, - А  вы …нет?
Он  пристально   поглядел  ей   в  глаза,  сказав     наотмашь:
-  Пройдет   много  лет,   и  Вы   меня   забудете!...Взгляд  из теплого  стал  холодным…(«как  эта  стена»!- подумалось ей)…Рита  глядела    с искренним  сочувствием:
-  И Вы  способны думать, что я  Вас – забуду?!..
…Он  помолчал, и отвел  взгляд. И так,  Глядя  в  сторону,   перевел  тему:
-  Скажите, почему, - Вы   так  много  пишете,  и не  печатаетесь?
-  Не  печатаюсь?..( не говорить же   Ему  об  огромной   бессмысленной  очереди  с  предпочтением  членов СП,  о  коррупции)  Ну  какое  это имеет  значение?  Главное,-  что   пишу! А  зато    читаю -   всем..
-  Хотите   сказать,  что   пишете  «для души»,  не так ли?  Так  говорят  те,  у кого   нет  таланта...Но Вы  талантливы, и Вы   должны  печататься! Не  возражайте. Известность  лично  Вам  очень  НУЖНА. Я  лично  хочу,  чтоб  Вас читали  миллионы  людей!
- А Вы  уверены, что я  НУЖНА  этим  миллионам? -  возразила  Золушка, - . Может,  им  нужней  макароны   с   подливом! –   глянула  с  укором,   исподлобья…
- Что  ж…Я  желаю Вам  поехать в Москву, поступить в Литинститут, - Видите  ли, дело в том, что  мы  НЕ  РАВНЫ...  Надеюсь, мы  снова   встретимся,  -  заключил  Он, -   когда  Вы  выйдете  из больницы…и  станете известной!
-  Что-о?!... –   изумилась  она,…-  Это  Ваше  последнее слово, Психолог?.. «Что  ж.- Подумала -  к  сожалению, землетрясение   кончилось…» И  она  прочла вслух Пастернака:  - «Быть знаменитым  некрасиво..»..Впрочем,  Вы  правы про   Литинститут…сама  об этом думала. Постараюсь..а это   ничего  не  изменит. Вряд  ли будем равны. Никто никому не равен.  В чем  Вы   ошибаетесь, так  это  в том  что я Вас забуду…ЗАБЫТЬ ВАС я  НЕ  СМОГУ…  - Рита  опустила  глаза, полные  обиды.
заметив  это,  Психолог  утешил:
- Зайдите ко мне, пожалуйста, после выписки!Поговорим.
- Хорошо, - блеснула  она  глазами  на прощанье,   скрывая  набежавшую  слезу,и, отвернулась и  быстро  ушла…Ничего не поделаешь:  это   ЕГО выбор. Так же как  когда-то  она выбрала  идти с ним «по одной улице»…

Землетрясение! – Выгнуло спину  гиганта
Самое  тихое  чудо на свете – Земля…
Дрогнул  наш  дом…зазвенели в Кремле  транспаранты…
Мир  пошатнулся, надеждой меня окрыляя.
Все  на  земле  до  сих  пор слишком  тихо  стояло:
Ты  -  где-то там, за высокой  и крепкой  стеной!...
Дрогнул  весь  мир!!!...И  опять  обрела  я  Начало:
Вот мы на лестнице…Мир  потрясен:  я  -  с  тобой!!!..

2  -я   глава.
                ПЕДСОВЕТ

   И   наступил  этот    СТРАШНЫЙ   СУД..  Еще   зима,  но   воробьи  уже  кричат: «Ура!  Весна  на  носу!»-  расчирикиваясь  на   солнце,   внося   живость,  и  особую  радостность  в  жизнь.  Весну    воробьи    приносят! –убеждена Рита,-  До  них  -  зима  зимой: и  снежный  туман, и задумчивые  сугробы, и  мороз…А  как   воробьишки  запели ( да,да,  поют  свою  воробьиную  песенку!) -  знайте,   весна   стучится…Под   воробьиную  песенку  снег  тихо  стаивал…Лужицы  стеклились  в  ночь,  а  утром  ярко  блестели  на  солнце. Время    незримо  катилось  к  окончанию  учебного  года…Зачеты  сданы, кроме  литературы.  Рита   ума  не могла  приложить, -  как  быть  с  Ангелиной  Карловной..

