Олег Эст. Предприниматели

   Из распахнутого окна вырывался надсадный крик младенца. Дряхлая старуха, шедшая по улице, остановилась и, задрав голову кверху, начала разглядывать жёлтые квадраты на сером полотне дома, на слух пытаясь угадать, из какого доносится вопль новорожденного.
-Ишь, заливается, - покачав головой, произнесла она, лукаво улыбнувшись, и, достав из кармана сухарь чёрного хлеба, втиснула его в сухой беззубый рот. Так и не найдя нужного окна, она сделала несколько шагов вперёд и снова остановилась; порывшись за пазухой и вытащив оттуда горсть мелких монет, она начала их пересчитывать, каждое мгновение озираясь по сторонам.
Двое мужчин, сидевших на скамейке в глубине аллеи, неотрывно наблюдали за ней.
- Видал? – Сказал один из них, ткнув локтем в бок другого. – Погляди, даже у этой распроклятой ведьмы есть деньги.
Старуха оглянулась на них, так, словно могла слышать, о чём они говорят. С минуту она буравила их взглядом, зажав горсть монет в кулаке.
-Ух, бродяги, треклятые! - прошипела она и спрятала деньги обратно, за пазуху. Пожевав сухарь дёснами, она не спеша двинулась вниз по улице, изредка поглядывая на мужчин.
-Ты называешь её мелочь деньгами? – Усмехнулся Эд.
-У меня и того нет, - возразил первый. Эд пожал плечами и скривил кислую мину:
-В отличие от меня, Джо, тебе ничто не мешает найти новую работу.
Тот вздохнул и, достав из-за спины бутылку дешёвого виски и, вытащив из неё зубами пробку, крепко отхлебнул.
-Чёрт побери тот день, когда я устроился на этот уродский завод, - отдышавшись произнёс он и обвёл парковую аллею глазами. Эд лениво повернул к нему лицо:
-Да ну? Месяц назад ты так не считал.
-Месяц назад я работал, - огрызнулся тот и протянул собеседнику бутылку. - Но это вовсе не значит, что я не проклинал день, когда решил устроиться именно на этот завод; уверен, что с другого меня бы не выперли.
-Джоз, - покачал головой Эд, приняв бутылку. – Скажу тебе со всей прямотой, на которую способен друг. Ты - придурок. Если есть причина, по которой тебя рассчитали – так это за твоё неуёмное пьянство. Ни на одном заводе не стали бы держать алкаша, который пытается собрать двигатель с похмелья.
Джо закивал головой, уставившись взглядом во что-то перед собой, давая понять, что его абсолютно не интересует чьё-либо мнение, кроме собственного.
-А я скажу тебе, – выдавил, наконец, он из себя, - нас просто списали со счетов, старина. Вот и всего-то. – Помолчав, он добавил: - А в моём случае причина – вовсе не пьянство. Я уверен, что это было только предлогом. Я не нравился Кеммеру только потому, что я – еврей. Чёртов нацист! Зато я, в отличие от этого сукина сына, нюхал порох. Я был на этой бойне,– и он снова ткнул друга локтем в бок. – Понимаешь, что это значит?
-Да не был ты там, - мягко произнёс Эд, возвращая бутылку. – То, что ты мог втирать Кеммеру, для меня не годится. Траншейных ребят видно за версту; ты их взгляд видел?
Джо рассерженно отмахнулся и замолчал, скрестив руки на груди и громко засопев.
На какое-то время они оба замолчали. Стояла полная тишина, и даже младенец из дома напротив перестал кричать, убаюканный, видимо, заботливыми материнскими руками. В окнах постепенно гас свет, улицы пустели.
-Зря, конечно, старик передал все дела внуку, - вздохнул после минутного молчания Джо. Эд, закуривавший дешёвую папиросу, обернулся:
-А?
-Я говорю, покойный старикашка зря передал дела внуку! – Раздражённо повторил Джо, отчеканивая каждое слово, и, глядя на удивлённое лицо Эда, добавил.– Старикашка, миллионер. Чёрт, да этот... хозяин завода. Если он приехал в Большой город, имея лишь мелочь в кармане, то внучок его уже рос в роскоши. Долго у руля он не продержится. Вот увидишь, вся компания полетит в тартарары… Что? Что такое?
Эд, расхохотавшись, поперхнулся дымом и закашлялся. Джо побагровел:
-Что, чёрт тебя побери, ты нашёл здесь смешного?
-А то, что разбираешься ты в этом, как свинья – в апельсинах. Да и какое тебе до того дело?
-Не скажи, - покачал головой Джо и поднёс бутылку к губам, но тут же убрал, вспомнив что-то:
-У старика было сколочено такое состояние, что мы с тобой, имея лишь треть от всей этой суммы и сняв к примеру, номер-люкс в Шайн-отеле, могли бы жить там до конца жизни и ни в чем себе не отказывать.
Эд гоготнул. Джо, разгорячённый полётом собственной фантазии, продолжал:
-Чёрт. Я думаю, старику ничего не стоило выдать хотя бы по сто тысяч каждому в городе, - он наклонился к самому уху товарища. – Каждому, Эд, представляешь? Ниггеры, конечно, не в счёт. Этим обезьянам и так слишком вольготно здесь живётся, - он сплюнул себе под ноги и растёр плевок носком ботинка.
-И ты ещё называешь кого-то нацистом? – Ехидно отозвался Эд. – А я, если честно, считаю, что это – плохая идея.
-Почему это? – Нахмурился Джо, задрав голову.
- Да потому, - улыбнулся ему в ответ Эд. – Деньги имеют свойство быстро заканчиваться в руках тех, кто не умеет их тратить. Уж будь уверен – человек, в жизни не видевший за раз больше сотни, когда на него свалится, как снег на голову, такая сумма - растратит их во мгновение ока. А когда она испарится, человек нашего с тобой уровня, привыкший жить, точно министр – он что, пойдёт работать? Да он, скорее, совершит налёт на Национальный банк.
-А я бы пошёл на работу, - упрямо заявил Джо. Эд расхохотался:
-Ты говоришь это потому, старина, что ты больше полтинника в руках и не держал.
Джо снова сердито закивал головой и вновь воцарилось молчание.
Где-то вдалеке заревела баржа. Улицы совсем опустели, с них исчезли даже запоздалые пары влюблённых, потерявших счёт времени. Какой-то бродяга блуждал в темноте, подыскивая себе для ночлега скамейку. По аллее, меж рядов тусклых фонарей, чуть покачиваясь, неспешно брела девушка; вызывающая одежда и излишне яркий макияж выдавали в ней проститутку. Она шла босиком, держа туфли в левой руке, и что-то тихо напевая себе под нос.
-Эй! –Оживился Джо и заёрзал на скамейке. -Эй, - гаркнул он громче, сложив руки рупором, - эй, красотка!
Девушка остановилась, глядя в их сторону. С полминуты она стояла так, затем неторопливо зашагала в их сторону, сверкая босыми ногами.
-Какого чёрта, мужик? – Нахмурился Эд, глядя на медленно приближающуюся к ним фигуру. – На что она тебе? С деньгами, как я знаю, у тебя сейчас не густо.
-Деньги мне не понадобятся, - подмигнул тот Эду. – У меня большой опыт общения с ними.
-Опыт? – захохотал Эд. – За всё то время, что мы жили с тобой, я никогда не видел у тебя ни одной девушки, даже тогда, когда ты был при деньгах.
-Это не мешает мне знать один фокус.
-Какой, к чертовой матери, фокус? – усмехнулся Эд, но ответ получить не успел – девушка уже подходила к ним. При свете фонаря отчётливо стало видно её лицо с огромным носом, глазами, сходящимися косым взглядом у переносицы, веснушками, которые не смог скрыть даже сантиметровый слой пудры и неизменно выщипанными бровями.
- Я уже закончила работу на сегодня, - устало выдохнула она и хлопнула туфлями себя по бедру. - Если бы мне не нужна была сигарета - уж будьте покойны, я и не подошла бы к вам.

