Человек, дорога жизни

Как же мудро устроена жизнь человека! Его путь – детство, юность, молодость, зрелость, старость. Каждый этап проживается по своим законам, и после каждого, что-то теряется, а что-то приобретается. Потеря – это плата за приобретение. И как же должны быть благодарны судьбе те, кому Господь даровал счастье пройти весь этот путь. Приходит время, оглядывается такой человек назад на прожитое и порой перехватывает у него дыхание от радости, от осознания богатства, накопленного за жизнь, радость эта так велика, что большинство, живущих в европейских странах (статистические опросы проводились только там), считают старость самым счастливым периодом жизни.
Многое человеку открывается  только на финише, когда пройден почти весь путь. Кому-то становиться очевидным, например, что успешная жизнь нации и государства может быть только там где одинаково уважаемы и тактика и стратегия. Причем тактика находиться в зависимости от стратегии, а стратегия она только  у стариков. Фундамент стратегии – опыт поколений и традиции.
Старики это не бремя для умного государства, а золотой фонд, который надо уметь использовать. Экономические и социальные успехи многих восточных стран - Японии, Южной Кореи, Китая и других как раз из-за того, что там самые уважаемые люди – старики, и последнее слово всегда за ними.

*   *   *
Чем дольше человек живет на белом свете, тем чаще оглядывается назад на прожитую жизнь и обязательно охватывает взором тех людей, с которыми шел по жизни рядом, вспоминая их молодыми, зрелыми, а некоторых видит и старыми. В какой-то момент к нему может прийти понимание, что  люди в конце жизненного пути, уж очень напоминают горы. Разница с земным ландшафтом в том, что горы бывают в одном месте либо пологими, либо крутыми, либо высокими, либо низкими. Люди-горы не перемешаны, крутые и высокие как правило не находятся вместе, а вот низкие  пологие, и просто бугорки всегда кучкуются, подобно земным  горам. Высота людей-гор соответствуют не его социальному положению, а уровню интеллекта,  крутость  же показывает, как человек его достиг, почти мгновенно, как дети-вундеркинды или в течение всей жизни постоянно упорно трудясь и совершенствуясь. Например, японская мудрость гласит «В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек». Так вот она описывает крутую, но не очень высокую человека-гору. Ну а бугорки соответствуют обычному обывателю, для которого интеллект особой ценности не имеет.
*   *   *
Несмотря на сложность человеческого устроения, главное в нем увидеть легко. Он рождается либо аналитиком, либо участником (делателем).  Первый обычно олицетворяет прогрессивное начало, а второй – консервативное. Первых рождается значительно меньше, чем вторых, но для здорового государства одинаково важны и те и другие. Аналитику, как правило, жить в государстве и труднее и опаснее. Для него любимым писателем может быть Чехов, для участника - Джек Лондон, Куприн.  Очень редко, но бывает даже так, что качества эти перемешаны в человеке почти в равных пропорциях.  Неопределенность не длиться долго.  С возрастом такой человек  начинает смотреть на мир чаще всего глазами аналитика, хоть и добавляет себе этим порой жизненных проблем.
Самому понимать, судить о происходящем и видеть перспективы, великое  искушение и радость. Правда, только при условии жизни в стране, где за инакомыслие  не убивают.

*   *   *
Они, прошедшие войну, наши родители, были авторитетны для нас, авторитетными остались на всю жизнь, несмотря на то, что  когда мы  подросли и выучились, вдруг увидели некоторый  примитивизм многих из них, прямолинейность, иногда внешнюю грубость в  отношениях и необразованность.
Пришло время, и мы заняли их место. Какое-то время казалось, что мы  поднялись выше  грамотностью своей и общим развитием.  Когда же  дожили до времени, когда нас  стали отодвигать в сторону уже собственные дети, то вдруг поняли, что во  многом и может самом главном мы не дотянули до своих стариков, уступали им  искренностью, трудолюбием, неприхотливостью, незлобивостью, отходчивостью и не стяжательством.  Качествами, определяемыми близостью к Богу, а они, эти качества, как оказалось, от меньшей  привязанности к материальному. Кроме этого со всей ясностью, глядя со стороны на молодое поколение, которое сами и вырастили, вдруг увидели, что абсолютно все стремление к материальному -  от беса. Оказывается, мы со своей грамотностью плохо понимали то, что было хорошо известно даже древним грекам, которые говорили – «Чем меньше имеешь, тем ближе к богам».
Теперь возможно мы уже для детей  своих носители тех  прекрасных качеств, в которых  не дотянули до своих стариков, а  еще бес и мы, устроившие дикую перестройку своей стране, не дали детям нашим  в массе своей подняться на тот интеллектуальный  и духовный  уровень, на который они были рассчитаны.  Оглядываясь на 90-е годы, удивляешься, как же быстро  удается бесу превращать человека в животное!
Неужели эта деградация продолжится и в следующих поколениях? А если продолжится, то  куда же мы идем, и во что превратимся?

*   *   *
Чем дольше человек живет на белом свете, тем больше ведут его по жизни стереотипы поведения и восприятия этого изменчивого  мира. Человек, живущий «как все», программируется окружающей  действительностью, превращается почти в робота  еще совсем молодым.  Личность любопытная, жадная к познанию мира и человека  влиянию стереотипов подвержена меньше, и  они не так жестко руководят ею.  И все же в зрелые годы все в какой-то  степени  невольно и совсем незаметно для себя воспринимают и мир и людей через эту призму наработанных стереотипов.  Начиная с 1917-го года, и до сего дня Россия является самым изменчивым  миром – это какой-то калейдоскоп меняющихся стереотипов.  В результате мы, русские, друг для друга порой самые непредсказуемые, самые неуютные и самые нежеланные. Может, поэтому  бежим мы со своей родины,  а  за пределами России не живем дружными землячествами, как все другие народы. Люди, выросшие на единых традициях, воспринимают друг друга близкими и родными, а мы друг другу – чужие.
Должно быть, единая культура и духовные ценности важнее единой крови.


Рецензии