  Из-за  больницы   все   застопорилось. Леплянский   ходил,  сам не свой: весенний  дух  вселился!…Рита  накинулась:
- Уехал,да!? Испугался…Эх, ты… «жених»!  А  я, дурында,  поверила: «помощник»… Ко  мне человек пришел!  Я что, не могла   поговорить?.. Если  б не ты, я  бы  вышла!  У  нас договор был, что на  каникулы приеду...И   на тебе,-  у меня,видите ли, обьявился  «жених»! –еще  и  «мужем» назвался…Молодец, классно придумал. Отец-то  мой   обрадовался: наконец-то  я «замуж собираюсь!»  Всех  обманули?…Тебе-то что?!..А после  тебя   еще так  красиво  скандалили, - что  мне на вокзале ночевать пришлось! Ты  вот  эту дурацкую  роль, которую   сам  придумал,  даже  до  конца   сыграть  не  сумел! Сдрейфил.  Я  напрочь  рассорилась  с  родителями… Уже и  не знаю, когда теперь к ним приеду, или не приеду вообще! Не увязался   бы  ты  за  мной…- она вздохнула,- Все  могло  быть  иначе…Ну  почему   я   из-за тебя  должна   ссориться с родными?! У нас  и так  отношения  не  сахарные, и вдруг нате вам:  «Жених  сбежал!»... Давно  такого  хорошего  повода  для  насмешек  не  было!.. . Николай,  ты  тот еще  фрукт!- не знаю уж..и  чего   ты   втесался  в  мою  личную  жизнь?!.. Что   делать, скажи?.. Там  у меня сын..
-  Так  я  особо  и  не вмешивался. Тихо  себя  вел, и тихо  уехал! С твоими   родителями  Разве  могло  быть  «хорошо»?..- оправдывался  Леплянский,   извини,  я   и  сам   уже   пожалел,  что потащился  с тобой, - как последний дурак!Так, оказалось, я   еще  и не поэт!!.. Знал  бы – ни за что  не поехал!. Я-то   всерьез  думал, что   насчет  родителей  ты   преувеличиваешь. С  матерью  моей   контачить  проще!  Она ,  по-сравнению  с твоими…ваще золотая! У меня были  лучшие  намерения.. Ну, не   сердись!.. А  зато  я  тебя   с  Головатым   познакомил!. Ты  что, не довольна  этим?  Видишь, сам  в  Чите  не живу, а  ваших поэтов  знаю!. -  резонно   подытожил  он, - Реально  ты   не  знала  о   нем!.
-  Уел..- согласилась   Рита, -  Вот в  чем  ты действительно  прав…Спасибо  за  Головатого! Рада,  что   познакомил..
-  Хоть я  и не поэт! -  язвил  Леплянский.-  Если   б я за тобой  не  увязался,  ты  бы  о нем   до   сих пор  не  знала..
-  Да, пожалуй…-  раздумчиво сказала Рита, -  С  родителями    у  нас давний   конфликт. С детства.. Ты  ускорил  развязку.  Ну, как  говорит  мой отец:»Что ни делается,   к лучшему»..
-  Мудрая  греческая поговорка. – заметил   Леплянский, -  А все  же  при мне   он  скандалил  меньше? -  улыбнулся, -  Я    уравновешенный,  и  маленько   заслонял   тебя.. Правда?
-  Ну, немного.. Последний  скандал… за  все  сразу! Две ночи  не спала… и  чемодан  самой тащить  пришлось.. Они так  удивились, что   «жених  слинял!».. решили, что  из-за  Вити.. А   мать меня  еще будет в письмах  пытать  про  «жениха», и   прочее, выдумывать   и  обо всем докладывать отцу..
- Заладила:  «жених, жених»…А  при чем тут  я? – озлился  Николай, - К  тебе всякие поклонники там  ходят  ночами,   досадой  берут! -  А я виноват? И  я   бы, между прочим,  на месте отца   взбесился.  Если  б   твой   дружок   не  пришел, - все  бы  обошлось,- заметь! Откуда  же  я  знал, что он придет?!.. И  как  он узнал, что ты приехала? И такой  приставучий  тип…этот, как его… Виктор!
