реквием по коллеге

                РЕКВИЕМ ПО КОЛЛЕГЕ.
           Глубокой ночью был разбужен телефонным звонком:
- это Наташа. Зайди к нам, Валера умер.
Он лежал на полу в нижнем белье с умиротворённым лицом, с руками, вытянутыми вдоль туловища.
Я стоял, потрясенный увиденным. Умер коллега, с которым мы бок о бок работали многие годы.
        Мы с ним жили в одном доме. Он долгое время был единственным анестезиологом в больнице и нам часто вместе приходилось на скорой помощи выезжать для оказания экстренной помощи в больницу по вызову дежурного врача. Об этом знал весь дом, по какой – то причине переговоры по рации диспетчера сквозь помехи звучали по телевизору. И это длилось так долго, что казалось вечным и незыблемым. Залезая в машину, закуривая, он всегда спрашивал;
- Не знаешь, к кому нас вызывают?
            А вызывали всегда не по простой причине, чаще всего к пациенту, нуждающемуся в экстренной операции. А наутро опять на работу, опять операции, опять наркозы.
       За много лет назад. Я, прошедший интернатуру по хирургии, получил направление на работу в совсем неизвестный мне город. Теорию я знал, занимаясь по книгам, а в нас, интернах никто не был заинтересован и за весь год нам не дали выполнить ни одной операции. В отделение я пришёл пятым по счёту. Встретили меня доброжелательно, все они были хорошими хирургами, знали и умели делать  всё. Я же не умел почти ничего и мне надо было поскорее вступить в строй наравне со всеми. С Валерой мы сошлись ближе всех, он был коммуникабельнее остальных, в своё время закончил школу с золотой медалью, а получить медаль в сельской школе, это много значит. Имея хорошие руки, быстро и чётко оперировал, а, работая одновременно единственным в больнице анестезиологом, выполняя операцию, вёл и наркоз, командуя анестезистке что и когда вводить. Лида, опытная анестезистка впоследствии рано ушла из жизни от почечной недостаточности из-за камней в почках.
      Валера практически никогда и ни отчего не отказывался. Жена одного из начальников «выпала» из 4 этажа, получила переломы таза, рёбер, повреждение лёгких и её нужно было осмотреть за экраном в рентгенкабинете, но в вертикальном положении. Стоять она не могла из-за переломов таза, поэтому ей продели лямки под мышками, уложили на стол и его медленно начали переводить его в вертикальное положение, а Валера вызвался её удерживать за лямки. Врачи долго и увлечённо рассматривали изображение лёгких на экране, забыв про Валеру, пока не услышали его стонущий голос:
-Ребята, вы скоро?
  Спохватившись, включили свет и увидели картину: Валера, сам невысокого роста, висел с красным от натуги лицом, держась за лямки, не доставая ногами до пола. Грохнул дружный хохот.
      Являясь душой компании, не чурался алкоголя, да и «благодарные пациенты» нередко  приносили бутылки, считая при этом, что они делают добро врачам. Потом получил травму руки с повреждением сосудов и нервов, работать хирургом не смог, перешёл на работу только анестезиологом. Операций было много и ему приходилось ежедневно давать много наркозов. И как - бы много их не было, ни разу мы не слышали от него отказа. В конце рабочего дня, уронив голову на руки, бросал:
-Ах, как я устал.
   Со временем  начались проблемы со здоровьем: появились боли в позвоночнике, слабость в ногах, дискоординация движений, мог при ходьбе посреди улицы упасть и без посторонней помощи не мог подняться. На моё предложение пройти обследование он внимательно на меня посмотрел:
-Зачем?
   И я не нашелся, что ему ответить.
     Затем последовало увольнение. Просьба о продлении контракта была отклонена. Началась невесёлая жизнь пенсионера, лишённого общения и, к сожалению, материального достатка. Живя в информационном голоде, при встрече жадно выпытывал больничные новости.
     Когда  предыдущая жизнь вся, без остатка была заполнена интересной работой, при уходе на пенсию происходит психологическая ломка и, не имея никакой цели впереди она быстро угасает и приходит к своему закономерному финишу.


Рецензии