Две мартышки, черепахи и дядя Автандил

Часть детства я жил в Тбилиси. Последнюю часть детства. Наш шестнадцатиэтажный дом стоял на горе, на окраине. Я жил на пятнадцатом. Из моего окна было видно все, включая ипподром, где потом собирались звиадисты.

В город от нашего дома можно было попасть на автобусе, справа, или пешком по тропинке через горы - слева. Слева росли дикие абрикосы, виноград и миндаль. Дато Курцикидзе однажды весной научил меня есть "нуши" - недозрелый, зеленый, мягкий, нежный миндаль. Есть его надо было с солью. Мы с Дато часто висели на одном большом дереве, и ели, и хвалили нуши.

Момент кончины СССР близился. Люди хотели жрать. И слева от нашего дома начался самозахват бесхозных земель. Однажды мы с Дато пришли, чтобы повисеть на миндальном дереве, но вокруг дерева был забор. За забором дядя Автандил сажал салат и редиску. Он посмотрел на нас недобро и продолжил махать тяпкой.

Когда салат и редиска взошли, Дато, жадно глядя на нуши, сказал: - Давай ему отомстим. - Да, - сказал я. И мы наловили в горах с десяток черепах и перекинули их за забор. К утру грядки были пусты. Всю свежую зелень приговорили черепахи. Мы шли вниз по горе, на расстоянии друг от друга. Сначала Дато сказал: - Здравствуйте, дядя Автандил, - и улыбнулся. Потом я сказал: - Здравствуйте, дядя Автандил, - и улыбнулся. Дядя Автандил смотрел молча и недобро из-под густых бровей.

Когда мы обтрясли в чужом саду черешню и шли обратно, Дато снова сказал: - Здравствуйте, дядя Автандил. И я сказала: - Здравствуйте, дядя Автандил.
Дядя Автандил вдруг приветливо улыбнулся и сказал: - Заходите ко мне, угощайтесь нуши. Мы радостно заскочили в калитку, а она тут же за нами захлопнулась. Я полез было на дерево, но дядя Автандил схватил меня за штаны, снял с дерева и сказал: - Попались, засранцы. Теперь я вас порублю на куски и закопаю в грядке. В вас полно дерьма - это удобрение - вырастет отличная редиска. Он присел на землю достал вино, налил себе стакан, разложил на лепешке сыр, зелень, выпил, откусил от своего бутерброда и сказал: - Залезайте, залезайте на дерево. Кушайте нуши. Вот вам соль. Хочу посмотреть, как вы обожретесь и лопните. Сколько удобрений! Давайте, залезайте, засранцы.

Мы послушно залезли и стали лопать нуши. Мы ели их и ели. Дато мне подмигнул и тихо сказал: - Не бойся, он мой родственник, сейчас напьется и станет добрым. Он всегда злой, когда трезвый, а когда выпьет - становится добрый.

Через некоторое время дядя Автандил сказал: - Эй, мартышки, вы еще не лопнули? - Нет, сказал Дато, - Только пить очень хочется. - Так идите сюда, - сказал дядя Автандил, - Воды у меня нет. А если бы и была, я бы вам не дал. Я придумал вам новую смерть. Я выпил, мне лень вас рубить топором, а потом махать лопатой. Лучше я вас напою вином, вы придете домой пьяные и всю грязную работу сделают ваши родители, - он хрипло засмеялся.

Мы выпили по стакану вина и хотели было обратно лезть на дерево, но Дядя Автандил погрозил пальцем и достал новую бутылку. Он постучал по ней и сказал: - Хорошее вино, хмельное. Племяник из Кутаиси передал. Пейте, сволочи. Особенно ты, Дато, говнюк. Как ты мог со мной так поступить. Надеюсь, что твой отец, Мамука Курцикидзе, нажарит из тебя шашлыка, когда ты приползешь домой пьяный, - он хрипло засмеялся.

Мы распили еще бутылку вина. В глазах у меня все летало. Я сказал: - Дядя Автандил, ты не злой, а хороший, можно я тебя обниму? Дядя Автандил сказал: - Нет, говнюк, пой. Я пока тебя не простил. И я запел: - Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры - дети рабочих... Дядя Автандил захохотал и упал на землю... Потом сказал: - Молодец. Поешь от души. Жалко, вино закончилось. Но есть чача. Сейчас еще по стаканчику - и отпущу вас к маме с папой, они вас через мясорубку пустят, избавят меня от хлопот.

Мы выпили еще чачи и пошли. Дядя Автандил хохотал, кричал нам в след: - Дато, сукин сын, только попробуй сказать Манане, что я тебя напоил. Я тебя точно тогда разделаю и скормлю собакам! Я привяжу тебя к дереву, наловлю змей и засуну тебе в штаны! Я просто тебя живым закопаю! Слышишь меня, говнюк?

Мы еле шли. Дато сказал: - Пошли на озеро, освежимся. Я сказал: - Далеко. Ночь скоро. Идти через горы. Дато сказал: - А ты хочешь в таком виде домой приползти? Я сказал: - Пошли.


Рецензии