-  Хороший парень!  Он музыкант,и настоящий  Друг, в отличие от тебя.. Когда-то  мы  пели  с ним   на  сцене. Училась   немного вокалу. Хотела   же  в Читинское музыкальное    поступать…
-  Так  ты…еще и поешь?!-  смеялся   Леплянский, -  Правильно я сказал: «Артистка»…И  чего   тебе  с  ним говорить,  когда    в  Читу  не собираешься? Я  больше  не поеду! Даже  в роли «жениха».
-  Да  неужжжелли?!  -  ехидничала  Рита,  - Успокойся,  с  меня   достаточно. Даже не  подкатывайся…
-  И не подкатываюсь!
-   Все!?
-   Все!..
-   А  Головатому  обещал…Он   картину    заказал,  помнишь?
-  Один  заеду. А  то   какой- нибудь ТВОЙ  дружок еще  и  под   глаз   навешает!...
-  Трус!Леплянский,  иди    в  баню!
-  Ну,да…Ха!  Туда и  собираюсь как раз. Кстати, а   как  у тебя с  лит-рой?...
-  Ой! Я  в больнице была!  Опять пропустила.. Кошмар..
- Выздоровела? А  знаешь, почему  Лисица   на  тебя  взьелась?. Ой,  вот это  финт, Артистка...
-  А…ты.. разве  в  курсе?! Рассказывай,   что   знаешь! Откуда? Где  не  надо, -  болтаешь,а мне  не сказал...
  Мимо них по коридору  шли двое студентов: остановились, прислушиваясь.
- Не-е!-пропел Леплянский,- Знаю,но не  скажу. Пока... Пойми!  Нельзя здесь,..Встретимся  еще...
- Не  темни!..Ну, я  же   волнуюсь, Коля! – нельзя же  так!...
-  Потом.. не обижайся!  Свидетелей   много.   Я – пошел  в  баню.. Ха-ха-ха- ха!..

   Февраль   дышал  оттепелями, чаруя  птичьим гомоном, а  к  вечеру  застывал  в недвижности.  То  на  одном, то на другом  углу   бабуля, одетая  в  телогрейку, с  пуховым  платком поверху,  с корзиной   цветов. Живая  достопримечательность.  «Неужели   георгины? – изумилась  Рита, подходя, - В  такую  погоду…?!».. Покупать  не на что,  хоть  полюбоваться.
-  А  где у   вас эти  цветы   растут? Не  на  огороде  же! -  полюбопытствовала   она,  останавливаясь  перед бабушкой, -  такие весенние!
-  В  питомнике, -  доложила  бабушка, -  У  нас  зимой, и летом  все  растет. Скоро ландыши пойдут!Подснежники.. Или  оргульки…Багульник   цветет. А ты, видать, цветы  любишь?
-  Люблю, - вздохнула  Рита, - Завидую Вам. Я  на  квартире живу…Дом  был  бы…я бы  цветы  садила  с удовольствием..
-  Студентка? – вижу тебя часто,-  Я  через  недельку  багул  принесу,  приходи,  тебе  подешевле… А может,  и  мимозу?
-  .Спасибо! .
От  цветов  на  душе  посвежело.. Прибежав  домой,  Рита  рассказала  подругам  о  разговоре с Леплянским.
-  Чувствую, он что-то  знает! А у меня  литература  летит…Как   быть с  Лисицей?
-  Подойди,  поговори,  извинись, - посоветовала  Рая, Время  идет, а ты  на нервах.
-  Легко  сказать!.. Она  на  урок   меня  не  пускает! Запретила.
-   Не  имеет права…А  ты  -  приди!
-  В  нахалку что ли?! –
-  Она  не директор, какое  у  ней  право  отменять? Тебя  дурочку   на  понт берет!
-  Ты  думаешь?!..
-  Конечно, а  я  бы   все  равно  ходила!..
-  По-твоему,   я   виновата? Она даже на  мои  справки рычит! Еще и больничный…Скажет: «одни пропуски…»
-   Слушай.  Идея! Ты  к   философине   пойди. Что  она скажет?
- Точно! -  обрадовалась  Рита, - Завтра…
- Вроде  ты  смелая, а  трусиха.. -  заметила  Рая.
