Выбор
Весь земной путь человека, как в прочем и каждый его отдельный этап, в том числе, даже сиюминутные жизненные ситуации непременно сопряжены с Выбором.
Научить делать правильный Выбор, наверное, главная задача педагогики.
Предлагаемая для демонстрации в учебных заведениях картина несёт в себе смысловое значение «заповеди»: Выбор - это не кара Небесная, а благодать Земная, ниспосланная людям для самовыражения.
СОСТОЯНИЕ ВЫБОРА ВЫРАЖЕНО В КАРТИНЕ СЮЖЕТОМ:
Летний погожий день с облачностью (временной интервал с 10 до 11 часов), солнечное освещение - слева под углом ~45 градусов.
На центральном плане: река шириной порядка 30 метров, текущая слева направо. В левой части заметное, с бурунами течение (быстрина), в правой части течение более спокойное, плавное.
На переднем плане (правый берег):
- в левой части поваленное в воду дерево (дуб), а также густая «непролазная» поросль (ивняк с ежевикой, крапива);
- справа - ровный берег, покрытый луговой растительностью;
- в центральной части берега: подходящая к реке тропинка, оканчивающаяся небольшим вытоптанным местом, на котором в относительном беспорядке разбросаны джинсы, майка (рубашка) и обувь. Далее расположен стоящий спиной, в плавках, подросток – юноша, лет 15, обычного телосложения, с русыми волосами, который зашёл в воду немного выше щиколоток, с намерением переплыть реку.
На заднем плане (левый берег):
- в левой части пляжный урез с золотистым песком, переходящий в возвышенность с очень редко растущими на ней деревьями (береза, сосна, дуб), мимо которого протекает струящаяся чистая вода, с бликами от солнца. Просматривается узкая полоска чистого горизонта (голубое небо с единичными облаками);
- в центральной части относительно высокий (4-5 метровый) вертикальный песчаный обрыв, под которым ближе к правой части заметно обратное течение воды (воронки), деревья: дуб, сосна, липа;
- правая часть: заиленный, заболоченный берег с соответствующей растительностью, с почти стоячей непрозрачной водой, покрытой грязной плёнкой, пеной. Далее тёмный лес – липа, ольха, ель.
В качестве сопряжения центральной и правой частей заднего плана выступает овраг (лощина).
Правая верхняя часть картины находится под тенью, отбрасываемой облаком (тучей), которое частично отражается в воде.
Изображение на картине обозревается как бы с некой возвышенности.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ «ВЫБОРА» РАСКРЫВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ИЗОБРАЖЁННЫМИ НА КАРТИНЕ ДЕТАЛЯМИ:
• Река отображает жизненный путь в целом, определённый её отрезок либо конкретную жизненную ситуацию, проблему, которую предстоит разрешить.
При этом наблюдаются варианты:
1) плыть против течения;
2) плыть по течению;
3) плыть поперёк реки.
Каждый из Выбранных вариантов ведёт к вполне осязаемым результатам. Переплыв реку можно:
а) оказаться на чистом берегу, с которого открываются ясные горизонты (светлые дали) для дальнейшего, без видимых препятствий, пути;
б) выбраться на болотистый, находящийся в тени берег, где очень неуютно (настораживает и пугает тёмный лес, который ничего хорошего не предвещает);
в) попасть под обрыв, который не даёт никакой возможности взобраться на берег в этом месте. Остаётся опять Выбирать: плыть по течению или против него ибо долго оставаться на плаву в глубоком месте невозможно - утонешь.
• Изображение левой части переднего плана должно дать понять, что начать заплыв возможно только с точки, где находится главный герой или же ниже по течению. Упавшее в воду дерево (коряга) и заросшая «терновником» часть берега не позволяет стартовать из более выгодного положения, безболезненно сократить расстояние до намеченной цели. Это в принципе возможно, но придётся обжечься крапивой и исцарапаться колючками, а это опять Выбор.
• Быстрое течение реки в левой части картины символизирует, что достичь совершенства возможно только путём преодоления трудностей и препятствий. Преодолев бурное встречное течение, добравшись до намеченной, желанной цели (тёплой, чистой песчаной косы), получаешь альтернативу задержаться на достигнутом результате или двигаться дальше к «светлому» будущему.
• Плывя же по течению, не прилагая усилий для преодоления препятствий, есть риск оказаться в неприглядном, тёмном месте, образ которого запечатлён в правой части заднего плана. Выходя на берег в данном месте, непременно рискуешь выпачкаться (измазаться грязью: тиной, ряской, илом).
• Солнце на картине не изображено, но оно воображением зрителя (по отражению в воде и отбрасываемым теням) мысленно дорисовывается, угадывается в правом верхнем углу за границей рамки картины.
Солнце является источником жизни на земле, с ним ассоциируется тепло и свет, к нему естественным образом тянется всё живое. Его «расположение» в картине задаёт правильный, верный ориентир для направления движения при Выборе.
• Отражённая с помощью теней, отбрасываемых облаками, освещённость картины делит её на две части, которые символизируют разграничение на хорошие и плохие поступки (дела). Причём, как это случается в реальной жизни, границы этого деления нечёткие, размытые.
• Пятнадцатилетний возраст юноши указывает на период созревания личности.
В 14 лет выдаётся паспорт гражданина, 14-16 летний возрастной период, по действующему законодательству, характеризуется наступлением уголовной ответственности.
• Оставленная за спиной одежда и обувь может быть интерпретирована воображением как накопленные знания и опыт, т.е. имеющийся за спиной багаж.
• Восприятие картины зрителем ощущается как бы с определённой возвышенности, приводящей к мысли о том, что за Выбором наблюдает, следит Судьба, Провидение, Создатель.
Человек обречён: любое его осознанное действие это Выбор, бездействие - тоже Выбор.
Похоже, что Выбор есть духовная основа существования.
Не имея возможности избавиться от Выбора, тем не менее, человек свободен в нём.
Картина «ВЫБОР» на естественном примере даёт возможность осознать, что достижение вершин совершенства на пути добра происходит только через преодоление.
ЦЕЛЬЮ СЕЙ ПИСАНИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВСЕМ «СВОБОДНЫМ» ХУДОЖНИКАМ, ОБЛАДАЮЩИМ НАВЫКАМИ ЖИВОПИСИ, ВОПЛОТИТЬ В ХОЛСТЕ ВЕРБАЛЬНО НАРИСОВАННЫЙ ОБРАЗ «ВЫБОРА».
Выбор за Вами…
Свидетельство о публикации №216083100707