Письма о методе. Письмо тридцать девятое

     Madame! Каждый человек обладает безмерно богатой внутренней жизнью, но зачастую не осознаёт этого, воспринимая самого себя заурядным простецом или даже тупицей. Однако сознательное наблюдение за своей внутренней, а, значит, и духовной жизнью почти всегда доставляет несравненное – хотя порой и горестное – удовольствие и стремительно развивает природные способности к творчеству.
     Но человеку не дано осознать неимоверное богатство своей духовной, внутренней жизни, если он ещё не утратил своих эгоистических и корыстных устремлений.
     Способность человека к научному познанию определяется нравственным уровнем этого человека. В каждом человеке изначально заложена – Всевышним или Природой – способность создавать самому себе препоны к научному познанию истины, которая – по причине его пороков – сделает его опасным для других людей. Это правило, безусловно, касается и внутренней (духовной) жизни.
     Ведь если человек в полной мере осознал богатство своей внутренней, а, значит, и духовной жизни, то он непременно осознаёт такое же богатство и в других людях. Но внутреннее богатство почти каждого человека соткано из рефлексии, противоречий, соблазнов и искушений, и, познав на самом себе это важное обстоятельство, можно – если сохранять в себе порочные вожделенья – легко и свободно манипулировать другими людьми. Но человеческое сообщество, где каждый с лёгкостью манипулирует другими людьми, не будет жизнеспособным.
     Люди, которые увеличивают количество своих пороков, непременно и быстро тупеют. Но это природное свойство, – а также и моё сужденье, которое я здесь вкратце изложил, – касается как небольших человеческих сообществ, так и самых могущественных государств, ибо свойства любой системы определяются свойствами её составных частей. В данном случае – граждан…   
     Я не боюсь писать все эти фразы, поскольку большинство людей забудет их сразу после прочтенья…


Рецензии