-  Так   она   подлая, и имеет  власть..- Рита  вздохнула, -  А я… Никто.  Козявка. «Действительно,  не трусиха, -подумала  Рита,- а  какую-то Лисицу    боюсь! - Наверно оттого,  что  не знаю, чего  ожидать!. Страх  -  это  неизвестность.... Впрочем, мать   и   отца   своих  знаю   вроде, а   всю  жизнь   боюсь. Такое впечатление, что не знаю. Ни один человек, наверно,  другого  как следует  не знает…иногда  и  самого  себя!»

  В  Училище   ее  ждала   новость:  ПЕДСОВЕТ  будет  сегодня, после  уроков!.. Расписание   на  стене.
Вот  ОНО  -и - жданно, и    гаданно.. а  все же    «нахлобучкой». «Не готовая  я,  не  готова!» -  думала  Рита   в  коридоре,    лихорадочно,  перебирая    «аргументы»…..
-  Успокойся и  держись!  Ты  же у нас  талант. -  поддерживали  девочки, оставаясь   перед  дверью  в  актовый  зал, -  Главное,  не   бойся!
-  Ты   отчаянная, мы  на тебя   надеемся, -  твердила  Рая, - Не  забывай:  МЫ   С ТОБОЙ!
-  Спасибо! -   слабо   улыбнуась  Рита,  подумав: «Со  мной? Фиг! В  этом  заведении   каждый  за  себя.. И  вы   для  них    «ноль без  палочки»..  Леплянский   что-то   знает,проныра.. Не сказал! Или…врет? Нет, не похоже.. А   педсовет   ДЛЯ МЕНЯ   чувствую: решающий!..»Быть – или не быть!».. Кажется,  они  уже  заранее всё  решили! Лишь случайность  может    оставить  меня   в  Училище!..Нет Психолога… да  Он   бы   и  не спас.. Хотя  и  умный,  возможно,   нашел  бы   выход  (? )..   Перед  началом  ребята  заглядывали  в  аудиторию,  - кто  из  педагогов сидит?  Кроме  «врагов»:  Ангелины  Карловны,  и   ведущей,  «Белоглазой  рыбы»  и  директора,  сочувствующие: Философиня,  учитель  черчения…небольшая  «поддержка»…А  в чем  поддержат?.. Рита прикидывала. Девочки  томились  в  коридоре. Что-то « долго не вызывают. »…не  уходили, Рита  начала успокаиваться..И тогда назвали фамилию.У Риты   похолодело  внутри.
-  Держись! -  шепнули  девчонки…

Когда Рита   вошла,  в  нее  впились  десятки  алчущих   глаз…А  она…неожиданно для себя  успокоилась!- слегка  «окаменев» в своей белой  кофточке, приняла  защитную  позицию…Ведь это  не   дурацкое  собрание  по  дурацкому  случаю, как  на  работе!..Хроманенкои ей подобные   «семечки»  по-сравнению  с  Лисицей. Она  чувствовала:  все   заранее  решено…Лишь  формально   «проведение собрания»..И  все  же  удар  поразил    хуже,  чем  ожидала! Когда   встала  Лисица,  обозрев  всех   сощуренным  взором  коршуна,  глянув  презрительно  на  «обвиняемую», - она  громогласно  провозгласила:
-  Уважаемые  педагоги! Посмотрите  на  нее   внимательно. Вы  думаете,  КТО  перед  Вами? -  Вы  думаете,  это  девочка  с  косичками?!..- она   помолчала. -  Рита  вздрогнула,  и  взглядом  впилась   в  Лисицу. Остальные    впились  в  нее..