 -Ишь, какая!
Эд, улыбаясь, достал из кармана мятую коробку папирос и, открыв её, протянул девушке. Джо, отхлебнув из бутылки, заявил:
- За табак надо платить.
-Иди к чёрту, - миролюбиво ответила она, - лучше дай-ка мне огня.
Эд снова рассмеялся; Джо, пыхтя, начал копаться в карманах в поисках коробка спичек. Девушка в ожидании переминалась с ноги на ногу.
-Вот они! – Победоносно воскликнул он, поднимая руку с коробком спичек в ней и одновременно сшибая локтем другой руки бутылку со скамейки. – Ай, дьявол!
-Вот поэтому-то тебя и выкинули с завода, - заметил Эд, закуривая от спички, протянутой девушкой и наблюдая, как его товарищ ползает под скамейкой в поисках пробки.
-Ты безработный? - Удивлённо вскинула брови девушка. – Ты, такой здоровенный мужик, и – без работы, в таком городе? Да быть такого не может.
-Он – алкаш, - пояснил Эд.
-Пьяница! Ты-то тоже безработный, - огрызнулся Джо, вылезая из-из-под скамейки.
-А ты почему? Ты тоже – пьяница? – Спросила девушка, кивнув Эду и затянувшись папиросой. Тот развёл руками:
-Я – инвалид.
-Ты воевал?
-Нет, - сухо ответил он, - я попал под поезд.
-Под поезд! - Пискляво воскликнула девушка, и брови её вновь взлетели вверх. Джо уже сидел на скамейке, безуспешно пытаясь заткнуть пробкой горлышко бутылки.
- Да, - кивнул Эдди.- Торопился. Решил запрыгнуть на ходу -- состав только-только тронулся - я и провалился. Ногу зажевало между вагоном и перроном.
-Какой кошмар! - Воскликнула девушка. Глаза её вмиг стали круглыми, как пуговки. Джо откусывал куски от пробки, чтобы протолкнуть её в горлышко. Эд продолжал:
-Когда чёртов машинисты вытащили мою ногу, они бросили меня истекать кровью посреди перрона. Мне говорили потом, что я лежал там добрый час, пока меня не оттащили к ближайшей каличке.
-Кошмар... - повторила девушка шёпотом. Папироса, накрепко зажатая меж её указательного и среднего пальцев, устало чихнула облачком дыма и потухла.
Джо с сопением затолкал надкушенную пробку в бутылку и победно крякнул.

