Главного глазами не увидишь - антиципация...

Мир Господень так чудесен! Так отраден вольный путь! Сколько зёрен звучных песен западёт тогда мне в грудь! Я восторгом их обвею, слёз струями напою, жарким чувством их согрею, в русской речи разолью. Пётр Ершов. // Люди почему-то считают, что надо состариться, чтоб поумнеть. На самом же деле с годами только и хлопочешь, чтобы остаться таким же умным, каким ты был прежде. В двадцать лет о многом судишь не менее правильно, чем в шестьдесят. Иоганн Гёте. // Ещё одно заблуждение – что искусство исходит из опыта и бытия. Между тем биография, даже чрезвычайно насыщенная, к литературе имеет отношение отдалённое. Можно отсидеть двадцать лет в лагере или пережить Хиросиму и не написать ни строчки, а можно, не обладая никаким опытом, кроме мимолётной влюблённости, написать «Я помню чудное мгновенье». Если бы искусство зависело от жизненного опыта, мы имели бы гораздо больше шедевров. Но у нас их нет. В лучшем случае искусство параллельно жизни. Жизнь легче объяснить через искусство, а не наоборот. Иосиф Бродский. // Поэт рождается, уже обогащённый опытом всего человечества. Изольда Курц. // Он не поражает тем знанием жизни и сердца человеческого, которое даётся опытом и наблюдением. Нет, он знает их и притом глубоко знает, но a priori, следовательно, чисто поэтически, творчески. Его знание есть талант, вдохновение. Виссарион Белинский. // Поэт – удивительное создание, наделённое третьим, духовным оком, видящим в природе то, чего обычно не видят глаза, и внутренним слухом, различающим в шёпоте дней и ночей то, чего обычно не улавливают уши. Халиль Джебран. // Поэт – это тот, кто под всем, чему дано имя, постоянно ожидает найти нечто иное, обнаруживает между вещами скрытые связи, едва уловимое сходство. Мишель Фуко. // …поэт никогда не жил подножным кормом времени и места. Марина Цветаева. // Истинный поэт обладает врождённым знанием жизни и для её изображения ему не требуется ни большого опыта, ни эмпирической оснастки. Я написал «Геца фон Берлихингена» двадцатидвухлетним молодым человеком и десять лет спустя сам удивлялся: до чего правдиво всё изобразил. Как известно, ничего подобного я не видел и не испытал, следовательно, знанием многообразных душевных состояний человека я овладел путём антиципации. Антиципация (предвосхищение, предугадывание) простирается лишь на объекты, родственные таланту поэта. В зависимости от широты антиципации и талант должен быть признан более или менее многообъемлющим. Сфера страстей и душевных волнений – это прирождённое знание художника, потому-то ему и удаётся воссоздать их. Но не может быть прирождённого знания того, как вершится суд, как протекает заседание в парламенте или коронация императора. Дабы не погрешить против правды, автор должен усвоить это путём собственного опыта либо путём преемственности. Так в «Фаусте», благодаря антиципации я мог воссоздать мрачную разочарованность моего героя и любовные страдания Гретхен, но чтобы сказать, например: «К тому ж ущербный месяц сквозь туман льёт тусклый свет с угрюмым видом скряги», – мне уже понадобилось наблюдение над природой. Иоганн Гёте. // Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Антуан Сент-Экзюпери. // Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Константин Бальмонт.


Рецензии
Очень интересная и содержательная подборка, Анатолий!
Замечательная антиципация - открытие для меня:)
С признательностью,-

Ордина   31.08.2016 10:35     Заявить о нарушении
Рад быть полезен, Римма!

Анатолий Шуклецов   31.08.2016 11:23   Заявить о нарушении