Колыбель британского флота

             К О Л Ы Б Е Л Ь     Б Р И Т А Н С К О Г О     Ф Л О Т А.

Герцог  Джон  Монтегю  совершал  пешую  прогулку  по  своим  владениям, расположенным  вдоль  реки  Бьюли, что  в  графстве  Хэмпшир  на  юге  Англии. Было  время  прилива, поэтому  неглубокий  речной  ручеёк  быстро  превращался  в  полноводный  широкий  водный  поток. Река  петляла, делала  повороты, а  за  ней  тёмной  стеной  вставал  девственный  лес  Нью – Форест. В  нескольких  милях  по  течению  Бьюли  располагался  небольшой  порт  под  названием  Баклерс – Хард, который  тоже  был  собственностью  герцога  и  достался  ему  от  бывшего  аббатства  Бьюли. Его  особенностью  являлась  полная  свобода  от  уплаты  королевских  налогов. Обычно, такая  прогулка  доставляла  герцогу  истинное  наслаждение, и  он  радовался  любой  мелочи: будь  то  прохладное  дуновение  ветерка, либо  пение  многочисленных  птиц, водившихся  в  живописном  уединённом  уголке. Однако, сегодня  он  не  замечал  ничего. Расстраивали  плохие  новости  из  колоний, и  вконец  рушилась  давнишняя  мечта – превратить  Баклерс – Хард  в  центр  колониальной  торговли – Монтегю – таун. Всё  дело  в  том, что  герцог Монтегю  являлся  губернатором  двух  островов  Вест – Индии -  св. Винцента  и  св. Люции, богатых  сахарным  тростником. Снаряжённая  им  экспедиция  на  острова  вернулась  ни  с  чем, сахарные  рынки  вместе с  его  владениями  полностью  захватили  французы.
Герцог  долго  перебирал  в  уме  возможные  варианты  нового  выгодного  дела. Первоклассный  лес  имелся  прямо  под  боком, собственное  хозяйство  располагало  хорошими  кузнями, вот  она  река  Бьюли  с пологими  берегами. Да, пожалуй, конечно,  верфи, постройка  больших  кораблей, вот, что  нужно  сейчас  для  Англии. Но  как  быть  с  опытными  корабелами? Правда, на  примете  есть  один  большой  мастер – Генри  Адамс  из  Депфорда.
Приглашённый  на  встречу  молодой  корабел  смущался  и  робел  под  пытливыми  взглядами  герцога:
«Сэр, я, мой  отец  и  брат  посвятили  себя  любимому  делу  на  Депфордских  верфях, поэтому  затрудняюсь  ответить  на  Ваше  предложение. К  тому  же, вряд  ли  многие  из  мастеров  захотят  променять  свои  насиженные  места  на  новые, необжитые».
«Вполне  понимаю  Вас, дорогой  Генри, и  не  тороплю  с  ответом. Хочу  открыть  Вам  одно  заманчивое  предложение, которое  будет  касаться  всех, кто  пожелает  трудиться  в  этих  краях. Пусть  приезжают, я  с  радостью  отдам  каждому  в  аренду  участки  набережной  реки  сроком  на  99  лет  за  символическую  плату  в  семь  пенсов. Но  и  это  ещё  не  всё, за  новый  выстроенный  дом  его  владельцу  я  распоряжусь  выделить  три  лоуда  древесины.»
Генри  Адамс  тогда  ничего  не  ответил, но  крепко  запомнил  условия  герцога.
Решение  переехать  в  Баклерс – Хард  далось  Генри  нелегко. К  тому  времени  он  женился, и  супруги  пришли  к  единодушному  мнению, надо  ехать. Прознав  о  выгодных  условиях  ренты, в  поместье  Монтегю  потянулись  и  другие  мастеровые.
Вскоре  на  холмах  возле  речки  Бьюли  развернулась  большая  стройка – рождался  новый  посёлок  и  верфи. Герцог  Монтегю  потирал  от  радости  руки, раздававшиеся  звуки  пил  и  топоров  были  самыми  благостными  для  души, ведь  в  жизнь  вновь  претворялась  давняя  мечта – создать  Монтегю – таун, который, возможно, затмит  славу  Портсмута.
Спуск  на  воду  первого  корабля, получившего  название  «Салисбэри», превратился  в  настоящий  праздник. Посмотреть  на  это  спешили  тысячи  человек  со  всей  округи. Шёл  1745  год.
За  период  с  1745  по  1808  годы  в  Монтегю – тауне  построили  44  военных  корабля, в  них  тогда  очень  нуждалась  «старушка  Англия». Генри  Адамс  в  должности  управляющего  следил  за  постройкой  каждого  корабля. Известно, что  занятый  рабочий, участвующий  в  деле, имел  свой  номер. Если  Адамса  не  удовлетворяла  продуктивность  работы  какого – то  подчинённого, то  он  снимал  этот  номер  крючком, информируя  тем  самым  того  о  лишении  жалованья  или, в  худшем  случае,  даже  жилья.
В  1764  году  был  построен  самый  большой  по  тем  временам  64 – пушечный  корабль  «Европа». Генри  Адамс  и  его  сыновья  принимали  участие  в  постройке  знаменитого  и  любимого  корабля  Г. Нельсона  -  «Агамемнона», участвовавшего  в  осаде  крепости  Кальви, фрегатов  Трафальгарской  битвы -  «Эвриал»  и  «Свифтшур». Капитан  «Эвриала»  Блэквуд  первым  обнаружил  вражеские  корабли  у  Кадиса  18  октября  1805  года, за  что  и  получил  прозвище  «Nelson s  Watch  Dog».
В  1749  году  скончался  Джон  Монтегю – владелец  Баклерс – Хард  (Мотегю – тауна), а  Генри  Адамс, прожив  ещё  долго, до  92  лет, продолжал  строить  свои  корабли – «Wooden  Walls», которые  с  честью, гордо  неся  британский  флаг, выполняли  поставленные  им  задачи  и  участвовали  во  многих  сражениях  и  экспедициях.
Так, благодаря  предприимчивости  и  деловой  хватке  герцога  Джона  Монтегю, мало  кому  до  этого  известное  место  Баклерс – Хард  стало  настоящей  колыбелью  английского  военного  флота, почитаемое  по  сей  день.

Примечания:
Бьюли -  происходит  от  латинских  слов  «Bellus  Lokus  Regis» - «Красивое  место  короля». Этим  королём  был  Иоанн  Безземельный  (King  John, 1167 – 1216), даровавший  свои  земли  монахам – цистерианцам, чтобы  они  построили  аббатство  и  молились  о  дарителе.
Баклерс – Хард  - «Баклерс»  от  фамилии  целого  поколения, жившего  в  этой  местности, «Хард» - в  данном  случае – «суровый» - характеризует  дикие  берега  Бьюли.
Лоуд – английская  мера  объёма  древесины – 1,12  куб. м.
«Wooden  Walls» - «Деревянные  стены» - английское  название  кораблей с корпусом  из  твёрдой  древесины.

31  августа  2016  г.                Вячеслав  Прытков.
 


Рецензии