Война за Ладогу

Быть или не быть национальному парку «Ладожские шхеры» - вопрос этот во всех средствах массовой информации муссируется уже давно. Противники создания парка наперебой стараются убедить людей, что создание парка повлечёт за собой массу всяких запрещений. Дескать, запретят здесь не только туризм или охоту, но нельзя будет даже в лес за грибами или ягодами сходить. Быть может, я и утрирую, но со ссылками на  проект парка и на всякого рода законодательные акты, они именно этим и пугают людей, привлекая тем самым в свои ряды многочисленных сторонников. Но беду надо ждать не от организаторов национального парка «Ладожские шхеры», а от многочисленного сонма богатых «буратин» и их покровителей – лобби чиновников и депутатов, которые вот уже много лет делают всё возможное, чтобы навсегда похоронить федеральный проект под названием «Ладожские шхеры». А побережье Ладожского озера, а вместе с ним и шхеры Ладоги с их живописными островами, тем не менее, застраиваются то коттеджами, то рыбоводческими, то ещё какими хозяйствами. Из-за заборов, выстроенных вдоль побережья, простым людям очень скоро не будет видно озера, не говоря уже о том, чтобы искупаться в нём.

Активисты защитили границы «Ладожских шхер»
Эта Новость была опубликована в Интернете 25 июля 2016 года. Вот её текст:
«Планы «Роснефти» по изъятию земель из национального парка «Ладожские шхеры» с треском провалились.
Минприроды России опубликовало проект постановления Правительства о создании национального парка «Ладожские шхеры».
Согласно этому документу, площадь парка — лишь немного меньше предусмотренной экологическим обоснованием — 122 тысячи гектаров. Это значит, что планы «Роснефти» и лоббирующих её интересы чиновников по изъятию из парка земель для строительства с треском провалились.
Напомним, что в феврале 2016 года Минприроды приняло решение изъять из планируемого национального парка «Ладожские шхеры» 3700 гектаров. Причём «Роснефть» претендовала на участок леса высокой экологической ценности, который должен был войти в состав заповедной зоны парка.
40 тысяч россиян потребовали от Минприроды не отдавать ценные леса «Ладожских шхер» «Роснефти».
Более того, уже к 1 апреля разработчики должны были представить в Минприроды «актуализированные картографические материалы… с учётом исключения земельных участков для размещения социально значимых объектов». Под этим скромным названием, по информации СМИ, подразумевалась база отдыха «Роснефти».
Эти циничные планы вызвали протест защитников природы. Почти 40 тысяч россиян потребовали от Минприроды не допустить исключения из будущего национального парка уникальных лесов.
В защиту «Ладожских шхер» выступили более 40 учёных и 19 общественных организаций со всей России.
И эти голоса были услышаны! Мы благодарим всех, кто поддержал нас в борьбе за сохранение жемчужины Ладоги.
Однако праздновать окончательную победу пока рано, ведь постановление Правительства о создании нацпарка ещё не подписано.
Мы будем внимательно следить за развитием событий. И, если кто-либо снова попытается отрезать от парка лакомый кусок в угоду чьим-то личным или коммерческим интересам, мы сделаем всё возможное, чтобы этого не допустить.
Надеемся, что более чем двадцатилетняя история создания парка «Ладожские шхеры» теперь действительно близка к завершению».
ЧЬЮ ПОБЕДУ МЫ ПРАЗДНУЕМ?
Действительно, праздновать победу ещё рано. Впрочем, смотря кому. Кому-то рано, а кто-то, наверное, уже празднует, распевая во всю мощь своих голосовых связок: «Имел бы я златые горы и реки полные вина!». И ведь имеет уже не только горы златые и реки «винные», но имеет даже акваторию Ладожского озера, которая полна (пока ещё полна?) чистой воды и рыбы в ней. Но скоро изобилию этому, кормящему население Приладожья, может наступить печальный конец, поскольку противники создания национального парка под названием «Ладожские шхеры» - это не только, и даже не столько «Роснефть» и лобби чиновников. Это, как минимум, те же депутаты, чиновники и бизнесмены всех мастей и уровней, старающиеся и уже постаравшиеся застолбить себе местечко под солнцем в прибрежных водах Ладожского озера. И ведь наверняка фамилии многих из них можно отыскать в числе почти 40 тысяч людей, подписавших Петицию, направленную в Минприроды Российской Федерации. Вам это кажется странным? Мне – нет!