-  Вы  думаете,   это  девочка с  косичками? -  повторила  Лисица, хищно  вперив  взор,  подняв  руку  с  вытянутым  указательным  пальцем, увенчанным  перстнем, -  Ошибаетесь!  Перед  вами  стоит   женщина   с  ребенком,  бывшая   замужем,  и   разведенная!..Зал  ахнул,  словно   раздевая  Риту, и   Лисица    победно  поглядела  на  зрителей, предвкушая  не раз удававшийся  сладостный финал…Скоро  зал   взорвется  шепотом  осуждения, рассыплется  реакциями  отдельных  людей:  «Ах, какой  позор!»…С  хищной  улыбкой  Ангелина Карловна, еще  раз оглядывая   виновницу    «торжества»,  была  довольна   реакцией:  студентка   и  не  подозревала,  что  «война» с родителями найдет в Училище  продолжение..Уж   сюда  добрались   «вести»  о  ней, то… спасение  вряд ли  возможно…По  самому  больному  месту    била    Лисица!.. «Любопытно», -  подумала   Рита, -  что  скажут  другие?  -  Лицо  выставленной  «к позорному столбу»  побелело  и  вытянулось. Возможно, последний раз  она  слушала   такую  прелюдию.  Зал  волновался,   шуршал  шепотом...Вспомнился  совет  Раи  «держаться»…Рита   сьежилась,   выпрямилась  и подобралась.  В   единственной  оставшейся  белой  кофточке  и  черной  юбке,  стояла  мертвенно  белая, с  горящим  взглядом:  «партизанка  перед  повешением»…Ясно:  они   здесь   не  для  того,  чтобы  понять  и   разобраться, а   чтоб  осудить,  и  заклеймить.. У  Риты   словно уши заложило…Последующее звучало   отдаленно,  как  «сквозь вату»:..Руководительница   живописно-педагогического   отделения   Лидия  Павловна   встала,  подражая  подруге,  обвела  окружающих   орлиным  взором.  Рита  поняла:  они  с  Лисицей  заодно.  Но  то,  что  она   далее   сказала,   обескуражило:
-  Перед  нами  махровая  прохиндейка! -  произнесла  она,  упорно   отводя  взгляд   от  Риты… «Как  ты  можешь?! -  возмутилась  мысленно Рита, - Сама же  ставила   пятерку  по  композиции! -  и   говорила  при всех,  что  у меня   «есть талант,   хорошее воображение,  и  чувство  цвета…»…
-  Вот  вам,  пожалуйста,  мнение  ведущего  педагога! -  ликовала  Ангелина  Карловна, - И сейчас  мы  узнаем, как   она  занималась  в  течение  года. Скажите, Лидия  Павловна,   как  художник, - какие  оценки  у  нее  по  творчеству?  Есть хоть    какой- нибудь  успех? По  живописи, например,  по  рисунку   или  по  композиции?..
-  Ну, по рисунку… - «Белоглазая»   по-прежнему   не  глядела  на  Риту, равнодушно сказала, -  то  «два»,  то  «пять»..в  сумме  выходит   «три». . Второй  год   не  может  научиться  строить!
-  А  в  чем-нибудь  у  нее  есть  надежда? -  не  унималась   Лисица, - Хоть  маленький  талант?  Или   какой—нибудь  просвет,  который  бы  оправдывал  эту  особу?..
   Рита  с  изумлением оглядывала  педагогов,  особенно  руководительницу курса.«Ну,надо же! Про композицию   неужели не скажет?!..»Но  «Белоглазая»  с  каменным  лицом  буркнула   нечто   нечленораздельное.
-  Что Вы  сказали,  Лидия  Павловна, повторите! -  звонко  кричала  Лисица.
-   Ну..-  мямлила  «Белоглазая», -  По  композиции   что-то    у  нее   получалось…иногда…«Какая  же  ты  тварь! -  у   Риты   от негодования  сжалось  сердце, -  Чуяло  мое  сердце,  что  ты  подлая,…« в тихом  омуте все  черти…»…По композиции    у  меня  ни  одной  «четверки»!  Мучительно  хотелось   высказаться,  но  все  так  и было  рассчитано,  чтоб  ей  не  давать  слова. Подняв  голову,  Рита  оглядела  зал:  «словно тысячи  иголок»  вонзились   в нее    одновременно.   «Все  ли собравшиеся   против? Неужто  никто  из  собравшихся не  скажет за меня  доброе  слово?  Или   так  уж  все  плохо ?!». Вскользь до нее долетали слова: «опоздания»… «пропуски»..»…«нарушения дисциплины»..«не умеет  строить»…»отпетая дрянь»..« Ну,  как  после  этого   жить   среди  них?  Оценки?!.. Какое  они     имеют  значение   после  того,  что здесь  просто…  «НЕТ  ЛЮДЕЙ…»! Это  я-то 
«отпетая  дрянь»?! В  душе  она  спорила  со  всеми,  пропуская, многое,  что они   говорят… Когда  до нее  долетело  обвинение  в  опозданиях и  пропусках  литературы.. .Рита,   не  выдержав,  и  крикнула, глядя в  лицо Лисице :
- Вы   же  сами  не  допускали  меня  до  занятий!справки   у  Вас!!!
