Письма о методе. Письмо тридцать девятое
Но человеку не дано осознать неимоверное богатство своей духовной, внутренней жизни, если он ещё не утратил своих эгоистических и корыстных устремлений.
Способность человека к научному познанию определяется нравственным уровнем этого человека. В каждом человеке изначально заложена – Всевышним или Природой – способность создавать самому себе препоны к научному познанию истины, которая – по причине его пороков – сделает его опасным для других людей. Это правило, безусловно, касается и внутренней (духовной) жизни.
Ведь если человек в полной мере осознал богатство своей внутренней, а, значит, и духовной жизни, то он непременно осознаёт такое же богатство и в других людях. Но внутреннее богатство почти каждого человека соткано из рефлексии, противоречий, соблазнов и искушений, и, познав на самом себе это важное обстоятельство, можно – если сохранять в себе порочные вожделенья – легко и свободно манипулировать другими людьми. Но человеческое сообщество, где каждый с лёгкостью манипулирует другими людьми, не будет жизнеспособным.
Люди, которые увеличивают количество своих пороков, непременно и быстро тупеют. Но это природное свойство, – а также и моё сужденье, которое я здесь вкратце изложил, – касается как небольших человеческих сообществ, так и самых могущественных государств, ибо свойства любой системы определяются свойствами её составных частей. В данном случае – граждан…
Я не боюсь писать все эти фразы, поскольку большинство людей забудет их сразу после прочтенья…
Свидетельство о публикации №216083100760