ПоХмелье

Алексей Черкасов. Хмель

   «Нету бога, Ефимия. Нету, нету, нету!», исступлённо твердит Лопарев, декабрист, беглый каторжник, а ранее дворянин и офицер. Ему же принадлежит и другая не просто странная, а невероятно странная фраза из уст образованного человека начала XIX века: «Я Библию не читал!».
   Ключевая фраза «Бога нет!» присутствует, а точнее, вдалбливается в головы, в том или ином виде почти на каждой странице. Антирелигиозной пропагандой роман перенасыщен до неприличия, до тошноты. Черкасов начал писать свой роман ещё в 30-е годы. Во времена воинственного атеизма, порушения церквей, когда священнослужители были – кто расстрелян, кто оказался в ГУЛАГе, кто в сибирской ссылке. Староверам тоже не удалось избежать гонений, не смотря на то, что они жили в труднодоступных местах сибирской глухомани. Их поселения легко обнаруживались с помощью авиации, а зимой лыжные отряды НКВД буквально ликвидировали староверческие поселения до основания, от которых оставался один пепел. Постройки сжигали, людей, как поётся, «из Сибири в Сибирь».
   Но народ ещё крепко держится за веру. В домах рядом с отрывными календарями с улыбающимся Ильичом соседствовали иконы со скорбными ликами. (Лично видел такую фотографию сибирской деревенской избы 30-х годов с Лениным и иконостасом.) Чтобы оторвать его, народ, от церкви требовалось усилие не только карательных органов, но и помощь т.н. инженеров человеческих душ – писателей, киношников и пр. Партия сказала надо — люди умственного труда — ответили «есть!». И хлынул поток. Но в отличие от других пропагандистских поделок-однодневок в искусстве и литературе тех времён, кои быстро канули в небытиё, романом «Хмель» зачитывались все, от мала до велика, вплоть до смутного времени разгула бесчеловечного режима либерал-большевиков 90-х годов. Тогда стало не до чтения — выжить бы!
   Роман, вышедший в окончательном виде в 60-х годах, и, несмотря на неоднократные переиздания, стал бестселлером на десятилетия, по крайней мере, в Красноярском крае. Его не только невозможно бы купить в книжном магазине, но и в библиотеках он выдавался «по блату, из-под стола, своим людям».
   Написано ведь действительно талантливо. Я прочитал его, будучи шестиклассником и правоверным советским пионером. Антирелигиозности, богоборчества, естественно, не замечал. Для меня же было очевидно, что Бога на небе нет. Нет на облачке седенького старичка с нимбом над головой и с пучком молний в руке. Так мне твердили с первого класса учителя и пионервожатые. И я действительно там Его не видел. Сущая правда.
   Сейчас я уже не помню, что тогда так привлекло меня в романе, что читая, я ощупывал пальцами оставшиеся страницы толстенного тома и несказанно радовался – много ещё!… много!… Может быть атмосфера старообрядческой жизни, таинственный мир раскольников, описание невообразимой красоты сибирской енисейской природы, откуда и я сам родом…
   В конце книги убивает наповал уже другая фраза произнесённая устами большевички Прасковьи Метелиной: ««Манифест Коммунистической партии» — это святая истина!».
Ничто не ново под луной. Клин клином вышибают. Одного бога со священным писанием низвергают и тут же (свято место пусто не бывает!) на освободившееся место устанавливают новых идолов с новой благой вестью - с манифестом.
Современные же либерал-большевики тащат в поте лица уже своих, очередных идолов – толерантность, «свободные выборы», права человеков и нечеловеков, лишь внешне похожих на людей, особей таких же противоестественных природе человеческой, как и все предыдущие идеологические убожества.

(Первая публикация на ФантЛаб'е 26.08.2016 г.)


Рецензии