- Ничего подобного! – спокойно  отвечала   Ангелина Карловна, -  никаких справок не видела! - Даже   из  больницы,  -  все    я  узнала  от   нее самой…
- Не  может  быть! -  возмутилась  Рита, -   Я  лично   Вам  в  руки  справки  давала, и  все видели.. Есть   свидетели,  что  Вы    меня  на  урок  не   пускали!  Позовите    ребят  с курса!
-  Видите,   врет  прямо  в  глаза! -   расхохоталась  Лисица, -  Ничего  я  не  запрещала.  И  никого   не будем  спрашивать. Как всегда, выкручивается! Какой  резон  оставлять  такую  студентку?
  - Погодите! - раздался  голос, -и  лица  обернулись  в  ту   сторону…Встала  Идея  Георгиевна, -  Рита  глядела   в   ее   спокойное, уверенное  лицо  с   ясными  голубыми  глазами, под  светлой  прической, с  ободряющей  улыбкой,  - и  немножко   воспряла духом.
-  Это  несправедливо! – сказала  Идея  Георгиевна, -  Уж   простите, но  скажите,  пожалуйста, - обратилась  она    к   педагогу  по  творчеству, -  Лидия  Павловна!   Вам,  педагогу, как  никому  другому  должно быть  известно,   что  было  у  ней   хорошее!  Например,  я  слыхала,  что  у  нее  хорошие  оценки  по  композиции. С  какими например,  она  поступила?  Назовите!  Не  случайно  же  попала  она  к   нам в Училище!. И  что   показал   последний  просмотр?  Тут  говорили все - слова. Но требуются   факты! Нельзя  же  так:  все  «вокруг да около».. Вот  и  назовите, пожалуйста,   ее  оценки!.. Назовите,  чтоб  все слышали!...Лисица, казалось,  поперхнулась, вытаращив  глаза,  она на минуту задумалась.. Но  Лидия  Павловна  - молчала!… От неожиданности  она  остолбенела, и   смотрела   на  Лисицу,  в ожидании поддержки: «что та скажет?»…Молчание затягивалось… Нужно  было   срочно  что-то   придумать,  как-то   выпутаться  из  создавшегося  положения..И…Рита  благодарно  улыбнулась  Идее  Георгиевне,  с теплом  подумав:  « Какая  все-таки  светлая  душа она,  отзывчивый   человек! Вроде  вовсе не  мой педагог, а все знает.  Жаль, что преподает не  на   нашем  курсе!»…А  Лужняк  продолжила,  осторожно   напоминая:
-  Вы  не  хотите  сказать?  Это странно. Очевидно, Вы  забыли ?..Хорошо, я попробую   напомнить.  Кажется,  композиция  у  нее   была   отличная?  Так ли,  Лидия Павловна?.. По последнему просмотру – она  лучше всех. Ну,  скажите,  Вы  же  руководитель, и я  Вас  спрашиваю! Какие  у  ней  по  композиции   оценки? -  смотрела   не  на  Лисицу, а  на  растерянную,  посеревшую  Лидию  Павловну… - Лидия  Павловна! Неужели Вы   не  знаете   ваших  учеников?!.. Вы  это должны  помнить!..- Лужняк смело  глядела  на   обвинительниц…Рита  облегченно  вздохнула:  «вот  кого  мне      никогда  в жизни  не  забыть, даже  уйдя  отсюда! Спасибо, милая  учительница!»…И Белоглазая,  -  никуда не денешься, -   поднялась,  замялась, - ее  застали врасплох!- Одно   дело ВООБЩЕ, а  другое -  факты…Пробормотала  что-то   себе  под нос,  благо, он  у нее был длинный, поневоле  словесно   выдавая,  что  у  них   с  Лисицей  «договор», в котором   ЭТО  заранее     «не предусмотрено» ..
-  Как  это  непредусмотрено?  -  удивлялась  Лужняк, -  Ведь   Вы  же  знаете,  что   по  композиции  у  нее  были   ВСЕ  только  хорошие  оценки!  Всегда. Ведь  знаете?!-   глядела  в  глаза   педагогу…и  та  еле  выдавила,  досадливо  напрягая  узенький  лобик, морщась  и  гнусавя:
-  Ну-у,  даа…В   композиции   ее  что-то  есть, хотя..  трудно  сказать.. сморгнула  белесым  глазом…в общем ничегоо-о особенного…просто   точный  глаз, –  еще   раз  сморгнув   белесым глазком, она   опустила  голову  и  бессильно   плюхнулась  на  сиденье.  Рита  глядела  на  нее  с   открытым   презрением: «Мерзкая тварь! – думала, -  даже  если   мне  суждено  будет   остаться,  –  уж  только  НЕ   К ТЕБЕ  я  учиться  пойду!  Видеть тебя  не могу..».
