Мужская проза Захара Прилепина

     Недавно мне попал в руки роман Захара Прилепина «Патологии». Название сначала удивило. Но читая это произведение, начинаю  понимать, о чем оно: в жизни действительно много самых разных патологий, отклонений от нормы, включающих в себя болезни, дисфункции. Но Прилепин пишет о  патологиях социальных, вызванных жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает непонятно почему.
Одним из этих обстоятельств является война, особенно, если она идет в своей стране. Война эта - справедливая для государства, но всегда несправедливая для отдельного человека. Такой стала чеченская война в России, к которой Захар Прилепин имел самое непосредственное отношение. Тот, кто пережил её, держит в своей душе такие эмоции и воспоминания, что они жгут сердце, не дают спать спокойно по ночам, мешают адаптироваться в нормальной жизни.
    «Патологии» - это роман о войне, которую не показывают в вечерних новостях, в которой все участники, вовлеченные в неё, постоянно оказываются в странно драматических и трагических ситуациях, часто нелепых, нелогичных и страшных.
     Начиная читать это произведение, у меня было одно чувство: как грубо и грязно! Но постепенно понимаешь, что оторваться от книги невозможно, что главный герой её, Егор Ташевский, такой беззащитный, с изломанной с детства судьбой, становится вдруг родным, за него начинаешь волноваться, переживать. Городок, в котором он жил и откуда уехал на войну – Святой Спас – такой русский, жалость к псине – русская, превозможение себя в нечеловеческих условиях – тоже русское!
      Захар Прилепин – великий психолог, он понимает суть любого русского человека, поэтому вдруг среди грохота и смерти появляется описание воспоминаний главного героя: «…Было не раннее сентябрьское утро, навстречу по тротуару шли алкоголики и молодые мамы с колясками; и те и другие имеют обыкновение появляться на улице именно в это время.
     Припухлые физиономии алкоголиков и лица молодых мам вызывали во мне нежность; у пьяниц они были иссиня-серого цвета, у женщин – бледно-розового.
Алкоголики топали деловито, им очень хотелось, чтобы все думали, что они идут на работу. Завидев меня или другого молодого человека, они всматривались в нас, определяя для себя, уместно ли позаимствовать у встречного несколько рублей, скажем, на хлеб.
Мамы смотрели вперед, старательно объезжая канавы и лужи, взгляд их был одновременно преисполненным смысла и отсутствующим – мне кажется, такой взгляд у Девы Марии на иконах. Женщины тихо покачивали своими располневшими после родов бедрами, познавшими тяжесть плода».
После этих строк я поняла, что этот роман Захара Прилепина – навсегда мой! Он уже живет в моей душе, моей памяти, и уже финальные сцены я читала со слезами на глазах:
«Дымящимся ледяным утром, когда танки начали бить по школе (где несколько месяцев, окопавшись, сидели русские воины – мальчишки – прим. автора), она уже была пуста.
Мы, очумевшие за ночь, потерявшие рассудок от холода, едва рассвело, побрели куда-то, не способные ни к чему, тупые…
Но по школе стали стрелять с дороги, и мы остановились.
Стояли по пояс в воде, глядя на школу, кривили рты, издававшие сиплые звуки. А в школе уже убили почти всех, кто приехал сюда умереть. Мы, оставшиеся, стояли с обожженными лицами, с обледеневшими ресницами, с больным мозгом, с пьяным зрением, с изуродованными легкими, испытавшими легкий шок…
Вышли к дороге, и нас подобрали.
Горелый черный асфальт растрескался, как сохлый хлеб, когда мы на него ступили. Мимо летела ласточка и коснулась крылом моего лица.
«Мир будет».
     …При выезде из Чечни парни вылезли из машины и расстреляли знак, на котором так и было написано: «Чечня»
    …В самолете Хасан, что-то разыскивая в куртке камуфляжа, вытащил из кармана карты – те самые, в которые мы играли, когда летели сюда. Карты отсырели, раздулись, стерлись. Подумал вяло, что в этом есть какой-то смысл: карты… мы в них играли… в карты…когда летели сюда… Но в этом не было никакого смысла.
    …Мне казалось, что я плачу и собаку обнимаю…  Мне так казалось. Но я не плакал, глядя сухими глазами в потолок. Ни у кого и ни за что не просил прощения.
                Июль 2000 – июнь 2003».

    Три года Прилепин писал свой роман. Три года осмысления и переживания драматических воспоминаний. Три года работы, чтобы мы, читатели, прочтя его, пропустив через свою душу, поняли, что в жизни нет места социальным патологиям. А если человек и попадает в нечеловеческие обстоятельства, он сам должен выбрать, жить ему дальше или сдаться и умереть.
     Пусть летит над землей весенняя ласточка. Мир будет!


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна! Такие вещи читать трудно, поскольку они о страшном и противоестественном - о войне, а она во все времена истории несла лишь разрушение на всех уровнях, от бытового до психологического. Если роман написан так, как вы его прочувствовали, значит автор смог передать свои впечатления настолько жизненно, что читатель видит написанное, словно реальную картину событий... А сколько людей, не умеющих выплеснуть эмоции разрушено пережитым.
Пусть всюду будет мир и только мир, а люди - людьми. Вы очень чуткий читатель.
Удачи вам!

Наталья Коноваленко   27.09.2018 20:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Просто я - читатель-женщина, мать, вот и чувствую по-женски. Пусть наши дети никогда не увидят войну!

Татьяна Дружинина   28.09.2018 22:09   Заявить о нарушении
Пусть наши дети живут в мире!

Наталья Коноваленко   30.09.2018 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.