- С тех пор я никуда не тороплюсь, - улыбнулся Эд, попытавшись сострить, но девушка промолчала.
-А я тебе вот что скажу, мужик, - важно начал Джо. Эд невольно поморщился. - Во всем виновато правительство.
-Какое, к дьяволу, правительство? - с отчаянием в голосе взвыл Эд. Джо, ковыряясь в носу, довольно кивнул.
-Наше, конечно. Оно все время заставляет нас спешить и торопиться. Вся система под это заточена. Вспомни, как на прошлом заводе меня штрафовали за опоздание?
-Ох, дьявол.. Ты, дурень, целый месяц притаскивался с жуткого похмелья! Тебя штрафовали за это, а не за опоздание!
Джо, кивая, дослушал приятеля и философски заметил:
-Это неверно. С похмелья меня отправляли дрыхнуть в подсобку. А штрафовали - за мелкие опоздания. Это огромная разница.
Джо улыбался во весь рот и кивал круглой головой, точно пружинный болванчик. Эд хотел что-то ответить, но только отмахнулся. Повернувшись обратно к девушке, чтобы перекинуться с нею ещё парой фраз, он с удивлением обнаружил, что та, воспользовавшись секундной паузой не преминула улизнуть. Всё так же сверкая в сумерках белизною босых ног, она удалялась от них, изредка оборачиваясь.
-Эй, крошка! - пробасил ей вослед Джо.
На мгновение она остановилась, развернувшись к ним в полоборота, и, помахав рукой с зажатыми в ней туфлями, пискляво крикнула:
-Мне пора! Спасибо за папиросу! - и засеменила прочь.
-Иди, иди, - проворчал Джо.
-Дай огня, - ткнул его в бок Эд.
-Погоди.. - Джо зашуршал тканью карманов, отыскивая коробок. Громко выругавшись, он вдруг вскочил и начал хлопать себя по бокам. Ничего не найдя, он, гулко ухнув, опустился на скамейку.
- Сволочь! - резюмировал он. - И спички наши увела. Это ты её со своей ногой спугнул.
Эд лишь расхохотался в ответ.
-Ну, так ты же у нас - главный фокусник. Лучше посмотри, - он дернул друга за плечо, - звёзды сыплются.
Они подняли головы кверху и, молча, следили за беглянками, провожая глазами каждую белёсую царапину, тут и там появляющуюся на темном небе.
Издалека их можно было принять за две статуи, застывшие на скамейке.
С набережной подул холодный ветер, всколыхнув листву на деревьях. Мимо пробежал одичалый мохнатый пёс. Откуда-то из темноты раздался надсадный кашель продрогшего бродяги.
-Эд, - неуверенно начал Джо, все так же глядя в небо.
-А?
-Что бы ты сделал, если бы у тебя было сто тысяч?
- Не знаю, - ответил после паузы Эд. - Открыл бы счёт в банке и всю жизнь жил бы на проценты.
Джо облизнул пересохшие губы и прохрипел:
-Да. Это неплохо. Но я бы сделал лучше. Я бы открыл строительную компанию. Нанимал бы чертовых ниггеров и платил бы им в полтора раза больше, чем обычно, чтобы они во мне господа бога видели. Каково, а, Эд?
Эд согласился, что это было бы хорошей идеей, подумав про себя, что Джо скорее бы умер от пьянства, не успев потратить и десяти тысяч, однако промолчал, попросив лишь передать ему бутылку.
-Какого черта, я только что закрыл её!
-Не ори, - улыбнулся Эд, - а я тебе скажу вот ещё что: на эти деньги можно было бы купить хорошенькую квартирку в центре. Что скажешь?
-Квартирку? - хмыкнул Джо. - На кой чёрт тебе такая дорогая квартира?
- Чтобы сдавать её в аренду, дурень, - ласково протянул Эд и щелкнул друга по носу. Отхлебнув из бутылки, он вновь заткнул её пробкой и убрал за пазуху.
-А! Это идея! Да, пожалуй, почище строек и вложений. Можно даже отыскивать старых пьянчуг и спаивать их, а потом.. Что за дерьмо, мужик, куда ты убираешь мою бутылку?
-Тебе уже хватит, - кивнул Эд. - А то ещё бог весть куда уйдёшь и провалишься в коллектор. А мне это сегодня пригодится, - и он похлопал себя по оттопыренному боку.
-И, да, Джо. Ты ночуешь сегодня один. Я сейчас уйду и вернусь утром.
-Куда это ты? - сузил глаза Джо. Эд хитро улыбнулся.
-К Иви. Просила, чтобы я приходил за полночь, когда детишки уже будут спать.
-А, вот как, - расплылся в улыбке Джо. - Если принесешь мне что-нибудь пожрать, я буду тебе очень благодарен.
-Сомневаюсь, что у неё самой что-нибудь найдётся. Ещё чуть-чуть, старина, и нам с тобой придётся побираться. У меня осталась последняя пятёрка, - вздохнул Эд, тяжело подымаясь со скамейки и растирая рукой занывшую под брюками культю. Подумав, он достал бутылку и, откупорив, сделал объёмный глоток.
-Для бодрости, - поморщился он и протянул руку. - Ну, до завтра, старина! Не мёрзни. Жаль, не могу тебя взять с собой, погреться, - помолчав, добавил он.