Не знаю, был ли в числе подписантов депутат Государственной Думы Александр Сидякин, но то, что пару-тройку месяцев назад в районе посёлка Тиурула (Хийтольское сельское поселение) он начал осваивать побережье залива Пеконлахти и его акваторию, это наталкивает на кое-какие крамольные мысли. Наверное, этот высокопоставленный «госдумовец» торопится осесть здесь до того, как Президент подпишет Постановление о создании национального парка «Ладожские шхеры». Странно думать, но этот человек в 2000 году был заместителем начальника федерального штаба по проведению Всероссийского природоохранного референдума, где предполагалось рассматривать вопросы о необходимости запрета на ввоз и переработку на территории России радиоактивных материалов и о восстановлении упраздненной незадолго до этого Службы лесного хозяйства. Инициативной группе тогда так и не удалось собрать необходимое число подписей в поддержку референдума, и референдум этот не состоялся. Странное, получается дело, но Сидякин Александр Геннадьевич, казалось бы, беспартийный депутат Государственной Думы, но представляющий партию «Единая Россия», был замечен в числе защитников природы, а теперь он находится в противоположном стане? Таким, во всяком случае, он видится местным жителям, которые написали письмо руководителю Администрации Главы Республики Карелия Моисееву А.А.
А вот и содержание этого письма:
«Уважаемый Анатолий Александрович!
Мы являемся коренными жителями пос. Тиурула, Лахденпохского района, Республики Карелия.
Мы постоянно использовали места общего пользования на побережье Ладожского озера вблизи пос. Тиурула для купания и рыболовства. Однако побережье Ладожского озера у моста, ведущего на остров Кильпола, периодически занимает какая-то организация, похожая на рыбоводное хозяйство. Там она занимается разгрузкой кормов и оборудования, как будто это частный промышленный причал, а не территория общего пользования!
Это возмутительно!
Просим Вас принять меры и привлечь к ответу данную организацию».
Письмо это подписали более двадцати человек.
С ПОПРАВКОЙ НА ЭКОЛОГИЮ
В 2012 году в содружестве между финскими и российскими производителями был издан «Экологический справочник для рыбоводной промышленности Северо-Запада России». В числе авторов этого труда значится начальник управления рыбного хозяйства при  Министерстве сельского хозяйства Республики Карелия Игорь Пепеляев. В этом справочнике без всякого пристрастия расписан возможный вред, который может быть нанесён окружающей среде и в целом экологии. Вот лишь некоторые выдержки из этого справочника. По существу всё сводится (или должно сводиться) к:
1. Правильному выбору водоёма, его размерам и степени проточности;
2. Соотношению размеров предприятия по отношению к окружающим условиям водообмена.
Вот как раз это-то сплошь и рядом нарушается, хотя вся документация оформляется весьма красиво и заманчиво. Понятно, что лучшая проточность воды располагается в глубоководных местах водоёма. В настоящее же время, куда ни кинь свой взор, все хозяйства располагаются ближе к берегу. Это осуществляется в целях экономии затрат по обслуживанию садкового хозяйства. И потом, как только дело сдвигается с мёртвой точки, как только будут получены первые прибыли, практически любое предприятие начинает расширяться в этих же зонах, нарушая при этом объёмы выращивания. Экология при этом нарушается моментально: корма оседают на дно, рыба гибнет и от отходов, и от собственных трупов. Можно много говорить и писать о воздействии всех рыбоводческих хозяйств на экологию, но основополагающими принципами нарушения экологии можно считать два: то есть, если место для разведения рыбы выбрано с нарушением требований, и то, что работающее предприятие не соблюдает соотношений размера выпускаемой  продукции и водообмена. Все остальные негативные экологические последствия только усугубят общую картину по нарушению природного баланса.
Вот выдержки о видах экологического воздействия на природу, взятые из справочника:
Экологическое воздействие рыбоводных хозяйств состоит из:
• Использования воды в случаях, когда уровень воды в естественном водоёме регулируется с целью подачи воды на предприятие;
• Территории, занимаемой рыбоводным хозяйством;
• Потребности в энергии (электричество и топливо);
• Процесса производства кормов;
• Выброса сточных вод рыбоводных предприятий;
• Химикатов и материалов, используемых для ухода за рыбой;
• Генетических проблем, связанных с рыбами, сбежавшими из рыбоводного хозяйства.
И это лишь малая толика всех проблем, которые настигнут население Приладожья. И лишь из-за того, что кому-то в кратчайшие сроки очень сильно захотелось разбогатеть. К числу этих «кого-то» относится и депутат Государственной Думы Александр Геннадьевич Сидякин. Но что можно ожидать от людей, которые меняют свои взгляды на жизнь, как кокетка меняет свои перчатки: вчера они в «Справедливой России», сегодня в «Единой России», а завтра перед ними откроются двери ещё какой-нибудь партии.
«А МЫ НАРОД АУКЦИОНОМ!»