-  Стало быть,  ничего  хорошего  у нее  не  было? -  уточнила   директриса, привычно  оттопырив  нижнюю  губу, -  и  нет  смысла   держать  ее   дальше  в  Училище? -   постучала    карандашом по столу,  призывая  расшумевшихся   к  порядку. В зале поднялся  гам, который  никак не утихал.
-  Тише! Тише!.
Все высказывались, перебивая друг дружку,  спорили,  стараясь  перекричать…А Лужняк не садилась, она   продолжала.
-  А  мне   кажется,  у  Нее   была  ЛУЧШАЯ  композиция  на  курсе! Просмотр  это  установил, и  Вы  лично,  Лидия  Павловна,  поставили  ей   годовую  «пятерку»!  Ведь так?..     .
   Но…за этим  общим гамом,  увы,  ее  уже   не  слышали…Все  оживились, кричали…Рита  с интересом и теплой  признательностью  глядела   на  Идею  Георгиевну: «Вот этот человек и есть единственный настоящий мне Друг  в  Училище, -    перед   стадом   оголтелых  завистников  !!!» - думала она, -  И это – «педагоги»!  И директриса…Этого  нельзя  забыть! И,  вот  что  сейчас  важно:  надо  суметь   достойно   высказать   свое   мнение   этой  дикой  толпе, -  несмотря  ни  на что! Интересно,  Лужняк   такая   одна,  или -   кто- то еще  ЗА МЕНЯ  выскажется?»..
-  Скажите, пожалуйста, -  обратилась  директриса   к  Рите, -  Как  Вы   обьясните  свои   неявки  на   занятия  по  литературе?
-   Вы  же   все  знаете, - возразила   Рита, - это   я   говорила  лично  Вам! - приходила  к Вам   на прием,  и  доложила,  - что   Ангелина  Карловна  не  допускает  меня  на  свои занятия!  Она сказала, что я ей  «не нужна» с  моими справками, которые   забрала, спрятала   и  не вернула…. Вы  забыли?
-   Неправда!  -  Лисица,  которая  на  миг  присела,  вскочила,  как  ошпаренная, -   Не было  справок!
   Рита  нашла  в себе  силы, чтобы   улыбнуться, и  продолжала,
-  Вы   это  знали!  Подтвердить можно, - если  хотите? -  могу  снова  сходить  к врачу, получить дубликаты – врачи не откажутся…А  заодно  давайте   спросим   ребят,   которые  видели,-как   Вы  их   брали.. Но только   я, Ангелина Карловна,  Вас  поняла!  Вы   все решили…ЗА  меня…Какой  может быть  честный  разговор с Вами?..и с  вашей  подругой,  Лидией  Павловной!..
   Они с Лисицей уставились друг на друга: Рита, с  вымученной  улыбкой,   другая – с   открытой  ненавистью.   И  Ритой  опять овладело успокоение:  « или свет  клином  сошелся  на  этом  Училище?..Никто  больше не должен    следить  за  мной,  домогаться,  сочинять    вздор,  требуя  ложь  взамен лжи! Не  стану   оправдываться!  Пусть  остаются   в своем Логове,  и  борются   -  как  пауки  в  банке! Не  много   среди    них  настоящих  педагогов! Не   для  того я  сюда  приехала.!» - Рита  резко  отвернулась от дирексрисы,  и  пошла  к  выходу,  кинув   «камнем»   в   толпу:
-  Не  хочу  я  у вас оставаться! –не о  чем  разговаривать, - Я  забираю  документы…
    Она   вышла   из   зала,     девочки  окружили  ее.
-  Ну,  как? Ну,  что?... С  чем   тебя   поздравить?!..
-  Ни  с  чем, -  улыбнулась  Рита   с  сухими  глазами,  -  Все было  сразу  ясно. Я  ухожу…


Рецензии