-Ладно, - отмахнулся Джо, - не впервой. Лучше оставь мне свою куртку. Завтра пойду пытать счастья в порту. Я мужик здоровый, авось и возьмут грузчиком. Ничего, приятель, выкарабкаемся.

Эд кивнул и, скинув грязную рабочую куртку, положил её на скамейку. Развернувшись, с жутким стуком протеза, он враскачку двинулся вниз по аллее, всё так же держа бутылку в руке.
Джо смотрел вослед удаляющемуся другу, закусив нижнюю губу и о чём-то усиленно и сосредоточенно думая. Фигура Эда скрылась в кустах.
Джо поморгал, затем, набрав побольше воздуха в лёгкие, внезапно что есть мочи крикнул в темноту:
-Эд! Мужик!
Стук протеза стих и из кустов донёсся голос Эда.
-Что?
-Эд, только не рассказывай Иви про стройку и квартиру в аренду! Это наши с тобой идеи, вовсе не обязательно ей о них знать! Слышишь меня?
-Хорошо, Джо.
-Что?
-Хорошо, хорошо, Джо!
-Эд, стой!
- Ну, чего тебе?
-Никому, слышишь? Никому не рассказывай!
Из темноты донесся звук катящейся по мостовой пустой бутылки, затем глухой голос Эда произнёс:
-Хорошо, Джо. Никому. Могила.

И после паузы:
-Доброй ночи.

-Доброй ночи, Эд! - гаркнул в кусты Джо.

  Застучал по асфальту протез. Бродяга, спавший неподалёку, сладко зачмокал во сне. Где-то вдалеке завыла, захлебнувшись, полицейская сирена.

Вздохнув, Джо достал из кармана смятый ворох газет и принялся расстилать их на скамейке, готовя себе постель.
Смяв куртку Эда и положив её в изголовье, он лёг на спину, сцепив пальцы рук на груди.

-Доброй ночи, Эд, - прошептал он, устраиваясь поудобней и закрывая глаза, - доброй ночи.


Рецензии
Вы очень круто пишите, так здорово обыгрывая злободневные темы нашего мира. Признаюсь честно,буду заходить к Вам постоянно за новой порцией иронии и приятного чтива.)

Алиса Хэлиас   04.11.2016 13:30     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к нашему журналу, Алиса! Всегда очень приятно получить отзыв от читателей. Я передам автору Ваши слова.
Всегда рады Вам на нашей кухне!

Прокуренная Кухня   07.11.2016 17:44   Заявить о нарушении