Мы не знаем, и знать не можем, как будет называться предприятие на побережье Ладоги, расположенное в непосредственной близости от посёлка Тиурула. Да и надо ли знать нам об этом? – меньше знаешь, крепче спишь? Но, листая страницы Интернета и набирая все нужные тэги и их элементы, я наткнулся на любопытные документы, которые говорят о том, что с людьми давно уже никто не советуется, и на общественное мнение внимания не обращает. Но давайте обо всём по порядку.
10 марта 2016 года в Интернете было опубликовано Извещение о проведении аукциона на право заключения договоров пользования рыбоводными участками, расположенных на водных объектах и (или) их частях на территории Республики Карелия для осуществления индустриальной аквакультуры (рыбоводства). Предметом аукциона стало право заключения договоров. Аукцион проводился на основании приказа Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, расположенному в Санкт-Петербурге. Среди пяти лотов, представленных на Аукцион, был и наш злополучный участок, расположенный в районе живописного залива Ладожского озера с красивым карельским названием Расинселькя. Площадь участка — 12,1 га (площадь пригодная для установки садков и (или) других технических средств – 9,7 га). Тот ли это участок, или другой – не знаю. Я не картограф, да и карт под рукой у меня, чтобы определиться, к сожалению, нет. Но, коль скоро люди забили тревогу, то я полагаю, с этим считаться должны все действующие лица, начиная от организаторов Аукциона, и заканчивая теми, кто стал победителем его и устраивает на участке, который, согласно «Ограничениям», связанным с его использованием, отдан в пользование сроком на 25 лет. А за этот срок можно не только добежать до канадской границы, но и ещё раз попытаться заплутать во льдах и снегах Антарктиды. (В начале 2016 года депутаты Государственной Думы Александр Сидякин и Олег Савченко заблудились в Антарктиде).
Впрочем, если говорить о сроках, то они, возможно поджимают, и в прибрежной полосе семимильными шагами уже в течение двух с лишним месяцев полным ходом идёт строительство хозяйства по разведению рыбы. На речке Кюляярви, впадающей в залив Расинселькя, был снесён старый мостик и заменён новым. Казалось бы, честь и хвала мостостроителям, но эти «честь и хвала» упираются в одно «НО», ставшее ещё одним, пусть и маленьким, но всё же камнем преткновения. И как утверждают местные жители, ремонт моста ни кем не был санкционирован, так как эти действия ни с кем и не согласовывались. А раз так, то, получается, можно творить всё, что угодно? Об этом свидетельствуют останки старого моста, покоящиеся по обе стороны реки под новым мостом. А тем временем воды реки Кюляярви насыщаются креозотом, унося его в залив, а потом и в открытую Ладогу.  Кроме того, в водах залива Расинселькя уже стоят рыборазводные садки, а на побережье располагаются склад сырья и дизельного топлива, конструктивного решения ожидают сложенные в одну кучу  металлоконструкции. Но, как утверждают местные жители, склад кормов и оборудования расположены на сопредельной территории. Во время подсыпки дороги щебнем был нарушен лесной фонд, прорыты дренажные канавы, и все грязевые воды со спокойной совестью спущены в Ладожское озеро. И есть все опасения, что в ближайшем будущем придёт «кайки-лоппи» богатейшему нерестилищу лосося и других ценных пород рыбы, каковым до сих пор считался залив Расинселькя. Что такое «кайки-лоппи»? – В переводе с карельского это означает «ВСЕМУ КОНЕЦ».
Но людей можно умаслить, им можно приказать молчать, их, в конце концов, можно будет куда-нибудь переселить, чтобы не особо-то возмущались, или же обмануть. Но как, скажите, заставить смолчать природу, чтобы она перестала реагировать на варварское к ней отношение? Если приверженцы либеральной демократии живут по принципу «После нас хоть потоп!», так ведь потоп-то для них может наступить не после того как, он может случиться тут как тут?! Ответит им Ладога и безрыбьем ещё, и экологической катастрофой. Им «кому-то», будто бы во имя спасения природного парка «Ладожские шхеры», удаётся пока заполучить лакомые куски как раз на этой самой территории. И, обратите внимание, заполучить вопреки мнению населения Приладожья со стороны Карелии. Но они, однако, забывают о том, что с другой стороны Ладожского озера расположен многомиллионный мегаполис, и население его, если оно почувствует со стороны Ладоги экологическую катастрофу, молчать не будет. И придётся тогда некоторым из действующих лиц не просто заблудиться в своих «антарктидах», но и попроситься жить туда. Впрочем, там тоже электорат есть. Пингвинами зовутся…
Василий Вейкки


Рецензии